г. Москва |
|
18 марта 2024 г. |
Дело N А40-242563/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.А. Ким,
судей О.Н. Лаптевой, А.И. Трубицына,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.Н. Хрущак,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
истца Общества с ограниченной ответственностью "Каргохим"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31 января 2024 года по делу N А40- 242563/23,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Каргохим" (ИНН: 2352035432)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ИНН: 7708503727)
о взыскании пени.
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Каргохим" обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о взыскании 940 308 руб. 52 коп. пени за просрочку доставки груза.
Оценив доводы и возражения сторон в совокупности с представленными доказательствами, руководствуясь ст.ст. 8, 11, 12, 307, 309, 310, 330, 785, 792 ГК РФ, статьями 65, 71, 110, 112, 167-170, 176, 180, 181 АПК РФ решением от 31 января 2024 г. суд первой инстанции в иске отказал.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил указанное решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, в обоснование отмены ссылался на то, что суд пришел к ошибочному выводу о занятости фронта выгрузки по вине грузополучателя, не учел, что данное обстоятельство подтверждено только односторонними актами общей формы, истец никаких заявок на оказание услуг по размещению на железнодорожных путях общего пользования истец не подавал.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте www.kad.arbitr.ru в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители истца, ответчика в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в связи, с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы.
Судом установлено, что между ОАО "Российские железные дороги" и ООО "Газпром транссервис" заключен Договор N 251/2 от 23.07.2018 г. на эксплуатацию ж/д пути необщего пользования при ж/д станции Темрюк СКЖД и Соглашение N 251/2/1 к от 23.07.2018 г. "О порядке расчетов за услуги, оказываемые ООО "КаргоХим" при подаче вагонов на железнодорожный путь необщего пользования ООО "Газпром транссервис" при железнодорожной станции Темрюк Северо-Кавказской железной дороги".
По условиям п. 1 Соглашения N 251/2/1к от 23.07.2018 "Перевозчик" (ОАО "РЖД"), в соответствии и на условиях договора от 23 июля 2018 г. N251/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Газпром транссервис" при железнодорожной станции Темрюк Северо-Кавказской ной дороги, осуществляет подачу и уборку вагонов для Контрагента на железнодорожные выставочные пути станции N2В или NЗВ. Передача вагонов с ми и порожними вагонами от "Перевозчика" (ОАО "РЖД") -"Контрагенту" (ООО "КаргоХим") в техническом и коммерческом отношении производятся на железнодорожных выставочных путях N2В или ЗВ станции Темрюк.
В период с 08.03.2023 г. по 09.03.2023 г. в адрес ООО "КаргоХим" поступал груз по железнодорожным накладным с истекшим сроком доставки.
Нарушения сроков доставки грузов подтверждаются железнодорожными накладными:N N ЭВ736052, ЭВ736302, ЭГ364196, ЭГ332237, ЭГ364525, ЭВ 718027, ЭВ 720661, в которых указаны сроки начала и окончания перевозки.
Просрочка доставки груза по указанным железнодорожным транспортным накладным составила от 2 суток до 18 суток.
Аналогичная норма закреплена статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), согласно которой перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки.
Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики.
Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со ст. 97 настоящего Устава.
В соответствии со статьей 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации "за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних грузовых вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении - перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере шести процентов платы за перевозку грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров) за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере 50 процентов платы за перевозку данных грузов, порожнего грузового вагона (вагонов), контейнера (контейнеров), если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств".
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 г. "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом.
Так как перевозчиком нарушены сроки доставки груза, ОАО "РЖД" обязано уплатить за это нарушение пени в сумме 940 308 руб. 52 коп.
В порядке досудебного урегулирования спора, Ответчику было направлена претензия N 03/636 от 05.09.2023.
Ответчик оплату по претензии не произвёл.
Поскольку досудебный порядок урегулирования спора, инициированный и реализованный истцом, не принес положительного результата, истец обратился в суд с иском.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции признал исковое заявление не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, придя к выводу о наличии оснований для увеличения срока доставки.
Апелляционный суд отклоняет доводы жалобы на основании следующего.
По железнодорожной накладной ЭВ736052, ЭВ736302, ЭГ364196, ЭГ332237, ЭГ364525, ЭВ718027, ЭВ720661 срок доставки увеличивался вследствие задержки в пути следования вагонов, в связи с невозможностью их приема станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей.
