г. Пермь |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А71-9329/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Григорьевой Н.П.,
судей Балдина Р.А., Сусловой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мамонтовой Д.И.,
от истца - Тихонова Т.В., паспорт, доверенность от 01.02.2023, диплом,
от ответчика - не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу истца, общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 03 ноября 2023 года по делу N А71-9329/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (ОГРН 1121841000390, ИНН 1841023336)
к товариществу собственников недвижимости "Вишневый" (ОГРН 1151832025620, ИНН 1841058850)
о взыскании задолженности, неустойки по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Спецавтохозяйство" (далее - истец, ООО "САХ") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к товариществу собственников недвижимости "Вишневый" (далее - ответчик, ТСН "Вишневый") о взыскании задолженности за оказанные услуги по вывозу твердыми коммунальными отходами в размере 18 176 руб. 60 коп., неустойки в сумме 19 151 руб. 70 коп. с последующим начислением по день оплаты долга (с учетом уточнения размера исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03.11.2023 исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись, истец обратился в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Указывает, что между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с которым расчет норматива накопления 500 (членов СНТ) * 0,410 куб.м. = 205 куб. в год /12 месяцев = 17,083 куб.м, в месяц. За период с марта по сентябрь 2021 года вывезено 219 куб.м., в то время как максимальный годовой объем составляет 205 куб.м. Таким образом, в период сезонной деятельности ТСН "Вишневый" были вывезены объемы, превышающие нормативные. Кроме того, на вывоз дополнительных объемов ТКО ответчик направил в адрес истца письмо исх.N 37 от 31.05.2021 о дополнительном вывозе с указанием объемов 20 куб.м. Истцом был осуществлен вывоз 07.06.2021 в количестве 13 куб.м., 09.06.2021 ТКО 10 баков. На основании письма исх.N 95 от 11.11.2021 истцом 18.11.2021 дополнительно был осуществлен вывоз 18 куб.м. Всего за 2021 год с территории ответчика было вывезено 257,5 м3 ТКО, в то время как годовой нормативный объем составляет 205 м3, что на 52,5 м3 меньше фактически вывезенного объема.
Ответчиком в материалы дела представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором он отклонил приведенные в жалобе доводы, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца апелляционную жалобу поддержал, по доводам, изложенным в жалобе.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со ст. 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, с 01.01.2019 ООО "САХ" наделено статусом Регионального оператора по обращению с ТКО в Удмуртской Республике сроком на 10 лет.
Между Региональным оператором и Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртии заключено соглашение от 28.04.2018 об обеспечении сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО в Удмуртской Республике.
Между ООО "САХ" и ТСН "Вишневый" заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО 0005709 от 29.06.2019 (далее - договор 1), в приложение N 1 в которому согласовано, что расчет стоимости услуг производится исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, стоимость вывоза ТКО в месяц составляет 56 044 руб. 55 коп.
22.01.2020 между сторонами заключено дополнительное соглашение N 1 к договору по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО 0005709 от 29.06.2019, в соответствии с приложением N 1 к которому стороны установили, что расчет производится исходя из нормативов накопления ТКО, количество единиц (членов СНТ) - 500, стоимость услуг в месяц составляет 16 366 руб. 32 коп.
Кроме того, в исковом заявлении истец указал, что между сторонами заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО2021-0019942 от 01.06.2021 (далее -договор 2).
Пунктом 1 договоров предусмотрено, что региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а исполнитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 5 договоров под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по договору осуществляется по цене, определенной в пределах норматива и утвержденного в установленном порядке нормативно-правовым актом исполнительного органа власти субъекта единого тарифа на услугу регионального оператора в размере 4 765 руб. 96 коп. за 1 тонну.
В случае определения объема оказанных услуг исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, согласно приложению N 1 к настоящему договору: 70% ежемесячной стоимости услуг, указанной в п.5 настоящего договора, в срок до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО; окончательный расчет за фактически оказанные услуги в расчетном периоде - в срок до 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с ТКО, на основании выставленных Региональным оператором акта оказанных услуг и счета-фактуры или УПД, с учетом ранее уплаченной суммы, независимо от подписания акта оказанных услуг или УПД Потребителем.
В случае если объем фактически оказанных услуг по обращению с ТКО в расчетном периоде будет меньше объема, за который произведена оплата, излишне уплаченная сумма зачитывается в счет платежа за следующий расчетный период.
Региональный оператор до 20 числа месяца, следующего за отчетным, направляет потребителю акт оказанных услуг. Потребитель обязан до 25 числа месяца, следующего за отчетным, направить подписанный акт региональному оператору либо предоставить мотивированный письменный отказ от их подписания. При просрочке региональным оператором срока направления акта оказанных услуг и счета-фактуры или УПД потребитель обязан направить подписанные акт оказанных услуг или УПД региональному оператору, либо предоставить мотивированный письменный отказ от их подписания, в течение 5 (пяти) календарных дней с момента их получения.
В случае, если в установленные настоящим пунктом сроки потребитель не направит региональному оператору подписанный акт оказанных услуг или не представит письменный мотивированный отказ от их подписания, услуги считаются оказанными и подлежать оплате потребителем в полном объеме. (пункты 7, 9 контракта).
Истец указал, что во исполнение договора в период с января 2020 года по апрель 2023 года оказал ответчику услуги по обращению с ТКО на общую сумму 704 341 руб. 20 коп. по договору 1, которая последним оплачена несвоевременно.
