город Москва |
|
30 января 2019 г. |
дело N А40-187904/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 28.01.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Карачаево-Черкесской Республики
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2018
по делу N А40-187904/18, принятое судьей Сизовой О.В.,
по заявлению Правительства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1020900511818)
к Министерству финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636)
третьи лица: 1. Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1030900709245), 2. Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1080917004860), 3. Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1030900721840) 4. Управление Федерального казначейства Российской Федерации; 5. Федеральное казначейство Российской Федерации (ОГРН 1047797019830)
о признании недействительными приказа; извещения о признании решения о бесспорном взыскании;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Лобова Е.Н. удостоверение N 5150;
от третьих лиц - 1-4. не явились, извещены, 5. Савастлеев А.А. по доверенности от 13.12.2018;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2018 в удовлетворении заявленных Правительством Карачаево-Черкесской Республики требований о признании недействительным приказа от 04.05.2018 N 438, извещения о принятии решения о бесспорном взыскании от 28.05.2018 N 19-09-02/36027, отказано.
Не согласившись с решением суда, Правительство Карачаево-Черкесской Республики обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе, представитель в судебное заседание не явился, извещены.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики, Управление Федерального казначейства по Карачаево-Черкесской Республике, Управление Федерального казначейства Российской Федерации (представители в судебное заседание не явились, информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте суда и картотеке арбитражных дел), Федеральное казначейство Российской Федерации.
В судебном заседании представители Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства Российской Федерации возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, представлены письменные пояснения, которые приобщены к материалам дела.
Из материалов дела, в период с 16.01.2018 по 09.02.2018 в отношении Министерства сельского хозяйства КЧР проведена внеплановая камеральная проверка соблюдения условий софинансирования субсидий из федерального бюджета, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации, в частности бюджету КЧР в 2015.
Контрольные мероприятия проведены в рамках предоставленных п. 3 ст. 166.1 и ст. 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочий по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, осуществляемых Федеральным казначейством Российской Федерации, в том числе через территориальные органы, в порядке, предусмотренном Правилами осуществления Федеральным казначейством Российской Федерации полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092.
По результатам проверки органом внутреннего финансового контроля (п. 3 ст. 265 БК РФ) оформлен акт камеральной проверки от 26.03.2018 (п. 44 Правил N 1092), копия которого в тот же день вручена должностному лицу Министерства сельского хозяйства КЧР, о чем имеется подпись и указана дата вручения 09.02.2018.
Согласно акту проверки в деятельности Минсельхоза КЧР выявлены бюджетные нарушения в виде нарушения условий софинансирования, установленных Соглашением от 05.02.2015 N -266/17-с (в редакции дополнительных соглашений: N 1 от 25.02.2015 (N 212/17-с), N 2 от 06.03.2015 (N 265/17-с), N 3 от 03.04.2015 (N 421/17-с), N 4 от 30.04.2015 (N 614/17-с), N 5 от 15.06.2016 (N 855/17-с), N 6 от 02.06.2015 (N 1079/17-с), N 7 от 02.09.2015 (N 12776/17-с), N 8 от 30.10.2015 (N 1683/17-с) при исполнении расходных обязательств КЧР на реализацию мероприятий в отрасли сельского хозяйства, софинансируемых за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, в частности, на мероприятие "субсидии на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования, в области растениеводства" в рамках подпрограммы "развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" государственной программы Российской Федерации "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, и продовольствия на 2013-2020 годы" (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717).
Нарушение Минсельхозом КЧР бюджетного законодательства, в частности условий софинансирования расходных обязательств Карачаево-Черкесской Республики квалифицируется в соответствии со ст. 306.8 Бюджетного кодекса Российской Федерации, как нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, определяемых Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации в соответствии с п. 3 ст. 132 названного Кодекса, за совершение которого применяется бюджетная мера принуждения в виде бесспорного взыскания в доход федерального бюджета суммы средств из бюджета публично-правового образования, которому предоставлены межбюджетные трансферты из федерального бюджета, использованные с нарушением условий предоставления (расходования).
Акт проверки и прилагаемые к нему материалы направлены в Федеральное казначейство для принятия решения о направлении в Министерство финансов Российской Федерации уведомления о применении бюджетных мер принуждения (п. п. 46, 47 и 71 Правил N 1092).
Акт проверки и материалы направлены в Министерство финансов Российской Федерации с уведомлением о применении бюджетных мер принуждения от 03.04.2018 N 07-04-04/09-5694.
На основании указанного уведомления министром финансов Российской Федерации издан оспариваемый приказ от 04.05.2018 N 438, в соответствии с которым из бюджета КЧР бесспорно взыскана сумма средств в размере 1.543.166, 29 руб. в доход федерального бюджета на счет главного распорядителя бюджетных средств - Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, которое предоставляло субсидии бюджету субъекта Российской Федерации.
Распорядительной частью приказа предписано Федеральному казначейству исполнить в 2018 году бюджетную меру принуждения в отношении Правительства КЧР (Министерства сельского хозяйства КЧР) путем бесспорного взыскания суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджету КЧР, за счет доходов, подлежащих зачислению в бюджет КЧР, в сумме, рассчитанной по состоянию на 03.04.2018 и перечислить взысканные средства в федеральный бюджет на счет получателя 40101810500000001901 "Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Министерство сельского хозяйства Российской Федерации л/с 04951000820)".
Во вводной части приказ содержит ссылки на основания его издания, такие как: факт бюджетного нарушения в виде нарушения условий предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, установленных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 N 1371, предоставленной на осуществление мероприятия, на Соглашение от 05.02.2015 N 66/17-с и уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 03.04.2018 N 07-04-04/09-5694.
Приказ N 438 издан министром финансов Российской Федерации в пределах полномочий, предусмотренных п. 6 ст. 166 (до 18.07.2018) и п. 1 ст. 306.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым министр финансов Российской Федерации имеет право в случае выявления бюджетных нарушений принять решение о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, и (или) суммы платы за пользование указанными средствами и пеней за их несвоевременный возврат, а также в соответствии с п. 10.13 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 издать соответствующий ненормативный приказ.
Не согласившись с указанным приказом, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований суд первой инстанции исходил из соответствия действующему законодательству оспариваемого акта.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Согласно п. 1 ст. 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применениибюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно п. 5 ст. 306.2 названного Кодекса под уведомлением о применении бюджетных мер принуждения в целях Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается документ органа государственного (муниципального) финансового контроля, обязательный к рассмотрению финансовым органом, содержащий основания для применения предусмотренных названным Кодексом бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Из указанных норм следует, что положения Кодекса не предусматривает в качестве оснований для издания министром финансов Российской Федерации приказа о применении бюджетных мер принуждения иные документы, такие как представление, предписание, извещение о принятии решения о бесспорном взыскании, основанием издания приказа является только уведомление о применении бюджетных мер принуждения.
В этой связи довод заявителя о невыдаче ему предписания для применения бюджетной меры принуждения отклоняется.
Указанный приказ в части порядка его принятия, полномочий должностного лица, принявшего приказ, порядка проведения контрольных действий УФК по КЧР и действий Федерального казначейства по оформлению и направлению уведомления о БМП в Министерство финансов Российской Федерации, а также сроков направления указанных документов и принятия приказа N 438 заявителем не оспариваются, из заявления не следует таких доводов.
Следовательно, в соответствии с ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указанные обстоятельства считаются признанными стороной, поскольку прямо ею не оспорены.
В этой связи, Минфин России указывает на фактические обстоятельства совершения бюджетного нарушения в виде нарушения условий софинансирования при исполнении Минсельхозом КЧР и Правительством КЧР расходных обязательств КЧР с использованием средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (п. 1 ст. 132 БК РФ).
Согласно п. 3 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции на момент предоставления субсидии) установлено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
В соответствии с п. 1 ст. 130 названного Кодекса, межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абз. 3 - 5 ст. 129 Кодекса устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Среди межбюджетных трансфертов, указанных в ст. 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрены субсидии.
