Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11 июля 2019 г. N Ф06-47539/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
06 февраля 2019 г. |
Дело N А06-2325/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "05" февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" февраля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шалкина В.Б.,
судей Дубровиной О.А., Никольского С.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Дроздовой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Пятерочка" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 октября 2018 года по делу N А06-2325/2018, (судья Цепляева Л.Н.) по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕРВИС" (ИНН 5030040730, ОГРН 1025003747614) к Товариществу собственников жилья "Пятерочка" (ИНН 3004009391, ОГРН 1093021000160) о взыскании задолженности за потребление электрической энергии за период: апрель-август, октябрь- декабрь 2016 г. в размере 83 745,03 руб. С участием третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", ПАО "МРСК-Юга в лице филиала ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго",
при участии в судебном заседании представителя товарищества собственников жилья "Пятерочка" - Пищикова А.В., по доверенности от 26.04.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" обратилось в арбитражный суд с иском к Товариществу собственников жилья "Пятерочка" о взыскании задолженности за фактическое потребление электрической энергии за период: апрель-август, октябрь-декабрь 2016 г. в размере 83 745,03 руб.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 11 октября 2018 года с Товарищества собственников жилья "Пятерочка" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕРВИС" взыскана задолженность за потребленную электрическую энергию за период с апреля по август 2016 г., с октября по декабрь 2016 г. в сумме 83 745 руб. 03 коп., в возмещение расходов по оплате государственной пошлины в сумме 3 350 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, товарищество собственников жилья "Пятерочка" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы заявитель указывает, прибор учёта установлен в нарушении статьи 13 ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской Федерации", без учёта но то волеизъявления собственников помещений многоквартирного дома и за пределами самого многоквартирного дома.
Апелляционный суд, изучив материалы дела в соответствии с требованиями статей 67, 68, 71 АПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, проверив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, публичное акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" в качестве гарантирующего поставщика осуществляет на территории города Астрахани и Астраханской области поставку электрической энергии на основании заключенных договоров энергоснабжения.
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Юга" в лице филиала ОАО "МРСК-ЮГА" - "Астраханьэнерго" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории города Астрахани и Астраханской области.
Между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" (цедент) и ООО "Лукойл-Энергосервис" (цессионарий) заключено соглашение об уступке требования N ЭС/С-1048/16 от 27.12.2016.
По указанному соглашению цедент передает, а цессионарий принимает право требования к потребителям (должникам) цедента задолженность за потребленную электроэнергию и (или) мощность, по отношению к которым последний имеет статус энергоснабжающей организации. Конкретные объемы передаваемых прав по настоящему соглашению указываются в составленных сторонами актах приёма-передачи прав требования.
Права требования по настоящему соглашению переходят к цессионарию в том объеме и на тех условиях, которые существуют в момент перехода права.
Согласно письму Администрации МО "Икрянинский район" Астраханской области, Товарищество собственников жилья "Пятерочка" в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: Астраханская область, р.п. Красные Баррикады, ул. Баррикадная, д.5.
Договор энергоснабжения в установленном порядке заключен не был.
Дом, находящийся в управлении ТСЖ, подключен к сетям энергоснабжающей организации и бесперебойно обеспечивался коммунальным ресурсом - электрической энергией.
Следовательно, между ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" и ТСЖ "Пятерочка" сложились фактические отношения по поставке электрической энергии.
Пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Пунктом 68 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в целях оказания потребителям коммунальной услуги по электроснабжению заключает договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией в соответствии с настоящим документом и Правилами, обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N124.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к выводу, что ответчик в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, а в отношениях с истцом - абонентом (покупателем), то есть лицом, обязанным оплатить электрическую энергию, поставленную в управляемый им жилой дом. Решение общего собрания об оплате коммунального ресурса напрямую ресурсоснабжающей организации, непосредственное получение ресурсоснабжающей организацией платы с жильцов за электроэнергию, потребленную ими в жилых помещениях, не меняет схему правоотношений между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг, не освобождает последнего от обязанности оплатить весь объем электроэнергии, поступившей в многоквартирный жилой дом.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, договоров, а также из действий юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 14 от 05.05.2007 указано, что фактическое пользование потребителем услугами обязанной следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги. Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции учел следующее.
Факт исполнения принятого ПАО "Астраханская энергосбытовая компания" обязательства по отпуску электрической энергии для ТСЖ подтверждается актами снятия показаний приборов учёта электроэнергии, ведомостями об объёмах переданной электроэнергии за период март - декабрь 2016 г.
Объём поставленной электрической энергии был определён исходя из показаний общедомового прибора учёта электрической энергии, допуск которого в эксплуатацию осуществлен на основании акта от 21.09.2012 г.
Представитель ПАО "АЭСК" представила в судебное заседание Акт допуска прибора учёта в эксплуатацию от 21.09.2012 г., согласно которому проведена процедура допуска в эксплуатацию прибора учёта электрической энергии, поступающей в жилой многоквартирный дом N 5 по ул. Баррикадная р.п. Красные Баррикады; зав. номер прибора учёта 009217047000766.
Прибор учёта установлен в КТП 479 ф.12 ПС "Баррикадная".
Акт подписан представителями сетевой организации - ПАО "МРСКА - Юга" - "Астраханьэнерго", и независимыми лицами: директором МКУ "Центр" и бухгалтером МО "Рабочий поселок "Красные Баррикады".
За давностью лет выяснить вопрос о том, был ли приглашен представитель ТСЖ на процедуру допуска прибора учёта, не представилось возможным, документы сетевой компанией не представлены.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Расчёт дебиторской задолженности за 2016 г. был произведен на основании Актов контрольного съёма показаний расчетных электрических счетчиков потребителей. Контрольный съём показаний производился представителями сетевой организации 25-го числа каждого месяца, и на основании показаний этих Актов был произведен расчет объема потребленной электрической энергии.
При расчёте задолженности истцом учтены частичные оплаты, произведенные бытовыми абонентами.
Общая сумма задолженности (согласно расчёту) составила 83 745,03 руб.
14.09.2017 г. истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием об оплате задолженности.
Спорные отношения регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации "Энергоснабжение".
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Статьёй 544 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно статьям 155 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации абонентами, приобретающими электрическую энергию в целях предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (собственники, наниматели), являются управляющие организации многоквартирными домами (за исключением непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений), товарищества собственников жилья, жилищный кооператив или специализированный потребительский кооператив.
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354) "исполнитель" это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Нормами части 4 статьи 155, части 1 статьи 161, пункта 3 части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую организацию возложена обязанность по сбору платежей от населения за коммунальные услуги, а также по обеспечению населения коммунальными услугами.
Управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу закона являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды, а, следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации.
В пункте 13 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Подпунктом "г" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю исполнителем, отнесены услуги электроснабжения, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
На основании пункта 14 данных Правил управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 и 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Правил N 354 и нормами, содержащимися в Правилах, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), исполнитель коммунальной услуги обязан заключить с ресурсоснабжающими организациями договоры на поставку коммунальных ресурсов, в частности, на поставку электроэнергии с целью содержания общего имущества МКД.
Согласно выводам суда первой инстанции, Ответчиком не оспаривается, что многоквартирный дом, в который истцом поставлялась электрическая энергия, находится в управлении ответчика как исполнителя коммунальных услуг.
В спорный период договор энергоснабжения между истцом и ответчиком в письменной форме не заключен, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Собственники помещений в МКД произвели оплату потреблённой в их помещениях электрической энергии напрямую ресурсоснабжающей организации.
Доводы ответчика о том, что при отсутствии заключенного между сторонами договора энергоснабжения ответчик не может признаваться исполнителем коммунальной услуги и, как следствие, не вправе осуществлять начисление собственникам платы за электроснабжение на ОДН и не обязан производить её ресурсоснабжающей организации, судом первой инстанции отклонены на основании следующего.
Как следует из вышеприведённых положений действующего законодательства, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, должно обеспечиваться одним из способов управления таким домом.
В случае, если жилой дом с энергопринимающими устройствами, присоединенными к сетям истца, находился в спорный период в управлении ответчика, следовательно, последний в силу закона признается абонентом по отношению к снабжающей организации.
Таким образом, суд первой инстанции пришёл к выводу, что ответчик является исполнителем коммунальных услуг в силу закона.
