г. Вологда |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А05-12632/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 05 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 октября 2018 года по делу N А05-12632/2017 (судья Шишова Л.В.),
установил:
муниципальное казенное учреждение "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" (ОГРН 1022901175330, ИНН 2906002459; место нахождения: 164840, Архангельская область, город Онега, улица Шаревского, дом 6; далее - администрация) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области (ОГРН 1082901015713, ИНН 2901188256; место нахождения: 163004, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 17.08.2017 N 01-22/884.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; место нахождения: 163000, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 октября 2018 года по делу N А05-12632/2017 заявленные требования удовлетворены в части. Признано недействительным предписание инспекции от 17.08.2017 N 01-22/884 в части требования возвратить в областной бюджет средства финансовой ответственности в сумме 24 267 490 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. На инспекцию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации.
Администрация с судебным актом не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части требований, в удовлетворении которых отказано, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что в течение срока для возврата денежных средств были внесены изменения в целевые показатели программы, тем самым условия финансовой поддержки администрацией выполнены; администрацией не допущено нарушений, предусмотренных частью 1 стать 23.1 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон N 185-ФЗ).
Инспекция в отзыве доводы жалобы отклонила, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства решение суда обжаловано только в части требований, при этом лица, участвующие в деле, не заявили иных возражений, в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, инспекцией на основании распоряжений от 28.06.2017 N 01-08/66, от 25.07.2017 N 01-08/80 проведена плановая выездная проверка правомерности в том числе целевого характера и эффективного расходования средств, выделенных муниципальному образованию "Онежский муниципальный район" в рамках адресной Программы Архангельской области "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы", утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп (далее - Программа переселения граждан из аварийного жилья, Программа).
Проверкой установлено, что муниципальным образованием "Онежский муниципальный район", являющимся участником Программы переселения граждан из аварийного жилья, приняты обязательства по выполнению мероприятий I и II этапов этой Программы, для реализации которых администрация в порядке межбюджетных отношений получила средства финансовой поддержки из Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) и областного бюджета.
Инспекция в ходе проверки установила, что фактические затраты на переселение граждан по I и II этапам Программы составили 318 046,91 тыс. руб., тогда как стоимость переселения граждан - 268 923,99 руб., что повлекло перерасход средств Фонда и средств областного бюджета на переселение граждан муниципального образования "Онежское" в рамках Программы на общую сумму 49 154,59 руб. (средства Фонда - 22 209,61 тыс. руб., средства областного бюджета - 26 944,98 тыс. руб.). Причинами перерасхода средств, как установила инспекция, являются расторгнутые контракты на сумму 47 863,47 тыс. руб. по I и II этапам Программы, а также несоответствие фактических затрат согласно данным бухгалтерского учета по II этапу Программы переселения относительно стоимости, включенной в Программу в редакции от 11.04.2017, на сумму 1 259,44 тыс. руб.
Инспекция также пришла к выводу о том, что администрация в нарушение условий договора от 29.07.2013 N 11ФП-13 "О долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства" (в редакции дополнительного соглашения от 28.07.2014 N 3), не выполнив в установленный срок (не позднее 31.12.2015) мероприятия по расселению жилых помещений общей площадью 4027.1 кв. м, не осуществила возврат финансовой ответственности в размере 24 267 490,00 руб., исчисленной из расчета 5 000 руб. за каждый день такой просрочки за каждое нежилое помещение, переселение граждан из которого просрочено.
Результаты проверки отражены в акте от 07.08.2017. По итогам проверки в адрес главы администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" вынесено предписание от 17.08.2017 N 01-22/884, которым на заявителя возложена обязанность:
1. Возвратить в областной бюджет средства в размере 47 863 471,84 руб. (средства Фонда - 22 177 933,15 руб., средства областного бюджета - 25 685 538,69 руб.), оплаченные и не возвращенные по расторгнутым контрактам.
2. Возвратить в областной бюджет средства в размере 1 291 119,10 руб. (средства Фонда - 31 677,71 руб., средства областного бюджета - 1 259 441,39 руб.), превышающие стоимость по Программе переселения в редакции от 11.04.2017.
3. Возвратить в областной бюджет средства финансовой ответственности в сумме 24 267 490 руб.
4. Отчет об исполнении предписания с приложением подтверждающих документов направить в инспекцию до 22.09.2017.
