Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 28 мая 2019 г. N Ф03-1917/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
07 февраля 2019 г. |
Дело N А51-13041/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Д.А. Глебова,
судей С.Б. Култышева, С.М. Синицыной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.А. Седовой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток",
апелляционное производство N 05АП-98/2019
на решение от 12.12.2018 судьи М.С. Кирильченко
по делу N А51-13041/2018 Арбитражного суда Приморского края
по иску акционерного общества "Международный аэропорт Владивосток"
(ИНН 2502035642, ОГРН 1082502000239)
к федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)"
(ИНН 7714276906, ОГРН 1027714007089),
третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве,
об обязании заключить дополнительное соглашение N 2 к договору аренды федерального движимого имущества N 423/2/456-09/13 от 31.07.2014, об обязании заключить дополнительное соглашение N 3 к договору аренды федерального недвижимого имущества N 261-72/1/11/410-09/13 от 16.10.2013, в редакции приложений к исковому заявлению,
при участии:
от истца: Н.И. Карпова, по доверенности N 118/Д от 17.12.2018, сроком действия на 1 год, паспорт;
от ответчика: О.С. Кириллов, по доверенности N 516-д от 21.09.2018, сроком действия на 1 год, паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" (далее - истец, АО "Международный аэропорт Владивосток") обратилось в Арбитражный суд Приморского края с исковым заявлением к федеральному государственному унитарному предприятию "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - ответчик, ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)") об обязании заключить:
- Дополнительное соглашение N 2 (далее - соглашение N 2) к договору аренды федерального движимого имущества N 423/2/456-09/13 от 31.07.2014 в следующей редакции:
"Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП "АГА(А"), именуемое в дальнейшем "Арендодатель", в лице Генерального директора Жиркова Юрия Александровича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" (АО "МАВ"), именуемое в дальнейшем "Арендатор", в лице Генерального директора Лукишина Игоря Геннадьевича, действующего на основании Устава, с другой стороны, именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили настоящее Дополнительное соглашение к Договору аренды федерального движимого имущества аэропорта Владивосток от 31.07.2014 года N 423/2/456-09/13 (далее - Договор) о нижеследующем:
1. В связи с изменением Правительством РФ порядка расчета арендной платы за пользование арендуемым имуществом и фактическим включением перечня арендуемого движимого имущества в Договор аренды федерального имущества аэропорта Владивосток от 16.10.2013 года N 261-72/1/11/410-09/13 Стороны пришли к соглашению расторгнуть Договор с 05 января 2018 года.
2.Настоящее соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами, и применяется к отношениям сторон, возникшим с 05 января 2018 года.
3.Место нахождения, банковские реквизиты и подписи Сторон";
- Дополнительное соглашение N 3 (далее - соглашение N3) к договору аренды федерального недвижимого имущества N 261-72/1/11/410-09/13 от 16.10.2013 в следующей редакции:
"Федеральное государственное унитарное предприятие "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (ФГУП "АГА(А"), именуемое в дальнейшем "Арендодатель", в лице Генерального директора Жиркова Юрия Александровича, действующего на основании Устава, с одной стороны, и Акционерное общество "Международный аэропорт Владивосток" (АО "МАВ"), именуемое в дальнейшем "Арендатор", в лице Генерального директора Лукишина Игоря Геннадьевича, действующего на основании Устава, с другой стороны, именуемые в дальнейшем "Стороны", заключили настоящее Дополнительное соглашение к Договору аренды федерального недвижимого имущества аэропорта Владивосток от 16.10.2013 года N 261-72/1/11/410-09/13 (далее - Договор) о нижеследующем:
1.Из названия Договора исключить слово "недвижимого".
2.Пункт 1.1.2. Договора изложить в редакции:
"1.1.2. Имущество - предоставляемое в соответствии с Договором в аренду федеральное недвижимое и движимое имущество аэропорта Владивосток (в соответствии с Приложениями к настоящему Договору)."
3.Пункт 4.1. Договора изложить в редакции:
"4.1. Годовой размер арендной платы за пользование Имуществом определятся, порядке, установленном пунктом 4 "Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2017 года N 1666".
4.Пункт 4.2. Договора исключить.
5.Пункт 4.3. Договора изложить в редакции:
"4.3. Арендная плата уплачивается Арендатором ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца на основании выставленного Арендодателем счета.
6.Пункт 4.4. Договора изложить в редакции:
"4.4. Размер ежемесячного платежа за аренду Имущества рассчитывается как 1/12 от годового размера арендной платы, определенного в соответствии с пунктом 4.1 настоящего Договора.
Расчетным периодом Арендатор и Арендодатель признают календарный месяц с 01 по последнее число. До 05 числа текущего месяца Арендодатель составляет и направляет Арендатору счет фактуру, оформленную в соответствиями с требованиями статей 168, 169 Налогового кодекса Российской Федерации. По окончании каждого расчетного периода Арендодатель составляет и направляет Арендатору на подписание со своей стороны акт выполненных работ (оказанных услуг).
В течение 10 (Десяти) календарных дней с момента получения подписанного Арендодателем акта Арендатор обязан подписать акт и направить один экземпляр Арендодателю, либо в тот же срок направить мотивированный отказ от подписания акта. В случае ненаправления Арендатором в указанный срок подписанного акта либо мотивированного отказа в его подписании, услуги считаются надлежаще оказанными".
7.Пункт 4.7. Договора исключить.
8.Пункт 4.8. Договора исключить.
9.Пункт 4.10. Договора исключить.
10.Пункт 4.12. Договора изложить в редакции:
"4.12. Возникновение в составе Имущества объектов с новыми характеристиками в результате их реконструкции, модернизации или строительства за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, а также за счет прочих источников, или внесение в состав Имущества неотделимых улучшений не является основанием для изменения арендной платы по Договору".
11.Пункт 5.1.4. Договора исключить.
12.Пункт 5.2.7. Договора изложить в редакции:
"5.2.7. Осуществлять модернизацию и реконструкцию Имущества в случае доведения средств федерального бюджета на эти цели, а также производить капитальный ремонт объектов аренды."
13.Пункт 6.1.4 Договора изложить в редакции:
"6.1.4. Поддерживать объекты аренды в исправном состоянии, отвечающем требованиям российских нормативно-правовых актов к приему и обслуживанию воздушных судов, требованиям авиационной безопасности и безопасности полетов, и производить за свой счет текущий ремонт Имущества."
14.Пункт 6.1.6 Договора изложить в редакции:
"6.1.6. В случае осуществления Арендатором текущего ремонта, производства неотделимых улучшений Имущества (его части), не менее чем за 3 (три) месяца до начала работ согласовывать с Арендодателем проведение работ по текущему ремонту, производству неотделимых улучшений Имущества (его части), путем представления Арендодателю проекта производства работ и сметы. Арендатор вправе осуществлять указанные действия в отношении Имущества только после согласования с уполномоченными органами".
15. Пункт 6.1.8 Договора изложить в редакции:
"6.1.8. Предоставлять уполномоченным лицам Арендодателя* а также представителям государственных надзорных органов возможность беспрепятственного доступа, в соответствии с требованиями действующих нормативных актов, к Имуществу с целью контроля за исполнением Арендатором обязательств по настоящему Договору, а также требований действующего законодательства, а также предоставлять указанным лицам все необходимые документы, материалы и информацию - в разумные сроки, необходимые для предоставления затребованных документов (в зависимости от объема затребованной информации).
При осуществлении строительства, модернизации, реконструкции и капитального ремонта федерального имущества на территории аэродрома в соответствии с п.5.2.7. Договора, безвозмездно предоставлять уполномоченным лицам Арендодателя, а также лицам и технике, осуществляющим соответствующие виды работ, беспрепятственный доступ к объектам ремонта, строительства, модернизации и реконструкции на весь период производства работ".
16. Пункт 6.1.10 Договора изложить в редакции:
"6.1.10. Осуществлять за счет собственных средств текущий ремонт Имущества и нести расходы на поддержание Имущества в исправном состоянии. Работы по текущему ремонту Имущества осуществляются с письменного согласия Арендодателя.
Для получения согласия Арендодателя на производство текущего ремонта Имущества (его части) Арендатор должен направить Арендодателю обоснование необходимости проведения таких работ, а также запрос о согласовании с приложением обосновывающих затраты документов, с учетом требований пункта 6.1.6. Договора.