В соответствии со статьей 33 Федерального закона N 18-ФЗ от 10.01.2003 г. "Устав железнодорожного транспорта РФ" (далее "Устав РЖД РФ") перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению в установленные сроки. Грузы считаются доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной срока доставки (с учетом корректировки в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом) и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы.
Увеличение срока доставки груза в случае, если в пути следования произошли задержки вагонов, связанных с неприемом вагонов станцией назначения по вине грузополучателей, соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, сформулированной по данному вопросу.
В п. 25 постановления Пленума ВАС РФ N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" судам даны разъяснения, что при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом N 245.
При этом следует учитывать, что сроки доставки грузов увеличиваются и в случаях задержки доставки груза по причинам, названным в пункте 6 Правил.
Таким образом, Уставом железнодорожного транспорта и Правилами исчисления сроков N 245 установлено, что в накладной указывается расчетный (предварительный) срок доставки, который может корректироваться перевозчиком в пути следования при возникновении определенных обстоятельств.
Так пунктом 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов предусмотрено, что сроки доставки грузов, порожних вагонов увеличиваются на все время задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях в случае невозможности их приема железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, получателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами.
В результате невыполнения грузополучателем ООО "КаргоХим" технологических сроков оборота вагонов на подъездном пути необщего пользования, происходило нарушение ритмичности подачи вагонов под разгрузку груза, что, в свою очередь, приводило к "затовариванию" железнодорожных путей станции назначения Темрюк и невозможности приема вновь прибывающих вагонов. В целях обеспечения возможности осуществления маневровой работы по подаче груженых вагонов и уборки порожних вагонов вагоны по спорным отправкам задерживались в пути следования на станциях Северо- Кавказской железной дороги.
Руководствуясь п.п. 3.1, 3.2.1, 3.4, 3.5 Правил составления актов, п. 70-77 Правил перевозок грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, содержащих порядок переадресовки перевозимых грузов, порожних грузовых вагонов с изменением грузополучателя и (или) железнодорожной станции назначения, составления актов при перевозках грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, составления транспортной железнодорожной накладной, сроки и порядок хранения грузов, контейнеров на железнодорожной станции назначения уполномоченными представителями перевозчика в целях удостоверения обстоятельств задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, составлялись акты общей формы.
В пути следования акт общей формы составляется перевозчиком в необходимом количестве экземпляров, как правило в двух, один из которых остается в делах перевозчика, другой прикладывается к перевозочному документу. О составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе "Отметки перевозчика" делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика.
При составлении акта общей формы в пути следования в случаях, указанных в правилах исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, аналогичная отметка делается на оборотной стороне дорожной ведомости с левой стороны свободного поля.
Если акт общей формы составляется в случае задержки вагонов, контейнеров в пути следования при обстоятельствах, требующих увеличения срока доставки грузов, то в акте указывается причина и время задержки вагонов, контейнеров в пути. Подписывается акт общей формы представителями перевозчика, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
В соответствии с вышеизложенными нормативно-правовыми положениями уполномоченными представителями перевозчика выносились распоряжения на задержку/отправление вагонов, составлялись на основании вынесенных распоряжений акты общей формы (АОФ) на задержку/отправление вагонов и осуществлялись уведомления грузополучателя о задержке вагонов в пути следования, на станции назначения составлялись соответствующие акты общей формы на продление сроков доставки с участием грузополучателя.
Так по транспортным железнодорожным накладным ЭВ736052, ЭВ736302, ЭГ364196, ЭГ332237, ЭГ364525, ЭВ718027, ЭВ720661 вагоны задерживались на 2 суток на станции Юматово Куйбышевской железной дороги в связи с обращением начальника станции назначения Темрюк (электронное письмо N 2371 от 12.02.2023 г, акт общей формы от 12.02.2023 г.N 1/2543) о невозможности приема вагонов и размещении их на станции назначения в связи с нарушением грузополучателем ООО "КаргоХим" технологических сроков оборота вагонов при выгрузке грузов предыдущих отправок, приведшим к простою в ожидании подачи под разгрузку вагонов последующих отправок.
Согласно акту общей формы от 12.02.2023 г. N 1/2543 невозможность приема вагонов станцией назначения Темрюк обусловлена занятостью путей общего пользования станции по причине систематического нарушения грузополучателем- Истцом технологических сроков оборота вагонов (свыше 7,5 часов). Названное нарушение технологического процесса приводит с нарушение ритмичности подачи вагонов под выгрузку и уборку порожних вагонов для освобождения разгрузочных мест и приводит "затовариванию станции назначения", что вызывает необходимость задержки вагонов в пути следования на промежуточных станциях.
