г. Воронеж |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А64-2400/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 05 февраля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурненкова А.А.,
судей Маховой Е.В.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Куриловой А.С.,
при участии:
от публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания"
в лице Филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация": Курбатова С.А., представителя по доверенности N ТГ-18/2019 от 01.01.2019;
от общества с ограниченной ответственностью "ЖК "Управдом - Сервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.10.2018 по делу N А64-2400/2018 (судья Зотова С.О.) по иску публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" (ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680) в лице Филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" к обществу с ограниченной ответственностью "ЖК "Управдом - Сервис" (ОГРН 1156829008709, ИНН 6829115886) о взыскании 495 427,25 руб.,
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Квадра - Генерирующая компания", г. Тула, в лице филиала ПАО "Квадра" - Тамбовская генерация" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к ООО "ЖК "Управдом - Сервис" (далее - ответчик) о взыскании задолженности по договору теплоснабжения от 01.04.2017 N 2262-ТЭ за период ноябрь 2017 г. в сумме 287 870, 45 руб., пени за просрочку оплаты тепловой энергии за период с 16.12.2017 по 26.03.2018 в сумме 9 623, 14 руб., пени с 27.03.2018 по день фактической оплаты основного долга; о взыскании задолженности по договору горячего водоснабжения от 01.04.2017 N 2262-ГВ за период ноябрь 2017 г. в сумме 191 531, 02 руб., пени за период 16.12.2017-26.03.2018 в сумме 6 402, 64 руб., пени с 27.03.2018 по день фактической оплаты основного долга.
Определением суда от 16.07.2018 в порядке ст. 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по регулированию тарифов Тамбовской области (далее - третье лицо).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 19.10.2018 исковые требования удовлетворены частично с ООО "УК "Универсал" в пользу ПАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице Филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" взыскана задолженность за тепловую энергию в размере 287 870,45 руб., пени за просрочку оплаты тепловой энергии в размере 43 669,04 руб., пени в размере, установленном п. 9.3. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", за каждый день просрочки, начисляемой на сумму долга в размере 287 870,45 руб., начиная с 16.10.2018 по день фактической оплаты суммы задолженности; задолженность за горячую воду за ноябрь 2017 года в размере 153 616,45 руб., пени за просрочку оплаты горячей воды в размере 23 303,13 руб., пени в размере, установленном п. 6.4. ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", за каждый день просрочки, начисляемой на сумму долга в размере 153 616,45 руб., начиная с 16.10.2018 по день фактической оплаты суммы задолженности, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 12 932 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой указывает на незаконность и необоснованность решения Арбитражного суда Тамбовской области от 19.10.2018, в связи с чем просит его отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" доводы апелляционной жалобы поддержал, просит удовлетворить.
В настоящее судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции ООО "УК "Универсал", Управление по регулированию тарифов Тамбовской области не обеспечили явку своих полномочных представителей.
Ввиду наличия у суда апелляционной инстанции доказательств надлежащего извещения ответчика и третьих лиц о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке статей 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В данном случае законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 (часть 5) АПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы при отсутствии возражений лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.10.2018 в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.04.2017 между ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" (теплоснабжающая организация) и ООО "УК ЖК "Управдом Сервис" (абонент) (с учетом переименования ответчика) заключен договор теплоснабжения N 2262-ТЭ (далее - договор теплоснабжения), согласно п. 1.1. которого теплоснабжающая организация обязалась поставить абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию, теплоноситель, а абонент обязался соблюдать предусмотренный настоящим договором режим потребления тепловой энергии и теплоносителя, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии и теплоносителя, а также возвратить теплоноситель с качественными параметрами, предусмотренными настоящим договором.
В силу п. 5.9. договора теплоснабжения количество тепловой энергии и теплоносителя, фактически поставленное абоненту за расчетный период, теплоснабжающая организация отражает в акте приемки-передачи тепловой энергии и теплоносителя, а также в счете, счете-фактуре, которые направляет абоненту в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным.
Расчетным периодом для оплаты в силу п. 6.1. договора теплоснабжения является один календарный месяц. Расчет стоимости потребленной тепловой энергии и теплоносителя за расчетный период производятся за количество тепловой энергии и теплоносителя, определенное в соответствии с условиями настоящего договора, по тарифам, установленным на основании постановлений или решений уполномоченного органа абонентной власти субъекта Российской Федерации, в случае установления надбавок к тарифам (ценам) стоимость коммунального ресурса рассчитывается с учетом таких надбавок (п. 6.2. договора теплоснабжения).
В соответствии с п. 6.4. договора теплоснабжения оплату за потребленную тепловую энергию абонент производит ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за расчетным на основании счета.
Согласно п. 9.1. договор теплоснабжения вступает в силу с момента подписания, договор заключен сроком на один год. Договор теплоснабжения считается продленным на очередной календарный год на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявит о его расторжении или изменении не менее чем за 30 дней до окончания срока действия договора.
Доказательств расторжения договора теплоснабжения в материалы дела не представлено, в связи с чем, договор считается действующим.
За период ноябрь 2017 г. поставщик во исполнение обязательств по договору теплоснабжения поставил на объекты абонента тепловую энергию на сумму 287 870, 45 руб., что подтверждают расчетная ведомость потребления тепловой энергии, на оплату выставлены счет от 30.11.2017 N 2262-ТЭ, счет-фактура от 30.11.2017 N 0011564/681.
Абонент не исполнил обязательства по оплате тепловой энергии за ноябрь 2017 г., в связи с чем за ним образовался долг в размере 287 870, 45 руб.
01.04.2017 между ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация" (поставщик) и ООО УК "Управдом Сервис" (абонент) заключен договор горячего водоснабжения N 2262-ГВ (далее - договор горячего водоснабжения), в соответствии с п. 1 которого поставщик обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую воду из закрытых централизованных систем горячего водоснабжения установленного качества и в установленном объеме в соответствии с режимом ее подачи, определенном договором, а абонент обязуется оплачивать принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей горячего водоснабжения и исправность приборов учета (узлов учета) и оборудования, связанного с потреблением горячей воды.
Дата начала подачи горячей воды определена в п. 5 договора горячего водоснабжения - с 01.04.2017.
Оплата по договору осуществляется абонентом по двухкомпонентному тарифу на горячую воду (горячее водоснабжение), устанавливаемому в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (п. 7 договора горячего водоснабжения).
Согласно п. 8 договора горячего водоснабжения за расчетный период для оплаты по договору принимается 1 календарный месяц.
В соответствии с п. 9 договора горячего водоснабжения абонент оплачивает полученную горячую воду в объеме потребленной горячей воды в точке поставки до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании счетов-фактур, выставляемых к оплате поставщиком не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным. Оплата горячей воды производится абонентом на расчетный счет поставщика платежными поручениями по реквизитам поставщика с обязательным указанием номера договора, суммы и периода, за который производится платеж. При отсутствии или неполном указании данных сведений в платежных поручениях, поставщик относит платеж на исполнение обязательства, которое наступило ранее.
Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет поставщика.
Права и обязанности согласованы сторонами в разделе 4 договора горячего водоснабжения. Порядок осуществления учета поданной (полученной) горячей воды определен в разделе 5 договора горячего водоснабжения.
Договор горячего водоснабжения вступает в силу с момента его подписания, распространяет свое действие на отношения сторон, возникшее с 01.04.2017, и действует до 31.12.2017, а в части обязательств, не исполненных ко дню окончания срока его действия, - до полного их исполнения сторонами (п. 40 договора горячего водоснабжения).
Договор горячего водоснабжения считается продленным на очередной календарный год на тех же условиях, если за 1 месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его расторжении, изменении или заключении нового договора на иных условиях (п. 41 договора горячего водоснабжения).
Доказательств расторжения договора горячего водоснабжения в материалы дела не представлено, в связи с чем, договор считается действующим.
За период ноябрь 2017 г. поставщик во исполнение обязательств по договору горячего водоснабжения поставил на объекты абонента горячую воду на сумму 191 531, 02 руб., что подтверждают ведомость отпуска теплоэнергии и теплоносителя в горячей воде, на оплату выставлен счет от 30.11.2017 N 2262-ТЭ, счет-фактура от 30.11.2017 N 0011563/681
Абонент не исполнил обязательства по оплате горячей воды за ноябрь 2017 г., в связи с чем за ним образовался долг в размере 191 531, 02 руб.
Поскольку плата за потребленную тепловую энергию в ноябре 2017 г. и горячую воду в ноябре 2017 г. абонентом произведена с нарушением сроков установленных договорами теплоснабжения и горячего водоснабжения, поставщиком в соответствии с п. 9.3. ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" истцом была насчитана неустойка за просрочку оплаты тепловой энергии за период с 16.12.2017 по 15.10.2018 в сумме 43 669, 04 руб., и в соответствии с п. 6.4 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" за просрочку оплаты горячей воды за период с 16.12.2017 по 15.10.2018 в сумме 29 054, 65 руб. (в уточненном объеме).
В целях досудебного урегулирования спора поставщик направил в адрес абонента претензии от 29.12.2017 N АА-14644/17, N АА-14645/17 об оплате образовавшейся по договорам теплоснабжения и горячего водоснабжения задолженности в добровольном порядке. Факт направления претензий подтверждается копиями почтовых квитанций от 14.02.2018.
Поскольку ответчик не оплатил задолженность, истец обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в ГК РФ.
В силу требований ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По правилам п. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В настоящем споре обязательства сторон возникли из договоров теплоснабжения от 01.04.2017 N 2262-ТЭ и горячего водоснабжения от 01.04.2017 N 2262-ГВ.
В соответствии со статьей 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу ч. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Как следует из содержания ст. 544 ГК РФ, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Заключив договоры, стороны согласовали их условия и обязаны надлежащим образом их исполнять.
Материалами дела подтверждается, что истец исполнил принятые на себя обязательства по договорам теплоснабжения и горячего водоснабжения в полном объеме.
За период ноябрь 2017 г. истец во исполнение обязательств по договору теплоснабжения поставил на объекты ответчика тепловую энергию на сумму 287 870, 45 руб. (корректировочный счет), что подтверждают расчетная ведомость потребления тепловой энергии, на оплату выставлены счет от 30.11.2017 N 2262-ТЭ, счет-фактура от 30.11.2017 N 0011564/681.
Оплата поставленной тепловой энергии ответчиком в установленные сроки не была произведена.
Учитывая, что истец исполнил свои обязательства надлежащим образом, а ответчик не оспаривает факт поставки тепловой энергии, доказательств полной оплаты потребленного ресурса не представлено, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию за ноябрь 2017 года в размере 287 870,45 руб. подлежат удовлетворению.
Истцом также было заявлено о взыскании неустойки за несвоевременную оплату тепловой энергии за период с 16.12.2017 по 15.10.2018 в сумме 43 669, 04 руб.
В силу норм ст. 12 ч. 1 ст. 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признаётся определённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (ч. 1 ст. 330 ГК РФ).
В силу пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.
К рассматриваемым правоотношениям подлежат применению положения статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", которым установлена законная неустойка за просрочку оплаты тепловой энергии.
В силу требований пункта 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении управляющие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель для целей предоставления коммунальных услуг, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение по договорам горячего водоснабжения и договорам поставки горячей воды, а также теплоснабжающие организации, приобретающие тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя уплачивают единой теплоснабжающей организации (теплоснабжающей организации) пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Изменения в статью 15 Закона о теплоснабжении введены Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов" (далее - Закон N 307-ФЗ).
Действие пункта 9.3 статьи 15 Закона о теплоснабжении в редакции Закона N 307-ФЗ распространяется на отношения истца и ответчика, поскольку период начисления неустойки определен после вступления в законную силу указанной нормы.
Расчёт неустойки произведён истцом исходя из значения ставки рефинансирования 7,5 %.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации по вопросам, возникающим в судебной практике (вопрос N 3), изложенным в Обзоре Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016, при взыскании законной неустойки (пеней) за просрочку исполнения обязательств по оплате потребления энергетических ресурсов в судебном порядке за период до принятия решения суда подлежит применению ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая на день его вынесения, что, по мнению суда, позволит обеспечить правовую определенность в отношениях сторон на момент разрешения спора в суде.
Ставка рефинансирования до 31.12.2015 установлена в размере 8.25% (Указание Банка России от 13.09.2012 N 2873-У "О размере ставки рефинансирования Банка России").
Согласно указанию Банка России от 11.12.2015 N 3894-У значение ставки рефинансирования (учетной ставки) Банка России приравнено к значению ключевой ставки Банка России с 01.01.2016.
С 17.09.2018 значение ставки рефинансирования составляет 7,5 % (Информация Банка России от 14.09.2018).
Таким образом, на момент принятия судом решения по настоящему спору ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации составляет 7,5%, в связи с чем суд признал обоснованным применение истцом в расчете неустойки за просрочку исполнения обязательств указанной ставки рефинансирования.
Каких-либо разногласий, в том числе арифметического характера, у сторон по расчету неустойки не имеется. Ответчик доказательства оплаты начисленной истцом неустойки не представил, ходатайства о снижении размера неустойки не заявил.
Представленный истцом расчёт размера неустойки судом признан арифметически верным.
По изложенным обстоятельствам и на основании указанных норм закона, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что требование истца о взыскании с ответчика пени за просрочку оплаты тепловой энергии за период с 16.12.2017 по 15.10.2018 в сумме 43 669,04 руб. подлежит удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о взыскании с ответчика задолженности за ноябрь 2017 года за горячее водоснабжение в размере 191 531,02 руб., в подтверждение чего представлена ведомость отпуска теплоэнергии и теплоносителя в горячей воде, на оплату выставлен счет от 30.11.2017 N 2262-ТЭ, счет-фактура от 30.11.2017 N 0011563/681.
Проверив представленный расчет задолженности на сумму 191 531,02 рублей за горячее водоснабжение, арбитражный суд области пришел к выводу о его необоснованности по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, начисление задолженности за горячее водоснабжение за ноябрь 2017 года произведено в отношении многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Тамбов, ул. Чичерина, д. 62, находящегося в управлении ООО "УК "Универсал".
Данный многоквартирный жилой дом оборудован общедомовым прибором учета горячей воды ТМК Н-130 N 000506, фиксирующим объем поступившего в дом теплоносителя (холодной воды) в куб.м. и количество теплоэнергии в Гкал., затраченных на её подогрев. Данное обстоятельство подтверждается истцом и не опровергнуто ответчиком.
Согласно расчету истца определение объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению осуществляется по показаниям общедомового прибора учета, фиксирующего количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в спорный многоквартирный дом.
Отношения, связанные с подачей абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ). В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу прямого указания пункта 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075 двухкомпонентный тариф на горячую воду в системе горячего водоснабжения устанавливается для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием системы горячего водоснабжения, и состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354, установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qi п - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qi одн) в формуле 24 того же приложения.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi п и Qi одн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
В письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 Минстрой России разъяснил, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
Если же использовать механизм распределения объема тепловой энергии, используемой на цели горячего водоснабжения, определенного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в горячей воде, то будет складываться ситуация, при которой собственники помещений, несанкционированно подключившиеся к внутриквартирной системе горячего водоснабжения и тем самым потребившие больший объем тепловой энергии, будут оплачивать тепловую энергию в составе платы за горячее водоснабжение в меньшем размере, чем собственники помещений, в которых отсутствуют дополнительные теплопотребляющие устройства.
Применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению показаний приборов учета тепловой энергии, использованной на цели горячего водоснабжения, в определенных ситуациях привело бы к резкому увеличению платы отдельным потребителям в зависимости от интенсивности потребления в тех или иных помещениях многоквартирного дома, а также наличия или отсутствия факта потребления горячей воды.
Изложенная правовая позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232, А41-27683/2016, Определение Верховного Суда РФ от 21.12.2017 по делу N 306-ЭС17-15822, А49-3824/2016, Определение Верховного Суда РФ от 02.04.2018 N 306-ЭС17-15156 по делу N А72-4096/2016, Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2018 N 305-ЭС17-20562 по делу N А40-2475/2017), содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по формулам 23 и 24 Правил N 354 определяется в зависимости от потребленного за расчетный период объема горячей воды, определенного по показаниям приборов учета при их наличии. Тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, так как коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения многоквартирного дома является горячая вода.
Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции признал неверным расчет истцом объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, основанного на показаниях общедомовых приборов учета, фиксирующих количество тепловой энергии в горячей воде, поставляемой в многоквартирные дома в целях оказания услуги по горячему водоснабжению.
Судом установлено, что в спорный период норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не был утвержден.
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области в настоящее время принят приказ от 22.12.2017 N 03/247 об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вступивший в силу только с 01.07.2018. Указанным приказом утверждены нормативы расходы тепловой энергии от 0,055 Гкал на 1 куб.м. до 0,065 Гкал на 1 куб.м. в зависимости от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Пунктом 2 Постановления N 129 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020. В то же время порядок расчета платы за горячее водоснабжение в период до введения в действие нормативов по горячему водоснабжению предусмотрен не был.
В определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 Верховный Суд Российской Федерации указал, что установленный пунктом 2 Постановления N 129 срок не может рассматриваться как исключающий применение до указанной даты ранее установленных нормативов.
Согласно приказу Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N 222-т от 16.12.2016 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую публичным акционерным обществом "Квадра - Генерирующая компания" потребителям г. Тамбова, на 2017-2019 г." установлены тарифы на горячую воду для потребителей города Тамбова.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 5, частями 5 и 9 статьи 32 и частью 6 статьи 39 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", приказом Минстроя России от 04.04.2014 N 162/пр2 при расчете тарифов на горячую воду (компонент "тепловая энергия") учитывается показатель энергетической эффективности - удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб.м.). Плановое значение показателя энергетической эффективности указывается в приказах об установлении тарифов.
Так, в подпункте 1.3. таблицы 2 приложения N 2 к приказу управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 16.12.2016 N 222-т "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую публичным акционерным обществом "Квадра-Генерирующая компания" потребителям г. Тамбова, на 2017-2019 гг." указан показатель энергетической эффективности для системы горячего водоснабжения ПАО "Квадра-Генерирующая компания" в г. Тамбова - 0,055 Гкал/м3.
Указанная информация подтверждается также отзывом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 09.10.2018 N 01-31/1850, представленным в материалы настоящего дела.
Данный показатель рассчитан регулирующим органом на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации при формировании тарифа на 2016-2018 гг.
Правовая неопределенность в данном вопросе, а именно отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды, не должна приводить к нарушению прав управляющей организации, отвечающей перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население), осуществляющие расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенному с применением определенного показателя количества тепловой энергии - 0,055 Гкал/куб. м., которая необходима для приготовления 1 кубического метра горячей воды.
Указанный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2018 N 301-ЭС18-326, и подтверждается складывающейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.04.2018 N Ф01-907/2018 по делу N А82-2161/2017, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.04.2018 N Ф01-1157/2018 по делу N А82-4907/2017).
Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (исполнители коммунальных услуг), не имеют собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действуют в качестве посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем объем их обязательств перед ресурсоснабжаемыми организациями по общему правилу не может превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей.
Как было указано выше, норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению утвержден Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области приказом от 22.12.2017 N 03/247, который вступил в силу только с 01.07.2018.
Названный нормативный акт не имеет обратной силы, в связи с чем отсутствуют основания для его применения к правам и обязанностям сторон, связанным с расчетами по договору горячего водоснабжения N 2262-ГВ от 01.04.2017, возникшим до вступления нормативного акта в силу.
Этот вывод согласуется с положениями пункта 1 статьи 4 ГК РФ, согласно которому акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
Кроме того, судом при принятии решения учтено следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена статья 157.1 ЖК РФ, согласно которой не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований (часть 1).
В силу части 2 статьи 157.1 ЖК РФ предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы, и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
Установление индексов является частью механизма государственного контроля за ростом коммунальных платежей в Российской Федерации и запрет на повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации, не означает, что орган регулирования обязан устанавливать тарифы до максимально допустимых значений, напротив толкование приведенных положений свидетельствует о том, что данными нормами предусмотрено право органа регулирования, не превышая установленные значения, определить размер тарифов в пределах данных значений.
Баланс экономических интересов ресурсоснабжающих организаций и интересов потребителей достигается путём соблюдения установленного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации максимально возможного уровня изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемого на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия определяют Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400.
Согласно пункту 4 Основ формирования индексов предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы) и индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации) устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг, за исключением случаев, когда изменение объема обусловлено изменением нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 10 Основ формирования индексов применение индексов по субъектам Российской Федерации должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода в среднем по субъекту Российской Федерации по отношению к плате граждан за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года в среднем по субъекту Российской Федерации не более чем на установленную величину индекса по субъекту Российской Федерации.
Применение предельных индексов должно обеспечивать изменение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в каждом месяце текущего года долгосрочного периода по отношению к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в декабре предшествующего календарного года не более чем на установленную величину предельного индекса.
Таким образом, согласно Основам формирования индексов базовым периодом при расчете индексов по субъектам Российской Федерации и предельных индексов является декабрь предыдущего года.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.11.2016 N 2464-р "Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2017 год" средний индекс по Тамбовской области на первое полугодие 2017 года равен 0, а на второе полугодие 2017 года установлен 3,4.
В соответствии с постановлением главы администрации Тамбовской области от 30.11.2016 N 208 "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тамбовской области на 2017 год" предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по г. Тамбову в период с 01.01.2017 составил 0%, в период с 01.07.2017 - 5,5%.
Согласно пояснениям Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, изложенным в отзыве на исковое заявление N 01-31/1850 от 09.10.2018, на основании пункта 61 Основ Управление по регулированию тарифов Тамбовской области проводит мониторинг платы граждан за коммунальные услуги в разрезе муниципальных образований Тамбовской области и ежемесячно направляет отчет в Федеральную антимонопольную службу в формате шаблона OREP.KU.2017 "изменение платы граждан за коммунальные услуги" Единой информационно-аналитической системы Федеральной антимонопольной службы.
Аналитический расчет платы граждан за коммунальные услуги за 2017 год в формате шаблона OREP.KU.2017 ЕИАС ФАС России, проведенный Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области по настоящему делу показал:
В случае применения при расчете платы за горячее водоснабжение для населения норматива тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере 0,060 Гкал на 1 куб.м., рост платежей граждан за коммунальные услуги при сопоставимом наборе коммунальных услуг и объемах составит: с 01.01.2017 - 101,792%, с 01.07.2017 - 105,278 %.
В случае применения при расчете платы за горячее водоснабжение для населения норматива тепловой энергии на подогрев холодной воды в размере 0,065 Гкал на 1 куб.м., рост платежей граждан за коммунальные услуги при сопоставимом наборе коммунальных услуг и объемах составит: с 01.01.2017 - 103,583%, с 01.07.2017 - 107,130 %.
Таким образом, применение в 2017 году при расчете платы за горячее водоснабжение для населения величины норматива на подогрев холодной воды в размере 0,060 Гкал на 1 куб.м. и 0,065 Гкал на 1 куб.м. превысит предельный индекс платы за коммунальные услуги, установленный для г. Тамбова на 2017 годы постановлением Главы администрации Тамбовской области от 30.11.2016 N 208.
При этом суд отметил, что компенсация имущественных потерь поставщика может быть осуществлена путем их учета в следующих периодах регулирования, на что также указано в п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 63 "О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена".
Истцом представлен в материалы дела расчет объема тепловой энергии, потребленной на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в ноябре 2017 года, определенный исходя из показателя энергетической эффективности в размере 0,055 Гкал/куб.м.
Согласно информационному расчету истца, представленному в материалы настоящего дела, размер задолженности ответчика за горячее водоснабжение за ноябрь 2017 года, определенный с применением показателя энергетической эффективности 0,055 Гкал/куб.м., составляет 153 616,45 руб.
Данный расчет проверен судом, признан арифметически верным.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования истца о взыскании задолженности за горячее водоснабжение за ноябрь 2017 года подлежат удовлетворению частично на сумму 153 616,45 руб. в удовлетворении требования о взыскании задолженности за горячее водоснабжение за ноябрь 2017 года судом отказано.
В связи с ненадлежащим исполнением ответчиком обязанности по своевременной оплате потребленной горячей воды истец, руководствуясь при расчете сроками оплаты, установленными договором горячего водоснабжения, п. 6.4 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" начислил ответчику пени за просрочку оплаты задолженности за горячую воду в размере 191 531,02 руб. за период с 16.12.2017-15.10.2018 в сумме 29 054,65 руб.
В данной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент поставки горячей воды и выставления счетов отсутствовал утвержденный норматив, в связи с чем, по мнению заявителя жалобы, расчет возможен только по фактическим показаниям прибора учета, отклоняются как основанные на неверном толковании норм права без учета фактических обстоятельств дела.
Судебная коллегия исходит из следующего.
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области в настоящее время принят приказ от 22.12.2017 N 03/247 об утверждении нормативов расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, вступивший в силу только с 01.07.2018. Указанным приказом утверждены нормативы расходы тепловой энергии от 0,055 Гкал на 1 куб.м. до 0,065 Гкал на 1 куб.м. в зависимости от конструктивных особенностей многоквартирного дома.
Пунктом 2 Постановления N 129 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2017 N 1670) на органы государственной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2020. В то же время порядок расчета платы за горячее водоснабжение в период до введения в действие нормативов по горячему водоснабжению предусмотрен не был.
В Определении от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232 Верховный Суд Российской Федерации указал, что установленный пунктом 2 Постановления N 129 срок не может рассматриваться как исключающий применение до указанной даты ранее установленных нормативов.
Согласно приказу Управления по регулированию тарифов Тамбовской области N 222-т от 16.12.2016 "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ПАО "Квадра - Генерирующая компания" потребителям г. Тамбова, на 2017-2019 г." установлены тарифы на горячую воду для потребителей города Тамбова.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 5, частями 5 и 9 статьи 32 и частью 6 статьи 39 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", приказом Минстроя России от 04.04.2014 N 162/пр2 при расчете тарифов на горячую воду (компонент "тепловая энергия") учитывается показатель энергетической эффективности - удельное количество тепловой энергии, расходуемое на подогрев горячей воды (Гкал/куб.м.). Плановое значение показателя энергетической эффективности указывается в приказах об установлении тарифов.
Так, в подпункте 1.3. таблицы 2 приложения N 2 к приказу управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 16.12.2016 N 222-т "Об установлении тарифов на горячую воду, поставляемую ПАО "Квадра-Генерирующая компания" потребителям г. Тамбова, на 2017-2019 гг." указан показатель энергетической эффективности для системы горячего водоснабжения ПАО "Квадра-Генерирующая компания" в г. Тамбова - 0,055 Гкал/м3.
Указанная информация подтверждается также отзывом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 09.10.2018 N 01-31/1850, представленным в материалы настоящего дела.
Данный показатель рассчитан регулирующим органом на основании информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации при формировании тарифа на 2016-2018 гг.
Правовая неопределенность в данном вопросе, а именно отсутствие в спорный период утвержденного в установленном порядке норматива потребления тепловой энергии на подогрев воды, не должна приводить к нарушению прав управляющей организации, отвечающей перед ресурсоснабжающей организацией в том же объеме, что и конечные потребители (население), осуществляющие расчеты за горячую воду по установленному уполномоченным органом тарифу, определенному с применением определенного показателя количества тепловой энергии - 0,055 Гкал/куб. м., которая необходима для приготовления 1 кубического метра горячей воды.
Указанный правовой подход изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.03.2018 N 301-ЭС18-326, и подтверждается складывающейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.04.2018 N Ф01-907/2018 по делу NА82-2161/2017, Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.04.2018 N Ф01-1157/2018 по делу N А82-4907/2017).
Организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (исполнители коммунальных услуг), не имеют собственного экономического интереса в приобретении коммунальных ресурсов и фактически действуют в качестве посредника между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем объем их обязательств перед ресурсоснабжаемыми организациями по общему правилу не может превышать совокупного объема обязательств конечных потребителей.
Как было указано выше, норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению утвержден Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области приказом от 22.12.2017 N 03/247, который вступил в силу только с 01.07.2018.
Названный нормативный акт не имеет обратной силы, в связи с чем отсутствуют основания для его применения к правам и обязанностям сторон, связанным с расчетами по договору горячего водоснабжения N 2262-ГВ от 01.04.2017, возникшим до вступления нормативного акта в силу.
Доводы апелляционной жалобы о том, что со стороны ответчика не было заявлено разногласий относительно объема поставленного ресурса, а также о том, что ранее с ответчика были произведены взыскания долга за иные периода по показаниям прибора учета, а не с учётом норматива, отклоняются как невлекущие отмену принятого судебного акта.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
При принятии обжалуемого решения арбитражный суд первой инстанции правильно применил нормы материального и процессуального права, нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, допущено не было.
С учетом вышеизложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 19.10.2018 (с учётом определения об исправлении опечаток от 19.10.2018) в обжалуемой части не имеется.
Государственная пошлина в сумме 3 000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы ПАО "Квадра - Генерирующая компания" относится на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 19.10.2018 (с учётом определения об исправлении опечаток от 19.10.2018) по делу N А64-2400/2018 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Квадра - Генерирующая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Сурненков |
Судьи |
Е.В. Маховая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-2400/2018
Истец: ПАО "Квадра - Генерирующая компания" ПАО "Квадра" в лице филиала ПАО "Квадра" - "Тамбовская генерация"
Ответчик: ООО "ЖК "УПРАВДОМ-СЕРВИС", ООО УК Универсал
Третье лицо: Управление по регулированию тарифов Тамбовской области