С учётом изложенного, суд первой инстанции счёл требования истца подлежащими удовлетворению в полном объёме.
Однако, обстоятельства размещения прибора учёта внутри инфраструктуры истца или принятие сетевой инфраструктуры за пределами границ многоквартирных жилых домов в общедомовое имущество на основании решения собрания собственников не проверено судом первой инстанции, и правомерность применения показаний такого прибора учёта при расчёте объёма потребления и стоимости электроэнергии судом не мотивирована.
Определение точки поставки дано в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения).
В соответствии с пунктом 2 Основных положений "точка поставки на розничном рынке" - это место исполнения обязательств по договорам энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, используемое для определения объёма взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам, расположенное, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств потребителя, объектов по производству электрической энергии (мощности) производителя электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, определенной в документах о технологическом присоединении, а до составления в установленном порядке документов о технологическом присоединении - в точке присоединения энергопринимающего устройства потребителя (объекта электроэнергетики) к объектам электросетевого хозяйства смежного субъекта электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.07.2006 N 491, внешней границей сетей электроснабжения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учёта соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Указанная норма является императивной в отношении определения внешней границы сетей электроснабжения, однако граница эксплуатационной ответственности при наличии общедомового прибора учета может быть изменена по решению собственников жилых помещений.
Прибор учёта, на показаниях которых строится расчёт истца, не являются общедомовыми в понимании границ дома.
Доказательств принятия собственниками такого решения, при том, что обратное влечёт непригодность приборов учёта к коммерческому учёту электроэнергии материалы дела не содержат, а ответчик указанное опровергает.
Пункт 144 Основных положений N 442 допускает при отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка установку прибора учета в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности, в котором имеется техническая возможность его установки. Таким образом, использование приборов учета электрической энергии, установленных за пределами многоквартирных жилых домов, в качестве общедомовых возможно лишь при условии отсутствия технической возможности установки прибора на внешней границе стены многоквартирных домов либо при соблюдении сетевой организацией процедуры установки прибора учета, предусмотренной в пункте 150 Основных положений N 442.
Однако, доказательств отсутствия технической возможности установки прибора учёта на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) материалы дела не содержат.
Кроме того, абзацем 2 пункта 144 Основных положений предусмотрено, что в случае если прибор учёта, в том числе коллективный (общедомовой) прибор учёта в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учёта, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета.
При этом расчёт величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при её передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа.
Расположение прибора учёта за пределами внешней границы стены многоквартирного дома влечёт дополнительные потери в сетях, обязанность по компенсации которых не может произвольно быть возложена на собственников помещений многоквартирного дома, в то время как материалы дела не содержат сведений об учёте указанных норм законодательства в расчёте истца.
Жилищным кодексом Российской Федерации (статья 157), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг", принятым в соответствии со статьёй 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, были установлены способы определения объёма коммунального ресурса, поставленного в адрес объектов жилищного фонда, по показаниям приборов учёта либо нормативам потребления коммунальных услуг при отсутствии показаний приборов учёта.
Однако, материалы дела не содержат расчёта истца соответствующего действующему законодательству.
Явку в суд апелляционной инстанции истец не обеспечил, ни с какими ходатайствами к суду не обратился.
Таким образом, вопреки требованиям ст. 65 АПК РФ, истец свои требования не доказал.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт не является законным и обоснованным, в связи с чем, подлежит отмене, в иске следует отказать.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 11 октября 2018 года по делу N А06-2325/2018 отменить. В иске отказать.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Энергосервис" в пользу Товарищества собственников жилья "Пятерочка" 3000 руб. государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В. Б. Шалкин |
Судьи |
О. А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-2325/2018
Истец: ООО "Лукойл-Энергосервис"
Ответчик: ТСЖ "Пятерочка"
Третье лицо: ПАО "Астраханская энергосбытовая компания", ПАО "МРСК Юга" в лице филиала ПАО "МРСК Юга" - "Астраханьэнерго".
Хронология рассмотрения дела:
11.07.2019 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-47539/19
06.06.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2325/18
06.02.2019 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-15581/18
05.02.2019 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2325/18
11.10.2018 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2325/18
23.07.2018 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-2325/18