Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27 мая 2019 г. N Ф10-1458/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
31 января 2019 г. |
Дело N А48-6564/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поляковым Д.А.,
при участии:
от территориального органа Росздравнадзора по Орловской области: Гринева Т.В., представитель по доверенности N 4 от 09.01.19, выдана на срок до 31.12.19, предъявлен паспорт гражданина РФ; Лаврешина Л.Н., представитель по доверенности N 3 от 09.01.19, выдана на срок до 31.12.19, предъявлен паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Респект": Кондрашов С.В., представитель по доверенности N 60 от 08.08.18, выдана на срок 3 года, предъявлен паспорт гражданина РФ;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Респект" на решение Арбитражного суда Орловской области от 29.08.2018 по делу N А48-6564/2018 (судья Соколова В.Г.) по заявлению территориального органа Росздравнадзора по Орловской области (ОГРН 1055752008180, ИНН 5752035922) к обществу с ограниченной ответственностью "Респект" (ИНН 5751054249, ОГРН 1125740008646) о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Росздравнадзора по Орловской области (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Орловской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Респект" (далее - ООО "Респект", Общество) к административной ответственности предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 29.08.2018 по делу N А48-6564/2018 заявленные требования удовлетворены.
Общество с ограниченной ответственностью "Респект" привлечено к административной, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50000 руб.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, ООО "Респект" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает, что проверка в отношении Общества была проведена с нарушением Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Ссылается на то, что материалы дела не содержат доказательств (фототаблицы, видеозаписи или иные доказательства) местонахождения, а также принадлежности Общества медицинских изделий.
Указывает на нарушение процедуры привлечения к административной ответственности.
Представитель Общества в судебном заедании просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленном суду отзыве Территориальный орган Росздравнадзора по Орловской области соглашается с выводами суда первой инстанции, настаивает на несостоятельности доводов, изложенных в апелляционной жалобе, указывает на наличие в действиях Общества состава административного правонарушения по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы отклонили, считают обжалуемое решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 17.01.2019 по 24.01.2019.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение подлежащим отмене на основании следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Респект" осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии от 02.02.2015 N ЛО-57-01-000786, выданной Департаментом здравоохранения Орловской области.
На основании приказа руководителя территориального органа Росздравнадзора по Орловской области от 05.06.2018 N П57-152/18 по согласованию с прокуратурой Орловской области в отношении ООО "Респект" была проведена внеплановая выездная проверка по вопросу лицензионного контроля медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"); государственного контроля за соблюдением организациями, осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность, прав граждан в сфере охраны здоровья, порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований.
Проверка проводилась по месту осуществления ООО "Респект" медицинской деятельности по адресам: г. Орел, ул. Московская, д. 63г, лит. М, пом 3 и г. Орел, ул. Московская, д. 63г, лит. М, пом. 2, к. N 1, N 1а.
В ходе проверки должностным лицом территориального органа Росздравнадзора по Орловской области были выявлены следующие нарушения лицензионных требований:
- несоблюдение Обществом пп. "а", "б", "в" п. 4, пп. "а", "в" п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности;
- несоблюдение Обществом Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий), утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - Минздрав России) от 01.11.2012 N 572н, Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях глаза, его придаточного аппарата и орбиты, утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 902н, Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при заболеваниях нервной системы, утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 926н, Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 922н, Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "отоларингология", утвержденного приказом Минздрава России от 12.11.2012 N 905н, Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "терапия", утвержденного приказом Минздрава России от 15.11.2012 N 923н, Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", утвержденного приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н;
- несоблюдение Обществом п. 11 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг утверждены Постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 N 1006.
Выявленные в ходе проверки нарушения 06.07.2018 должностным лицом территориального органа Росздравнадзора по Орловской области были отражены в акте проверки N 73/18.
На основании установленных обстоятельств, уполномоченным лицом территориального органа Росздравнадзора по Орловской области 13.07.2018 в отсутствие представителя Общества, был составлен протокол N 27/18 об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 23.1 территориальный орган Росздравнадзора по Орловской области обратился в Арбитражный суд Орловкой области с заявлением о привлечении ООО "Респект" к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что в действиях ООО "Респект" имеется состав правонарушения, предусмотренный ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, в связи с чем, привлек Общество к административной ответственности в виде штрафа в сумме 50000 рублей.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает решение суда области подлежащим отмене исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, в том числе, имелись ли событие административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве основания для отмены постановления по делу об административном правонарушении предусмотрено существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными этим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Протокол об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом и доказательством, отсутствие которого делает невозможным установление обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол об административном правонарушении, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В отсутствие указанного лица протокол может быть составлен лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Таким образом, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает необходимость принятия административным органом достаточных мер для извещения привлекаемого к административной ответственности лица либо его законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в целях обеспечения лицу возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ.
Федеральным законом от 06.12.2011 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" глава 25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена статьей 25.15, регулирующей извещение лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Согласно части 3 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения (месту жительства) представителя.
Если лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, заявило ходатайство о направлении извещений по иному адресу, суд, орган или должностное лицо, в производстве которых находится дело, направляет извещение также по этому адресу. В этом случае извещение считается врученным лицу, участвующему в производстве по делу об административном правонарушении, если извещение доставлено по указанному таким лицом адресу (часть 4 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 1 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.
Законными представителями юридического лица в соответствии с Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно абзацу 3 пункта 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя.
Установленный законом порядок применения административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание.
Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Так апелляционный суд, исследовав протокол территориального органа об административном правонарушении N 27/18 от 13.07.2018 установил, что данный протокол составлен в отношении общества с ограниченной ответственностью "Респект" в отсутствие представителя юридического лица.
В доказательство того, что на момент составления протокола территориальный орган имел подтверждение надлежащего уведомления Общества, заявитель ссылается на направление в адрес ООО "Респект" 12.07.2018 телеграммы по адресу: ул. Московская 63 Г.
Действительно, из материалов дела следует, что территориальным органом 12.07.2018 в адрес Общества была направлена телеграмма следующего содержания "13 июля 2018 года приглашаем ООО Респект на составление протокола по ч.4 ст.14.1". Согласно сведений на бланке телеграммы, она была направлена в 14-56 час.
Однако, согласно сообщению органа связи с указанием времени 16-39 телеграмма адресату не доставлена, поскольку учреждение принять телеграмму отказалось в связи с отсутствием руководителя (находится на больничном) и отсутствия у сотрудников доверенности на прием телеграмм.
Кроме того, в судебном заседании представитель Общества сослался на то, что режим работы ООО "Респект" установлен до 16 часов 30 минут, в связи с чем, после данного времени не предоставлялось возможным принять данную телеграмму. Данный факт административным органом не опровергнут. Доказательств установления иного режима работы Общества не представлено.
Факт умышленного уклонения Общества от получения данной телеграммы и участия в рассмотрении административного дела из материалов дела не усматривается.
Исходя из установленных вышеприведенных обстоятельств, апелляционная коллегия учитывает, что направление телеграммы за один день до составлении протокола (в данном случае - менее суток) нельзя считать надлежащим, заблаговременным.
Такое извещение лишает Общество предоставленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, поскольку у лица, привлекаемого к административной ответственности, не имеется достаточно времени для подготовки возражений и представления доказательств при составлении протокола об административном правонарушении, фактически ему не предоставляется возможность определить правовую позицию и организовать защиту своих интересов.
Формальное направление телеграммы в адрес общества без исследования вопроса о надлежащем извещении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, не может считаться надлежащим доказательством уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции отмечает, что в телеграмме территориального органа не было указано информации о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем, содержание указанной телеграммы не позволяет сделать однозначный вывод о том, что данная телеграмма содержала указанную выше информацию.
Иных доказательств надлежащего извещения лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении территориальным органом не представлено.
При названных обстоятельствах, отсутствие объективных данных, подтверждающих надлежащие уведомление Общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по настоящему делу, а также его получение, не позволяют сделать вывод о соблюдении должностным лицом территориального органа требований части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении в отношении ООО "Респект" протокола об административном правонарушении в отсутствие его законного представителя, что признается в соответствии с приведенными нормами существенным нарушением.
Апелляционный суд находит возможным отметить, что с учетом срока давности привлечения к административной ответственности, Управление не было лишено права надлежащим образом уведомить Общество о составлении протокола, не нарушая установленную законом процедуру.
Ссылки представителей Управления на то обстоятельство, что Общество знало о проведении в отношении него проверочных мероприятий и выявленных нарушениях, что влечет за собой административную ответственность, отклоняются с учетом изложенного.
С учетом изложенного, привлечение к административной ответственности не может быть признано законным.
Поскольку существенно нарушена процедура привлечения к административной ответственности, обстоятельства, установленные в ходе проведения проверки административным органом, не подлежат оценке.
Принимая во внимание вышеизложенное, обжалуемое решение Арбитражного суда Арбитражного суда Орловской области от 29.08.2018 по делу N А48-6564/2018 подлежит отмене.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
Руководствуясь частью 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 29.08.2018 по делу N А48-6564/2018 - отменить.
В удовлетворении заявленных требований территориальному органу Росздравнадзору по Орловской области (ОГРН 1055752008180, ИНН 5752035922) - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-6564/2018
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ОРГАН ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "РЕСПЕКТ"