В течение 60 (Шестидесяти) дней с момента получения указанных документов
Арендодатель обязан их рассмотреть. По окончании рассмотрения Арендодатель направляет Арендатору уведомление о согласовании проведения работ либо свои возражения. В случае указания в возражении Арендодателя на возможность согласования при доработке представленных документов либо представлении дополнительных документов, Арендатор обязан в течение 10 (Десяти) рабочих дней с момента получения возражений Арендодателя произвести корректировку возвращенных документов либо представить дополнительные документы.
Доказательством согласования Арендодателем производства работ в отношении Имущества или его части является соответствующее письменное уведомление Арендодателя в адрес Арендатора.
По завершении работ по текущему ремонту Имущества Арендатор предоставляет Арендодателю отчет о выполненных работах. К отчету о выполненных работах должны быть приложены соответствующие фотоотчеты и вся исполнительная документация по производству работ.
Затраты Арендатора на осуществление работ по текущему ремонту Имущества, а также стоимость полученных в результате осуществления таких работ неотделимых улучшений Имущества не подлежат возмещению Арендатору и/или зачету в счет арендной платы."
17. Пункт 9.9. Договора изложить в редакции:
"9.9.В случае нарушения Арендатором условий, предусмотренных п. 6.1.З., 6.1.4., 6.1.8., 6.1.13., 6.1.15., 6.1.18., 6.1.19., 6.1.21., 8.1., 8.2., 8.5. настоящего Договора, Арендодатель направляет Арендатору требование об устранении нарушения в разумный срок.
В случае, если нарушение условий Договора, предусмотренных абзацем 1 настоящего пункта Договора, не устранено Арендатором в разумный срок, Арендатор по требованию Арендодателя обязан уплатить штраф в размере 1/24 суммы годовой арендной платы за каждый установленный Арендодателем факт нарушения.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Арендатором обязанностей, связанных с проведением текущего ремонта Имущества, необходимость проведения которого документально подтверждена либо определена государственными органами и отражена в соответствующих предписаниях, Арендодатель направляет Арендатору требование об устранении нарушения в разумный срок.
В случае, если нарушение обязанностей, связанных с проведением текущего ремонта Имущества, не устранено Арендатором в разумный срок либо Арендатором не проведены иные эквивалентные мероприятия, не связанные с ремонтными работами и направленные на устранение допущенных нарушений, Арендатор по требованию Арендодателя обязан уплатить штраф в размере 1/24 суммы годовой арендной платы за каждый установленный Арендодателем факт нарушения."
18. Дополнить договор Приложением N 4. Перечень переданного движимого имущества, которое принять в редакции Приложения N 1 к настоящему Дополнительному соглашению. Указанное имущество передано Арендодателю по акту приема-передачи имущества от 31 июля 2014 года.
19.Настоящее дополнительное соглашение вступает в силу с момента его подписания сторонами, подлежит государственной регистрации и применяется к отношениям сторон, возникшим с 05 января 2018 года.
20.Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью Договора, составлено в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон и один для органа, осуществляющего государственную регистрацию.
21.Арендатор обязан в течение 45 (сорока пяти) календарных дней с момента подписания сторонами, настоящего дополнительного соглашения осуществить его государственную регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и передать в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента государственной регистрации экземпляр Дополнительного соглашения Арендодателю.
22. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, Стороны руководствуются положениями Договора и законодательством России.
23. Место нахождения, банковские реквизиты и подписи Сторон
Решением Арбитражного суда Приморского края от 12.12.2018 в удовлетворении исковых требований АО "Международный аэропорт Владивосток" отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, истец обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить, исковые требования удовлетворить. В обоснование своей правовой позиции указывает, что согласовав пункт 4.13 договора стороны пришли к соглашению о том, что условия аренды в части оплаты являются регулируемыми. 05.01.2018 вступило в силу постановление Правительства РФ от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения". Нормы Положения являются императивными нормами, специальными по отношению к нормам Главы 34 ГК РФ, следовательно, их изменение по выбору и соглашению сторон является недопустимым. Полагает, что произошло существенное изменение обстоятельств, а именно правового регулирования, из которого исходили стороны при заключении договоров, однако суд первой инстанции не учел, что сохранение договора в его текущем виде влечет за собой существенное нарушение баланса интересов сторон и противоречит общественным интересам.
