Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23 мая 2019 г. N Ф10-1764/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
29 января 2019 г. |
Дело N А36-6968/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 29 января 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Протасова А.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ухтомской А.А.,
при участии:
от сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "Гранд": Ткаченко И.П. - представитель по доверенности б/н от 09.01.2019;
от Управления сельского хозяйства Липецкой области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "Гранд" на решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.09.2018 по делу N А36-6968/2018 (судья Дегоева О.А.) по исковому заявлению Управления сельского хозяйства Липецкой области (ОГРН 1024840860340, ИНН 4825012212) к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому кооперативу "Гранд" (ИНН 4812005049, ОГРН 1134811001390) о возврате 6 128 806 руб. субсидий (грант) на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов,
УСТАНОВИЛ:
Управление сельского хозяйства Липецкой области (далее - Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Липецкой области с исковым заявлением к сельскохозяйственному потребительскому сбытовому кооперативу "Гранд" (далее - СПСК "Гранд", Кооператив) о взыскании 6 128 806 руб. субсидий (грант) на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в связи с нарушением условий получения и использования субсидий (гранта).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 10.09.2018 с сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "Гранд" в пользу Управления сельского хозяйства Липецкой области взыскано 6 128 806 руб. субсидий (грант) на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Кооператив обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Кооператив указывает, что на софинансирование им потрачены денежные средства в сумме 4 630 000 руб. Данная сумма значительно превосходит обязанность Кооператива по финансированию за счет собственных средств.
Также Кооператив отмечает, что из анализа норм действующего законодательства субсидия подлежит безусловному возврату лишь в двух случаях: при получении субсидии лицом, не имеющим права на ее получение (статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации), при использовании средств нецелевым образом как мера бюджетного принуждения (статья 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве административный орган возражает против доводов апелляционной жалобы, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Управления сельского хозяйства Липецкой области не явился, лицо, участвующее в деле, извещено о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке.
На основании статей 123, 156, 184, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривалось в отсутствие представителей сторон.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции в обжалуемой части и удовлетворения апелляционной жалобы таможенного органа.
Как следует из материалов дела, 09.11.2015 между Управлением сельского хозяйства Липецкой области и ответчиком было заключено соглашение о предоставлении и использовании субсидии (гранта) (далее - Соглашение), по условиям которого ответчику была предоставлена субсидия (грант) на развитие материально-технической базы в размере 6 128 806 руб. (т. 1 л.д. 39-41).
В соответствии с пунктами 2.2.1, 2.2.2 соглашения, Кооператив обязался использовать грант только на цели, указанные в плане расходов, оплатить не менее 40% стоимости каждого наименования приобретений за счет собственных средств.
Согласно п.2.2.6 соглашения Кооператив также обязался обеспечить достижение следующих показателей;
- создание в 2016 году не менее 6 постоянных рабочих мест;
-ежегодный прирост объемов произведенной ( переработанной) продукции.
Пункт 3.2. Соглашения от 09.11.2015 N 1 также предусматривает, что в случае выявления нарушений условий предоставления грантов, их нецелевого использования, кооператив возвращает в бюджет полученные денежные средства в 10-дневный срок со дня получения соответствующего уведомления Управления.
Управлением на расчетный счет СПСК "ГРАНД" перечислены денежные средства на общую сумму 6 128 806 руб. на развитие материально-технической базы по платежным поручениям от 13.11.2015 N 731626, от 18.11.2015 N 13592 (л.д. 42, 43 т.1).
Спорная субсидия была предоставлена Кооперативу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.06.2015 N 623 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы", Закона Липецкой области от 18.12.2014 N 348-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 207 годов" (далее - Закон о бюджете), постановления Администрации Липецкой области от 07.07.2015 N 337 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий (грантов) на развитие материальнотехнической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2015 году" (далее - Порядок) в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и 3 продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, а также Государственной программы Липецкой области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Липецкой области", утвержденной постановлением Администрации Липецкой области от 28.10.2013 N 485.
Ответчиком были представлены отчеты об использовании средств субсидии (гранта) по состоянию на 01.01.2016, 01.04.2016, 01.07.2016, 01.10.2016, 01.01.2014, 01.04.2017, договоры, платежные документы.
На основании анализа представленных документов Управлением установлено, что ООО "ГРАНД" на приобретения трактора Беларусь, модуля убоя КРС, холодильной установки, а также строительства помещения для переработки и хранения продукции были израсходованы денежные средства в общей сумме 8 453 000 руб., из них средства гранта - 6 127 000 руб., собственные средства Общества - 2 326 000 руб., что составило 27,5% от общей суммы произведенных расходов.
Полагая, что средства субсидии (гранта) были использованы ответчиком без соблюдения условий софинансирования за счет собственных средств, и тем самым допущено нарушение условий предоставления субсидии (гранта), Управление направило ответчику уведомление о возврате указанной суммы от 24.04.2018 (л.д. 35, 37-38 т.1).
Претензия административного органа оставлена Кооперативом без ответа и удовлетворения.
В связи с изложенными обстоятельствами, Кооператив обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные Управлением требования, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг должны определять в том числе порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
Согласно части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона Липецкой области от 18.12.2014 N 348-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" в случае выявления нарушений условий предоставления субсидий, их нецелевого использования главный распорядитель средств областного бюджета в трехдневный срок со дня обнаружения нарушения направляет в адрес получателя субсидии уведомление о возврате полученных денежных средств в доход областного бюджета.
Получатели субсидий возвращают в доход областного бюджета полученные денежные средства в 10-дневный срок со дня получения соответствующего уведомления главного распорядителя средств областного бюджета. При отказе от добровольного возврата указанных средств главные распорядители средств областного бюджета обеспечивают их принудительное взыскание и перечисление в доход областного бюджета.
В соответствии с пунктом 108 приложения 37 к Закону липецкой области от 18.12.2014 N 348-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" установлены условия предоставления субсидий (грантов) на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных, потребительских кооперативов. К условиям представления субсидий, в том числе отнесены :
участие финансовых средств кооператива в размере не менее 40% от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств субсидий;
достижение в текущем году показателей результативности использования субсидии (гранта), указанных в соглашении о предоставлении и использовании субсидии (гранта).
Постановлением администрации Липецкой области от 07.07.2015 N 337 утвержден Порядок предоставления субсидий (грантов) на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов в 2015 году.
Пунктом 13 Порядка установлено, что возврат неиспользованных остатков грантов, а также возврат грантов в случае выявления нарушения условий их предоставления или их нецелевого использования осуществляется в порядке, предусмотренном Законом о бюджете.
В результате проведенного Управлением анализа использования ответчиком субсидии выявлены нарушения условий предоставления субсидии, предусмотренных пунктами 2.2.2, 2.2.3, 2.2.6 Соглашения.
Как указано выше, в силу пункта 2.2.3 Соглашения субсидия (грант) должна быть использована в течение 12 месяцев со дня поступления средств на расчетный счет кооператива.
Согласно пункту 2.2.6 Кооперативу необходимо обеспечить достижение следующих показателей: создание в 2016 году не менее 6 постоянных рабочих мест и ежегодный прирост объемов произведенной (переработанной) продукции.
С учетом поступления денежных средств на расчетный счет Кооператива 13 и 20 ноября 2015 года, в рассматриваемом случае СПСК "ГРАНД" должен был использовать субсидию до 01.12.2016.
Из материалов дела также следует, что Кооперативом не произведено в период до 01.12.2016 софинансирование на сумму 1 759 377 руб. (10 213 441 руб. 67 коп. (1 200 000 руб. - стоимость трактора + 4400000 руб. - стоимость модуля убоя КРС + 500 000 руб. - стоимость холодильной установки + 4 113 441 руб. 67 коп. - строительство помещения) х 40% = 4 085 376 руб. 67 коп. - 2 326 000 руб.).
Довод Кооператива о том, что им фактически израсходованы собственные денежные средства в размере 4 630 000 руб., подлежит отклонению в связи с непредставлением надлежащих доказательств (платежных документов).
Из представленных в материалы дела доказательств следует и не оспаривается ответчиком, что в период 2016-2017 годы Кооперативом не созданы рабочие места, отсутствует произведенная продукция и, соответственно, выручка от ее реализации.
При названных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о нарушении Кооперативом условий предоставления субсидии (гранта), предусмотренных пунктом 108 Приложения N 37 "Предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам из областного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" к Закону N 348-ОЗ, а также пунктами 2.2.2, 2.2.3, 2.2.6 Соглашения от 09.11.2015 N 1.
Поскольку Кооперативом использована сумма субсидии (гранта), с нарушением условий предоставления субсидии (гранта), то спорные суммы подлежат возврату в бюджет.
Уведомление Управления от 24.04.2018 N И41-1476 о возврате денежных средств было направлено истцом и получено ответчиком 30.04.2018.
Поскольку указанные средства не были возвращены ответчиком добровольно, суд обоснованно удовлетворил заявленные требования Управления.
Доводы Кооператива о том, что соглашением не предусмотрен срок оплаты приобретений за счет собственных средств, суд первой инстанции обоснованно посчитал ошибочными.
Пункт 2.2.3. соглашения подразумевается использование средств гранта на каждое приобретение или оплату подрядных работ при соблюдении условия оплаты не менее 40% за счет собственных средств кооператива от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет субсидии (гранта). Денежные средства были получены ответчиком 20.11.2015, следовательно, по условиям Соглашения, должны были быть использованы до 20.11.2016. Между тем материалами дела подтверждено, что по состоянию на 01.07.2017 ответчиком была использована полностью сумма субсидии (гранта), однако без соблюдения условия софинансирования за счет собственных средств кооператива.
Довод Кооператива о том, что в течение срока использования субсидии (гранта) можно использовать всю ее сумму, а собственные средства (40%) можно доплатить после использования средств субсидии (гранта) противоречит смыслу использования средств государственной поддержки, каким является предоставление субсидий (грантов) на развитие материально-технической базы кооперативов, поскольку в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов для развития материально-технической базы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.06.2015 N 623, грант на развитие материально-технической базы - это средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации на счет неделимого фонда сельскохозяйственного потребительского кооператива, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат сельскохозяйственного потребительского кооператива на развитие материально-технической базы.
Кроме того, в силу пункта 108 приложения 37 к Закону о бюджете одним из условий предоставления субсидии (гранта) является участие финансовых средств кооператива в размере не менее 40% от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств субсидии (гранта). Из анализа вышеприведенных норм следует, что первичными являются собственные затраты кооператива на развитие его материально-технической базы, а грант из бюджета предоставляется для софинансирования этих затрат. Таким образом, использование ответчиком суммы субсидии (гранта) без соблюдения условия участия финансовых средств кооператива в размере не менее 40% от стоимости каждой статьи расходов, софинансируемой за счет средств субсидии (гранта) в пределах установленного соглашением срока, не достижение установленных Соглашением показателей является нарушением условия предоставления субсидии (гранта), что влечет возврат этих средств в бюджет.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, сделанные с учетом установленных фактических обстоятельств, а лишь выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с чем, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения не усматривается.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Липецкой области от 10.09.2018 по делу N А36-6968/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу сельскохозяйственного потребительского сбытового кооператива "Гранд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А36-6968/2018
Истец: Управление сельского хозяйства Липецкой области
Ответчик: Сельскохозяйственный потребительский сбытовой кооператив "ГРАНД"