На основании оперативного приказа от 12.02.2023 г. N 1497 поездное формирование задержано на станции Юматово. О задержке поезда, в состав которого включены вагоны по отправкам ЭВ736052, ЭВ736302, ЭГ364196, ЭГ332237, ЭГ364525, ЭВ718027, ЭВ720661 начальником станции назначения Темрюк направлено извещение N 49 от 12.02.2023 г. грузополучателю ООО "КаргоХим" о произведенной задержке для устранения причин, препятст-вующих продвижению вагонов.
На основании оперативного приказа от 14.02.2023 г. N 1551 поездное формирование принято для продолжения движения, о чем грузополучатель ООО "КаргоХим" оповещен извещением N 50 от 14.02.2023 г.
По факту задержки вагонов на станции Юматово составлены акты общей формы 7 от 12.02.2023 г., 8 от 14.02.2023 г. с продлением срока доставки на 2 суток.
По транспортным железнодорожным накладным ЭВ736052, ЭВ736302, ЭГ364196, ЭГ332237, ЭГ364525, ЭВ718027, ЭВ720661 вагоны также задерживались на 7 суток на станции Сарепта. СКЖД в связи с обращением начальника станции назначения Темрюк (электронное письмо N 2565 от 16.02.2023 г, акт общей формы от 16.02.2023 г.N 2816) о невозможности приема вагонов и размещении их на станции назначения в связи с нарушением грузополучателем ООО "КаргоХим" технологических сроков оборота вагонов при выгрузке грузов предыдущих отправок, приведшим к простою в ожидании подачи под разгрузку вагонов последующих отправок.
На основании оперативного приказа от 16.02.2023 г. N 1593 поездное формирование задержано на станции Сарепта. О задержке поезда, в состав которого включены вагоны по отправкам ЭВ736052, ЭВ736302, ЭГ364196, ЭГ332237, ЭГ364525, ЭВ718027, ЭВ720661 начальником станции назначения Темрюк направлено извещение N 51 от 16.02.2023 г. грузополучателю ООО "КаргоХим" о произведенной задержке для устранения причин, препятствующих продвижению вагонов.
На основании оперативного приказа от 23.02.2023 г. N 1711 поездное формирование принято для продолжения движения, о чем грузополучатель ООО "КаргоХим" оповещен извещением N 52 от 23.02.2023 г.
По факту задержки вагонов на станции Сарепта составлены акты общей формы 1/154 от 16.02.2023 г., 1/176 от 23.02.2023 г. с продлением срока доставки на 7 суток.
По транспортным железнодорожным накладным ЭВ736052, ЭВ736302, ЭГ364196, ЭГ332237, ЭГ364525, ЭВ718027, ЭВ720661 вагоны также задерживались на 11 суток на станции Порошинская. СКЖД в связи с обращением начальника станции назначения Темрюк (электронное письмо N 3011 от 25.02.2023 г, акт общей формы от 24.02.2023 г.N 1/3529) невозможности приема вагонов и размещении их на станции назначения в связи с нарушением грузополучателем ООО "КаргоХим" технологических сроков оборота вагонов при выгрузке грузов предыдущих отправок, приведшим к простою в ожидании подачи под разгрузку вагонов последующих отправок.
На основании оперативного приказа от 254.02.2023 г. N 1689 поездное формирование задержано на станции Порошинская. О задержке поезда, в состав которого включены вагоны по отправкам ЭВ736052, ЭВ736302, ЭГ364196, ЭГ332237, ЭГ364525, ЭВ718027, ЭВ720661, начальником станции назначения Темрюк направлено извещение 53 от 25.02.2023 г. грузополучателю ООО "КаргоХим" о произведенной задержке для устранения причин, препятст-вующих продвижению вагонов.
На основании оперативного приказа от 07.03.2023 г. N 1936 поездное формирование принято для продолжения движения, о чем грузополучатель ООО "КаргоХим" оповещен извещением 54 от 07.03.2023 г.
По факту задержки вагонов на станции Порошинская составлены акты общей формы 78 от 25.02.2023 г., 99 от 07.03.2023 г. с продлением срока доставки на 11 суток.
