Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 апреля 2019 г. N Ф02-1425/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
06 февраля 2019 г. |
дело N А19-14118/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного комплекса Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 октября 2018 года по делу N А19-14118/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" (ОГРН 1153850037220, ИНН 3811044580) к Министерству лесного комплекса Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) о признании незаконным решения,
(суд первой инстанции судья Назарьев Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Меркурий" - Неведомского М.М. - представителя по доверенности от 18.12.2018,
от Министерства лесного комплекса Иркутской области - не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Меркурий" (далее - заявитель, общество или ООО "Меркурий") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Министерству лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в продлении сроков действия купли-продажи лесных насаждений N 20 от 06.04.2017, N 21 от 06.04.2017, N 22 от 06.04.2017, оформленного письмом от 30.03.2018 N 402.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 12 октября 2018 года заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Министерства об отказе ООО "Меркурий" в продлении сроков действия купли-продажи лесных насаждений N 20 от 06.04.2017, N 21 от 06.04.2017, N 22 от 06.04.2017, оформленное письмом от 30.03.2018 N 402, как противоречащее Лесному кодексу.
На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, по мотивам, указанным в жалобе.
ООО "Меркурий" в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель общества в судебном заседании выразил несогласие с доводами апелляционной жалобы.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается отчётом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Министерство явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, выслушав представителя общества, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришёл к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 06.04.2017 Министерство (продавец) и ООО "Меркурий" (покупатель) заключены договоры купли-продажи лесных насаждений N 20, N 21, N 22.
Срок действия договоров установлен с 06.04.2017 по 01.04.2018.
05.03.2018 общество обратилось в Министерство с заявлениями о продлении срока действия указанных выше договоров, путем увеличения срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины на 12 месяцев в соответствующих кварталах, выделах Куйтунского лесничества, Барлукского участкового лесничества, Новокадинская дача.
Необходимость в продлении срока действия договоров общество мотивировало неблагоприятными погодными условиями, а именно лесными пожарами и большим объемом выпавших осадков.
Министерство, рассмотрев заявления общества о продлении срока действия договоров решением, оформленным письмом от 30.03.2018 N 402, отказало в продлении сроков.
Полагая, что решение Министерства об отказе ООО "Меркурий" в продлении сроков действия купли-продажи лесных насаждений N 20 от 06.04.2017, N 21 от 06.04.2017, N 22 от 06.04.2017, оформленное письмом от 30.03.2018 N 402 не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере его экономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого решения правильным, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со статьей 2 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
Порядок осуществления рубок лесных насаждений согласно части 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами
Заготовка древесины в понимании части 1 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации - это предпринимательская деятельность, связанная с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.
В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Правила заготовки древесины и особенности заготовки древесины в указанных в статье 23 настоящего Кодекса лесничествах, лесопарках устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 29 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Минприроды России от 13.09.2016 N 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Правила N 474).
Пунктом 4 Правил N 474 предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 474 рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз заготовленной древесины осуществляются лицом, использующим лесной участок в целях заготовки древесины, в течение 12 месяцев с даты начала декларируемого периода согласно лесной декларации. В случае заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или контракта, указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации, рубка лесных насаждений, трелевка, частичная переработка, хранение, вывоз осуществляются в течение срока, установленного договором или контрактом соответственно.
Увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований.
Срок рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Разрешение на изменение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины выдается в письменном виде с указанием местонахождения лесосеки (участковое лесничество, номер лесного квартала, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки), площади лесосеки, объема древесины и вновь установленного (продленного) срока (даты) рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывозки древесины.
Материалами дела подтверждается, что 06.04.2017 Министерство (продавец) и ООО "Меркурий" (покупатель) заключили договоры купли-продажи лесных насаждений N 20, N 21, N 22, согласно которым Продавец обязуется передать лесные насаждения, расположенные на землях, находящихся в федеральной собственности (далее - лесные насаждения), в собственность Покупателю для заготовки древесины в соответствии со статьей 30 Лесного кодекса Российской Федерации, а Покупатель обязуется принять лесные насаждения и уплатить за них плату в соответствии с разделом III настоящего Договора.
Срок действия указанных договоров установлен с 06.04.2017 по 05.10.2017.
По акту передачи лесных насаждений, по договору купли продажи от 06.04.2018 N 20 обществу переданы лесные насаждения, расположенные на территории Иркутской области, Куйтунского района, Куйтунского лесничества, Барлукского участкового лесничества, Новокадинской дачи, квартала 7, выдела 15, площадью 5 га. Объём подлежащей заготовке древесины 1336 плотных куб. м.
