г. Москва |
|
06 февраля 2019 г. |
Дело N А40-44630/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Г. Головкиной,
судей В.Р. Валиева, Д.В. Пирожкова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.М. Албаковым,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 октября 2018 года по делу N А40-44630/18, принятое судьей Ивановой Е.В., по исковому заявлению Публичного акционерного общества энергетики и электрификации Кубани к Управлению делами Президента Российской Федерации, с участием третьих лиц Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление Заказчика Строительства Реконструкции Объектов в Северо-Западной Федеральном Округе" Управления Делами Президента Российской Федерации, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский Детский Центр "ОРЛЁНОК" о взыскании 239 257 213 руб. 42 коп.
при участии в судебном заседании: от истца Зайцева О.К. (по доверенности от 03.12.2017 г.); от ответчика Новоселова К.В. (по доверенности от 14.12.2018 г.); от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации Кубани обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Управления делами Президента Российской Федерации, с учетом принятых судом уточнений в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неустойки за просрочку оплаты за период с 09.01.2016 г. по 23.07.2018 г. по государственному контракту от 24.12.2015 г. N 21200-15-00256418-4/649 в размере 239 257 213 руб. 42 коп.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.10.2018 г. в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в заявленном размере.
Ответчик против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве, указав на отсутствие правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав представленные в материалы дела доказательства, с учетом положений ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При этом апелляционный суд исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2004 г. N 1034-р на Управление делами Президента Российской Федерации возложены функции государственного заказчика по строительству и реконструкции объектов Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения "Всероссийский детский центр "Орленок".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2015 г. N 160 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и реконструкцию объекта капитального строительства "Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение "Всероссийский детский центр "Орленок" (реконструкция и расширение наружных инженерных сетей 1-й и 2-й этапы)" (далее - объект) предусматривались бюджетные ассигнования в объеме 4 262,3 млн. руб., в том числе в 2015 г. -115,6 млн. руб., 2016 г. - 758,2 млн. руб., 2017 г. - 1 250, 0 млн. руб., 2018 г.- 1 400,0 млн. руб., 2019 г. - 722,1 млн. рублей.
Публичное акционерное общество "Кубаньэнерго" (сетевая организация), Федеральное государственное бюджетное учреждение ВДЦ "Орленок" (заявитель), а также Управление делами Президента Рорссийской Федерации (государственный заказчик) заключили государственный контракт N 21200-15-00256418-4/649, согласно условиям которого сетевая организация принимает на себя обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя в том числе по обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства к присоединению энергопринимающих устройств, урегулированию отношений с третьими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства.
Согласно п. 1 указанного контракта государственный заказчик обязуется оплатить расходы на технологическое присоединение в соответствии с условиями контракта.
В соответствии с п.п. 11, 12 контракта размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с утвержденным приказом Региональной комиссии - Департамент цен и тарифов Краснодарского края от 22.07.2015 г. N 48/2015-э и составляет 223 461 815 руб. 03 коп. и вносится в следующем порядке: 30 % платы (67 038 544 руб. 51 коп.) вносится в течение 15 календарных дней с момента вступления контракта в силу, 70 % (156 423 270 руб. 52 коп.) вносится в течение 15 календарных дней со дня фактического присоединения объекта к электрическим сетям.
Согласно п. 22 контракта он считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра контракта в сетевую организацию.
Заявителем 13.04.2013 г. была направлена в сетевую организацию заявка N 3-02-05-0200-13-01311714 на осуществление технологического присоединение энергопринимающих устройств, на основании которой были выданы технические условия от 01.07.2013 г. N 301-7/20 (далее - ТУ); 15.10.2013 г., а также 13.12.2013 г., 18.08.2015 г., 03.08.2017 г. и 10.10.2017 г. сетевая организация выдала заявителю изменения в ТУ.
Пунктом 4 государственного контракта установлено, что срок действия ТУ составляет 2 года со дня заключения контракта.
Пунктом 5 контракта установлено, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет два года со дня заключения контракта.
Как указывает истец, государственный заказчик согласно условиям контракта должен был произвести оплату по контракту в размере 67 038 554 руб. 51 коп. не позднее 09.01.2016 г., которая ответчиком не была не произведена.
Согласно п. 18 государственного контракта в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения своих обязательств по настоящему контракту такая сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на дату заключения контракта.
Судом первой инстанции, на основании оценки представленных сторонами в материалы дела доказательств, в удовлетворении иска отказано.
Суд апелляционной инстанции соглашается с принятым судом первой инстанции решением, отклоняя доводы жалобы, исходя из следующего.
Ссылки истца на то, что датой заключения контракта является 24.12.2015 г. не могут быть приняты апелляционным судом во внимание, поскольку п. 12 контракта определен порядок внесения платы за технологическое присоединение: 30 % платы за технологическое присоединение, указанной в п. 11 контракта, вносятся в течение 15 календарных дней с момента вступления контракта в силу.
Согласно п. 22 государственного контракта он считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра контракта в сетевую организацию.
Таким образом, дату подписания (заключения) контракта истец определяет самостоятельно, руководствуясь положениями контракта.
Перечисленные в апелляционной жалобе технические условия на технологическое присоединение содержат ссылку на дату заключения контракта -24.12.2015 г., однако документального подтверждения указанного обстоятельства в материалы дела не представлено (письмо ФГБУ "УЗС СЗФО" от 15.12.2015 г., исх. N 15/2572), в материалах дела отсутствует.
Управление делами Президента Российской Федерации исполняет функции государственного заказчика по проектированию, реконструкции и строительству объектов Государственного бюджетного образовательного учреждения ВДЦ "Орленок" на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 07.08.2004 г. N 1034-р в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 20.08.2012 г. N Пр-2215, а сам объект строительства, реконструкции принадлежит на праве оперативного управления Государственному бюджетному образовательному учреждению "Орленок", подведомственному Министерству образования и науки Российской Федерации.
Заключение контракта N 21200-15-00256418-4/649 в 2015 г., а не по завершении проектирования, было вызвано необходимостью соблюдения требований действующего законодательства в области проектирования с целью получения положительного заключения государственной экспертизы по проектно-сметной документации, поскольку предыдущее заключение государственной экспертизы по проектно-сметной документации было отрицательным именно в связи с отсутствием технических условий на технологическое присоединение к электрическим сетям. Иных документов (гарантийные письма сетевых организаций, проекты технических условий) уполномоченный на проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации недостаточно для проверки документации.
Оплата по государственным контрактам государственными заказчиками возможна только при условии включения объектов в федеральную адресную инвестиционную программу и в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств.
Третье лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение "Управление заказчика строительства и реконструкции объектов в Северо-Западном федеральном округе" Управления делами Президента Российской Федерации, исполняя государственный контракт на стороне государственного заказчика, на основании соглашения о передаче полномочий государственного заказчика от 30.07.2014 г. неоднократно обращалось к истцу с просьбой изменить сроки внесения платы за технологическое присоединение в порядке, установленном ст. 95 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", которые оставлены истцом без ответа.
Согласно положениям п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности).
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Сокращение расходов в федеральном бюджете в 2016 г., повлекшее исключение объектов из федеральной адресной инвестиционной программы Правительством Российской Федерации в лице профильных министерств, произошло не по предложению ответчика и не по его вине.
Учитывая те обстоятельства и факты, что ответчик является органом исполнительной власти, финансируемым за счет средств федерального бюджета, лишен иных источников доходов, принимая во внимание существующий запрет на осуществление оплат по государственным контрактам из иных источников, кроме средств федерального бюджета, судом первой инстанции правомерно не установлено вины ответчика в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по государственному контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. N 1037 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2015 г. N 160, согласно которому утверждены прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2015 г. N 160 "Об осуществлении бюджетных инвестиций в проектирование и реконструкцию объекта капитального строительства "Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение "Всероссийский Детский Центр "ОРЛЁНОК".
Таким образом, объект включен в федеральную адресную инвестиционную программу на 2018 г. и у ответчика возникло право произвести оплату по государственному контракту N 21200-15-00256418-4/649.
Согласно платежному поручению от 15.10.2018 г. N 300957 истцу перечислены денежные средства в размере 67 038 554 руб. 51 коп.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд полагает, что разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания, предусмотренные ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 октября 2018 года по делу N А40-44630/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Г. Головкина |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-44630/2018
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ КУБАНИ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ФГБОУ Всероссийский детский центр Орленок, ФГБУ "УПРАВЛЕНИЕ ЗАКАЗЧИКА СТРОИТЕЛЬСТВА И РЕКОНСТРУКЦИИ ОБЪЕКТОВ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ" УПРАВЛЕНИЯ ДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