Частью 3 ст. 7 Федерального закона N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, критерии и методику (нормативы) определения объема субсидий, предоставляемых субъектам Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 26.19 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" из федерального бюджета могут предоставляться субсидии бюджету субъекта Российской Федерации для долевого финансирования расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
Исходя из указанных норм следует, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать условия предоставления (расходования) субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также определять уровни объемов и порядок расчета таких объемов предоставляемых субсидий, субсидии предоставляются на условиях долевого финансирования (софинансирования).
Согласно п. 2 ст. 115 Конституции Российской Федерации и абз. 4 ст. 23 Федерального Конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Следовательно, Правила предоставления субсидий должны соблюдаться всеми без исключения участниками межбюджетных отношений, получающими субсидии из федерального бюджета. Такие участники межбюджетных отношений в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации именуются получателями средств федерального бюджета.
В соответствии с указанными нормами Правительством Российской Федерации постановлением от 22.12.2012 N 1371 утверждены и введены в действие Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (в редакции, действующей в период предоставления субсидий).
Указанными Правилами предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ субъектов Российской Федерации и (или муниципальных программ, в частности на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования (п. 2 Правил N 1371).
К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), и крестьянские (фермерские) хозяйства (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства").
Для целей софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации перечень мероприятий, предусмотренных правовыми актами (программами) субъектов Российской Федерации, должен соответствовать нормативным правовым актам Российской Федерации (то есть программам, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации, подп. "а" п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999).
Указанное требование названных Правил является одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета, вытекающее из принципа целевого и адресного назначения субсидий, установленного ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Помимо указанного условия, названные Правила содержат ряд обязательных условий, к которым отнесены такие как наличие утвержденной государственной программы субъекта Российской Федерации (муниципальной программы) (содержащей соответствующие мероприятия); наличие средств в бюджетах субъектов Российской Федерации (местных бюджетах) на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации (расходных обязательств муниципальных образований) (на реализацию мероприятий программ); наличие нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, устанавливающих порядок и условия предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий (за счет собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации).
Аналогичные условия содержит п. 3 Правил N 1371.
Указанные условия не являются исчерпывающими и свидетельствуют о том, что в случае утверждения субъектом Российской Федерации соответствующих федеральной программе мероприятий в программе субъекта Российской Федерации по развитию сельского хозяйства, на осуществление которых в бюджете субъекта предусмотрены соответствующие бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации в виде ассигнований, утвержденных законом о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год, и правил субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидий из бюджета субъекта, Российская Федерация предоставит субсидии на софинансирование таких мероприятий.
Кроме указанных условий, Правила содержат финансовые условия предоставления субсидий, определяющие объемы субсидий, порядок расчетов объемов предоставляемых субсидий, уровни софинансирования и порядок использования (расходования) предоставляемых субсидий с учетом принципа софинансирования.
Правилами N 1371 (п. 8) предусмотрен размер субсидии, предоставляемый в зависимости от расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год после распределения дотаций, рассчитанный в соответствии с методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации".
Термин "уровни софинансирования" по смыслу означает пропорцию (в процентном соотношении либо в соотношении между конкретными суммами средств или в коэффициентах в виде десятичной дроби) между объемами средств субсидии из федерального бюджета и собственными средствами бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление программных мероприятий.
Согласно п. 11 Правил N 1371 субсидии предоставляются на основании соглашения, заключаемого между Минсельхозом России и высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, форма которого утверждается Минсельхозом России, а содержание Соглашения должно соответствовать положениям Правил N 999.
Указанные положения в их системном взаимодействии означают, что Соглашением о предоставлении субсидии устанавливается не только адресное распределение субсидии и собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации, но и конкретные размеры (объемы) выделяемых средств, как субсидии за счет федерального бюджета, так и за счет собственных средств бюджета субъекта по каждому программному мероприятию и виду субсидии исходя из видов кредитов (займов), установленных Правилами N 1371.
Таким образом, указанные Правила предоставления субсидий из федерального бюджета содержат условия софинансирования, определяемые долевым соотношением между средствами субсидии из федерального бюджета и средствами бюджета субъекта РФ, направляемыми на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
При этом в соответствии с Правилами N 1371 конкретное соотношение объемов средств федерального и регионального бюджетов устанавливается в заключаемом между Минсельхозом России и высшим исполнительным государственным органом субъекта Российской Федерации Соглашении о предоставлении субсидий из федерального бюджета, которые стороны согласуют между собой, устанавливая в Соглашении конкретные суммы расходов за счет двух бюджетов (в том числе за счет консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации) на выполнение мероприятий региональной программы, и, заключая такое Соглашение, одновременно принимают на себя расходные обязательства в объемах сумм бюджетных средств, указанных в Соглашении.
Согласно абз. 20 ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации под расходными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году (абз. 21 ст. 6 БК РФ).
Указанные обязательства одновременно являются публичными обязательствами Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в силу абз. 22 ст. 6 названного Кодекса, согласно которому под публичными обязательствами понимаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Согласно п. 3 ст. 219 Кодекса получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
Правила N 1371 содержат положения об обязательном возврате остатков средств субсидии, неиспользованной в текущем финансовом году субъектом Российской Федерации, в федеральный бюджет по окончании соответствующего финансового года (п. п. 19, 21, 22 Правил N 1371).
Также Правилами N 1371 предусмотрено условие принудительного возврата средств (путем взыскания) неиспользованных субсидий либо использованных с нарушением целевого назначения или условий предоставления (расходования) субсидий, а также в случае отсутствия потребности в субсидиях (п. п. 22, 23, 24, 25, Правил N 1371, п. 22 Правил N 999).
Положения Правил N 1371, регулирующие обязательный и принудительный возврат в федеральный бюджет неиспользованных средств субсидий (межбюджетных трансфертов) и (или) образовавшихся их остатков, предусмотрены пунктом 5 статьи 242 БК РФ.
Положения п. 5 ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются императивными и подлежат неукоснительному соблюдению всеми участниками бюджетных отношений (в том числе межбюджетных отношений), получателями средств федерального бюджета.
Таким образом, с учетом указанных положений бюджетного законодательства о расходных и бюджетных обязательствах, Российская Федерация и Карачаево-Черкесская Республика, заключая Соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета, и, предусматривая в Соглашении конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, из закона КЧР о республиканском бюджете на 2015 год и региональной программы развития сельского хозяйства, одновременно принимают на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной программы N 717, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции (доле) предоставляются субсидии из федерального бюджета.
Во исполнение государственной программы N 717, указанных Правил между Минсельхозом России и Правительством КЧР заключено Соглашение о предоставлении субсидий от 05.02.2015 N 66/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета КЧР в 2015 году (Соглашение N 66/17-с).
Предметом Соглашения N 66/17-с (в том числе в ред. доп. соглашений, приложение N 1 к Соглашению) является предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе на "возмещение процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования".
В соответствии с п. 1.3 Соглашения N 66/17-с высший исполнительный орган использует субсидии, указанные в п. 1.2 Соглашения (имеет ссылку на приложение N 1 к Соглашению, которым установлен перечень субсидий с указанием сумм бюджетных средств), в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных КЧР.
Пунктом 2.2.1 Соглашения N 66/17-с установлено обязательство высшего исполнительного органа о финансировании расходов по направлениям и в объемах, установленных в приложениях N 1 и N 2 Соглашения (в приложении N 1 указаны федеральные средства на субсидии, в приложении N 2 - бюджетные средства КЧР, то есть расходные обязательства).
Согласно п. 3.3 Соглашения N 66/11-е Высший исполнительный орган несет ответственность за целевое использование субсидий, предоставленных бюджету КЧР, достоверность, полноту и своевременность представления в Минсельхоз России сведений, а также за соблюдение условий, установленных Соглашением.
Пунктом 3.4 Соглашения N 66/17-е предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по Соглашению, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Соглашения.
Указанные выше условия Соглашения в их совокупности позволяют прийти к выводу, что в случае сокращения расходных обязательств КЧР, подлежащих исполнению в объемах, установленных Соглашением, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае не возврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
В то же время указанные условия Соглашения устанавливают принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета КЧР при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств КЧР, который Республикой как публично-правовым образованием при осуществлении фактических расходов был нарушен.
При соблюдении указанных условий (пропорции) и, в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов) в результате, например, эффективного проведения торгов, такое сокращение расходов не может возникнуть только у бюджета Республики, оно возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета.
При этом установленная Соглашением пропорция средств бюджетов, вытекающая из объемов принятых сторонами расходных обязательств, должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при реализации программных мероприятий.
Возникновение остатка средств только в средствах Республики указывает на нарушение баланса интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы Республикой в полном объеме (то есть с перерасходом), а собственные средства Республики при этом незаконно сэкономлены, в нарушение принятых на себя расходных обязательств.
Соответственно, при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и Республиканского бюджетов, КЧР не вправе в одностороннем порядке изменять уровни софинансирования в обход условий Соглашения и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств республиканского бюджета, а также в силу абз. 5 ст. 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, орган внутреннего финансового контроля пришел к обоснованным выводам о нарушении условий софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств КЧР Минсельхозом КЧР.
О нарушении условий софинансирования указано в акте проверки и уведомлении.
Кроме того, указанные выводы контрольного органа основаны на отчетах о расходовании бюджетных средств, в том числе субсидий, которые Минсельхоз КЧР направлял в Минсельхоз России, а также на платежных документах, полученных в процессе контрольных мероприятий.
Направление таких отчетов предусмотрено условиями указанного выше Соглашения.
При этом Минфин России отмечает, что оспаривая приказ N 438, заявитель, по сути, оспаривает сведения своих же отчетов, отраженные в акте проверки и уведомлении о БМП, на основе которых принят данный приказ.
В частности, из акта проверки (п. 10, стр. 33-35), уведомления о БМП (раздел V, стр. 13-14) следует, что на мероприятие общий объем средств за счет субсидии из федерального бюджета и средств бюджета КЧР (далее - за счет средств двух бюджетов) был предусмотрен в размере 37.490.400 руб., из которых: за счет средств федерального бюджета - 35.490.400 руб.; за счет бюджета КЧР - 1.868.000 руб.
Фактический (кассовый) расход средств двух бюджетов на осуществление мероприятия составил 30.862.004 руб., из которых за счет средств федерального бюджета - 30.862.004 руб.; за счет бюджета КЧР - 0 руб.
Из указанных объемов фактических расходов за счет средств двух бюджетов видно, что субъектом Российской Федерации получена экономия средств на всю сумму расходных обязательств бюджета КЧР, тогда как средства федерального бюджета израсходованы в размере 30.862.004 руб., при этом остаток средств субсидии не возвращен в федеральный бюджет.
При снижении общего расхода бюджетных средств (уменьшение потребности) до фактически израсходованного уровня средства федерального бюджета могли были израсходованы в объеме не более 29.318.837, 71 руб.
Нарушение условий софинансирования выразилось в перерасходе средств федерального бюджета на сумму 1.543.166, 29 руб., что отражено в приказе N 438.
Расчет размера перерасхода средств федерального бюджета выполнен по методике, утвержденной приказом Минфина России от 31.03.2017 N 53н и основан на математических принципах расчета долей в общем объеме средств.
Правила N 999, в частности, подп. "a(l)" п. 10 Правил N 999, на который сослался заявитель в целях предложения иной методики расчета размера суммы взыскания, в данном случае не применимы, поскольку в качестве бюджетного нарушения заявителю вменяется нарушение условий софинансирования, а не нарушение графиков выполнения работ или не достижение показателей результативности предоставления субсидии, предусмотренные в качестве оснований для возврата средств субсидий в федеральный бюджет именно Правилами N 999 (п. п. 16, 19).