По транспортным железнодорожным накладным ЭВ736052, ЭВ736302, ЭГ364196, ЭГ332237, ЭГ364525, ЭВ718027, ЭВ720661 вагоны также задерживались на 2 суток на станции Тихорецкая СКЖД в связи с обращением начальника станции назначения Темрюк (электронное письмо N 3557 от 08.03.2023 г, акт общей формы от 08.03.2023 г.N 1/4285) о невозможности приема вагонов и размещении их на станции назначения в связи с нарушением грузополучателем ООО "КаргоХим" технологических сроков оборота вагонов при выгрузке грузов предыдущих отправок, приведшим к простою в ожидании подачи под разгрузку вагонов последующих отправок.
На основании оперативного приказа от 08.03.2023 г. N 2147 поездное формирование задержано на станции Тихорецкая. О задержке поезда, в состав которого включены вагоны по отправке ЭВ736052, ЭВ736302, ЭГ364196, ЭГ332237, ЭГ364525, ЭВ718027, ЭВ720661, начальником станции назначения Темрюк направлено извещение от 08.03.2023 г. грузополучателю ООО "КаргоХим" о произведенной задержке для устранения причин, препятствую-щих продвижению вагонов.
На основании оперативного приказа от 08.03.2023 г. N 1980 поездное формирование принято для продолжения движения, о чем грузополучатель ООО "КаргоХим" оповещен извещением 56 от 08.03.2023 г.
По факту задержки вагонов на станции Тихорецкая составлены акты общей формы 01/266 от 08.03.2023 г., 2/269 от 08.03.2023 г.,01/11013 от 07.03.2023 г., 01/11031 от 08.03.2023 с продлением срока доставки на 2 суток.
На станции назначения Темрюк СКЖД для продления срока доставки по отправкам ЭВ736052, ЭВ736302, ЭГ364196, ЭГ332237, ЭГ364525, ЭВ718027, ЭВ720661 составлены итоговые акты общей формы N 1/4400, 1/4398 от 09.03.2023 г., на основании которых срок доставки продлевался на 22 суток, следовательно, пени по отправкам ЭВ736052, ЭВ736302, ЭГ364196, ЭГ332237, ЭГ364525, ЭВ718027, ЭВ720661 в размере 753 195,53 руб. предъявлены необоснованно.
Занятость путей необщего пользования ООО "КаргоХим" вагонами, поданными под разгрузку до прибытия вагонов по спорным железнодорожным отправкам, подтверждается ведомостями подачи и уборки за март 2023 г. На основании ведомостей составлен анализ занятости путей необщего пользования и станционных путей с учетом подачи вагонов под выгрузку и размещения вновь прибывающих на станцию назначения вагонов. Из представленных ведомостей и анализа занятости железнодорожных путей, очевидно, усматривается сис-тематическое нарушение грузополучателем технологических сроков оборота вагонов, вызывающее нарушение ритмичности подачи новых партий вагонов под разгрузку и неизбежную необходимость задержки груженых вагонов в пути следования на промежуточных станциях. Так при нормативном сроке оборота вагонов с мазутом и темными нефтепродуктами 7 ч. 21 мин., вагоны на пути необщего пользования под разгрузкой находились от 55 ч. 30 мин. до 865 ч. 20 мин.
В результате невыполнения грузополучателем ООО "КаргоХим" технологических сроков оборота вагонов на подъездном пути необщего пользования, происходило нарушение ритмичности подачи вагонов под разгрузку груза, что, в свою очередь, приводило к "затовариванию" железнодорожных путей станции назначения Темрюк и невозможности приема вновь прибывающих вагонов.
В целях обеспечения возможности осуществления маневровой работы по подаче груженых вагонов и уборки порожних вагонов вагоны по спорным отправкам задерживались в пути следования на станциях полигона ОАО "РЖД".
Согласно статье 2 ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" перевозочный процесс- это совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок.
Планирование перевозок осуществляется на основании нормативных сроков доставки, пропускной способности железнодорожных участков, графика движения поездов и основано на принципе непрерывности и цикличности процесса.
Согласно ст. 18 ФЗ "О железнодорожном транспорте" организация движения поездов осуществляется на основании сводного графика движения поездов. Согласно абз. 4 п. 1 Приложения N 6 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, движение поездов по графику обеспечивается соблюдением норм и правил, правильной организацией и выполнением тех-нологического процесса работы железнодорожных станций, в том числе грузополучателями. Вагоны на станцию должны подводиться в установленное графиком движения время. Работа на станции осуществляется на основании Единого технологического процесса и договоров на эксплуатацию подъездных путей. Уже на станции, после готовности вагонов для передачи на подъездной путь, перевозчик уведомляет об этом грузополучателя.
