Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 мая 2019 г. N Ф07-2838/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
30 января 2019 г. |
Дело N А56-114564/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 января 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Царегородцевым Е.А.
при участии:
от заявителя: Костюнин Д.А., по доверенности от 31.07.2018, Яцевский Ю.Б., по доверенности от 28.06.2018
от ответчика: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32845/2018) АО "СтройТрансНефтеГаз" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2018 по делу N А56-114564/2018 (судья Лебедева И.В.), принятое
по заявлению АО "СтройТрансНефтеГаз"
к Сибирскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
об оспаривании постановления
установил:
Акционерное общество "СтройТрансНефтеГаз" (далее - заявитель, Общество, АО "СТНГ") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор, Управление, административный орган) от 30.08.2018 N 25-140/18юл о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 110 000 руб.
Решением суда от 07.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе АО "СТНГ" просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению Общества, с 07.08.2018 предметом государственного строительного надзора не могло являться несоответствие выполняемых работ и применяемых материалов требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 N 384-ФЗ), что исключает вменяемый Обществу состав правонарушения. Заявитель также ссылается на применение норм Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 340-ФЗ) и статьи 1.7 КоАП РФ. Податель жалобы ссылается на наличие допущенных Управлением процессуальных нарушений при рассмотрении административного дела, а также неправомерное игнорирование судом первой инстанции устного ходатайства заявителя о злоупотреблении Управлением своими правами и неполучении отзыва на заявление.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Управление, извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в соответствии с частью 3 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителя административного органа.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения N 03-25-06/593 от 27.04.2018 Управлением при проведении проверочных мероприятий в период с 21.05.2018 по 18.06.2018 в отношении лица, осуществляющего строительство, - АО "СТНГ", на объекте капитального строительства "Терминал по хранению и отгрузке смеси пропана-бутана технического (СПБТ) в районе г. Куйбышев. Объекты ж.-д. хозяйства", расположенного по адресу: Новосибирская область, Куйбышевский район, Октябрьский сельсовет, выявлены нарушения требований градостроительного законодательства, технических регламентов, а именно:
1. Люди на территории строительной площадки находятся без защитных касок - нарушены требования ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Проект шифр 12038/СП1д-ПОС.ПЗ лист 53; п. 5.13 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования".
2. Разделы N N 1 (список инженерно-технического персонала лица, осуществляющего строительство, занятого при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства), 2 (перечень специальных журналов, в которых ведется учет выполненных работ, а так же журналов авторского надзора лица, осуществляющего подготовку проектной документации), 6 (перечень исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства) Общего журнала работ N 4 не заполнены - нарушены требования п. 4 ч. 1, ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч. 8 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ); ч. 3 постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре..."; раздел II п.п. 8, 8.1, 8.2, 8.5, РД-11-05-2007 "Порядок ведения общего и (или) специального журнала...".
3. Вагончики на строительной площадке не оборудованы медицинскими аптечками с необходимым набором медицинских средств первой помощи пострадавшим - нарушены требования ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Проект шифр 12038/СП1д-ПОС.ПЗ лист 48.
4. Щиты на строительной площадке не укомплектованы пожарным инвентарем - нарушены требования ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Проект шифр 12038/СП1д-ПОС.ПЗ лист 52, 55.
5. Арматура на строительной площадке складируется в нарушение требований СНиП - нарушены требования ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Проект 12038/СП1дПОС.ПЗ; п. 6.3.3 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования".
6. Отсутствуют стремянки для спуска в котлованы - нарушены требования ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Проект шифр 12038/СП1д-ПОС.ПЗ лист 52.
7. Работы по устройству бетонной подготовки выполнялись с 05.03.2018 по 02.04.2018 (согласно АОСР N 5/3 от 02.04.2018), работы по устройству опалубки, армокаркаса и закладных деталей МН126-3 выполнялись с 11.03.2018 по 12.03.2018 и освидетельствованы АОСР N 6/3 от 12.03.2018. Последующие работы начаты до освидетельствования предшествующих работ - нарушены требования п. 3 ч. 1, ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч. 8 ст. 54 ГрК РФ; ч. 3 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре..."; п. 10 Порядка о проведении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства РФ N468 от 21.06.2010.
8. Работы по устройству бетонной подготовки выполнялись с 05.03.2018 по 02.04.2018 (согласно АОСР N 5/3 от 02.04.2018), работы по устройству бетонного ленточного фундамента Фл1 выполнялись с 12.03.2018 по 01.04.2018 и освидетельствованы АОСР N 7/3 от 01.04.2018. Последующие работы начаты до освидетельствования предшествующих работ - нарушены требования п. 3 ч. 1, ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч. 8 ст. 54 ГрК РФ РФ; ч. 3 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре..."; п. 10 Порядка о проведении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства РФ N468 от 21.06.2010.
9. Работы по устройству бетонного ленточного фундамента Фл1 выполнялись с 12.03.2018 по 01.04.2018 (согласно АОСР N 7/3 от 01.04.2018), работы по устройству гидроизоляции фундамента Фл1 выполнялись с 26.03.2018 по 26.03.2018 и освидетельствованы АОСР N 8/3 от 26.03.2018. Последующие работы начаты до освидетельствования предшествующих работ - нарушены требования п. 3 ч. 1, ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч. 8 ст. 54 ГрК РФ; ч. 3 постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре..."; п. 10 Порядка о проведении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства РФ N468 от 21.06.2010.
10. Работы по засыпке пазухов железобетонного фундамента Фл1 выполнялись с 28.03.2018 по 31.03.2018 (согласно АОСР N 9/3 от 31.03.2018), работы по монтажу здания мобильного (инвентарное) М-К3-6,0-3,5-3,5 выполнялись с 29.03.2018 по 06.04.2018 и освидетельствованы АОСР N 10/3 от 06.04.2018. Последующие работы начаты до освидетельствования предшествующих работ - нарушены требования п. 3 ч. 1, ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч. 8 ст. 54 ГрК РФ; ч. 3 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре..."; п. 10 Порядка о проведении строительного контроля, утвержденного постановлением Правительства РФ N468 от 21.06.2010.
11. Работы по разработке котлована до проектных отметок выполнялись с 07.03.2018 по 12.03.2018 (согласно АОСР N 2/4 от 12.03.2018), работы по устройству щебеночного основания с уплотнениями 7 слоев h=200 мм. выполнялись с 09.03.2018 по 12.03.2018 и освидетельствованы АОСР N 3/4 от 12.03.2018. Последующие работы начаты до освидетельствования предшествующих работ - нарушены требования п. 3 ч.1, ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч. 8 ст. 54 ГрК РФ; ч. 3 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре..."; п. 10 Порядка о проведении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства РФ N468 от 21.06.2010.
12. Работы по устройству бетонной подготовки выполнялись с 12.03.2018 по 25.03.2018 (согласно АОСР N 5/4 от 25.03.2018), работы по устройству опалубки, армокаркаса и закладных деталей МН 126-3 выполнялись с 18.03.2018 по 19.03.2018 и освидетельствованы АОСР N 6/4 от 19.03.2018. Последующие работы начаты до освидетельствования предшествующих работ - нарушены требования п. 3 ч. 1, ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч. 8 ст. 54 ГрК РФ; ч. 3 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре..."; п. 10 Порядка о проведении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства РФ N468 от 21.06.2010.
13. Работы по устройству бетонного ленточного фундамента Фл1 выполнялись с 21.03.2018 по 03.04.2018 (согласно АОСР N 7/4 от 03.04.2018), работы по устройству гидроизоляции фундамента Фл1 выполнялись с 26.03.2018 по 27.03.2018 и освидетельствованы АОСР N 8/4 от 27.03.2018. Последующие работы начаты до освидетельствования предшествующих работ - нарушены требования п. 3 ч. 1, ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч. 8 ст. 54 ГрК РФ; ч. 3 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре..."; п. 10 Порядка о проведении строительного контроля, утвержденного постановлением Правительства РФ N468 от 21.06.2010.
14. Работы по засыпке пазухов железобетонного фундамента Фл1 выполнялись с 28.03.2018 по 31.03.2018 (согласно АОСР N 9/4 от 31.03.2018), работы по монтажу здания мобильного (инвентарное) М-К3-6,0-3,5-3,0 выполнялись с 29.03.2018 по 06.04.2018 и освидетельствованы АОСР N 10/4 от 06.04.2018. Последующие работы начаты до освидетельствования предшествующих работ - нарушены требования п. 3 ч.1, ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч. 8 ст. 54 ГрК РФ; ч. 3 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре..."; п. 10 Порядка о проведении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства РФ N468 от 21.06.2010.
15. На территории строительной площадки образующиеся отходы хранятся в нарушение требований проектной документации, а именно: вне установленных мест - нарушены требования ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; Проект шифр 12038/СП1д-ООС.ПЗ лист 38.
16. На строительной площадке отсутствует закрытая герметичная тара для хранения образующихся отходов - нарушены требования ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; Проект шифр 12038/СП1д-ООС.ПЗ лист 38.
17. Лом и отходы черных металлов в виде изделий, кусков, не пригодные для дальнейшего использования, должны храниться в металлических контейнерах, установленных на площадке с твердым покрытия - нарушены требования ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; Проект шифр 12038/СП1д-ООС.ПЗ лист 39.
18. Пиломатериал на строительной площадке складируется в нарушение требований СНиП - нарушены требования ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Проект 12038/СП1д-ПОС.ПЗ; п. 6.3.3 СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть I. Общие требования".
19. При визуальном осмотре работы по монтажу свай, станции Наливная. Смотровая эстакада 1, не соответствуют требованиям проектной документации. Проектной документацией предусмотрено грани свай параллельно цифровым и буквенным осям, фактически развернуты от 15 до 45 градусов - нарушены требования ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Проект шифр 12038/СП1д-ИЛО.3-6-Ч.1 стр. 188.
20. Выполненные работы по забивки свай станции Наливная. Смотровая эстакада 1, АОСР, не освидетельствованы, АОСР в 6 раздел общих журналов N 1/3 и 1/5 не внесены, последующие работы по сооружению ростверков выполнены, тем самым нарушен запрет о выполнении последующих работ до освидетельствования предшествующих - нарушены требования п. 3 ч. 1, ч. 7 ст. 39 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений"; ч. 8 ст. 54 ГрК РФ; ч. 3 Постановления Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре..."; п. 10 Порядка о проведении строительного контроля, утвержденного Постановлением Правительства РФ N468 от 21.06.2010.
21. Водоотведение котлованов выполнено с нарушением требований проектной документации - нарушены требования ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Проект шифр 12038/СП1д-ИЛО.4.3 Том 4.4.3.
Результаты проверки оформлены Актом проверки N С-065-18 от 18.06.2018.
В соответствии со статьей 28.1 КоАП РФ в отношении Общества было возбуждено дело об административном правонарушении и составлен протокол об административном правонарушении от 27.07.2018 N 25-140/18юл по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением от 30.08.2018 N 25-140/18юл Общество привлечено к административной ответственности согласно названной квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 110 000 руб.
Считая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствовался следующим.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Под объектом капитального строительства в соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором от 01.08.2016 N 1958/16, заключенным между ОАО "Томскгазпром" (застройщик (технический заказчик)) и АО "СТНГ" (лицо, осуществляющее строительство), АО "СТНГ" осуществляет строительство объекта капитального строительства "Терминал по хранению и отгрузке смеси пропана-бутана технического (СПБТ) в районе г.Куйбышев. Объекты ж.-д. хозяйства" (далее - Объект).
Как определено в части 4 статьи 53 ГрК РФ, в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ составляются акты освидетельствования указанных работ.
Частью 6 статьи 52 ГрК РФ установлено, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Согласно пункту 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, также капитальный ремонт регулируется ГрК РФ, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
То обстоятельство, что строительные работы ведутся с нарушением требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", пункта 4 статьи 53 ГрК РФ, проектной документации, подтверждается материалами дела, в том числе Актом проверки NС-065-18 от 18.06.2018, и Обществом по существу не оспорено.
Доказательств невозможности соблюдения вышеуказанных требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Общество не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о наличии вины во вмененном правонарушении применительно к части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Таким образом, состав вмененного правонарушения следует признать установленным.
Доводы апелляционной жалобы относительно неправомочности проведенной проверки подлежат отклонению в связи со следующим.
Строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов (пункт 1 статьи 53 ГрК РФ).
По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются, в том числе, вид нарушения, ссылка на технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены (пункт 6 статьи 54 ГрК РФ в действующей редакции).
Порядок осуществления государственного строительного надзора, включая порядок организации и проведения проверок деятельности физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, при осуществлении государственного строительного надзора, устанавливается Правительством Российской Федерации (пункт 8 статьи 54 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ (в действующей редакции, после Закона N 340-ФЗ) строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ, в частности, проектной документации, требованиям технических регламентов.
