Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 мая 2019 г. N Ф08-1934/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
30 января 2019 г. |
дело N А32-4828/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 января 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ Акульшиной Людмилы Вадимовны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2018 по делу N А32-4828/2018 (судья Данько М.М.),
по заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ Акульшиной Людмилы Вадимовны (ОГРНИП 317237500273322/ ИНН 231404949908), Акульшина Руслана Станиславовича
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (ОГРН 1022301228399/ ИНН 2308077553)
третье лицо: администрация муниципального образования Лабинский район
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава КФХ Акульшина Людмила Вадимовна, Акульшин Роман Станиславович обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края, изложенного в письме от 24.11.2017 N 52-43014/17-32-20, об отказе индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Акульшиной Людмиле Вадимовне и Акульшину Руслану Станиславовичу в предоставлении в аренду на новый срок земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0601000:45 общей площадью 926001 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель МХП КРС "Лабинское", участок N 266/1, обязании Департамент имущественных отношений Краснодарского края подготовить, подписать и направить индивидуальному предпринимателю главе крестьянского (фермерского) хозяйства Акульшиной Людмиле Вадимовне и Акульшину Руслану Станиславовичу для государственной регистрации проект договора аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:18:0601000:45 общей площадью 926001 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель МХП КРС "Лабинское", сроком аренды на 10 лет.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель глава КФХ Акульшина Людмила Вадимовна обжаловала его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просила решение отменить.
Жалоба мотивирована тем, что проектирование межпоселковых газопроводов касается линейных объектов с избыточным давлением не более 1,2 Мпа, что, в свою очередь, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, от 20.11.2000 N 878, не предполагает предоставление земельных участков и установления сервитутов. Земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются и могут быть использованы последними с учетом ограничений (обременений) в режиме землепользования по целевому назначению земельных участков. В связи с скорректированной в 2016 году схемой газоснабжения Лабинского района запланированное ранее размещение межпоселкового газопровода на спорном земельном участке не предполагается. Учитывая отсутствие в настоящий момент утвержденных документов территориального планирования межпоселкового газопровода, при условии, что имеющаяся в материалах дела информация Управления архитектуры, градостроительной деятельности и строительства администрации муниципального образования Лабинский район от 26.01.2018 свидетельствует о том, что решение по подготовке проекта планировки территории не принималось, и соответственно, документация по планировке территории не готовилась, оспариваемое решение носит незаконный характер. Ходатайством от 04.10.2018 заявители уточнили свои требования, указав что не поддерживают требование об указании срока аренды 10 лет.
В отзыве на апелляционную жалобу Департамент имущественных отношений Краснодарского края указал на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 06.05.2016 в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о земельном участке с категорией земель - земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения) общей площадью 926001 кв.м. (кадастровый номер 23:18:0601000:45), расположенном по адресу: Краснодарский край, Лабинский район, в границах бывших земель МХП КРС "Лабинское", участок N 266/1 (т. 1, л. д. 28-32).
30 июня 2006 года право собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:18:0601000:45 зарегистрировано за субъектом Российской Федерации -Краснодарским краем (регистрационная запись N 23-23-11/023/2006-075; т. 1, л. д. 30).
26.02.2008 между Управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Лабинский район и главой КФХ Акульшиным С.Д. заключен договор N 8846000119 аренды земельного участка с кадастровым номером 23:18:0601000:0045 категории земель - земли сельскохозяйственного назначения сроком действия до 28.02.2018.
Дополнительным соглашением от 23.11.2017 в договор арендодателем вступил Департамент имущественных отношений Краснодарского края и арендаторами Акульшина Л.В. и Акульшин Р.С. Сделки зарегистрированы уполномоченным органом.
27.10.2017 арендаторы обратились в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о предоставлении этого земельного участка в аренду на новый срок (10 лет).
Решением от 24.11.2017 N 52-43014/17-32-20 в предоставлении земельного участка без проведения торгов было отказано. Департамент имущественных отношений сослался на информацию Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 20.11.2017 N 71-13108/17-04-01 и управления строительного планирования, архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Лабинский район Краснодарского края от 20.11.2017 N 419/03.3-04 о том, что в соответствии со схемой территориального планирования муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, утвержденной решением Совета муниципального образования Лабинский район от 25.08.2011 г. N 106/23, в границах испрашиваемого земельного участка планируется к размещению линия газопровода.
Полагая отказ департамента незаконным, заявители оспорили его в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
На основании пункта 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
По общему правила договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи.
В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае предоставления участка арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
В силу пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 13, 14 или 20 статьи 39.12 данного Кодекса); земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Согласно пункту 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка;
2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо;
3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 названного Кодекса;
4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Согласно подпункту 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункту 6 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов принимается, в случае если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (пункт 17 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ).
В пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017) указано, что по смыслу статьи 39.16 Земельного кодекса для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному пунктом 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения. При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации; далее - Градостроительный кодекс).
Содержание схемы территориального планирования муниципального района регламентировано в статье 19 Градостроительного кодекса, часть 1 которой предусматривает, что такая схема содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения муниципального района (пункт 2), карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, если на них планируется размещение объектов федерального, регионального, местного значения (пункт 4).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 23 Градостроительного кодекса на карте планируемого размещения объектов местного значения отражаются, в том числе, объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения.
При подготовке оспариваемого отказа департамент руководствовался информацией, содержащейся в письме департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 20.11.2017, а также в письме управления строительного планирования, архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Лабинский район от 20.11.2017, согласно которой в соответствии с утвержденной схемой территориального планирования Лабинский район, утвержденной решением Совета муниципального образования Лабинский район от 25.08.2011 N 106/23, в границах испрашиваемого земельного участка планируется размещение линии газопровода.
Администрация в отзыве на заявление сообщила суду, что в соответствии со схемой территориального планирования муниципального образования Лабинский район Краснодарского края, утвержденной решением Совета муниципального образования Лабинский район от 25.08.2011 N 106/23, в границах испрашиваемого земельного участка планируется к размещению линия газопровода.
Согласно письму от 20.11.2017 N 71-13108/17-0401, адресованному первому заместителю руководителя департамента имущественных отношений Краснодарского края, согласно схеме территориального планирования муниципального образования Лабинский район, утвержденной решением Совета муниципального образования Лабинский район от 25.08.2011 N 106/23, в границах спорного земельного участка предусмотрено размещении линии газопровода. Земельный участок расположен вне границ территории, в отношении которой утверждена документация по планировке территории.
Представленным фрагментом схемы территориального планирования муниципального образования Лабинский район также подтверждается расположение проектируемой линии газопровода в границах спорного земельного участка.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что отказ департамента соответствует требованиям пункта 17 статьи 39.16 и подпункта 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса.
Апелляционный суд отклоняет как несостоятельные доводы главы КФХ о том, что проектирование межпоселковых газопроводов касается линейных объектов с избыточным давлением не более 1,2 Мпа, что, в свою очередь, в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300, от 20.11.2000 N 878, не предполагает предоставление земельных участков и установления сервитутов, а так же о том, что земельные участки, расположенные в охранных зонах газораспределительных сетей у их собственников, владельцев или пользователей не изымаются, и могут быть использованы последними с учетом ограничений (обременений) в режиме землепользования по целевому назначению земельных участков.
В названных главой КФХ постановлениях Правительства Российской Федерации N N 1300, 878, равно как и в п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, во исполнение которого они изданы, регламентированы вопросы права на земельные участки собственников линейных объектов, находящихся над ними и под ними, т.е уже уже построенных объектах, которые уже находятся над землёй или под землей и, соответственно, эксплуатация которых не препятствует использованию поверхности земельного участка, под (над) которой они проходят. В данном случае линейный объект не построен.
Ссылаясь на корректировку схемы газоснабжения района заявители не учитывают, что соответствующие изменения в схему территориального планирования в установленном порядке не внесены.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24.01.2019 по делу N А32-4617/2018 по тождественному спору с участием те же лиц.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.08.2018 по делу N А32-4828/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-4828/2018
Истец: Акульшин Руслан Станиславович, Акульшина Людмила Вадимовна, ИП Глава КВХ Акульшина Людмила Вадимовна
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, Департамент имущественных отношений Краснодарского края
Третье лицо: Администрация муниципального образования Лабинский район, АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛАБИНСКИЙ РАЙОН КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