Согласно ст. 34 УЖТ РФ, грузополучатель обязан забрать вагоны на подъездной путь не позднее 2 часов после получения такого уведомления. Согласно Договору на эксплуатацию пути необщего пользования, заключенного с Истцом, срок технологического оборота вагонов на подъездном пути составляет 7 ч. 21 мин. Выполнение указанного норматива со стороны грузополучателя обеспечивает ритмичную работу станции. Если грузополучатель не забирает вагоны на свой подъездной путь в установленные сроки и/или не возвращает вагоны с подъездных путей через 7 ч. 21 мин., то возникает ситуация невозможности подачи под разгрузку новых вагоны, что влечет к простою на станции назначения вагонов ожидающих подачи на подъездной путь, которые прибыли на станцию в соответствии с графиком движения. А для пребывающих в соответствии с графиком вагонов не остается места на станции назначения. Перевозчик вынужден размещать такие вагоны на соседних станциях. Следовательно, своими действиями, грузополучатель нарушает технологический процесс работы станции, предусмотренный Единым технологическим процессом, Уставом железнодорожного транспорта, Правилами перевозок грузов и иными нормативными документами.
В соответствии с п. 3.1.1 Порядка оформления задержек вагонов Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних вагонов, вагонов с грузом на железнодорожных путях общего пользования, утвержденным Распоряжением АО "РЖД" от 30.12.2016 г. N 2827р, в пути следования уполномоченным работником станции было сформировано обращение о необходимости задержки в пути следования вагонов.
Согласно п.3.1.2 Порядка оформления задержек вагонов (Регламент) основанием для обращения о необходимости задержки вагонов в пути следования является одно из условий: акт, составленный на начало простоя вагонов, прибывших под грузовые операции в связи с задержкой их подачи по причинам, зависящим от Клиента-грузополучателя, и обращение Клиента, переданное в службу движения Ответчика.
Указанные в п. 3.1.2 Регламента основания для задержки вагонов в пути следования не являются обязательной совокупностью, носят самостоятельных характер и для принятия сотрудником станции назначения решения о формирования обращения для задержки вагонов в пути следования достаточно одного из них.
В рассматриваемом споре основаниями для принятия решения о задержке спорных вагонов в пути следования являлся, удостоверенный актами общей формы, простой груженых вагонов на станции назначения в ожидании подачи под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, в связи с чем начальником станции назначения формировались электронные обращения о задержке поездных формирований в пути следования.
Согласно п. 3.1.3 Регламента определение обстоятельств, препятствующих подаче вагонов на пути необщего пользования в срок, может обеспечиваться мониторингом занятости пути необщего пользования. В материалы дела представлены ведомости подачи и уборки вагонов за период с 19.02.2023 г. по 08.03.2023 г., то есть за период, когда спорные вагоны находились в пути следования. Из представленных ведомостей усматривается нарушения грузополучателем технологических сроков оборота вагонов, вызывающее нарушение ритмичности подачи новых партий вагонов под разгрузку и неизбежную необходимость задержки груженых вагонов в пути следования на промежуточных станциях. Представленные ведомости подачи и уборки вагонов составлены на основании памяток приемосдатчика, на основании которых в свою очередь устанавливается время подачи и уборки вагонов и проводится станционными работниками анализ занятости путей необщего пользования грузополучателя для принятия решения о задержке поездных формирований, находящихся в движении, на промежуточных станциях.
Согласно сведениям, указанным в столбце "Отклонения", грузополучателем систематически допускались нарушения 7ми-часового нормативного времени на грузовые операции, что неизбежно приводило к нарушению ритмичности подачи вагонов под выгрузки и простою на станции назначения в ожидании подачи, а также к задержке вагонов, находящихся в процессе доставки, на промежуточных станциях. При этом, как видно из первых столбцов анализа занятости путей необщего пользования, подача вагонов под выгрузку происходила без задержек, без непроизводственного простоя пути необщего пользования.
Таким образом, представленные доказательства занятости путей необщего пользования Истца достоверно подтверждают обусловленность задержки вагонов причинами, зависящими от самого Истца.
Заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 31 января 2024 года по делу N А40- 242563/23 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.А. Ким |
Судьи |
О.Н. Лаптева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-242563/2023
Истец: ООО "КАРГОХИМ"
Ответчик: ОАО "РЖД"