В соответствии с пунктом 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации" (далее - Положение N 54), задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком (далее - подрядчик), нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов и проектной документации.
Согласно пункту 4 Положения N 54 предметом государственного строительного надзора, в том числе, является проверка:
а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов и проектной документации.
Пункт 10 Положения N 54 предусматривает проверки соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов этих работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
Согласно пункту 13 Положения N 54 для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется, в том числе:
в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией.
Согласно пункту 5.3.1.20 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 401, указанная Служба, в частности, осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов в установленной сфере деятельности.
Согласно Закону N 340-ФЗ с 04.08.2018 в часть 6.1 статьи 54 ГрК РФ, определяющую предмет государственного строительного надзора, внесены изменения в части исключения из предмета проверочных мероприятий проверку соответствия выполненных работ обязательным требованиям технических регламентов.
При этом на момент проведения проверки в действующей на тот момент редакции ГрК РФ в предмет государственного строительного надзора в обязательном порядке входила проверка соответствия выполненных работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции Объекта, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, в том числе, Федерального закона N 384-ФЗ от 30.12.2009 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Закон N384- ФЗ). Перечисленные выше правовые нормы, действующие и после вступления в силу Закона N 340-ФЗ, показывают правомерность проверки и выводов Управления в части проверки строительных работ и материалов на соответствие требованиям технических регламентов.
Таким образом, должностным лицом Управления в рамках проверочных мероприятий были верно определены предмет и пределы проверки, а также верно проведены мероприятия, направленные на оценку соответствия Объекта нормам Закона N 384-ФЗ.
В этой связи правомерен вывод суда первой инстанции об отклонении доводов Общества со ссылкой на статью 54 Конституции РФ, статью 1.7 КоАП РФ.
Относительно доводов Общества о нарушении части 2 статьи 24.4 КоАП РФ, следует отметить, что в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении от Общества поступило ходатайство от 27.08.2018 о прекращении производства по делу ввиду наличия смягчающих обстоятельств, в части устранения выявленных нарушений до рассмотрения дела. Наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств было рассмотрено и учтено при назначении Обществу административного наказания, что подтверждается соответствующей информацией в постановлении.
Учитывая, что Общество в заявлении не приводит ссылок на конкретные негативные последствия невынесения определения об отказе в удовлетворении ходатайства, выразившиеся в воспрепятствовании всестороннему и полному рассмотрению дела об административном правонарушении, в данном случае не имеется оснований для отмены оспоренного постановления по указанному заявителем недостатку. Отражение результатов рассмотрения заявленного Обществом ходатайства не в отдельном определении, а в оспариваемом постановлении не может расцениваться как существенное нарушение процессуальных требований, влекущее безусловную отмену оспариваемого постановления, поскольку не повлияло на возможность осуществления Обществом защиты своих прав.
Довод апелляционной жалобы о ненаправлении отзыва Управлением опровергается отчетом об отправке 29.10.2018 на адрес электронной почты заявителя (л.д. 61), принадлежность которого не отрицается.
Исходя из объекта посягательства и обстоятельств совершения правонарушения, исключительных оснований для признания его малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ) и освобождения Общества на этом основании от административной ответственности не имеется.
Процедура привлечения к административной ответственности не нарушена. Годичный срок давности привлечения к административной ответственности по данной категории дел не истек.
Наказание в виде штрафа в размере 110 000 руб. назначено с учетом наличия смягчающих ответственность обстоятельств - добровольное частичное устранение нарушений до рассмотрения дела об административном правонарушении, признании вины, а также отягчающих ответственность обстоятельств в виде повторного совершения однородного административного правонарушения (постановление N 25-183/17юл от 21.12.2017). По мнению апелляционного суда, назначенный штраф отвечает требованиям справедливости, соразмерности, индивидуализации наказания, степени вины, тяжести правонарушения и целям административного наказания.
Доказательств наличия каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица, позволяющих суду снизить размер штрафа в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ниже минимального, заявителем в материалы дела не представлено и судом не установлено.
Таким образом, оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не допущено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 07.11.2018 по делу N А56-114564/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-114564/2018
Истец: АО "СТРОЙТРАНСНЕФТЕГАЗ"
Ответчик: СИБИРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