Кроме того, истцом оказаны услуги по вывозу крупногабаритных отходов (договор 2) на основании письма на вывоз от 31.05.2021 в период: июнь 2021 года, ноябрь 2021 года на общую сумму 44 496 руб. 57 коп., которая последним в полном объеме не оплачена, согласно расчету истца задолженность ответчика составляет 18 176 руб. 60 коп.
В целях соблюдения претензионного порядка истцом в адрес ответчика направлена претензия, которая оставлена ответчиком без ответа и удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
На основании п. 1 ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу п. 1 ст. 781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов", утверждены Правила, устанавливающие порядок коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов с использованием средств измерения, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, или расчетным способом в целях осуществления расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется: а) расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов; б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
Как установлено судом первой инстанции, факт оказания истцом услуги по обращению с ТКО в истребуемый период времени подтвержден имеющимися в деле доказательствами, ответчиком не оспорен (статьи 9, 65 АПК РФ).
Расчет объема оказанных услуг в исковой период по договору 1 произведен истцом исходя из утвержденных нормативов для категории объектов "СНТ" и количества расчетных единиц (членов СНТ), по договору 2 - исходя из фактического объема.
Исследовав представленные в материалы дела пояснения сторон и доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обязательство по оплате ответчиком истцу суммы основного долга по договору 1 прекращено в связи с его исполнением.
При этом суд первой инстанции установил, что оплата оказанных услуг ответчиком произведена несвоевременно, в связи с чем пришел к выводу, что требование истца в части взыскания неустойки в сумме 8 353 руб. 03 коп. по договору 1 является обоснованным и подлежит удовлетворению на основании ст.ст. 329, 330, 331 ГК РФ и условий договора 1.
Довод жалобы о том, что заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО N ТК00005709, в соответствии с которым расчет норматива накопления 500 (членов СНТ) * 0,410 куб.м. = 205 куб. в год /12 месяцев = 17,083 куб.м, в месяц, и что в период сезонной деятельности ТСН "Вишневый" были вывезены объемы, превышающие нормативные, отклоняется.
Нормативы накопления ТКО на территории Удмуртской Республики утверждены Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2018 N 528 по категориям отходообразования, согласно которому для категории "Садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан", годовой норматив накопления ТКО равен 68,68 кг на каждого члена СНТ в год.
В материалы дела представлено дополнительное соглашение от 02.03.2021 к договору по обращению с твердыми коммунальными отходами N ТКО 0005709 от 29.06.2019, а также приложение N 1 к указанному договору, в соответствии с которым расчет стоимости услуг производится исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО.
Вместе с тем, указанное приложение N 1 со стороны ответчика не подписан, в связи с чем условие о расчете стоимости услуг исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах (площадках) накопления ТКО, является не согласованным.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что условиями заключенного между сторонами спора договора расчет стоимости за спорный период осуществляется исходя из нормативов накопления ТКО по количеству членов СНТ.
С учетом изложенного, доводы жалобы о вывозе ТКО с превышением норматива отклоняется, как не имеющий в данном случае правового значения.
Кроме того, превышение объемов ТКО документально не подтверждено.
Довод жалобы относительно вывоза дополнительных объемов ТКО в виде крупногабаритных отходов на основании писем ответчика, отклоняется в связи со следующим.
Суд первой инстанции установил, что в рамках договора 2 истцом оказаны услуги по вывозу крупногабаритных отходов с контейнерной площадки ответчика.
Истцом в материалы дела представлен путевой лист перевозчика на вывоз КГО (крупногабаритные отходы), письмо перевозчика о вывозе КГО, ведомость на вывоз КГО, приложение к договору N ТКО 2021-0019942 на вывоз КГО.
Вместе с тем, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что с учетом положений Правил N 1390 крупногабаритные отходы подлежат учету в составе твердых коммунальных отходов при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Кроме того, согласно пункту 12 Правил N 1156 вывоз крупногабаритных отходов обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей.
Следовательно, ООО "САХ" обязано осуществлять вывоз крупногабаритных отходов с территории контейнерной площадки в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе к периодичности вывоза твердых коммунальных отходов.
Более того, действующим законодательством заключение двух договоров на вывоз ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, а также отдельное оплаты соответствующих услуг, не предусмотрено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оказанные истцом услуги в рамках договора 2 подлежат взысканию в рамках установленного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Надлежащих доказательств превышения фактически оказанных услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами над объемом услуг, установленным договором и рассчитанным исходя из утвержденных нормативов, истцом не представлены, материалы дела не содержат (статьи 9, 65 АПК РФ).
Учитывая изложенное, в удовлетворении соответствующих исковых требований отказано судом первой инстанции обоснованно.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, сводятся лишь к несогласию истца с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судом обстоятельств. Суд апелляционной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции установлены, все доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями ст. 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст.270 АПК РФ являются основаниями к отмене или изменению судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение арбитражного суда от 03.11.2023 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы на уплату государственной пошлины, понесенные при подаче апелляционной жалобы, относятся на ее заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 03 ноября 2023 года по делу N А71-9329/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.П.Григорьева |
Судьи |
Р.А.Балдин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9329/2023
Истец: ООО "Спецавтохозяйство"
Ответчик: Товарищество собственников недвижимости " Вишневый"