город Ростов-на-Дону |
|
05 февраля 2019 г. |
дело N А32-20774/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу гаражно-строительного кооператива "Восточный-3"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 14.12.2018 по делу N А32-20774/2018, принятое судьей Поляковым Д.Ю.,
по заявлению гаражно-строительного кооператива "Восточный-3"
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
гаражно-строительный кооператив "Восточный-3" (далее - заявитель, ГСК "Восточный-3", кооператив) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - административный орган, управление) от 21.05.2018 по делу N 108 о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении в виде штрафа в размере 550 000 рублей.
В судебном заседании в суде первой инстанции заявитель ходатайствовала об уточнении заявленных требований, просила суд изменить оспариваемое постановление в части размера административного наказания, снизив его вполовину. Заявление об уточнении заявленных требований судом принято в порядке ст. 49 АПК РФ.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2018 заявленные требования удовлетворены в части, размер штрафа снижен до 275 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, гаражно-строительный кооператив "Восточный-3" обратился в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить. Кооператив полагает, что решение суда вынесено с грубым нарушением норм материального и процессуального права. Просит применить ст.4.1.1 КоАП РФ заменить штраф на предупреждение.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ГСК "Восточный-3" поступило ходатайство об отложении судебного заседания.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, поскольку в материалах дела имеются все необходимые документы для полного и всестороннего рассмотрения материалов дела.
Согласно части 3 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
Отложение судебного разбирательства является правом суда, а не его обязанностью. При рассмотрении соответствующего ходатайства суд учитывает конкретные обстоятельства и рассматривает представленные стороной доказательства.
Суду не представлено доказательств того, что дело не может быть рассмотрено в данном судебном заседании.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки, проведенной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее также - административный орган) в отношении ГСК "Восточный-3" (далее также - кооператив), последний признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в самовольном занятии земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142074:40204, площадью 5 172 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для иных видов использования, характерных для населенных, расположенный по адресу: г. Краснодар, Прикубанский округ, ул. Восточно-Кругликовская, 6/1, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также - КоАП РФ), и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 550 000 руб. согласно постановлению от 21.05.2018 по делу N 108.
Заявитель, полагая, что указанное постановление вынесено административным органом в отношении него незаконно, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Как установлено судом, в результате административного обследования объекта земельных отношений установлено, что в ЕГРН содержится запись о зарегистрированном праве собственности РФ (запись регистрации права от 10.11.2017 N 23/001/2017-1); содержится запись о границах земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:40204, площадью 5 127 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Краснодар, Прикубанский внутригородской округ, ул. Восточно-Кругликовская, 6/1; по факту на территории земельного участка расположены металлические гаражи, доступ на территорию осуществляется через шлагбаум, на котором размещено объявление о правилах въезда на территорию ГСК "Восточный-3".
Административным органом по результатам проверки выявлено самовольное занятие ГСК "Восточный-3" земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142047:40204, площадью 5 172 кв.м, используемого кооперативом путем размещения и эксплуатации металлический гаражей, что образует состав и событие административного правонарушения предусмотренного статьей КоАП РФ.
Статьей 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), установлено, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Согласно главам III и IV Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), земельные участки предоставляются и используются на праве собственности, на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве безвозмездного пользования, праве пожизненного наследуемого владения, по договору аренды или субаренды, и праве ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитута).
При этом согласно положениям статей 15, 22, 24, 39.9 ЗК РФ, юридические лица приобретают земельные участки на праве собственности, аренды либо только в предусмотренных законом случаях в постоянное (бессрочное) и безвозмездное срочное пользование. Ни на одном из перечисленных прав, на момент проведения административного обследования, земельный участок площадью 5 172 кв.м, с кадастровым номером: 23:43:0142047:40204, ГСК "Восточный-3" не принадлежит.
Статьей 7.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок в виде наложения административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статей 25 и 26 ЗК РФ, права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости". Права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с названным Федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в абзаце 2 пункта 1 Постановления от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения особенной части кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 7.1 КоАП РФ судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении получено лично Шульгой Л.Н. 03.04.2018, протокол об административном правонарушении получен 09.04.2018, определение о назначении времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении получено 09.04.2018, а постановление рассмотрено в присутствии и получено председателем ГСК "Восточный-3" Шульгой Л.Н.
