Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 19 июня 2019 г. N Ф06-47569/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А12-25485/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "24" января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "29" января 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей - Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сулеймановой И.Э.,
лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования городского округа город-герой Волгоград в лице Администрации Волгограда,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 октября 2018 года по делу N А12-25485/2018, принятое судьей Пономарева Е.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда" (ИНН 3459005520, ОГРН 1133443026441)
к муниципальному образованию городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента муниципального имущества администрации Волгограда;
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к муниципальному образованию городской округ город-герой Волгоград в лице администрации Волгограда о взыскании 1654772 руб. 52 коп. задолженности за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома за период с 01.07.2017 по 31.03.2018 и с 01.11.2017 по 31.03.2018, 212722 руб. 11 коп. пеней, начисленных за период с 11.08.2017 по 24.10.2018, всего 1867494 руб. 63 коп. (с учетом уточненных в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исковых требований в связи с исключением из расчета задолженности нежилых помещений площадью 447,90 квадратных метра по улице 64-й Армии, 123 и площадью 288,10 квадратных метра по ул. Советская, 15).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25 октября 2018 года с муниципального образования городской округ город - герой Волгоград в лице администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования в пользу общества с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда" взыскано 1654772 руб. 52 коп. задолженности за услуги по управлению, содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, 212722 руб. 11 коп. пеней за период с 11.08.2017 по 24.10.2018, всего 1867494 руб. 63 коп., а также 31675 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Обществу с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда" из федерального бюджета возвращено 388 руб. государственной пошлины как излишне уплаченной.
Муниципальное образование городской округ город-герой Волгоград в лице Администрации Волгограда обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заявитель полагает решение подлежащим отмене, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права: истцом не представлено доказательств, подтверждающих общую площадь многоквартирных жилых домов, размер которой необходим для расчета платы за коммунальный ресурс, невозможно определить обоснованность начислений за потребленные коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, истцом применен недействующий тариф, платежные документы в адрес ответчика не направлялись.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке статей 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Муниципальная управляющая компания г. Волгограда" является управляющей организацией в многоквартирных домах, расположенных в Волгограде по адресам: ул. Коммунистическая, 32А, ул. Рионская, 4, 11, ул. 8-й Воздушной Армии, 19, р.п. Горьковский, ул. Волгоградская, 13, им. Валентины Терешковой, 7, 11, 38, ул. 35-й Гвардейской, 4, ул. Советская, 12, 15, 16, 25, 28, ул. им. маршала Чуйкова, 29, 31, 41, 45, ул. Порт-Саида, 8, ул. 64-й Армии, 123, 125, ул. Закавказская, 1, проспект им. В.И. Ленина, 16, 149, 149А, 197, ул. им. Гагарина, 16, бульвар 30-летия Победы, 72, р.п. Водстрой, ул. им. Костюченко, 1, ул. Аллея Героев, 4, ул. Аракская, 33, ул. им. Дегтярева, 31, 43, ул. им. Дзержинского, 8, 13, 19, 38, ул. Жолудева, 2, ул. Загорская, 18, ул. Константина Симонова, 32, ул. им. Николая Отрады, 10, ул. 95-й Гвардейской, 8, ул. Комсомольская, 10, ул. Мира, 20, ул. 10-й дивизии НКВД, 2, ул. им. В.И. Ленина, 12, ул. Чуйкова, 11, 37, 39, что подтверждается договорами управления.
Муниципальное образование городской округ город-герой Волгоград является собственником нежилых помещений в вышеупомянутых многоквартирных домах.
Договоры на выполнение работ и оказание услуг по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества в многоквартирных домах между управляющей компанией и собственником заключены не были.
За период с 01.07.2017 по 31.03.2018 и с 01.11.2017 по 31.03.2018 (с учетом уточненного требования в связи с исключением из расчета задолженности нежилых помещений площадью 447,90 квадратных метра по улице 64-й Армии, 123 и площадью 288,10 квадратных метра по ул. Советская, 15) собственником помещения управляющей компании не оплачены расходы по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов в размере 1654772 руб. 52 коп.
Претензия, направленная истцом ответчику с требованием об оплате задолженности, оставлена последним без удовлетворения.
Неисполнение требований претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования к муниципальному образованию городской округ город - герой Волгоград в лице администрации Волгограда за счет средств казны муниципального образования правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений, владеющие, пользующиеся и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжающиеся общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации), несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктом 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственника помещения в многоквартирном доме, наряду с положением пункта 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, возложена обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Из содержания вышеприведенных положений статей Жилищного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицом, несущим обязанность по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, является собственник помещения.
В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; (в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.07.2016 N 267-ФЗ, от 29.07.2017 N 258-ФЗ);
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Из ч.1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Обязанность собственника помещений нести расходы по содержанию и обслуживанию общего имущества дома установлена действующим законодательством, а также может быть закреплена в заключенном между сторонами договором.
Однако, в случае не достижения сторонами соглашения (отсутствии договора), закрепляющих обязанность по содержанию общего имущества дома, в частности услуг указанных в исковых требованиях, это обязанность вытекает из порядка, установленного жилищным законодательством.
Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные и капитальные услуги.
С 01.01.2017 в жилищное законодательство Российской Федерации внесены изменения, связанные с изменением состава платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2017 года применяются положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила содержания общего имущества), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, текущий и капитальный ремонт общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества. При этом надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается, в частности, собственниками помещений (статья 16 Правила содержания общего имущества).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, обеспечивается собственником помещения.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
К тому же, согласно п. 12 Правил и ст. 161 ЖК РФ при выборе иного способа управления многоквартирным домом, нежели непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, у собственника обязанность по содержанию имущества трансформируется в денежное обязательство перед организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Согласно п. 31 Правил N 491 от 13.08.2006 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В силу ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно п. 31 Правил N 491 от 13.08.2006 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем на один год с учетом предложений управляющей организации. Размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В данном случае размер платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома решением общего собрания собственников не установлен.
Расчет задолженности за оказанные услуги истец произвел на основе тарифа, утвержденного постановлений администрации Волгограда от 24.12.2014 N 1676.
Как следует из материалов дела, в спорный период истец оказывал услуги по содержанию и ремонту имущества многоквартирного дома, в котором находятся помещения ответчика. Доказательств оказания услуг иной организацией суду не представлено. Следовательно, ответчик являлся потребителем услуг, оказываемых именно истцом.
При этом истец не должен доказывать размер фактических расходов, возникших у него в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений. Данный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 09.11.2010 N 4910/10.
Размер расходов на оплату коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду коммунальных ресурсов, который определяется путем перерасчета стоимости каждого вида коммунального ресурса, определенного соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме.
Данный расчет судом проверен и признан верным.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств оплаты оказанных услуг, с ответчика в пользу истца правомерно взыскана задолженность в заявленном размере.
Представленные суду истцом расчеты, произведенные на основании изложенных норм, являются обоснованными и соответствующими обстоятельствам дела.
Таким образом, обязательства ответчика перед истцом возникли на основании требования закона.
Истцом заявлено требование о взыскании 212722 руб. 11 коп. пени за период с 11.08.2017 по 24.10.2018.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
На основании части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Согласно части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
С учетом доказанности факта ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по внесению платы за содержание общего имущества многоквартирного дома суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для взыскания пеней, предусмотренных частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 65 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7 от 24 марта 2016 года "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Расчет истца судом проверен, признан методологически и арифметически верным.
Доказательств несоразмерности заявленного размера неустойки последствиям нарушения обязательства ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Определяя надлежащего ответчика по делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.
Материалами дела подтверждается факт нахождения вышеуказанных нежилых помещений в собственности муниципального образования городской округ город - герой Волгоград.
В силу положений статья 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
Муниципальное образование городской округ город - герой Волгоград как собственник указанных помещений в силу прямого указания закона несет расходы на содержание и текущий ремонт, как самих помещений, так и общего имущества многоквартирного дома, где они расположены.
Доводы апеллянта о том, что истцом не представлено доказательств, подтверждающих общую площадь многоквартирных жилых домов, размер которой необходим для расчета платы за коммунальный ресурс, невозможно определить обоснованность начислений за потребленные коммунальные ресурсы на общедомовые нужды, истцом применен недействующий тариф, платежные документы в адрес ответчика не направлялись, подлежат отклонению как необоснованные в силу следующего.
Как следует из материалов дела, подробный расчет задолженности приложен в материалы дела. Сведения о размере площадей в отношении спорных МКД размещены на официальном сайте ГИС ЖКХ и сайте реформа ЖКХ.
Согласно положениям действующего законодательства начисление платы за коммунальные ресурсы по холодной воде, горячей воде и отведению сточных вод, потребленные в целях содержания общего имущества, производится вне зависимости от наличия (отсутствия) водоразборных кранов на инженерных коммуникациях в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы, установленный постановлением Администрации Волгограда от 24.12.2014 N 1676, был обоснованно применен при расчете размера задолженности. Согласно решению Волгоградской городской Думы от 27.09.2017 N 60/1748 до установления размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгограда, в соответствии с порядком, утвержденным настоящим решением, применяется размер платы за содержание жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории Волгограда, действовавший на 31.10.2017.
Иные указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Учитывая вышеизложенное, при принятии решения судом правильно применены нормы материального права, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Процессуальных оснований для отмены судебного акта не имеется. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
Судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двенадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25 октября 2018 года по делу N А12-25485/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Камерилова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-25485/2018
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДА, ООО "МУНИЦИПАЛЬНАЯ УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ Г. ВОЛГОГРАДА"
Ответчик: ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ВОЛГОГРАД В ЛИЦЕ АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Департамент муниципального имущества Администрации Волгограда