г. Москва |
|
12 января 2024 г. |
Дело N А40-137463/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 января 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Титовой И.А.,
судей: Порывкина П.А., Новиковой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Платоновым Д.М.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ТАЛАССА" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.10.2023 по делу N А40-137463/23 по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТАЛАССА" (109240, ГОРОД МОСКВА, МОСКВОРЕЦКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ, ДОМ 7, СТРОЕНИЕ 1, ЭТ 2 ПОМ 44 КОМ 1-3, ОГРН: 1197746131175, Дата присвоения ОГРН: 20.02.2019, ИНН: 7751157128) к МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (125009, ГОРОД МОСКВА, ГНЕЗДНИКОВСКИЙ М. ПЕРЕУЛОК, ДОМ 7/6, СТРОЕНИЕ 1,2, ОГРН: 1087746878295, Дата присвоения ОГРН: 25.07.2008, ИНН: 7705851331) о взыскании задолженности в размере 2 687 427,90 руб.,
При участии в судебном заседании:
от истца: Соловьев А.С. по доверенности от 20.12.2023,
от ответчика: Никитин А.А. по доверенности от 29.12.2023.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТАЛАССА" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к МИНИСТЕРСТВУ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании задолженности в размере 2 687 427,90 руб.
Решением от 13.10.2023 в удовлетворении исковых требований - отказано.
ООО "ТАЛАССА", не согласившись с принятым решением, обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить. По их мнению, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании стороны поддержали свои правовые позиции по спору.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив материалы дела, заслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционных жалоб, находит решение Арбитражного суда города Москвы не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и верно установлено судом первой инстанции, между ООО "Таласса" (Подрядчик) и Министерством Культуры РФ (Заказчик) был заключен государственный контракт от 08.06.2021 N 0173100007721000063 по условиям которого Подрядчик обязался выполнить реставрационные работы на объекте культурного наследия федерального значения "Дом, в котором родился Чернышевский Николай Гаврилович в 1828 г. В доме - мемориальный музей Н.Г. Чернышевского", расположенном по адресу: Саратовская область, город Саратов, ул. Чернышевского, 142 (далее - Объект).
Заказчик перечислил Подрядчику аванс в размере 7 050 000 руб. (50% от цены Контракта, приложение N 2).
В обеспечение Контракта Подрядчиком с Банком был заключен договор о предоставлении банковской гарантии от 01.06.2021 N 1951203.
В ходе исполнения Контракта Заказчиком были приняты работы на сумму 1 124 853 руб. 47 коп., что подтверждают подписанные акт по форме КС-2 от 13.01.2022 N 1 и справка по форме КС-3 от 13.01.2022 N 1.
Решением от 22.08.2022 N 16557-12-02 Заказчик отказался от Контракта в одностороннем порядке по причине невозможности завершения работ в конечный срок (01.12.2022), а также потребовал возвратить неотработанный аванс в размере 5 925 146 руб. 53 коп.
Не согласившись с решением Заказчика, Подрядчик 31.08.2022 направил свои возражения, указывая, что нарушения сроков работ не связаны с обстоятельствами, за которые отвечает Подрядчик, и Подрядчиком выполнен объем работ больший, нежели принят Заказчиком по актам, в связи с чем просил отменить решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Однако решение Заказчиком отменено не было. В связи с односторонним отказом от Контракта Заказчик обратился в ФАС России в целях включения Подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП).
По результатам рассмотрения обращения Заказчика комиссия ФАС России приняла решение об отказе во включении Подрядчика в РНП (решение ФАС России от 12.09.2022 по делу N 22/44/104/330, приложение N 6).
Таким образом, решение об одностороннем отказе было принято Заказчиком в отсутствии на то оснований.
Как указывает истец, до расторжения Контракта аванс был отработан Подрядчиком не только на сумму 1 124 853 руб. 47 коп. (принятые по актам работы), но и на сумму 2 687 427 руб. 90 коп. (фактически выполненные, но не принятые до расторжения Контракта работы).
