г. Самара |
|
7 февраля 2019 г. |
Дело N А65-19310/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 7 февраля 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Деминой Е.Г., Шадриной О.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Храмовой А.С.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 января 2019 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Сахарник" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 октября 2018 года по делу NА65-19310/2018 (судья Мубаракшина Э.Г.)
по иску акционерного общества "Буинское предприятие тепловых сетей" (ОГРН 1061672030970, ИНН 1614008074), Республика Татарстан, г. Буинск,
к товариществу собственников жилья "Сахарник" (ОГРН 1061672031706, ИНН 1614008081), Республика Татарстан, г. Буинск,
о взыскании 101492 руб. 30 коп. - долга, 62500 руб. 67 коп. - пени,
третьи лица:
- некоммерческая организация "Государственный жилищных фонд при Президенте Республики Татарстан", г. Казань,
- общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Буинского района и города Буинска Республики Татарстан", Республика Татарстан, г. Буинск,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Буинское предприятие тепловых сетей" (далее - АО "БПТС", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к товариществу собственников жилья "Сахарник" (далее - ТСЖ "Сахарник", ответчик) о взыскании 101492 руб. 30 коп. - долга, 62500 руб. 67 коп. - процентов за пользовании чужими денежными средствами.
Определением суда от 28.06.2018 исковое заявление принято к производству, дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 10.08.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены некоммерческая организация "Государственный жилищных фонд при Президенте Республики Татарстан" и общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Буинского района и города Буинска Республики Татарстан" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.10.2018 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить в полном объеме как незаконное и необоснованное и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать полностью, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Истец отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Третье лицо - некоммерческая организация "Государственный жилищных фонд при Президенте Республики Татарстан" в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилось и просило обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения. Третье лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
Третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Буинского района и города Буинска Республики Татарстан" отзыв на апелляционную жалобу не представило, в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве третьего лица на апелляционную жалобу, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "БПТС" является теплоснабжающей организацией и осуществляет отпуск тепловой энергии в городе Буинске Буинского муниципального района Республики Татарстан (Постановление N 32 от 15.05.2014), в том числе в жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Буинск, ул.Гагарина, д. 21, 4-ая блок секция, кв. 20.
ТСЖ "Сахарник" является управляющей организацией и осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: Республика Татарстан, г.Буинск, ул. Гагарина, д. 21, 4-ая блок секция.
Истцом размер платы за коммунальные услуги с 23.09.2017 рассчитан исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета.
Ссылаясь на то, что обязательства по оплате за оказанные услуги за период с ноября 2016 года по апрель 2018 года на сумму 101492 руб. 30 коп. ответчиком не исполнены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В обоснование исковых требований истец сослался на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2016 по делу N А65-11187/2015, оставленное без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016, которым установлен надлежащий ответчик по оплате энергоресурсов.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20.04.2016 решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2016 по делу N А65-11187/2015 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2016 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.09.2016 по делу N А65-11187/2015 исковые требования удовлетворены, с ТСЖ "Сахарник" в пользу ЗАО "БПТС" взыскана задолженность за период времени с 26.08.2012 по 20.08.2015.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Правоотношения сторон регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ), Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), статьями 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 155, 157, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354), Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 124 от 14.02.2012 (далее - Правила N 124).
В силу части 6.2, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 63 Правил N 354 при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг, ресурсоснабжающая организация как поставщик.
Абонентом (потребителем) по договору по поставке коммунального ресурса, и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Кроме того, в силу положений статьи 30, частей 1, 2, 12, 15 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 13 Правил N 354, согласно которым собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения в силу закона, но предоставление коммунальных услуг в многоквартирном доме должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
При выборе собственниками управляющей организации последняя несет ответственность перед ними за предоставление коммунальных услуг и должна заключить договоры с ресурсоснабжающими организациями, поставляющими коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги только при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
При этом из анализа норм действующего законодательства не следует, что обязанность управляющей организации по предоставлению коммунальных услуг, возникновение у нее права на выставление счетов и на сбор платежей зависят от наличия (либо отсутствия) договора ресурсоснабжения, заключенного с управляющей организацией.
Пункт 14 Правил N 354 связывает обязанность управляющей организации предоставлять коммунальные услуги потребителям с моментом покупки коммунального ресурса, в том числе и в рамках фактических договорных отношений с ресурсоснабжающей организацией.
Иное толкование пункта 14 Правил N 354 давало бы возможность управляющей компании уклоняться от исполнения своих обязанностей по договору управления многоквартирным жилым домом путем не оформления письменного договора с ресурсоснабжающими организациями.
Таким образом, отсутствие письменного договора между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией как абонентом не освобождает последнюю от исполнения такого обязательства.
В силу пункта 1 статьи 539, пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 64 Правил N 354 потребители вправе принять решение о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации, которая продает коммунальный ресурс исполнителю (управляющей организации). Такой порядок расчетов рассматривается как выполнение потребителями как третьими лицами обязательств управляющей организации по внесению платы ресурсоснабжающей организации за соответствующие коммунальные ресурсы. При этом схема договорных отношений по поставке коммунальных ресурсов не меняется, а управляющая организация не освобождается от обязанности оплатить поставленные ресурсы в объеме, не оплаченном потребителями, и не лишается права потребовать впоследствии от потребителей оплатить задолженность по коммунальным услугам.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 20.04.2016 N Ф06-7903/2016.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2, 8, 9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32, Правил N 354).
Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
Из части 6.2, 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 63 Правил N 354 следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг ресурсоснабжающая организация как поставщик.
Абонентом (потребителем) по договору по поставке коммунального ресурса, и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является ТСЖ "Сахарник", при этом заключение им с ООО УК "Буинского района и г.Буинска РТ" договора управления не накладывает на последнего обязанность по оплате поставленного ресурса, поскольку не представлены доказательства, подтверждающих волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме на смену формы управления жилым домом.
В соответствии с пунктом 17 Правил N 354 ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги только при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям прибора учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Представленный истцом расчет платы за энергоресурсы ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Принимая во внимание, что факт поставки тепловой энергии, наличие и размер задолженности в сумме 101492 руб. 30 коп. подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суд первой инстанции, руководствуясь статьями 307, 309, 310, 539-548 Гражданского кодекса Российской Федерации, обоснованно удовлетворил исковые требования, взыскав с ответчика в пользу истца задолженность в размере 101492 руб. 30 коп.
При наличии оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами, установив период просрочки исполнения денежных обязательств и проверив представленный истцом расчет процентов на соответствие требованиям статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями, изложенными в пунктах 37, 39, 48 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 24.03.2016 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательства", правомерно удовлетворил требования истца, взыскав с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 62500 руб. 67 коп. за период с 11.12.2016 по 04.06.2018.
Выводы суда первой инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, оценка которым дана по правилам статей 64, 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для иной оценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
По существу доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию ответчика с выводами суда о фактических обстоятельствах дела и иной оценке представленных в материалы дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебного акта. Доказательств, опровергающих выводы суда первой инстанции, ответчик не представил.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 октября 2018 года по делу N А65-19310/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Сахарник" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
Е.Г. Демина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19310/2018
Истец: АО "Буинское предприятие тепловых сетей", г.Буинск
Ответчик: ТСЖ "Сахарник", г.Буинск
Третье лицо: НО "ГЖФ при Президенте РТ, ООО "Управляющая компания Буинского района и города Буинска Республики Татарстан".