В предписании инспекция также указала, что за его невыполнение в установленный срок предусмотрена административная ответственность по части 20 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с указанным предписанием, администрация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции требования удовлетворил в части, признал недействительным предписание инспекции от 17.08.2017 N 01-22/884 в части требования возвратить в областной бюджет средства финансовой ответственности в сумме 24 267 490 руб. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказал.
Администрация просит отменить решение суда в части отказа в удовлетворении иных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в оспариваемой части в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 7 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установление видов бюджетных нарушений и бюджетных мер принуждения, определение оснований и порядка применения бюджетных мер принуждения относится к полномочиям Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 БК РФ предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Ответственность за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов установлена статьей 306.8 БК РФ, в соответствии с которой нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
В соответствии с положениями статьи 8 БК РФ установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации. Как следует из положений статьи 135 данного Кодекса, субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации являются одной из форм межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации.
Законом N 185-ФЗ регламентирована деятельность Фонда, созданного для целей финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Согласно пункту 4 статьи 2 упомянутого Закона предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - это предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры, а также в случаях досрочного завершения региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статья 14 Закона N 185-ФЗ содержит перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 20 данного Закона получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, в местные бюджеты.
В силу части 2 указанной статьи средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 настоящей статьи.
Как установил суд первой инстанции, в проверяемый период средства Фонда, согласно областным законам о бюджете, являлись безвозмездными поступлениями в бюджет Архангельской области.
В целях получения средств Фонда, условия предоставления которых установлены статьей 14 Закона N 185-ФЗ, постановлением правительства Архангельской области от 23.04.2013 N 173-пп утверждена Программа.
Программой предусмотрены средства областного бюджета, в том числе средства Фонда, направляемые на ее реализацию. Участниками Программы Архангельской области являются муниципальные образования, имеющие на своей территории аварийный жилой фонд, переселение из которого осуществляется в рамках данной программы.
Программа реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление следующих мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований: 1) строительство многоквартирных домов; 2) приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), в том числе путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов; 3) приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками домов, в которых расположены эти помещения; 4) предоставление возмещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации; 5) предоставление возмещения лицам в рамках исполнения судебных решений об обязании муниципальных образований предоставить жилые помещения по договорам социального найма.
Распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями Архангельской области - участниками Программы, в том числе объемы долевого финансирования за счет средств Фонда и областного бюджета, осуществлено в зависимости от суммарной площади жилых помещений многоквартирных жилых домов на территории отдельного муниципального образования, признанных до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, переселение граждан из которых запланировано в рамках настоящей Программы.
Реализация Программы осуществляется государственным заказчиком Программы, заинтересованными исполнительными органами государственной власти Архангельской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на основании соглашений, договоров и муниципальных контрактов, заключаемых между исполнителями Программы в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случае реализации Программы путем заключения государственных контрактов в соответствии с требованиями статьи 20 Закона N 185-ФЗ исполнителем Программы является Министерство строительства и архитектуры Архангельской области. Перечень муниципальных образований Архангельской области, в которых реализация Программы будет осуществляться путем заключения государственных контрактов, определен постановлением правительства Архангельской области от 08.06.2015 N 210-пп.
На основании частей 1.1, 1.2 статьи 20 Закона N 185-ФЗ, Положения о контрольно-ревизионной инспекции Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.12.2009 N 216-пп, Порядка осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, с учетом требований пункта 1 статьи 266.1, пункта 2 статьи 266.1, пунктов 2 и 3 статьи 269.2 БК РФ суд первой инстанции обоснованно указал, что у инспекции имелись полномочия на осуществление внутреннего государственного контроля в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, при исполнении областного бюджета; финансовых органов муниципальных образований Архангельской области, главных распорядителей и получателей бюджетных средств муниципальных образований Архангельской области - при предоставлении соответствующим местным бюджетам муниципальных образований Архангельской области межбюджетных трансфертов или бюджетных кредитов из областного бюджета.
Как указано ранее, основанием для выдачи оспариваемого предписания в части пунктов 1 и 2 явился вывод инспекции о перерасходе средств в связи с расторжением контрактов на сумму 47 863,47 тыс. руб. по I и II этапам Программы, а также в связи с несоответствием фактических затрат согласно данным бухгалтерского учета по II этапу Программы относительно стоимости, включенной в Программу в редакции от 11.04.2017, на сумму 1 259,44 тыс. руб.
Пунктом 3 части 1 статьи 23.1 Закона N 185-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка, предоставленная за счет средств Фонда, подлежит возврату в случае, предусмотренном договором, заключаемым между Фондом и субъектом Российской Федерации в соответствии со статьей 19 данного Закона.
В силу пункта 6 части 3 статьи 23.1 Закона N 185-ФЗ возврат средств Фонда осуществляется в размере средств Фонда, полученных субъектом Российской Федерации на проведение мероприятий, которые предусмотрены этапами региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и не выполнены в нарушение требований, установленных частями 10 и 11 статьи 16 настоящего Закона, за вычетом части указанных средств Фонда, за счет которых были заключены государственные и (или) муниципальные контракты на строительство многоквартирных домов или домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, договоры на приобретение жилых помещений в таких домах, соглашения о выплате лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 11 статьи 16 Закона N 185-ФЗ региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе эти программы с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, или этапы этих программ (за исключением этапа 2016 года), на реализацию которых с 1 января 2011 года до 31 декабря 2015 года предоставлена финансовая поддержка за счет средств Фонда, должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении такой финансовой поддержки.
Согласно части 11.1 статьи 16 Закона N 185-ФЗ внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных статьей 23.1 Закона N 185-ФЗ последствий нарушения требований части 11 статьи 16 данного Закона.
В рассматриваемом случае обязанность ответчика возвратить средства финансовой поддержки в областной бюджет в случае невыполнения требований части 11 статьи 16 Закона N 185-ФЗ в соответствии с положениями статьи 23.1 указанного Закона предусмотрена пунктами 2.3.14, 4.2, 4.5 дополнительного соглашения от 28.07.2014 N 3 к договору от 29.07.2013 N 11ФП-13 (в редакции соглашения N 1 к дополнительному соглашению от 28.07.2014 N 3 к договору от 29.07.2013 N 11ФП-13), в соответствии с которым в случае невыполнения условий финансовой поддержки, а также неустранения нарушений, указанных в пунктах 2.2.1-2.2.5 данного соглашения, администрация должна обеспечить возврат денежных средств в течение 30 дней после предъявления требования о возврате.
Проверкой установлено несоответствие фактических затрат по данным бухгалтерского учета на переселение граждан по муниципальному образованию "Онежское" относительно стоимости переселения граждан, установленной Программой в редакции от 11.04.2017, на общую сумму 49 122,91 тыс. руб. (из них по I этапу Программы - 3 244,79 тыс. руб., по II - 45 878,12 тыс. руб.), а именно фактические затраты на переселение граждан по двум этапам Программы составили 318 046,91 тыс. руб., при этом стоимость переселения граждан по двум этапам Программы составила 268 923,99 тыс. руб. Таким образом, перерасход средств Фонда и средств областного бюджета на переселение граждан по муниципальному образованию "Онежское" в рамках Программы составил 49 154,59 тыс. руб. (средства Фонда - 22 209,61 тыс. руб., средства областного бюджета - 26 944,98 тыс. руб.).
Как следует из материалов дела, в рамках реализации I этапа Программы на территории муниципального образования "Онежское" муниципальное казенное учреждение "Управление по инфраструктурному развитию и жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Онежский муниципальный район" (далее - Управление по ИР и ЖКХ) осуществляло строительство домов, а также приобретало квартиры в строящихся и построенных жилых помещениях. Согласно реестру контрактов на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, на строительство многоквартирных домов в рамках реализации I этапа Программы установлено: расселено 84 жилых помещения, общей площадью 2 954.90 кв.м, площадь приобретаемых жилых помещений составила 2 978.77 кв.м, стоимость переселения - 94 323,46 тыс. руб. (средства Фонда - 81 257,28 тыс. руб., средства областного бюджета - 11 417,54 тыс. руб., средства местного бюджета - 1 648,64 тыс. руб.), что соответствует показателям выполнения Программы в редакции от 11.04.2017.
В связи с корректировкой показателей I этапа Программы, уменьшением количества расселяемых помещений с 99 до 84, уменьшением расселяемой площади с 3 552.7 кв.м до 2 954.9 кв.м, а также уменьшением стоимости переселения с 114 396,94 тыс. рублей до 94 323,46 тыс. рублей, изменения в договор от 29.07.2013 N 11ФП-13, заключенный между министерством и муниципальным образованием "Онежский муниципальный район", не вносились.
Финансирование мероприятий переселения граждан по муниципальному образованию "Онежское" по II этапу Программы осуществлялось министерством в рамках двух программ:
- по Программе в рамках договора о долевом финансировании региональных (муниципальных) адресных программ по переселению граждан от 29.07.2013 N 11-ФП;
- по государственной программе Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014-2020 годы)", утвержденной постановлением правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп, в рамках соглашения о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального образования "Онежский муниципальный район" на погашение кредиторской задолженности муниципального образования "Онежский муниципальный район" по муниципальным контрактам, заключенным в рамках реализации Программы, от 18.10.2016 N 1.
В соответствии с дополнительным соглашением от 28.07.2014 N 3 к договору N 11ФП-13 на территории муниципального образования "Онежское" в рамках реализации II этапа Программы (в редакции постановления правительства Архангельской области от 08.07.2014 N 266-пп) предусмотрено к расселению 176 жилых помещений общей расселяемой площадью 6 701.00 кв. м, для расселения которых предусмотрено финансирование в размере 240 044,72 тыс. рублей, в том числе за счет средств Фонда - 101 010,82 тыс. руб., областного бюджета на сумму 139 033,90 тыс. руб. Дата окончания переселения - 4-й квартал 2015 года.
Из отчетов о ходе переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования "Онежское" по II этапу Программы (приложение N 4 отчетности, являющиеся приложением 1 к Методическим рекомендациям по мониторингу реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда субъектами Российской Федерации) установлено следующее:
- по отчету на 30.12.2015 (на момент окончания второго этапа Программы переселения - 4-й квартал 2015 года) расселено 33 жилых помещения, общей площадью 1 524.7 кв. м. Стоимость переселения граждан по отчету составила 49 318,45 тыс. руб., в том числе за счет средств Фонда на сумму 20 753,20 тыс. руб., областного бюджета - 28 565,25 тыс. руб.;
- по отчету на 20.02.2017 (на момент фактического завершения второго этапа Программы) расселено 33 жилых помещения, общей площадью 1 524.7 кв. м Стоимость переселения граждан по отчету составила 49 318,45 тыс. рублей, в том числе за счет средств Фонда на сумму 25 491,09 тыс. руб., областного бюджета - 23 827,36 тыс. руб.;
- по отчету на 21.07.2017 (на момент проведения контрольных мероприятий) расселено 33 жилых помещения общей площадью 1 566.60 кв. м. Стоимость переселения граждан по отчету составила 49 318,45 тыс. руб., в том числе за счет средств Фонда на сумму 25 491,09 тыс. руб., областного бюджета - 23 827,36 тыс. руб.
Таким образом, суд первой инстанции установил, что на момент завершения II этапа Программы (4 квартал 2015 года) администрация в нарушение пункта 2.3.5 дополнительного соглашения от 28.07.2014 N 3 к договору от 29.07.2013 N 11ФП-13, приложения N 1 к указанному дополнительному соглашению не достигла заданного результата в рамках реализации на территории муниципального образования "Онежское" II этапа Программы, а именно не завершила расселение 143 квартир (176 квартир - 33 квартиры) общей площадью 5 134.40 кв. м (6 701 кв. м - 1 566.6 кв. м). Стоимость нереализованных мероприятий II этапа Программы составила 190 726,27 тыс. руб. (240 044,72 тыс. руб. - 49 318,45 тыс. руб. (по отчету на 21.07.2017)), в том числе за счет средств Фонда - 75 519,73 тыс. руб. (101 010,82 тыс. руб. - 25 491,09 тыс. руб.), областного бюджета - 115 206,54 тыс. руб. (139 033,90 тыс. руб. - 23 827,36 тыс. руб.)).
При этом, как следует из материалов дела, решением Фонда от 01.04.2016 N 656 в связи с незавершением мероприятий II этапа Программы (2014 - 2015 годы), а также недостижением целевых показателей Архангельской области было приостановлено финансирование. В целях достижения целевых показателей и возобновления финансирования в Программу внесены изменения, которыми нерасселенные жилые помещения перенесены из II в IV этап Программы. Внесенные изменения в Программу повлекли уменьшение финансирования, вместе с тем фактически перечисленная сумма на реализацию мероприятий II этапа Программы превысила сумму, предусмотренную соглашением N 3 от 28.07.2014 (в редакции соглашения от 15.08.2016 N 1).
С учетом изложенного, доводы заявителя об отсутствии нарушения, поскольку показатели Программы после ее корректировки были достигнуты, и о том, что тем самым заявитель выполнил условия предоставления финансовой поддержки, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными.
Аналогичный довод апеллянта не принимается коллегией судей по тем же основаниям, кроме того, в силу части 11.1 статьи 16 Закона N 185-ФЗ изменение Программы, предусматривающее продление срока реализации этапа программы, не является основанием для неприменения предусмотренных данной статьей последствий нарушения требований части 11 статьи 16 названного Закона.
Как установлено в ходе проверки, в рамках реализации I и II этапов Программы из-за срывов строительства многоквартирных домов на территории муниципального образования "Онежское" Управлением по ИР и ЖКХ расторгнуты двадцать контрактов с объемом принятых обязательств по контрактам на общую сумму 108 068,04 тыс. руб. (по I этапу Программы - 21 631,96 тыс. руб., по II этапу - 86 436,08 тыс. руб.), в том числе:
- 16 контрактов по I этапу Программы с обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Стройсервис" (ИНН 2902076731) на сумму 21 631,96 тыс. руб.,
- 3 контракта по II этапу Программы с ООО "Эталон" (ИНН 7811548739) на сумму 40 981,28 тыс. руб.,
- 1 контракт по II этапу Программы с ООО "Нова" (ИНН 6726017615) на сумму 45 454,80 тыс. руб.
По расторгнутым контрактам Управлением по ИР И ЖКХ выплачены бюджетные средства на общую сумму 47 863,47 тыс. руб. (из них средства Фонда - 22 177,93 тыс. руб., средства областного бюджета - 25 685,54 тыс. руб.), которые на момент проведения проверки не возвращены в областной бюджет, в том числе:
- по I этапу Программы на сумму 3 244,79 тыс. руб. (средства Фонда - 2 845,03 тыс. руб., средства областного бюджета - 399,79 тыс. руб.),
- по II этапу Программы 44 618,68 тыс. руб. (средства Фонда - 19 322, 90 тыс. руб., средства областного бюджета - 25 285,78 тыс. руб.).
Средства на общую сумму 47 863,47 тыс. руб. подрядными организациями (ООО "Нова", ООО "Эталон" и ООО "Стройсервис") на момент проведения проверки в добровольном порядке заказчику не возвращены.
Средства, израсходованные на строительство жилых помещений в многоквартирных домах, которые не введены в эксплуатацию и по которым были расторгнуты муниципальные контракты, не возвращены в областной бюджет.
В ходе проверки по II этапу Программы по муниципальному образованию "Онежское" инспекция установила несоответствие стоимости затрат на расселение граждан в размере 1 291 119,10 рублей, отраженной в реестре контрактов (приложение N 4 к акту, приложение N 3 отчетов "реестр контрактов"), и фактических затрат, отраженных в бухгалтерском учете и отчетах о расходовании средств на 01.01.2014, на 01.01.2015, на 01.01.2016, на 01.01.2017, на 01.05.2017, которое возникло в связи с отказом собственника аварийного помещения, расположенного по адресу: г. Онега, пр. Ленина, д. 192, кв.14, от переселения в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Онега, ул. Привокзальная, д. 30, кв. 8 (письмо администрации от 02.08.2017 N 5394).
Таким образом, администрацией областные бюджетные средства использованы в сумме 49 122 913,24 рублей ((47 863 471,84+1 291 119,10) -31677,70)), при этом на момент завершения II этапа Программы (4-й квартал 2015 года) в нарушение пункта 2.3.5 дополнительного соглашения от 28.07.2014 N 3 к договору от 29.07.2013 N 11ФП-13, приложения N 1 к указанному дополнительному соглашению, администрация не завершила переселение граждан в срок до 31.12.2015 и не достигла заданного результата в рамках реализации на территории муниципального образования "Онежское" II этапа Программы переселения.
Указанные выводы проверки, проведенной инспекцией, заявителем не опровергнуты ни при рассмотрении дела в суде первой инстанции, ни в апелляционной жалобе.
Следовательно, суд первой инстанции верно посчитал, что пункты 1 и 2 оспариваемого предписания о возврате в областной бюджет 47 863 471,84 руб., уплаченных и не возвращенных по расторгнутым контрактам, и 1 291 119,10 руб., превышающих стоимость по Программе в редакции от 11.04.2017, являются законными и обоснованными, в связи с этим оснований для признании недействительным предписания инспекции в указанной части не усмотрел.
При изложенных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 октября 2018 года по делу N А05-12632/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального казанного учреждения "Администрация муниципального образования "Онежский муниципальный район" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12632/2017
Истец: Администрация Муниципального образования "Онежский муниципальный район"
Ответчик: Контрольно-ревизионная инспекция Архангельской области
Третье лицо: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
05.02.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10846/18
12.10.2018 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-12632/17
22.01.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9574/17
26.09.2017 Определение Арбитражного суда Архангельской области N А05-12632/17