Так, письмом от 27.12.2022 N 1/27.12 Заказчику были предъявлены на приемку работы, выполненные в период действия Контракта и не принятые Заказчиком. Общая стоимость работ, выполненных и не принятых Заказчиком составляет 2 687 427 руб. 90 коп.
Выполнение Подрядчиком работ подтверждается: Актами КС-2 и КС-3 N 2 от 30.08.2022 г., Исполнительной документацией, Еженедельными отчетами, направлявшимися Заказчику в порядке п. 4.3.38. Контракта.
Так, за период исполнения Контракта за период с августа 2021 по июль 2022 года включительно Подрядчик направил 39 отчетов о ходе выполнения работ, из которых 4 направлены в июне 2022 года, и 5 в июле 2022 года, при том что Заказчик отказался от Контракта 22.08.2022 со ссылкой на выполненный объем работ лишь по акту от 13.01.2022.
Заказчик направил отказ от подписания актов о приемке работ письмом от 24.01.2023 N 980-12-02 на основании того, что Контракт был расторгнут 01.09.2022.
После расторжения Контракта Заказчик направил требование по банковской гарантии о возмещении неотработанного аванса в размере на сумму 5 930 146,53 руб.
Банк, основываясь на принципе независимости банковской гарантии, удовлетворил требования Заказчика и обратился в суд с требованием о возмещении Подрядчиком в порядке регресса выплаченных Заказчику сумм в рамках дела N А31-12096/2022.
При рассмотрении дела между Банком и Подрядчиком было утверждено мировое соглашение, по которому Подрядчик обязался уплатить Банку сумму 6 000 000 рублей, в которую включена вся сумма неотработанного аванса в размере 5 930 146,53 руб. и процентов за просрочку выплаты возмещения Банку.
На основании мирового соглашения 01.03.2023 Банк получил возмещение в размере 6 000 000 рублей.
По мнению истца, до расторжения Контракта Подрядчик выполнил работы на сумму 2 687 427 руб. 90 коп., которые подлежат оплате Заказчиком, и направил Заказчику на приемку акты по форме КС-2 и КС-3 письмом от 27.12.2022 N 1/27.12.
Исходя из вышеизложенного, истец полагает, что на стороне ответчика образовалась задолженность по контракту, который должен погасить в полном объеме.
Претензионные требования ответчиком оставлены без рассмотрения, в связи с чем, истец обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
В силу ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик), обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу, и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять и оплатить ее.
Согласно ст. 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки). Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В соответствии со ст. 711 ГК РФ если договором подряда не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы или отдельных ее этапов, заказчик обязан уплатить подрядчику обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы при условии, что работа выполнена надлежащим образом и в согласованный срок, либо с согласия заказчика досрочно.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику.
В силу ст. 763 ГК РФ Подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Как следует из положений заключенного контракта, Основанием для оплаты выполненных Подрядчиком работ являются подписанная Сторонами справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), подписанный Сторонами акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) с отметкой о приемке выполненных работ лицами, ответственными за осуществление авторского и технического надзора, иные надлежащим образом оформленные документы, указанные в п. 3.2. Государственного контракта, а также наличие подробной 3-х стадийной (до проведения работ, в процессе проведения работ и после проведения работ) цветной фотофиксации, содержащей фотоснимок, наименование предмета (элемента), местоположение предмета (элемента), всего не менее 5 фотографий на каждую позицию акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2), выставленный счет и счет-фактура.
Подрядчик ежемесячно в срок до 25-го числа отчетного месяца представляет Государственному заказчику с сопроводительным письмом оформленный комплект документов (оригиналы): - акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2), - 4 экз. на бумажном носителе, 1 экз. в электронном виде (в формате АРПС и Excel); - справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3) - 4 экз. на бумажном носителе, 1 экз. в электронном виде (в формате АРПС и Excel); - счет на оплату - 1 экз. на бумажном носителе; - счет-фактуру -1 экз. на бумажном носителе; - исполнительную документацию. Комплект исполнительной документации предоставляется: в 1 экз. на бумажном носителе и 1 экз. в электронном виде Государственному заказчику, в 1 экз. - Подрядчику, в 1 экз. - представителям авторского надзора и научного руководства, в 1 экз. - Пользователю объекта.