По акту передачи лесных насаждений, по договору купли продажи от 06.04.2018 N 21 обществу переданы лесные насаждения, расположенные на территории Иркутской области, Куйтунского района, Куйтунского лесничества, Барлукского участкового лесничества, Новокадинской дачи, квартала 19, выдела 17,22, площадью 7,3 га. Объём подлежащей заготовке древесины 1296 плотных куб. м.
По акту передачи лесных насаждений, по договору купли продажи от 06.04.2018 N 22 обществу переданы лесные насаждения, расположенные на территории Иркутской области, Куйтунского района, Куйтунского лесничества, Барлукского участкового лесничества, Новокадинской дачи, квартала 19, выдела 22, площадью 6,4 га. Объём подлежащей заготовке древесины 1283 плотных куб. м.
Дополнительными соглашениями от 06.06.2017 срок действия договоров купли-продажи лесных насаждений N 20, N 21, N 22 установлен с 06.04.2017 по 01.04.2018.
Согласно отчётам об использовании лесов за период январь-апрель 2018 года фактический объем заготовленной обществом древесины по договору N 20 составил 650 куб. м., по договору N 21 составил 1000 куб. м., по договору N 22 составил 1000 куб. м.
Общество 05.03.2018 обратилось в Министерство с заявлениями о продлении срока действия указанных выше договоров, путём увеличения срока рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины на 12 месяцев в соответствующих кварталах, выделах Куйтунского лесничества, Барлукского участкового лесничества, Новокадинская дача, в связи с невозможностью полной заготовки лесных насаждений по причине неблагоприятных погодных условий, а по истечении срока договора купли-продажи лесных насаждений, производство каких-либо работ на лесном участке не допускается.
Кроме того, общество в заявлении указало, что предоставленные выделы находятся в заболоченной местности, а также труднодоступны для вывоза заготовленной древесины в связи с большой отдаленностью от населенных пунктов. В зимней период времени 2017 года и 2018 года заготовка древесины ограничена метеоусловиями, а именно большим объёмом выпавших осадков.
По результатам рассмотрения заявления общества Министерство 30.03.2018 отказало в продлении сроков действия договоров письмом N 402, в котором сообщило, что согласно статьи 75 Лесного кодекса Российской Федерации договоры купли-продажи лесных насаждений N 20, N 21, N 22 не могут быть продлены.
Как следует из материалов дела, Приказом Министерства от 06.12.2017 N 107-мпр утвержден Лесохозяйственный регламент Куйтунского лесничества Иркутской области (далее - Регламент).
Согласно пункту 2.1.5.3 Регламента увеличение сроков рубки лесных насаждений, трелевки, частичной переработки, хранения, вывоза древесины, указанных в настоящем пункте, допускаются в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение данных требований. Срок рубки может быть увеличен не более чем на 12 месяцев уполномоченным органом по письменному заявлению лица, использующего леса.
Таким образом, положениями Правил N 474 и Регламента прямо предусмотрена возможность увеличения срока рубки, хранения и вывоза древесины в случае невозможности своевременного исполнения данных требований по причине неблагоприятных погодных условий.
Как указывалось выше, обращаясь в Министерство с заявлением о выдаче разрешения на увеличение сроков рубки, общество сослалось на наличие в зимний период 2017, 2018 года неблагоприятных погодных условий, препятствовавших заготовке планируемого объема древесины.
Согласно представленной материалы дела справке Федерального государственного бюджетного учреждения "Иркутское управление по Гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" от 20.04.2018 N 1370/31 по данным метеостанции Тулун высота снежного покрова на 31.12.2017 составила 26 см, на 31.01.2018 составила 35 см, на 28.02.2018 составила 41 см.
Из справки от 16.08.2018 N 2934/36 следует, что по данным той же метеостанции за период 1987-2016 значение средней декадной высоты снежного покрова на открытом участке составляло: в декабре 13-19 см, в январе 21-25 см, в феврале 26-28 см.
Таким образом, из указанных справок, усматривается, что в зимние месяцы 2018 года в Куйтунском районе Иркутской области по данным метеостанции, являющейся ближайшей метеорологической станции от места проведения обществом заготовки, высота снежного покрова превышала средние нормативы.
Из пояснений представителя общества судом первой инстанции установлено, что необходимо так же учитывать, что данные метеостанции устанавливаются на открытых участках, а обществом проводятся работы в лесной зоне, где снежный покров всегда больше. Кроме того, последующее таяние весной такого значительного количества снега также приводит к невозможности производства работ в связи со значительным переувлажнением поверхности почвы и затруднительным использованием техники. Обязательным этапом перед рубкой древесины является подготовка лесосек в рубку.
Согласно пункту 2.1 Типовой инструкции по охране труда "Подготовка лесосек в рубку" ТОИ Р-07-011-98, утвержденной Приказом Рослесхоза от 23.12.1998 N 231, подготовка лесосек в рубку должна выполняться в бесснежный период или при глубине снега не более 30 см.
В соответствии с пунктом 2.8 Типовой инструкции по охране труда для вальщика леса и лесоруба (помощника вальщика леса) ТОИ Р-07-012-98, утвержденной Приказом Рослесхоза от 23.12.1998 N 213 до начала валки дерева должно быть подготовлено рабочее место, а именно зимой вокруг дерева и путей отхода убирается снег, после его утаптывания оставляют слой толщиной не более 0,2 м. на кольце и 0,3 м. на дорожках. Кроме кустарника опиливаются наплывы и корни дерева, убираются иные препятствия, мешающие при валке деревьев.
Установленные судом первой инстанции обстоятельства свидетельствует о наличии неблагоприятных погодных условий, препятствующих обществу нормальному производственному процессу по заготовке древесины.
Кроме того, обществом в заявлении о продлении сроков действия договоров указано, что неблагоприятные погодные условия также подтверждаются в 2017 году неоднократно введенным на территории Иркутской области особым противопожарным режимом, режимом чрезвычайной ситуации (Постановление правительства Иркутской области от 14.03.2017 N 145-пп; Указ губернатора Иркутской области от 28.04.2017 N 74-уг; Указ Губернатора Иркутской области от 21.06.2017 N 104-уг), на территории Куйтунского лесничества был установлен III класс пожарной опасности.
Однако, отказывая обществу в продлении срока заготовки и вывоза древесины, этим обстоятельствам Министерство никакой оценки не дало.
В ответе не указано что причины, перечисленные обществом в заявлениях, не подтверждаются, а дана лишь ссылка на статью 75 Лесного кодекса Российской Федерации, которой установлены общие положения договора купли-продажи лесных насаждений и указано и невозможности продления данных договоров.
Министерство, принимая решение об отказе в продлении договоров, не указало оснований такого отказа и не мотивировало данный отказ.
Доказательств, опровергающих доводы общества, Министерством не представлено.
Министерство, не дав никакой оценки представленным обществом сведениям о наличии неблагоприятных погодных условий, указывало в суде первой инстанции, что основания о продлении применимы лишь к договорам аренды и не распространяются на договоры купли продажи.
Однако, как верно указывает суд первой инстанции пункт 11 Правил N 474 определяющий возможность увеличения сроков рубки лесных насаждений, хранения и вывоза древесины в случае возникновения неблагоприятных погодных условий, исключающих своевременное исполнение обязательств, не содержит исключений в отношении договоров купли - продажи, так же Министерством не приведены и другие нормативные акты содержащие такое исключение.
Таким образом, возможность увеличения сроков рубки должно быть обусловлено возникновением неблагоприятных погодных условий, которые привели к невозможности своевременного исполнения требований по заготовке древесины в течение срока действия договора. Наличие данных обстоятельств и подлежало оценке, наряду с другими известными Министерству, как органу, осуществляющему функции по управлению в сфере лесного хозяйства, обстоятельствами, при рассмотрении заявления общества, их анализ и выводы следовало указать при принятии оспариваемого решения, поскольку основным условием законности принятия ненормативного правового акта является его мотивированность и соответствие законодательству.
Довод Министерства, что фактически срок действия договора был продлен направлением в адрес заявителя требований об очистке мест рубки и вывозу древесины до 15.08.2018, судом первой инстанции правильно не принят, поскольку данные мероприятия проведены не в соответствии с принятием решения заявителя о продлении сроков действия договоров в связи с неблагоприятными условиями.
На основании изложенного, оценив с учетом положений статьи 71 АПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд первой инстанции законно и обоснованно признал решение Министерства об отказе ООО "Меркурий" в продлении сроков действия купли-продажи лесных насаждений N 20 от 06.04.2017, N 21 от 06.04.2017, N 22 от 06.04.2017, оформленное письмом от 30.03.2018 N 402 не соответствующим закону, а также нарушающему права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приведенные в апелляционных жалобах доводах, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителей жалоб с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 12 октября 2018 года по делу N А19-14118/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-14118/2018
Истец: ООО "Меркурий"
Ответчик: Министерство лесного комплекса Иркутской области