В силу части 1 статьи 23.21 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной земель, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных также статьей 7.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 74 ЗК РФ, лица виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Действующее законодательство предусматривает регламентированный порядок возникновения прав на использование земельных участков, сопряженный с обязанностью оформления соответствующих документов о праве, за несоблюдение которого статьей 7. 1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Как следует из статей 40, 41, 43 ЗК РФ и статей 262, 264 ГК РФ, право на использование (пользование) соответствующего земельного участка принадлежит собственнику такого земельного участка, а также может осуществляться лицом, не являющимися его собственником.
К таким лицам статьи 5, 41 ЗК РФ относит землепользователей, землевладельцев, арендаторов и обладателей сервитутов (обладающие правом ограниченного пользования чужим земельным участком).
В силу статьи 25 ЗК РФ, права на земельные участки, приобретение которых предусмотрено Земельным кодексом РФ (на основании которых может осуществляться их использование) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Наряду с этим, статьей 131 ГК РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу частей 1 и 2. статьи 8.1 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выступают общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности. Субъектом правонарушения, предусмотренного данной нормой, является юридическое лицо, использующее часть земельного участка без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав или разрешения на ведение хозяйственной деятельности.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.1 КоАП РФ, за самовольное занятие земельного участка носит длящийся характер, поскольку обусловлено бездействием, сопряженным с последующим длительным и непрекращающимся невыполнением возложенных на лицо обязанностей под угрозой привлечения к ответственности, продолжающимся на следующий и последующие дни по истечении установленного нормативным актом срока. Если законом установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование данным земельным участком без оформления таких документов образует состав правонарушения, предусмотренный статьей 7.1 КоАП РФ.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат:
1) наличие события административного правонарушения;
2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;
3) виновность лица в совершении административного правонарушения;
4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;
5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;
6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;
7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Частью 2 статьи 2.1 данного Кодекса предусмотрено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества заключается в том, что у него имелась возможность не допускать использование со своей стороны земельного участка с кадастровым номером 23:43:0142074:40204 в отсутствие предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.
Совокупность всех названных выше элементов образует состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
В ходе производства по делу об административном правонарушении существенных нарушений требований КоАП РФ, касающихся порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях, а также способных повлиять на объективное и всестороннее рассмотрение дела по существу либо нарушений прав лица, в отношении которого ведется производство по делу, не допущено.
Апелляционной коллегией отклоняются доводы кооператива о том, что он поставил спорный земельный участок на кадастровый учет за свой счет, огородил территорию земельного участка, вывез самовольно образовавшиеся свалки с территории и начал готовить площадку под строительство, поскольку квалифицирующим признаком вмененного ему правонарушения является отсутствие воли собственника земельного участка на его предоставление кооперативу, намерения же кооператива правового значения для квалификации правонарушения не имеют. Совершение указанных действий кооперативом не может служить основанием для освобождения его от административной ответственности.
Оснований для применения статьи 2.9 и 4.1.1 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
Квалификация правонарушения в качестве малозначительного носит оценочный характер и производится судом на основании личной оценки обстоятельств конкретного дела в порядке статьи 71 АПК РФ, является правом, а не обязанностью суда.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Оснований для изменения назначенного наказания в виде штрафа на предупреждение в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ не имеется в связи с тем, что ГСК "Восточный-3" является микропредприятием, что подтверждается сведениями из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства от 19.07.2018, поскольку с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ. Вместе с тем из оспариваемого постановления административного органа не следует, что в рассматриваемом случае соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения требований земельного законодательства.
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно посчитал возможным снизить размер административного наказания, установленного оспариваемым постановлением, по следующим причинам.
В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 1 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкция статьи 7.1 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ).
В данном случае, по мнению суда, предусмотренное статьей 7.1 КоАП РФ наказание в виде штрафа в сумме 550 000 руб. не соответствует тяжести совершенного кооперативом правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Таким образом, с целью обеспечения назначения справедливого и соразмерного административного наказания правонарушению, совершенному кооперативом при названных фактических обстоятельствах, установленных судом, суд правомерно посчитал возможным назначить ГСК "Восточный-3" штраф по статьи 7.1 КоАП РФ в размере 275 000 руб.
Доводы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, так как они не опровергают представленные управлением доказательства и правомерность выводов арбитражного суда по делу и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.12.2018 по делу N А32-20774/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с ч. 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-20774/2018
Истец: ГСК "Восточный-3, ГСК ВОСТОЧНЫЙ 3
Ответчик: Управление Росреестра по Краснодарскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю