Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2019 г. N Ф05-6105/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А40-191783/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 января 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Г. Головкиной,
судей В.Р. Валиева, Т.В. Захаровой,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи К.В. Козельской,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30 октября 2018 г. по делу N А40-191783/18, принятое судьей Козловским В. Э., по иску АО "ПГК" к ОАО "РЖД" о взыскании 736 762 руб. 34 коп.
при участии в судебном заседании: от истца Цильке Д.В (доверенность от 01.03.2018 г., паспорт); от ответчика Шашкин А.А. (доверенность от 28.12.2016 г. паспорт)
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая Грузовая Компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании, с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с Открытого акционерного общества "Российские железные дороги" 415 426 руб. 57 коп. убытков.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2018 г. исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе истцу в иске.
Истец против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, с декабря 2017 г. по март 2018 г. ответчиком были забракованы и отцеплены в текущий отцепочный ремонт с оформлением уведомлений о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23-М принадлежащие истцу на праве собственности вагоны N N 57672834, 51960060, 50584358, 50782697, 50139708, 54557657, 50464593, 53855920, 54564976, 52694916, 62648779, 60831310, 62117817, 57672479, 54161328, 53614699, 57555724, 54868070, 53044970, 50117738, 53668489, 52057171, 52363363, 54033162, 53707691, 50036607, 50709575, 50695691, 52219276, 24283871, 50320399, 56314545, 52322260 по причине повреждения колесных пар по неисправности "выщербина обода колеса", "ползун на поверхности катания".
Указанные обстоятельства зафиксированы в актах осмотра колёсных пар и подтверждаются фотоматериалом, представленными в материалы дела.
Согласно платежным поручениям, а также с учетом уменьшения стоимости колесных пар, убытки истца, возникшие из-за указанных повреждений составили 415 426 руб. 57 коп.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела сторонами доказательства в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, усмотрел правовые основания для удовлетворения иска в заявленном истцом размере.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Согласно положениям ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со ст. 20 ФЗ от 10.01.2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть ответчик.
Согласно положениям ст. 105 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при повреждении перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей. Кроме того, перевозчик возмещает убытки, понесенные владельцами вагонов, контейнеров вследствие их повреждения или утраты.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что вагоны были отцеплены в ремонт не по естественному износу, а по повреждению колесных пар в результате неправильной эксплуатации перевозчиком, в связи с чем, возникла необходимость проведения контрольных и регламентных работ.
Как установил суд первой инстанции на основании исследования и оценки предоставленных в материалы дела доказательств, вина ответчика в возникновении неисправностей вагонов доказана, а факт причиненных убытков документально подтвержден.
По своей сути, настоящий спор между сторонами возник о виде неисправности и отнесении неисправностей к эксплуатационным или технологическим и о причинах их образования.
Из представленных в материалы дела актов осмотра следует, что ответчик, в лице своих представителей, фактически уклонился от установления причин неисправности, не требовал проведения экспертного исследования колесных пар специалистами.
В соответствии с приказом Минтранса России от 25.12.2006 г. N 163 "Об утверждении положения о порядке служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, событий" акты служебного расследования и технические заключения на неисправности колесных пар, в том числе по выщербинам и ползунам, не составляются.
Вместе с тем, заявляя о несогласии с причиной неисправностей и об отсутствии своей вины в них, ответчик в соответствии с положениями ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что спорные вагоны были приняты им к перевозке, должен представить доказательства, подтверждающие иную причину поломки, в частности доказательства, подтверждающие, что неисправность являлась не технологической.
При этом, ответчик имел реальную возможность, не уклоняясь от осмотра колесных пар, решить вопрос о комиссионном обследовании колес независимыми специалистами.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют какие-либо заключения специалистов, в связи с чем, суд первой инстанции, разрешая спор, правомерно исходил из совокупности имеющихся в деле доказательств и их оценки.
Повреждение перевозчиком, принадлежащих иным лицам вагонов, их узлов и деталей являются основаниями особой ответственности перевозчика, поскольку деятельность перевозчика по перевозке подвижного состава связана с повышенной опасностью для окружающих.
Неисправности и дефекты вагонов возникли после принятия их ответчиком к перевозке, в процессе перемещения, что подтверждается актами браковки.
Таким образом, ответчик обязан возместить убытки, вызванные их устранением.
Указание ответчика на применение недействующего Классификатора, также отклоняется апелляционным судом, поскольку указанный Классификатор является вспомогательным предметным указателем и предназначен для первичной оценки неисправности вагона, при этом истцом доказано, что убытки возникли вследствие повреждения ответчиком колесных пар.
Истец понес затраты на выполненные работы по текущему отцепочному ремонту вагонов и стоимости ремонта колёсных пар.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд полагает, что, разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельства дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции с отнесением на ответчика расходов по госпошлине в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 октября 2018 года по делу N А40-191783/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-191783/2018
Истец: АО "ПЕРВАЯ ГРУЗОВАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6105/19
07.10.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-51562/19
21.05.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-6105/19
31.01.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-68907/18
30.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-191783/18