Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 29 июля 2019 г. N Ф10-1720/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
5 февраля 2019 г. |
Дело N А62-1512/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.02.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Овчинниковой И.В., в отсутствие представителей заявителя - открытого акционерного общества "Жилищник" (г. Смоленск, ОГРН 1076731017780, ИНН 6731065371), заинтересованного лица - главного управления "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (г. Смоленск, ОГРН 1066731117353, ИНН 6730067200) и третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации города Смоленска (г. Смоленск, ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), Соколовой Ольги Ивановны и Фомченковой Натальи Александровны, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Жилищник" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2018 по делу N А62-1512/2018 (судья Каринская И.Л.),
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Жилищник" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к главному управлению "Государственная жилищная инспекция Смоленской области" (далее - управление) о признании недействительным пункта 3 предписания от 13.12.2017 N 1882/28/2017.
Определением суда первой инстанции от 06.06.2018 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация города Смоленска (далее - администрация), Соколова О.И. и Фомченкова Н.А.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2018 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что спорный жилой дом не является многоквартирным.
От управления в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором управления от 29.05.2009, заключенным между собственниками помещений многоквартирного жилого дома N 15 по ул. Минская г. Смоленск (далее - дом) и обществом (далее - договор), а так же приложением N 1 к лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 30.03.2015 N 001 общество осуществляет управление спорным домом.
В связи с поступлением обращения жильцов Соколовой О.И. и Фомченковой Н.А. управлением на основании приказа от 06.12.2017 N 3442/ИП в период с 11.12.2017 по 13.12.2017 проведена внеплановая выездная проверка деятельности общества, по результатам которой 13.12.2017 составлен акт N 3442/28 и выдано предписание N 1882/28/2017, пунктом 3 которого обществу надлежало в срок до 29.06.2018 произвести текущий ремонт общих коридоров, лестничных клеток, кухонь, туалетов и умывальных комнат спорного дома.
Не согласившись с вынесенным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
В силу части 16 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Статьей 162 ЖК РФ установлено, что управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
На основании части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (далее - Правила), согласно пункту 10 которых общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, а также обеспечивающим постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Из пункта 42 Правил следует, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии со статьей 158 ЖК РФ и пунктами 28 и 31 Правил в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - ПиН), которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названных правилах предусмотрено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей организацией.
Судом первой инстанции установлено, что общество осуществляет управление спорным многоквартирным домом на основании договора управления от 29.05.2009, пунктом 1.6 которого согласовано положение о составе имущества многоквартирного дома, в отношении которого осуществляется управление, в который включены помещения в доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты и лифтовые шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие и несущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.
В силу пункта 17 Правил собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Между тем доказательства, свидетельствующие о согласовании жильцами дома указанного перечня услуг и работ, общество в материалы дела не представило.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
На основании постановления администрации от 09.06.2014 N 1079-адм "О признании утратившим силу статуса "общежитие" у объектов недвижимого имущества, расположенных в городе Смоленске" дом утратил статус общежития.
Однако состав общего имущества многоквартирного дома определен пунктом 2 Правил и включает в себя помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме. Кухни, умывальные и туалетные комнаты, общие коридоры и лестничные клетки предназначены для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, следовательно, указанные помещения входят в состав общего имущества и принадлежат на праве общей долевой собственности всем собственникам многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 3.2 договора размер платы за содержание и ремонт общего имущества устанавливается по тарифам, утвержденным решениями Смоленского городского Совета.
Из анализа положений статей 156, 161 и 162 ЖК РФ следует, что размер платы собственников помещений за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном жилом доме зависит от объема оказываемых управляющей организацией услуг, состава и площади общего имущества дома, а также должен быть экономически обоснованным, обеспечивающим покрытие (возмещение) затрат управляющих организаций на обслуживание и содержание общего имущества многоквартирного дома.
Смоленским городским Советом принято решение от 28.04.2017 N 366 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения" (действовало на момент возникновения спорных правоотношений), пунктом 1.2 которого с 01.07.2017 установлен размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений, ранее использовавшихся в качестве общежитий, и жилых помещений в общежитиях по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (приложение 2).
Указанным решением также предусмотрен единый повышенный (при покомнатном заселении) размер платы за содержание жилого помещения для жилых помещений как в общежитиях, так и ранее использовавшихся в качестве общежитий.
Согласно имеющемуся в материалах дела платежному документу за апрель 2018 года управляющая компания производит жителям начисление по статье "содержание жилья" в размере 21 рубля 86 копеек, то есть по тарифу, установленному для жилых помещений, ранее использовавшихся в качестве общежитий, и жилых помещений в общежитиях (т. 1, л. 85).
При этом в материалах дела отсутствуют надлежащие доказательства, свидетельствующие о принятии жильцами дома решения об исключении из состава общедомового имущества кухонь, умывальных и туалетных комнат, общих коридоров и лестничных клеток, а также о согласовании с жильцами дома иного порядка расчета тарифа.
В соответствии с пунктом 4.2.1.1 ПиН организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать заданный температурно-влажностный режим внутри здания; исправное состояние стен для восприятия нагрузок (конструктивную прочность); устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития, а также теплозащиту и влагозащиту наружных стен.
Пунктом 4.4.1 ПиН установлено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий и периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
Согласно пункту 4.4.2 ПиН разрушение окрасочного слоя деревянных полов, отсутствие и засорение вентиляционных решеток или щелей за плинтусами, подвижность и выпадение отдельных клепок должны устраняться по мере выявления. Местные просадки, зыбкость, истирание, рассыхание и коробление досок и паркетных клепок, скрип, отсутствие вентиляционных решеток, загнивание и отслоение покрытия от основания следует устранять при ремонте по проекту.
Выявленные проверкой нарушения в содержании и ремонте общего имущества дома свидетельствуют о том, что обществом в нарушение действующих правил содержания и ремонта жилых домов длительное время не принимались своевременные и необходимые меры по обеспечению надлежащего содержания и ремонта общего имущества дома, что, в свою очередь, не обеспечивает комфортные и безопасные условия для проживания граждан в таком доме. Факт нарушения обществом вышеуказанных требований ПиН подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
В пункте 10 приложения N 7 к ПиН указан перечень работ, относящихся к текущему ремонту, в том числе в отношении оконных и дверных заполнений - смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и заполнений. Также к текущему ремонту относится внутренняя отделка - восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещениях, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах.
Кроме этого, суд первой инстанции правомерно обратил внимание на то, что в силу части 1.2 статьи 161 ЖК РФ состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утверждены минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Перечень), и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктами 11 и 12 Перечня предусмотрено, что в целях надлежащего содержания внутренней отделки многоквартирных домов выполняются следующие работы: проверка состояния внутренней отделки. При наличии угрозы обрушения отделочных слоев или нарушения защитных свойств отделки по отношению к несущим конструкциям и инженерному оборудованию - устранение выявленных нарушений. Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания полов помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме: проверка состояния основания, поверхностного слоя и работоспособности системы вентиляции (для деревянных полов); при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что мероприятия, предписанные обществу для выполнения, входят в перечень работ, относящихся к текущему ремонту.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими организациями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение собственников помещений в доме.
Довод апелляционной жалобы о том, что в доме фактически отсутствуют квартиры, следовательно, его нельзя считать многоквартирным, отклоняется судом апелляционной инстанции ввиду следующего.
В силу статьи 7 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Такие жилые помещения, переданные в пользование гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.
Следовательно, при утрате статуса общежития жилой дом приобретает статус многоквартирного.
Кроме того, из имеющего в материалах дела технического отчета следует, что спорный дом является многоквартирным жилым домом (т. 2, л. 16 - 17).
К тому же согласно сведениям, имеющимся на официальном сайте ГИС ЖКХ (приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2014 N 504/934/пр), спорный дом имеет статус многоквартирный.
Обратного обществом не доказано.
Таким образом, с учетом того, что общество добровольно приняло в управление многоквартирный дом, оно в силу закона и заключенного договора обязано обеспечить надлежащее содержание и ремонт дома за плату, поступающую ему от жителей дома, размер которой предусмотрен договором.
Следовательно, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что требования управления о проведении ремонтных работ в общих коридорах, лестничных клетках, помещениях туалетов, умывальных комнат и кухнях, предназначенных для общего пользования, являются законными.
Иные доводы подателя жалобы не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 20.09.2018 по делу N А62-1512/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.