Определением Пятого арбитражного апелляционного суда от 15.01.2019 жалоба принята к производству, дело назначено к судебному разбирательству на 06.02.2019.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы апелляционной жалобы, имеющейся в материалах дела. Решение суда первой инстанции просил отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
Представитель ответчика на доводы апелляционной жалобы возражал, поддержал доводы представленного через канцелярию суда отзыва. Решение Арбитражного суда Приморского края просил оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель истца заявил ходатайство об объявлении перерыва в судебном заседании для формирования позиции по доводам ответчика. Представитель ответчика по заявленному ходатайству возражал.
В соответствии с частью 1 статьи 163 АПК РФ арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе может объявить перерыв в судебном заседании. Таким образом, по общему правилу объявление перерыва является правом суда, а не обязанностью.
Суд, совещаясь на месте и руководствуясь статьями 159, 163, 184, 185 АПК РФ, рассмотрел заявленное ходатайство и определил его отклонить в связи с отсутствием препятствий для рассмотрения апелляционной жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Между АО "Международный аэропорт Владивосток" и ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" заключены договоры аренды федерального недвижимого имущества аэропорта Владивосток от 16.10.2013 N 261-72/1/11/410-09/13, сроком на 49 лет, величина арендной платы и порядок расчётов определен в статье 4 договора; и договор аренды федерального движимого имущества N 423/2/456-09/13 от 31.07.2014 на неопределенный срок, величина арендной платы и порядок расчётов определен в статье 4 договора.
Пунктом 4.13 договора аренды федерального недвижимого имущества аэропорта Владивосток от 16.10.2013 N 261-72/1/11/410-09/13 установлено, что в случае, если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, арендодатель обязан известить о таком порядке арендатора, а арендатор обязан с момента получения данного уведомления принять новый порядок к исполнению с обязательным оформлением дополнительного соглашения к Договору.
Таким изменением законодательства, позволяющим основываясь на пункте 4.13 договора, внести изменения в договорные отношения сторон, стало, по мнению истца, вступление в силу Постановления Правительства РФ от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения" (далее - Положение).
Поскольку пунктом 2 и пунктом 4 Положения установлены существенные условия договоров аренды аэродромов гражданской авиации, а так же методика расчета арендной платы, истец счел, что заключенные договоры аренды должны быть приведены в соответствие с указанным Положением, разделение на договор аренды движимого и недвижимого имущества считает противоречащим условиям Положения. Заявляя требования, истец исходил их того, что ответчик является монополистом в данной сфере и заключение договора для него является обязательным.
Основываясь на нормах данного Положения, истец письмом N 415 от 05.04.2018 направил ответчику проект дополнительного соглашения N 2 к договору аренды федерального движимого имущества N 423/2/456-09/13 от 31.07.2014 и проект дополнительного соглашения N 3 к договору аренды федерального недвижимого имущества аэропорта Владивосток от 16.10.2013 N 261-72/1/11/410-09/13.
Из содержания проекта дополнительного соглашения N 2 следует, что дополнительным соглашением стороны расторгают договор аренды федерального движимого имущества N 423/2/456-09/13 от 31.07.2014.
Проект дополнительного соглашения N 3 фактически изменяет объект аренды (движимое и недвижимое имущество), охватывает комплекс прав и обязанностей сторон в отношении движимого и недвижимого имущества, включает в частности, изменения относительно порядка расчета и перечисления арендной платы, осуществления капитального и текущего ремонта, поддержание объектов в исправном состоянии.
Ответчик на предложение истца о заключении дополнительного соглашения не ответил, что явилось поводом для обращения истца в арбитражный суд с рассматриваемым иском.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно статье 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Порядок заключения договора в обязательном порядке определятся статьей 445 ГК РФ. Если сторона, для которой в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В силу пункта 2 статьи 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 N 16 "О свободе договора и ее пределах", судам надлежит иметь в виду, что согласно пункту 2 статьи 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В силу пункта 2 статьи 4 ГК РФ это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам.
Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27.12.2017 N 1666 "Об утверждении Положения о существенных условиях договоров аренды аэродромов гражданской авиации, находящихся в федеральной собственности, порядке определения размера арендной платы по таким договорам, а также о порядке, об условиях и о сроках ее внесения", вступившее в силу 05.01.2018 и положенное в основание заявленных требований, не содержит требования о приведении в соответствии с ним ранее заключенных и действующих договоров аренды. Данное положение не содержит императивных норм, не позволяющих передать в аренду отдельно объекты недвижимого и движимого имущества аэропортов.
