Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 мая 2019 г. N Ф08-3320/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
01 февраля 2019 г. |
дело N А32-55505/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ламбрианиди А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Пульс"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.10.2018 по делу N А32-55505/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Газпром теплоэнерго Краснодар"
к товариществу собственников жилья "Пульс"
о взыскании задолженности,
принятое в составе судьи Дунюшкина П.А.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Краснодарского края поступило исковое заявление ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" о взыскании с ТСЖ "Пульс" основного долга за объемы общедомовых нужд горячей воды, превышающей нормы потребления на общедомовые нужды в сумме 68 858,34 руб. за период с октября 2016 по август 2017, пени в сумме 4437,16 руб. за период с 12.12.2016 по 20.11.2017, а также расходы по оплате госпошлины в сумме 2 932 руб.
Определением суда от 04.04.2018 удовлетворено ходатайство истца об уточнении суммы исковых требований, в котором истец просит взыскать основной долг в сумме 68 858 руб. 34 коп. и пени в сумме 3899 руб. 32 коп. по ставке ЦБ РФ 7,25%.
Решением суда от 16.10.2018 уточненные исковые требования удовлетворены.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
В обоснование апелляционной жалобы ответчик ссылается на то, что судом неправильно истолкован закон и применен закон, не подлежащий применению; на ТСЖ "Пульс" не возложена ни уставом ТСЖ, ни законодательством ответственность за несение расходов по оплате сверхнормативного объема коммунальной услуги, потребленной непосредственно собственниками помещений по горячей воде и по отоплению; считает, что указанные расходы по оплате тепловой энергии, связаны с потреблением горячей воды и отоплением ванных (туалетных) комнат посредством этой же горячей воды, подаваемой в полотенцесушители, которые должны нести исключительно собственники; при отсутствии договора между ресурсоснабжающей и Управляющей организациями договорные отношения в силу закона возникают непосредственно между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах, для которых именно ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальных услуг; из представленных документов к исковому заявлению не усматривается, что собственники квартир дома по ул. Ефремова, 133, г. Армавир, поручили ТСЖ "Пульс" заключить договор на покупку коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению и отоплению с истцом или что собственники помещений приняли решение об отказе от ранее имеющихся договорных отношений по горячему водоснабжению и отоплению, сложившиеся с истцом; при наличии прямых договоров на предоставление коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, заключенными между собственниками квартир многоквартирного дома и истцом, вывод суда, о том, что между ТСЖ "Пульс и ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" сложились фактические договорные отношения по приобретению коммунального ресурса для предоставления коммунальных услуг собственникам этого дома являются не основанными ни на нормах права, ни на фактических обстоятельствах дела.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар" является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей услугами теплоснабжения и горячего водоснабжения многоквартирные дома, управление которыми осуществляет ТСЖ "Пульс".
Товарищество собственников жилья "Пульс" осуществляет обслуживание многоквартирного жилого дома по адресу: г. Армавир, ул. Ефремова, 133.
Из материалов дела следует, что в спорный период октябрь 2016 - август 2017 года поставка тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения в обслуживаемый ответчиком дом осуществлялась ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар".
Договор теплоснабжения и горячего водоснабжения между сторонами не заключался.
За октябрь 2016 - август 2017 года общество произвело начисление оплаты за горячее водоснабжение, поставленное на общедомовые нужды в объеме сверхнормативного потребления, выставив к оплате товариществу счета-фактуры N 5065 от 31.08.2017, N4804 от 31.07.2017, N4538 от 30.06.2017, N2692 от 31.03.2017, N1765 от 28.01.2017, N914/1 от 30.01.2017, N914/10 от 29.10.2016.
Отсутствие оплаты со стороны товарищества послужило основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу положений пунктов 2, 2.1 статьи 13, статей 15, 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", статей 539, 544, 548 ГК РФ правоотношения по поставке тепловой энергии и теплоносителя регулируются соответствующими договорами, заключаемыми потребителями с теплоснабжающими организациями. По условиям этих договоров теплоснабжающая организация обязана поставить энергоресурсы в точку поставки (точку присоединения), а потребитель оплатить фактически приобретенные объемы энергоресурсов.
Тепловая энергия и горячая вода, поставляемые ресурсоснабжающей организацией в жилые дома, используются для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (часть 2 статьи 5, пункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации - далее ЖК РФ), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354).
Согласно статье 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать в том числе предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1).
При управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома (часть 2.2).
Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 ЖК РФ, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 12).
Организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией (часть 15).
В соответствии с пунктом 13 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 этих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги (пункт 2 Правил N 354).
Таким образом, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
Товарищество собственников жилья как лицо, предоставляющие потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает его заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении энергоресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям, а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с п. 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
* при непосредственном управлении многоквартирным домом;
* в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
* в жилых домах (домовладениях).
В остальных случаях согласно пунктам 8, 9 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг для собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме является управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив.
Из приведенных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме товарищества собственников жилья, управляющей организации, жилищного кооператива, именно они участвуют в правоотношениях с ресурсоснабжающей организацией по поставке коммунальных ресурсов в этот дом. Абонентом (потребителем) по договору теплоснабжения и поставки горячей воды и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы ресурсоснабжающей организации являются такие товарищество собственников жилья, управляющая организация, жилищный кооператив.
Абзацем вторым пункта 6 Правил N 354 установлено, что договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия).
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что между истцом и ответчиком сложились фактические договорные отношения по поставке ресурсов в целях оказания коммунальных услуг гражданам. Поэтому в подобной ситуации товарищество признается исполнителем коммунальных услуг, которое несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за предоставление коммунальных услуг.
Указанное соответствуют разъяснениям, данным в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров", в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 14.12.2014.
Ответчик в своих возражениях ссылается на наличие прямых договоров собственников с ресурсоснабжающей организацией, выступающей в этом случае по отношению к гражданам в качестве исполнителя коммунальных услуг.
Однако такие отношения возможны только при непосредственном способе управления, что отсутствует в рассматриваемом случае в спорном периоде.
Кроме того, согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.2013 N 5614/13, одновременное существование двух способов управления многоквартирным домом: управление товариществом собственников жилья и непосредственное управление - в отношении жилых помещений прямо противоречит положениям статей 161, 162 ЖК РФ.
Принятие решения собственниками помещений вносить плату за потребленные коммунальные ресурсы напрямую ресурсоснабжающим организациям не снимает с товарищества, как исполнителя коммунальных услуг, обязанности по оказанию коммунальных услуг.
Объём коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40,42,44 Правил N 354, и включает в себя объём коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объём коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (ОДН).
29.06.2016 Постановлением Правительства РФ N 603 были внесены изменения в акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Тем самым, в силу пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленный на общедомовые нужды, не может превышать, объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги.
По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель коммунальных услуг оплачивает за счет собственных средств.
Постановлением N 603 от 29.06.2016 Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124) дополнены пунктом 21(1), который обязывает лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, возмещать стоимость сверхнормативного объема коммунальной услуги, поставленной на общедомовые нужды.
Основаниями возмещать стоимость сверхнормативного потребления является наличие предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличие договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 настоящих Правил (пункт 21(1) Правил N124).
Постановлением N 603 от 29.06.2016 внесены изменения в понятие "исполнитель", приведенное в пункте 2 Правил N124, а также в пункте 4 Правил N124. Соответственно, управляющие организации, товарищества, кооперативы, на которых возложена обязанность по содержанию общего имущества, но которые не предоставляют коммунальные услуги в установленных в пункте 21 (1) Правилах N124 случаях, именуются для целей Правил N124 "исполнителями коммунальной услуги".
Из нормативного содержания взаимосвязанных положений части 1 статьи 161 и частей 2, 2.1 - 2.3 статьи 162 ЖК РФ, раскрывающих понятие договора управления многоквартирным домом, целей и способов управления многоквартирным домом, следует, что законодатель разграничил функции управления многоквартирным домом и обслуживания общего имущества в таком доме. В связи с этим отнесение на исполнителя, осуществляющего управление многоквартирным домом, превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом коммунальной услуги на общедомовые нужды в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме не принято иное решение, направлено на стимулирование управляющей организации, товариществ или кооперативов к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
Таким образом, отнесение сверхнормативных объемов коммунальной услуги на управляющие организации, товарищества или кооперативы имеет своей целью, помимо прочего, мотивировать исполнителя коммунальной услуги осуществлять мероприятия по повышению энергоэффективности общедомового имущества, а также защитить собственника помещений в многоквартирном доме от недобросовестных действий управляющих организаций и специализированных жилищных кооперативов.
В то же время, в решении Верховного суда от 11.06.2013 N АКПИ13 отмечено, что абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, а деятельность ресурсоснабжающих организаций и управляющих компаний различны по своему содержанию. Различие в деятельности ресурсоснабжающих организаций и управляющих организаций, определяет невозможность ресурсоснабжающих организаций влиять на объём ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды.
В силу части 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация не имеет доступа к общедомовому имуществу, не отвечает за его состояние, не имеет полномочий по управлению им, в силу чего, в отличие от лиц, осуществляющих управление общим имуществом дома, не имеет возможности влиять на объем коммунальной услуги, приходящейся на общедомовые нужды, и осуществлять мероприятия по недопущению возникновения превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, над нормативом потребления коммунальной услуги.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что товарищество в рассматриваемом случае, осуществляя управление спорным многоквартирным домом, содержание общего имущества выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг и несет обязанность по оплате сверхнормативного ОДН.
Исходя из положений части 5 статьи 9 Закона о теплоснабжении и пункта 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075, тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
В силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Практика рассмотрения споров об оплате горячей воды сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232; пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
При расчете стоимости горячей воды (в отношениях потребителей и исполнителей, исполнителей и ресурсоснабжающих организаций) используется не фактически потребленный объем теплоэнергии на подогрев воды, а норматив потребления теплоэнергии на подогрев воды.
При указанных обстоятельствах расчет основного долга, произведенный истцом, признается верным.
Также истцом заявлено требование о взыскании с ответчика пени за период с 12.12.2016 по 20.11.2017, исходя из размера, установленного п. 9.3 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-Федерального закона "О теплоснабжении", за каждый день просрочки.
Судом первой инстанции представленный истцом расчет проверен, требование удовлетворено в заявленном размере.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.10.2018 по делу N А32-55505/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-55505/2017
Истец: ООО "Газпром теплоэнерго Краснодар"
Ответчик: ТСЖ Пульс
Хронология рассмотрения дела:
28.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3320/19
01.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21672/18
11.12.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20570/18
16.10.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-55505/17