город Ростов-на-Дону |
|
01 февраля 2019 г. |
дело N А32-24615/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ламбрианиди А.А.,
при участии (до перерыва):
от третьих лиц: Савченко О.С. по доверенности от 02.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Котловина"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 30.10.2018 по делу N А32-24615/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Котловина"
к обществу с ограниченной ответственностью "Горная долина",
к министерству природных ресурсов Краснодарского края,
при участии третьего лица: ООО "Грифон",
о признании недействительным аукциона, принятое судьей Купреевым Д.В.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Котловина" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением:
- о признании недействительным аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий в части предоставления лесных участков по лоту N 4 "Охотничье угодье "Туапсинский 1" - кварталы 1-36, 47-61, 72-75 Гунайского участкового лесничества Пшишского лесничества, по лоту N 6 "Охотничье угодье "Туапсинский 3" - кварталы 1-29, 35-38 Навагинского участкового лесничества Пшишского лесничества;
- о применении последствий недействительности торгов к заключенному на основании проведения аукциона договору - охотхозяйственному соглашению в части предоставления лесных участков по лоту N 4 "Охотничье угодье "Туапсинский 1" -кварталы 1 -36, 47-61, 72-75 Гунайского участкового лесничества Пшишского лесничества, по лоту N 6 "Охотничье угодье "Туапсинский 3" - кварталы 1 -29, 35-38 Навагинского участкового лесничества Пшишского лесничества ООО "Горная долина".
Решением суда от 30.10.2018 в удовлетворении иска отказано в полном объеме.
Истец обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, иск удовлетворить.
Жалоба мотивирована следующим.
Истец указывает, что судом первой инстанции не дана оценка ключевому доводу истца - о невозможности возникновения одновременного многоцелевого лесопользования спорным земельным участком. Как указывается в апелляционной жалобе, в результате проведения спорного аукциона, другой хозяйствующий субъект (ООО "Горная долина") получил право на возмездной основе реализовывать физическим лицам разрешения на осуществление охоты в пределах лесной территории, ранее переданной в аренду истцу. В результате разрешенных спорным аукционом мероприятий по отстрелу животных, истцу в период сезона охоты ежегодно будут причиняться прямые убытки, поскольку на нем лежит обязанность по регулированию популяции диких зверей (в том числе их кормлению), а также по созданию и содержанию охотхозяйственной инфраструктуры.
От министерства природных ресурсов Краснодарского края в материалы дела поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель третьего лица против доводов апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании 25.01.2019 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, был объявлен перерыв до 17 час. 05 мин., по окончании которого судебное заседание было продолжено.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, а дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды лесного участка от 29.12.2008 N 349/15-08, заключенного между ГУ КК "Комитет по лесу" и ООО "Котловина", обществу предоставлен в аренду лесной участок из состава земель лесного фонда общей площадью 14 985 га в целях ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты сроком на 49 лет.
Согласно государственному лесному реестру данный участок расположен в Пшишском лесничестве, Гунайское участковое лесничество, квартал N 1 -90, номер учетной записи в государственном реестре 23-14-04-05-00010.
30.06.2017 Министерством природных ресурсов Краснодарского края на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет www.torgi.gov.ru опубликовано извещение N 300617/1041801/01 о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края, в том числе лоты N 4, 6.
Ввиду того, что проводимый аукцион дает право победителю аукциона на заключение охотохозяйственых соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на лесном участке, принадлежащем ООО "Котловина" на праве аренды по договору от 29.12.2008 N 349/15 -08, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение по данному делу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 1 статьи 72 Лесного кодекса Российской Федерации по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации ведение охотничьего хозяйства является одним из видов лесопользования.
Статьей 36 Лесного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды) предусматривалось, что ведение охотничьего хозяйства на лесных участках представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с оказанием услуг лицам, осуществляющим охоту.
Лесные участки, предоставляемые для ведения охотничьего хозяйства, признаются охотничьими угодьями.
Охота на лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире) и настоящим Кодексом.
На лесных участках, предоставленных для ведения охотничьего хозяйства, допускается возведение временных построек и осуществление благоустройства этих лесных участков.
Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения охотничьего хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Правила использования лесов для ведения охотничьего хозяйства устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 33 Закона о животном мире (в редакции, действовавшей на дату заключения договора аренды) объекты животного мира могут предоставляться органами государственной власти, уполномоченными осуществлять права собственника от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, юридическим лицам в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии. Пользователь осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором с органом государственной власти, предоставляющим соответствующую территорию, акваторию для осуществления пользования животным миром.
В силу статьи 34 Закона о животном мире охота является видом пользования животным миром.
В соответствии со статьей 37 Закона о животном мире (в редакции, действовавшей до 01.04.2010) для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает заявку, в которой указываются: сведения о заявителе; вид пользования животным миром; перечень объектов животного мира; границы и площадь территорий, необходимых для осуществления пользования заявленными для использования объектами животного мира; предполагаемый срок пользования животным миром.
На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта Российской Федерации по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством.
Территории, которые используются для ведения сельского или лесного хозяйства и на которых ранее осуществлялись или могут осуществляться охота, рыболовство и другие виды пользования животным миром, могут быть обременены необходимыми условиями в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, обеспечивающими пользование животным миром на определенный срок, в согласованное время и в установленном порядке.
Таким образом, ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты представляют собой различные правовые режимы пользования, поскольку основанием для использования лесов для ведения охотничьего хозяйства как вида лесопользования, представляющего собой оказание услуг лицам, осуществляющим охоту, является договор аренды лесных участков, который осуществляется на основании Лесного кодекса Российской Федерации, в то время как осуществление охоты является видом пользования животным миром, которое возникает на основании долгосрочной лицензии на пользование животным миром либо охотхозяйственного соглашения в соответствии с Федеральными законами от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ).
В связи с чем, заключение договора аренды лесного участка не влечет автоматического возникновения права пользования объектами животного мира (охотничьими ресурсами).
С принятием Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.04.2010 в названные положения Закона о животном мире внесены изменения, и выдача долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира прекращена, пользование охотничьими ресурсами в соответствии с Законом об охоте осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений и разрешений на добычу.
В части 1 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ указано, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных этой статьей.
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу названного Закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 71 Федерального закона N 209-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 названной статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Из приведенных правовых положений следует, что право на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона возникло у лиц, получивших долгосрочную лицензию на пользование животным миром до вступления в силу названного Закона (то есть до 01.04.2010).
Доказательств получения истцом лицензии на право пользования животным миром в материалы дела не представлено.
Исходя из того обстоятельства, что на дату вступления в силу Закона об охоте заявитель не обладал долгосрочной лицензией на пользование животным миром, он не приобрел исключительного права на заключение охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона. Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, ООО "Котловина", будучи арендатором лесного участка, приобрело право пользования лесным участком, а не право пользования объектами животного мира.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции не дана оценка тому факту, что спорный участок предоставлен истцу, ООО "Горная долина" и ООО "Грифон" для одних и тех же видов использования, отклоняется.
Суд первой инстанции дал оценку указанному доводу, что отражено в оспариваемом решении.
Так, суд первой инстанции указал, что поскольку заявитель не приобрел право пользования объектами животного мира на арендуемых лесных участках, учитывая возможность многоцелевого использования лесных участков, предоставление спорных лесных участков для добычи охотничьих ресурсов в соответствии с охотхозяйственным соглашением, заключенном на аукционе, как того требует статья 28 Закона об охоте, не нарушает прав истца и не может быть расценено как одновременное предоставление спорных лесных участков истцу, ООО "Горная долина" и ООО "Грифон" для одних и тех же видов использования.
Лесным законодательством определено, что лесные участки юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства предоставляются на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков (часть 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации).
Предмет договора аренды лесного участка от 29.12.2008 N 349/15-08 оговорен в пункте 1.1, согласно которому, обществу предоставлен в аренду лесной участок из состава земель лесного фонда общей площадью 14 985 га в целях ведения охотничьего хозяйства и осуществления охоты сроком на 49 лет.
Согласно проекту охотхозяйственного соглашения, являющемуся приложением к документации об аукционе на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края, охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среду их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона - Министерство природных ресурсов Краснодарского края, обязуется предоставить право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьего угодья согласно соглашению.
Нормативно-правового запрета на представление участков разным лесопользователям для осуществления разных видов деятельности законодательством не установлено. И поскольку виды деятельности истцу, ООО "Горная долина" и ООО "Грифон" при использовании спорных участков на основании договора аренды лесного участка и охотхозяйственных соглашений не совпадают, суд апелляционной инстанции исходит из того, что права указанных лиц в рассматриваемом случае не нарушаются.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 209-ФЗ в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет.
Статья 27 Федерального закона N 209-ФЗ предусматривает, что предоставление права пользования объектами животного мира осуществляется на основании охотхозяйственных соглашений, заключаемых по итогам проведения аукциона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ решение о проведении аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок организации и проведения аукциона, а также подведения его итогов регламентирован частями 2 - 33 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ.
Лицо, желающее принять участие в проведении аукциона, в соответствии с частью 9 статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ, помимо иных документов, должно подать соответствующую заявку. Исходя из системного толкования положений указанного Закона лицо становится участником аукциона с того момента, когда оно в установленном порядке изъявило желание принять в нем участие.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством.
Истец указывает на нарушение при проведении аукциона статьи 28 Федерального закона N 209-ФЗ, однако каких-либо доказательств проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения с нарушением требований закона и ущемлением прав истца, не приведено.
В материалах дела имеется конкурсная документация, из которой усматриваются причины, по которым истцу отказано в участии в аукционе.
Кроме того, как верно указано судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, законность аукциона по продаже права использования территории являлась предметом рассмотрения в Управлении ФАС России по Краснодарскому краю. Решением УФАС России по Краснодарскому краю от 16.08.2017 N 345 -Т/2017, принятым по результатам рассмотрения жалобы на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров, установлено, что организация и проведение министерством аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений в отношении охотничьих угодий, расположенных на территории Краснодарского края, не нарушает законных прав и интересов заявителя в соответствии с его договором аренды лесного участка.
Указанное решение обжаловано истцом не было.
Таким образом, предъявленным иском не может быть защищен какой-либо интерес истца, что является самостоятельным основанием к отказу в его удовлетворении.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.10.2018 по делу N А32-24615/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24615/2018
Истец: ООО Котловина
Ответчик: Министерство природных ресурсов Краснодарского края, ООО "Горная долина"
Третье лицо: ООО Грифон