Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 мая 2019 г. N Ф05-5904/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 января 2019 г. |
Дело N А40-146119/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А. Чеботаревой,
Судей: |
Т.Б. Красновой, В.А. Свиридова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.М. Бегзи, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ Культуры "Агентство по управлению и использованию памятников и культуры"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2018 по делу N А40-146119/18, принятое судьей Дранко Л.А.
по заявлению ФГБУ Культуры "Агентство по управлению и использованию памятников и культуры" (ИНН 7705395248, ОГРН 1027739550156)
к Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ИНН 7708701670, ОГРН 1097746349535)
третьи лица: 1) ФГБУ культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева", 2) Министерство культуры Российской Федерации
о признании незаконным Распоряжения от 15.02.2017 N 124 в части
при участии:
от заявителя: Солянин А.М. по дов. от 25.12.2018;
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: 1) не явился, извещен; 2) Смирнова Л.Н. по дов. от 22.12.2016;
УСТАНОВИЛ:
ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее заявитель, Агентство) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Территориальному Управлению Федерального Агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ Росимущества в городе Москве, ответчик) о признании незаконными пунктов 7,8,9,10 Распоряжения от 15.02.2017 г. N 124 (далее - Распоряжение).
Решением суда от 19.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, а также на неполное выяснение обстоятельств и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению Агентства, срок на обжалование Распоряжения не был нарушен заявителем. Также Агентство считает, что у ТУ Росимущества по Москве полномочий собственника на момент издания Распоряжения не имелось.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель Министерства культуры Российской Федерации в судебном заседании поддержал позицию подателя апелляционной жалобы.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие их представителей.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд, заслушав объяснения заявителя и третьего лица, с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с поручением от 09.10.2015 N АП-06/42161 Росимущество поручило ТУ Росимущества в городе Москве совместно с ФГБУК АУИПИК проработать вопрос включения объектов культурного наследия в Реестр федерального имущества и осуществить соответствующие мероприятия, а также установило перечень
объектов культурного наследия 2 группы I этапа - объектов казны Российской Федерации на территории Москвы, закрепленных за Агентством на основании ранее изданных, но не исполненных совместных распоряжений Минкультуры России и Минимущества России (п. 25 ул. Скаковая, д. 3, стр. 8).
На основании обращения Министра культуры Российской Федерации В.Р. Мединского от 25.08.2015 N 12378-01-55-ВМ к Мэру города Москвы С.С. Собянину, издано Распоряжение Правительства Москвы от 07.07.2016 N 339 РП о передаче в собственность Российской Федерации зданий, расположенных по адресу: г. Москва, ул. Скаковая, д. 3, стр. 1, стр. 8 (т.1 л.д.34-35).
Территориальное управление издало распоряжение от 15.02.2017 N 124, которым федеральное имущество, расположенное по адресу г. Москва ул. Скаковая, д. 3, стр 1, стр. 8 (далее - Объект) было закреплено на праве оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Н. Касаткиной и В. Василева (далее - Театр).
Право собственности Российской Федерации на здание, являющееся частью Объекта, расположенное по адресу Москва, ул. Скаковая, д. 3 стр. 1 (далее - Здание N 1), было зарегистрировано 31.03.2017 N 77:09:0005015:1121-77/012/2017-3.
Право собственности Российской Федерации на здание, являющееся частью Объекта, расположенное по адресу Москва, ул. Скаковая, д. 3 стр. 8 (далее - Здание N 2), было зарегистрировано 30.06.2017 N 77:09:0005015:1116-77/012/2017-2.
На основании совместного распоряжения Минкультуры РФ и Минимущества РФ от 22.12.2000 N 429/1367-р и Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 05.07.2017 N 0100-000033 Агентство обратилось в Управление Росреестра по городу Москве (далее - Управление) с заявлением от 07.07.2017 N 77/100/506/2017-4668 о регистрации права оперативного управления Агентства в отношении Здания N2 (стр. 8).
Уведомлением от 18.07.2017 N 77/100/506/2017-4668 Управление приостановило государственную регистрацию права оперативного управления Агентства на Здание N 2.
Уведомлением от 16.04.2018 N 77/100/506/2017-4668 Управление отказало в государственной регистрации права оперативного управления Агентства на Здание N 2
(получено Агентством 28.04.2018).
В целях осуществления государственной регистрации Агентство повторно обратилось в Управление с заявлением от 18.04.2018 вх. N 77/005/231/2018-3614 о государственной регистрации права оперативного управления Агентства на Здание N2.
Уведомлением от 27.04.2018 N 77/005/231/2018-3614 государственная регистрация права оперативного управления Агентства на Здание N 2 приостановлена.
21.05.2018 на Здание N 2 было зарегистрировано право оперативного управления за ФГБУ культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева N 77:09:0005015:1116-77/009/2018-4.
Основанием для государственной регистрации права оперативного управления ФГБУК ГАТКБ является распоряжение ТУ Росимущества в городе Москве от 15.02.2017 N 124 (далее - Распоряжение).
Полагая Распоряжение незаконным в части пунктов 7, 8, 9, 10 Распоряжения от 15.02.2017 г. N 124, заявитель обжаловал его в арбитражный суд.
Поддерживая решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление об оспаривании ненормативного правового акта может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Письмом от 19.12.2017 N 4028/7 ФГБУК "АУИПИК" обратилось в Территориальное управление по вопросу утверждения актов приема-передачи Объектов в оперативное управление ФГБУК "АУИПИК" на основании распоряжения Минкульта России и Министерства имущественных отношений РФ от 22.12.2000 N429/1367-р.
Письмом от 24.01.2018 N И22-06/1191 Территориальное управление сообщило ФГБУК "АУИПИК", что в соответствии с поручением Росимущества от 20.11.2017 N СА-06/44235 Территориальное управление утвердило акты приема-передачи в оперативное управление федеральной организации, фактически использующей Объекты.
Этим же письмом Территориальное управление вернуло ФГБУК "АУИПИК" акты приема - передачи без утверждения.
Исходя из вышеизложенного, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что ФГБУК "АУИПИК" пропустило срок, установленный п. 4 ст. 198 АПК РФ, на обжалование ненормативного правового акта, не заявив ходатайство о восстановлении пропуска данного срока.
Пропуск процессуального срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом, так как из Письма от 24.01.2018 N И22-06/1191 заявителю было известно о невозможности утвердить акты приема-передачи, так как Объекты переданы федеральной организации, фактически использующей Объекты. Об этом же фактически указано в оспариваемом Распоряжении.
Таким образом, о нарушении прав и законных интересов заявителю стало известно с момента получения письма ответчика от 24.01.2018 N И22-06/1191 - с 24.01.2018 г. Заявление подано в суд 22.06.2018, то есть с пропуском срока на обращение.
Апелляционным судом отклоняются доводы жалобы относительно полномочий ответчика на издание соответствующего Распоряжения.
Судом первой инстанции были рассмотрены указанные доводы заявителя и обоснованно им отклонены.
В соответствии с п. 5.3 разд. II Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы в силу ст. 78 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.1 раздела II Положения о Территориальном управлении Росимущества в городе Москве, утвержденного приказом Росимущества от 05.03.2009 N 67, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника отношении федерального недвижимого имущества, закрепленного за федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными государственными учреждениями, зарегистрированными на территории города Москвы, а также в отношении федерального недвижимого имущества, расположенного на территории города Москвы, в том числе, составляющего казну Российской Федерации.
Учитывая, что оспариваемое Распоряжение издано ответчиком в рамках полномочий собственника, нарушений законодательства при издании Распоряжения не было допущено, оснований для признания недействительным Распоряжения не имеется.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что кроме оспариваемых пунктов, Распоряжение от 15.02.2017 N 124 содержит в себе алгоритм действий заинтересованных лиц по передаче Объектов из собственности города Москвы в собственность Российской Федерации, в том числе, в нем указано, что оно является основанием для возникновения права собственности Российской Федерации на передаваемое недвижимое имущество. Право собственности Российской Федерации возникает с даты утверждения акта приема-передачи (п.4). Отделу регистрации ТУ Росимущества дано поручение оформить право собственности Российской Федерации на недвижимое имущество, указанное в п.1 настоящего распоряжения (п.5). И только по завершении мероприятий, указанных в пунктах 5 и 6 распоряжения, пунктом 7 Распоряжения предписано закрепить на праве оперативного управления имущества за ФГБУ культуры "Государственный академический театр классического балета под руководством Наталии Касаткиной и Владимира Василева".
Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное предписание, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины в силу пп.1.1 п.1 ст. 333.37 НК РФ, уплаченная им государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы на основании ст. 104 АПК РФ подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.10.2018 по делу N А40-146119/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ФГБУ Культуры "Агентство по управлению и использованию памятников и культуры" из федерального бюджета государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей,
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-146119/2018
Истец: ФГБУ КУЛЬТУРЫ "АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РФ, ФГБУ КУЛЬТУРЫ "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА ПОД РУКОВОДСТВОМ Н. КАСАТКИНОЙ И В. ВАСИЛЕВА"