Комплект исполнительной документации, оформленный в том числе в соответствии с требованиями Ростехнадзора и нормами действующего законодательства Российской Федерации, включает: - накладные на оборудование и материалы (при закупке оборудования); - ОС-15 (при монтаже оборудования); - договор с полигоном и справки на вывоз мусора (при вывозе мусора); - акты на возврат материалов (при демонтаже); - счета-фактуры на материалы; - счета-фактуры по каждому закупленному материалу (в подтверждение оплаты Подрядчиком) и товарные накладные (в подтверждение доставки и отгрузки подрядчиком материалов на объект); - журнал учета выполненных работ (форма N КС-6а), с указанием в наименовании работ и затрат ссылок на соответствующие схемы в исполнительной документации, представленных в подтверждении выполненных объемов работ; - акты приемки ответственных конструкций, акты освидетельствования скрытых работ, в соответствии с формой, утвержденной Ростехнадзором, а также другие акты по технологии работ; - исполнительные схемы выполненных работ, заверенные Подрядчиком, отражающие объемы выполненных работ; - копии паспортов качества применяемых материалов (изделий), сертификатов на применяемые материалы, заверенные Подрядчиком; 5 - подробную 3-х стадийную (до проведения работ, в процессе проведения работ и после проведения работ) цветную фотофиксацию, содержащую фотоснимок, наименование предмета (элемента), местоположение предмета (элемента), всего не менее 5 фотографий на каждую позицию акта о приемке выполненных работ (форма N КС-2); - выкопировки из журнала авторского надзора (если имеются ссылки на них); - при проведении инъекционных работ должно учитываться следующее: исполнительные схемы на устройство инъекционных шпуров, журнал бурения инъекционных скважин, акт приемки инъекционных отверстий после бурения, таблица расхода инъекционных материалов с указанием параметров давления, акт подготовки основания под бурение, акт проведения чеканочных работ, сертификат и паспорт на чеканочный материал, акт проведения инъекционных работ, сертификат и паспорт на инъекционный материал, журнал входного контроля материалов, журнал бурения, журнал инъекционных работ; - копии актов и протоколов лабораторных испытаний изделий и материалов, заверенные Подрядчиком; - стоимость оборудования, конструкций, материалов, изделий, приобретаемых по цене поставщика, оплачивается по фактической стоимости, подтверждаемой первичными платежными документами.
Подготовительные работы, получение разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, иной разрешительной документации осуществляются в срок с даты заключения Государственного контракта до даты получения разрешения на проведение работ (но не более 30 дней с даты заключения Контракта), производство работ, предоставление авторскому надзору исполнительной документации (реестры актов на скрытые работы, трехстадийная фотофиксация для включения в научно-реставрационный отчет); - сдача отчетныхдокументов в соответствие со ст. 3 Государственного контракта - подготовка и сдача Государственному заказчику акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (Приложение N 5) и акта о выполнении обязательств по Государственному контракту (Приложение N 6) осуществляется с даты получения разрешения на проведение работ до 01 декабря 2022 года
Как следует из материалов дела, в связи с нарушением сроков выполнения работ, ответчик направил в адрес истца решение (письмо N 16557-12-02 от 22.08.2022 г.) об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта по следующим основаниям.
В адрес Подрядчик была направлена претензия 14.03.2022 г. за исх. N 3387-12-02 с требованием оплатить сумму штрафа в размере 5 000 руб. 00 коп. за ненадлежащее исполнение п. 3.2 Контракта.
На дату принятия настоящего решения вышеуказанная претензия в добровольном порядке не оплачена.
Согласно п. 2 ст. 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрена возможность расторжения Контракта в связи с односторонним отказом Государственного заказчика от исполнения Контракта.
Согласно п. 11.5 Контракта Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе в следующих случаях: 11.5.2. если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с вышеизложенным Государственный заказчик принял решение о расторжении Контракта в порядке статьи 95 Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ и пунктов 11.5 и п.п. 11.5.2 Контракта.
Настоящее решение вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через 10 (десять) дней с даты надлежащего уведомления Государственным заказчиком Подрядчика.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом
Частью 12 статьи 95 Закона N 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение трех рабочих дней, следующего за датой принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
Согласно части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 1, 2 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Как следует из разъяснений, данных в п. 14 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 22.11.2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" при осуществлении стороной права на одностороннее изменение условий обязательства или односторонний отказ от его исполнения она должна действовать разумно и добросовестно, учитывая права и законные интересы другой стороны ( п. 3 ст. 307, п. 4 ст. 450.1 ГК РФ).
В силу положений статей 715, 717 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора подряда в одностороннем порядке как при наличии допущенных подрядчиком нарушений условий договора, так при отсутствии таковых при условии оплаты выполненных подрядчиком работ до отказа от исполнения договора.
Из материалов дела следует, что в рассматриваемом случае заказчик воспользовался своим правом и принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением подрядчиком сроков выполнения работ.
Исходя из положений статей 450, 453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон, следовательно, все неисполненное по сделке подлежит возврату.
В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60 ГК РФ), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Акт приемки работ является основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ (п. 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда") и при его неподписании заказчик должен представить доказательства обоснованного отказа от принятия работ (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.09.2019 N 305-ЭС19-9109, постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2012 N 12888/11). в силу положений статей 702, 711 ГК РФ основанием для возникновения у заказчика денежного обязательства по оплате работ является совокупность следующих обстоятельств - надлежащее выполнение работ и передача их результата заказчику.
Положениями действующего законодательства не предусмотрена сдача выполненных работ после расторжения договора, а, следовательно, у заказчика в данном случае не возникает обязанности по приемке результата работ после расторжения договора.
Так, отказ в подписании направленных актов, а также односторонний отказ в исполнении государственного контракта послужило следующее.
Согласно п. 11.5 Контракта Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в том числе в следующих случаях: 11.5.2. если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На дату принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта Подрядчиком выполнены, а Государственным заказчиком принято работ на сумму 1 124 853 руб. 47 коп. что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) N 1 от 13.01.2022 и составляет 7,9 % от всего объема работ.
Таким образом, за период с 08.06.2021 г. по 19.08.2022 (437 дней) выполнено 7,9 % от всего объема работ.
Вышеизложенное явно свидетельствует о невозможности выполнения Подрядчиком 92,1 % объема работ, предусмотренного Контрактом до 01.12.2022 (104 дня), с учетом обязательной подготовки и утверждения научно-реставрационного отчета в порядке п. 7 ст. 45 Закона N 71-ФЗ, на которую условиями Контракта и закона отведено 90 рабочих дней.
При таких обстоятельствах Государственный заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта в порядке ч. 2 ст. 715 ГК РФ.
Из представленных доказательств следует, что ответчиком неоднократно направлялись мотивированные отказы в приемке работ, а именно от 24.01.2023 N 980-12-02, от 03.03.2023 N 3961-12-02 в соответствии с которыми Ответчик указывал на существенные недостатки представленной документации.
В части существенных недостатков следует отметить, что в представленной отчётности отсутствуют подписи представителей технического и авторского надзора, в отсутствие которых приёмка работ по сохранению объекта культурного наследия не представляется возможной.
Так, согласно п. 1. ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Из взаимосвязи ст. 2 ГК РФ и ст. 2 Закона N 73-ФЗ следует, что нормы Закона N 73-ФЗ являются специальными по отношению к общим нормам гражданского законодательства и подлежат преимущественному применению к спорным правоотношениям по Контракту, поскольку предметом Контракта является сохранение объекта культурного наследия.
В соответствии с п. 3.1 Контракта Основанием для оплаты выполненных Подрядчиком работ являются подписанная Сторонами справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), подписанный Сторонами акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) с отметкой о приемке выполненных работ липами, ответственными за осуществление авторского и технического надзора...
Согласно п. 5.10 ГОСТ Р 56254-2014 подписание актов освидетельствования скрытых работ, актов освидетельствования участков сетей инженерно-технического обеспечения, актов о приемке промежуточных работ, актов о приемке выполненных работ осуществляется уполномоченным представителем технического надзора.
Согласно абз. 4 п. 7.1 ГОСТ Р 56254-2014 физические и юридические лица, осуществляющие технический надзор, обязаны принимать участие в подписании подготовленных подрядной организацией актов о приемке выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия в части видов, объемов и стоимости выполненных работ, за исключением видов и объемов работ, выполненных с ненадлежащим качеством или не в соответствии с проектными решениями.
Согласно абз. 6 п. 8.1 ст. 8 ГОСТ Р 56200-2014 Физические и юридические лица осуществляющие научное руководство и авторский надзор, имеют право проверять и визировать (подписывать) подготовленные подрядчиком акты о приемке выполненных работ в части перечня видов выполненных работ (без подтверждения их объемов и стоимости), исключая при этом из них виды работ, выполненные с ненадлежащим качеством или не в соответствии с проектными решениями.
Абзацем 11 п. 7.9 ГОСТ Р 56200-2014 предусмотрена обязанность лиц, осуществляющих авторский надзор по участию в работе комиссий по приемке выполненных работ по сохранению объектов культурного наследия, в совместной с представителями технического надзора приемке отдельных ответственных конструкций и узлов, в составлении актов освидетельствования скрытых работ, актов на вновь выявленные и дополнительные работы.
Согласно п. 3.5 Контракта работы, выполненные Подрядчиком с отклонениями от проектной и сметной документации, технических условий, требований норм и правил выполнения данных работ, установленных законодательством Российской Федерации, а также условий настоящего Государственного контракта, не подлежат оплате Государственным заказчиком до устранения Подрядчиком таких отклонений.
В соответствии с положениями ст. 711 и 720 ГК РФ предъявленный к оплате результат работ должен соответствовать условиям заключенного сторонами договора (контракта).
Соответствующие замечания в адрес Истца были направлены мотивированными отказами от 24.01.2023 N 980-12-02 и от 03.03.2023 N 3961-12-02.
О каких-либо препятствиях в оформлении отчётной документации со стороны авторского и/или технического надзора Истец в порядке ст. 716 ГК РФ не сообщал, обратное материалами дела не подтверждается.
Кроме того, ФГБУ "Росгосэкспертиза" было произведено обследование предъявляемых Истцом работ.
На основании данного обследования было составлено заключение от 30.09.2022 N ТЭ-06-30-09-22 в соответствии с которым выявлено некачественное выполнение Истцом работ, препятствующее их приемке.
В порядке ст. 721 ГК РФ приёмка и оплата работ, не соответствующих установленному качеству, не допускается.
В соответствии с пунктом 4.3.2. Контракта Подрядчик обязуется выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами работы в сроки, предусмотренные Графиком исполнения Государственного контракта (Приложение N 3 к Контракту) и Графиком производства работ (Приложение N 10 к Контракту), обеспечив их надлежащее качество, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), проектной документацией на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, со Сметой с приложением Сводного сметного расчета и Локальных сметных расчетов Контракта (Приложение N 4 к Контракту).
В соответствии с пунктом 3.2. Контракта и пунктом 23 Технического задания к Контракту в редакции дополнительного соглашения от 13.08.2021 г. N 3 к Контракту Подрядчик не реже 1 (одного) раза в отчетный период представляет Государственному заказчику с сопроводительным письмом оформленный комплект документов (оригиналы). При этом, под отчетным периодом понимается промежуток времени равный 3 (трем) календарным месяцам. Первый отчетный период начинает исчисляться с даты получения Подрядчиком разрешения на проведение работ.
Комплект представляемых документов установлен согласно перечню пункта 3.2 Контракта.
Отчетные документы за период с ноября 2021 по январь 2022 поступили в адрес Государственного заказчика только 24.02.2022, что подтверждается сопроводительным письмом за вх. N 22/12-1533.
Таким образом, Истцом допущено нарушение п. 3.2. Контракта.
Пунктом 5.1. Контракта установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.2. Контракта каждая Сторона должна исполнять свои обязанности, вытекающие из настоящего Контракта надлежащим образом, оказывая другой Стороне всевозможное содействие в выполнении ею своих обязательств. Сторона, нарушившая свои обязательства по настоящему Контракту, должна без промедления устранить допущенные нарушения.
Пунктом 5.5. Контракта установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения (в том числе в случае непредставления Подрядчиком в срок, предусмотренный Контрактом, отчётных документов), размер штрафа устанавливается (при наличии в Контракте таких обязательств) в следующем порядке: 5 000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно).
Так, еженедельные отчеты направляются по установленной форме и не соответствуют полноте документов, представляемых согласно п. 3.2 Контракта, имеют информационно-уведомительный характер и не связаны со сдачей-приёмкой работ.
Таким образом, претензия от 14.03.2022 за N 3387-12-02 направлена Истцу в соответствии с условиями Контракта и действующего законодательства.
В силу п. 14 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком Решение размещено в ЕИС 22.08.2022.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 22.08.2022 является датой надлежащего уведомления.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика нарушения условий Контракта не устранены, Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 02.09.2022.
При этом, согласно представленным в дело доказательствам, истец не устранил нарушения по контракту, следовательно, указанное решение не подлежало отмене в порядке ч. 14 ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023)
Между тем, нарушение сроков выполнения работ и даже расторжение заказчиком договора строительного подряда по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи 715 ГК РФ, не освобождает последнего от оплаты выполненных подрядчиком работ по правилам статьи 717 ГК РФ, то есть пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора.
При этом статья 717 ГК РФ не определяет срок, в течение которого подрядчик должен предъявить заказчику результат фактически выполненных работ для того, чтобы иметь право на получение оплаты.
Следовательно, в силу положений вышеуказанных статей ГК РФ при прекращении действия договора подряда подрядчик сохраняет за собой право на получение оплаты за уже выполненную до прекращения договорных отношений часть работ.
Иное толкование приведенных норм права ведет к неосновательному обогащению заказчика использующего работы, выполненные до расторжения договора в соответствии с условиями договора (указанная правовая позиция подтверждена постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2018 по делу N А06-8861/2016, постановлениями ФАС Поволжского округа от 03.03.2011 по делу N А65-34458/2009, от 05.05.2014 по делу N А12-13359/2013).
Представленные в материалы дела доказательства не подтверждают выполнение работ надлежащего качества в соответствии со ст. 721 ГК РФ, а также положениям строительным нормам и правилам.
Так, в обоснование факта наличия выполненных работ представлены акты освидетельствования.
Однако, акты освидетельствования скрытых работ - это документ, составляемый после приемки представителями заказчика, подрядчика и авторского надзора выполненных работ, скрываемых последующими работами.
В акте освидетельствования скрытых работ фиксируют, как были выполнены работы, которые впоследствии невозможно проверить без демонтажа или вскрытия элементов объекта строительства.
Тем самым, Акты освидетельствования скрытых работ - являются промежуточными документами, подтверждающими выполнение скрытых работ.
Как следует из Решения ФАС России от 12.09.2022 по делу N 22/44/104/330 на заседании Комиссии представитель подрядчика пояснил, что ООО "Т" письмом от 13.07.2021 N 7/13.07 направило запрос Заказчику о предоставлении документов, без которых невозможно получить Разрешение.
На заседании Комиссии установлено, что Разрешение получено подрядчиком 29.07.2021 со сроком до 01.12.2022.
Таким образом, в период с даты заключения Контракта до 29.07.2021 (52 дня) Работы не начаты по не зависящим от подрядчика обстоятельствам.
Кроме того, в ходе выполнения Работ подрядчиком выявлены несоответствия между переданной для выполнения работ рабочей документацией и фактическим состоянием Объекта, а именно: в проектно-сметной документации не учтены работы по реставрации печей и деревянных колонн, работы по замене или ремонту ставней на окнах, в связи с чем подрядчик направил в адрес Заказчика письмо от 13.07.2021 N 2/13.07, где просит внести корректировки в рабочую документацию, так как данное обстоятельство препятствует исполнению обязательств по Контракту.
В силу ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Подрядчик, не предупредивший заказчика об обстоятельствах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо продолживший работу, не дожидаясь истечения указанного в договоре срока, а при его отсутствии разумного срока для ответа на предупреждение или несмотря на своевременное указание заказчика о прекращении работы, не вправе при предъявлении к нему или им к заказчику соответствующих требований ссылаться на указанные обстоятельства.
Согласно ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Пунктом 1 статьи 719 ГК РФ предусмотрено, что подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 405 ГК РФ должник не считается просрочившим, пока обязательство не может быть исполнено вследствие просрочки кредитора.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.03.2011 N 14344/10, пунктом 3 статьи 405 ГК РФ должник освобожден от ответственности перед кредитором за нарушение срока исполнения обязательства только в случае, если должник по зависящим не от него, а от кредитора причинам не может исполнить обязательство в срок.
Согласно положениям гражданского законодательства, срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
Вместе с тем, представленные доказательства свидетельствуют, что предусмотренный объем работ по контракту за период с 08.06.2021 г. по 19.08.2022 г. составлял 7,9 % от всего объема работ.
При этом, спорные акты, подписанные в одностороннем порядке выполнены на сумму 2 687 427,90 руб., когда сумма работ по контракту составила 14 100 000 руб., что свидетельствует тот факт, что объем выполненных работ до окончания сроков выполнения работ истцом не будет исполнен.
Суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что подрядчик как лицо осуществляющее предпринимательскую деятельность на профессиональной основе в случае наличия встречного неисполнения приостановить выполнение работ, что в данном случае не последовало.
Более того, как следует из положений п. 1.4 Контракта Подрядчик при подписании настоящего Государственного контракта: - рассмотрел проектно-сметную документацию по Объекту, размещенную в Единой информационной системе закупок, в полном объеме и не имеет замечаний по её содержанию; - в полном объеме оценил срок выполнения работ и признает его достаточным для выполнения всех работ по Государственному контракту, в том числе для получения всех необходимых согласований, разрешений, оформления Акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, подготовки полного комплекта отчетной документации. В случае возникновения просрочки, Подрядчик не вправе ссылаться на недостатки проектно-сметной документации и/или недостаточность срока, необходимого для выполнения работ по Государственному контракту.
В силу п. 2.2 Контракта Подрядчик полностью ознакомился со всеми условиями, которые влияют или могут повлиять на стоимость и сроки выполнения работ, убедился в характере и содержании работ, принял во внимание общие и местные условия, а именно: грунтовые, климатические, сейсмические, водные и погодные условия расположения Объекта, а также все прочие аспекты, которые могут повлиять на ход работ, учел в своих расчетах свои расходы и прибыль, и в будущем не будет иметь права требования иных платежей, за исключением предусмотренных в Государственном контракте.
Работы, выполненные Подрядчиком с отклонением от условий Государственного контракта, проектной документации, требований исходных данных, а также нормативно-правовых актов, оформляются актом между Подрядчиком и Государственным заказчиком и не подлежат оплате до устранения Подрядчиком выявленных недостатков, дефектов.
Согласно п. 3.5 контракта Работы, выполненные Подрядчиком с отклонениями от проектной и сметной документации, технических условий, требований норм и правил выполнения данных работ, установленных законодательством Российской Федерации, а также условий настоящего Государственного контракта, не подлежат оплате Государственным заказчиком до устранения Подрядчиком таких отклонений.
Для проверки выполненных Подрядчиком работ по Государственному контракту в части их соответствия условиям Государственного контракта и иным установленным требованиям в случаях, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Государственный заказчик вправе провести экспертизу выполнения работ с привлечением эксперта, экспертной организации. В случае, если по результатам такой экспертизы установлены нарушения требований Государственного контракта, не препятствующие приемке выполненных работ, в заключении могут содержаться предложения об устранении данных нарушений, в том числе с указанием срока их устранения. При принятии решения о приемке или об отказе в приемке выполненных работ Государственный заказчик учитывает отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций.
Согласно п. 4.3.2 контракта выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами работы в сроки, предусмотренные Графиком исполнения Государственного контракта (Приложение N 3 к настоящему Государственному контракту) и Графиком производства работ (Приложение N 10 к настоящему Государственному контракту), обеспечив их надлежащее качество, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к настоящему Государственному контракту), проектной документацией на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, со Сметой с приложением Сводного сметного расчета и Локальных сметных расчетов (Приложение N 4 к настоящему Государственному контракту), в соответствии с действующим законодательством в сфере сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, требованиями ГОСТов и СНиПов, технических условий, технических регламентов, иных нормативов, норм, положений, инструкций, правил, указаний, в том числе носящих рекомендательный характер, действующих на территории Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями Государственного заказчика, органов местного самоуправления, уполномоченных контролировать, согласовывать, выдавать разрешения, и наделенных другими властными полномочиями в отношении создаваемого результата работ, иными требованиями, изложенными в настоящем Государственном контракте.
Ознакомиться со всеми условиями, приложениями к настоящему Государственному контракту, связанными с выполнением работ, и принять на себя все расходы, риск и трудности выполнения работ, изучить все материалы (приложения) настоящего Государственного контракта и получить полную информацию по всем вопросам, которые могли бы повлиять на сроки, стоимость и качество работ.
Доказательств того, сдача спорных работ производилась в соответствии с условиями контракта, а также до их расторжения в материалы дела не представлено.
Согласно Определению Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 30.07.2015 N 305-ЭС15-3990 по делу N А40-46471/2014 следует, что поскольку заказчик организует и осуществляет приемку результата работ за свой счет, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, следовательно, обязанность по приемке выполненных работ возложена на заказчика. Риски неисполнения обязанности по организации и осуществлению приемки результата выполненных работ несет заказчик, поэтому уклонение от принятия работ не должно освобождать заказчика от их оплаты.
Акты выполненных работ хотя и являются наиболее распространенными в гражданском обороте документами, фиксирующими выполнение подрядчиком работ, в то же время не являются единственным средством доказывания соответствующих обстоятельств. Законом не предусмотрено, что факт выполнения работ подрядчиком может доказываться только актами выполненных работ (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Так, в определенных случаях в качестве доказательства выполнения работ может быть признан акт законченного строительством объекта.
Между тем, в рамках настоящего дела, фактически истец не представил относимых, допустимых документальных доказательств сдачи выполненных работ.
В соответствии со ст. 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим кодексом и другими Федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования или возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В качестве доказательств допускаются письменные и вещественные доказательства, объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио-видеозаписи, иные документы и материалы.
Согласно ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.
Арбитражным процессуальным законодательством установлены критерии оценки доказательств в качестве подтверждающих фактов наличия тех или иных обстоятельств.
Доказательства, на основании которых лицо, участвующее в деле, обосновывает свои требования и возражения должны быть допустимыми, относимыми и достаточными.
Признак допустимости доказательств предусмотрен положениями ст. 68 АПК РФ.
В соответствии с указанной статьей обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Достаточность доказательств можно определить как наличие необходимого количества сведений, достоверно подтверждающих те или иные обстоятельства спора.
Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является основанием не признавать требования лица, участвующего в деле, обоснованными (доказанными).
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание тот факт, что доказательств надлежащего исполнения истцом условий контракта в материалы дела не представлено, в связи с отсутствием доказательств сдачи выполненных работ на заявленную сумму, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом исковые требования о взыскании задолженности удовлетворению не подлежат.
Доводам заявителя апелляционной жалобы судом первой инстанции дана соответствующая правовая оценка, оснований для переоценки которой у апелляционной коллегии не имеется.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам, и вопреки доводам жалобы, основаны на правильном применении судом норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 АПК РФ, для отмены либо изменения принятого по делу решения.
Руководствуясь ст.ст. 110, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2023 по делу N А40-137463/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Титова |
Судьи |
П.А. Порывкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-137463/2023
Истец: ООО "ТАЛАССА"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
23.04.2024 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-7753/2024
12.01.2024 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-83679/2023
17.11.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-137463/2023
13.10.2023 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-137463/2023