При этом подп. "a(l)" п. 10 Правил N 999 утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2017 N 1519, п. 5 которого формуле расчета размера нарушения при нарушении условий софинансирования придана обратная сила. В то же время положения подп. "a(l)" п. 10 Правил N 999 регулируют не вопрос возврата средств федерального бюджета из бюджетов субъектов Российской Федерации, а установление уровней софинансирования в процентах в соглашениях, заключаемых с 2018, однако такое изменение не отменяет соотношение между суммами средств двух бюджетов в Соглашении N 66/11-е о предоставлении субсидий.
Таким образом, из приведенных результатов контроля исполнения бюджетных и расходных обязательств КЧР следует, что Минсельхоз КЧР в отсутствие экономических обоснований полностью сократил расходные обязательства КЧР за счет средств бюджета КЧР и неосновательно получил экономию средств бюджета КЧР за счет перерасхода средств федерального бюджета (субсидии) на сумму 1.543.166, 29 руб., предоставленных КЧР как публично-правовому образованию на исполнение расходных обязательств Республики, тем самым нарушены условия софинансирования, установленные Правилами N 1371 и Соглашением N 66/17-е о предоставлении субсидий.
При этом КЧР, сократив свои расходные обязательства, по сути, не исполнила собственный закон о республиканском бюджете на 2015 год, тем самым выявила снижение общей потребности в бюджетных средствах на указанное программное мероприятие, в том числе за счет предоставленной субсидии из федерального бюджета, которая при таких обстоятельствах была неосновательно получена в республиканский бюджет в повышенном размере, что также указывает на нарушение бюджетного законодательства и интересов Российской Федерации.
Нарушение условий софинансирования расходных обязательств, допущенное КЧР, свидетельствует о нарушении условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 ст. 306.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Пунктом 2 ст. 306.2 названного Кодекса предусмотрены бюджетные меры принуждения, к которым, в том числе отнесено бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 306.8 Кодекса нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Довод заявителя о достижении показателей результативности предоставления субсидии при таких обстоятельствах является несостоятельным, поскольку не может оправдывать незаконное получение экономии средств республиканского бюджета за счет перерасхода средств федерального бюджета.
Указанные доводы Минфина России подтверждаются судебной практикой по делам: N А40-21933/2018, N А40-228313/2017, А40-56443/2017, N А40-54528/2017, N А40-231052/2017, N А40-11349/2018, А40-187843/2018 (КЧР), А40-187934/2018 (КЧР), А40-46285/2018 (Ярославль), А40-26964/18 (Томск), в том числе с участием Счетной палаты Российской Федерации, выявившей в указанных делах за 2017 год нарушения субъектами Российской Федерации условий софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
Доводы заявителя со ссылкой на постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11.03.1998 N 8-П и от 12.05.1998 N 14-П о необходимости доказывания вины и установлении соразмерности при применении публично-правовой ответственности применительно к действиям Правительства КЧР и Минсельхоза КЧР, допустивших как получатели средств федерального бюджета бюджетное нарушение, является несостоятельными. в связи с чем правомерно отклонены судом первой инстанции.
Таким образом, приказ N 438 издан Минфином России обоснованно и направлен на восстановление баланса интересов публично-правового образования - Российской Федерации, за счет перерасхода бюджетных средств которой КЧР получила необоснованную экономию средств республиканского бюджета при снижении общей потребности в бюджетных средствах на осуществление программных мероприятий и, в частности, - в средствах федерального бюджета.
Как указывает Минфин России взысканная сумма средств не превышает размера ранее предоставленной суммы субсидии из федерального бюджета, следовательно, ее взыскание не влечет убытки в региональном бюджете и не нарушает права Правительства КЧР, поскольку такие средства являются средствами публично-правового образования - КЧР, а не собственными средствами Правительства КЧР или Минсельхоза КЧР.
В рассматриваемом случае оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя, доказательств обратного не представлено.
Рассмотрев требование заявителя о признании недействительным извещения о принятии решения о бесспорном взыскании от 28.05.2018 N 19-09-02/36027, судом первой инстанции обоснованно и мотивировано прекращено производство в указанной части по делу.
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для отмены судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2018 по делу N А40-187904/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
Д.Е. Лепихин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.