Таким образом, положенный в основу иска нормативный акт не может быть основанием для понуждения к заключению спорных дополнительных соглашений и изменения условий ранее заключенных договоров. В силу этого, правила о заключении договора в обязательном порядке, в исключение из принципа свободы договора, к отношениям сторон также не применяются.
Федеральный закон от 26.04.2016 N 111-ФЗ, устанавливающий в статье 13.2, что существенные условия договоров аренды аэродромов, находящихся в федеральной собственности, и порядок определения размера арендной платы устанавливаются Правительством Российской Федерации, также не содержит положений о том, что действие актов Правительства распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Дополнительное соглашение N 2 содержит единственное положение "В связи с изменением Правительством РФ порядка расчета арендной платы за пользование арендуемым имуществом и фактическим включением перечня арендуемого движимого имущества в Договор аренды федерального имущества аэропорта Владивосток от 16.10.2013 года N 261-72/1/11/410-09/13 Стороны пришли к соглашению расторгнуть Договор с 05 января 2018 года".
Таким образом, проект соглашения содержит требование о понуждении к расторжению договора и направлен на расторжение договора в судебном порядке.
Согласно части 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Согласно части 2 статьи 450 ГК РФ изменение или расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон возможно только при существенном нарушении договора другой стороной или в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором.
В частности, согласно части 1 статьи 451 ГК РФ основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Частью 2 статьи 451 ГК РФ установлено, что если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны по основаниям, предусмотренным пунктом 4 данной статьи, при одновременном наличии следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев делового оборота или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
При этом, частью 4 статьи 451 ГК РФ определено, что изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
Однако требования истца не связаны с существенным нарушением условий договора, отсутствуют и иные предусмотренные законом основания.
Доводы апелляционной жалобы о том, что произошло существенное изменение обстоятельств, а именно правового регулирования, из которого исходили стороны при заключении договоров, отклоняются коллегией, поскольку изменение законодательства в данном случае также не является существенным изменением обстоятельств, позволяющим при данных обстоятельствах требовать расторжения договора, поскольку действующим законодательством (пунктом 2 статьи 422 ГК РФ) определены последствия принятия закона или иного правового акта, устанавливающего иные правила, чем те, которые действовали на момент заключения договора, а именно: новые правила, на которые ссылается истец, не применяются к ранее возникшим правоотношениям.
Вопреки доводам апеллянта, не может являться основанием для понуждения к заключению представленных дополнительных соглашений и пункт 4.13 договора аренды федерального недвижимого имущества аэропорта Владивосток от 16.10.2013 N 261-72/1/11/410-09/13, предусматривающий, что в случае, если законодательством Российской Федерации будет установлен иной порядок расчета и перечисления арендной платы, арендодатель обязан известить о таком порядке арендатора, а арендатор обязан с момента получения данного уведомления принять новый порядок к исполнению с обязательным оформлением дополнительного соглашения к договору. Содержание дополнительных соглашений свидетельствует о том, что изменения затрагивают и иные отношения, помимо расчетных. Однако, условиями Договоров аренды стороны согласовали, что в случае изменения законодательства, на основании дополнительного соглашения изменению подлежит исключительно порядок расчета и перечисления арендной платы. Пунктами 4.12, 4.13 и иными условиями Договоров аренды не предусмотрено применение к отношениям сторон по договорам иных норм законодательства Российской Федерации, кроме касающихся порядка расчета и перечисления арендной платы. В частности, не подлежат изменению условия Договоров аренды, устанавливающие обязанность Арендатора осуществлять за счет собственных средств капитальный и текущий ремонт имущества, поскольку указанное условие не относится к порядку расчета и перечисления арендной платы.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права. Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в силу положений статьи 110 АПК РФ относятся на апеллянта.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.12.2018 по делу N А51-13041/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Д.А. Глебов |
Судьи |
С.Б. Култышев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13041/2018
Истец: АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ ВЛАДИВОСТОК"
Ответчик: ФГУП "АДМИНИСТРАЦИЯ ГРАЖДАНСКИХ АЭРОПОРТОВ АЭРОДРОМОВ"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве