Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 июня 2019 г. N Ф01-2236/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
05 февраля 2019 г. |
Дело N А43-25067/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.01.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 05.02.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания" (ОГРН 1095260013793, ИНН 5260267654) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2018 по делу N А43-25067/2018,
принятое судьей Соколовой Л.В.
по заявлению акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания" о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 07.03.2018 N 515-15-65/2018.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании приказа заместителя руководителя Государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее - Инспекция) от 07.03.2018 N 515-15-65/2018 должностным лицом Инспекции в отношении акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания" (далее - Общество) проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки фактов, изложенных в обращениях жителей многоквартирных домов N 32 по ул. Комсомольская г. Богородска Нижегородской области и N 13 по ул. 3-микрорайон г. Богородска Нижегородской области о правомерности начисления платы за отопление.
По результатам проведенной проверки должностное лицо Инспекции пришло к выводу о неправомерности производимых Обществом, выступающим ресурсоснабжающей организацией, расчетов размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в вышеназванных многоквартирных домах без учета площади жилых помещений, собственники которых перешли на индивидуальную систему отопления.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 07.03.2018 N 515-15-65/2018.
Обществу 07.03.2018 выдано предписание N 515-15-65/2018 об устранении выявленных нарушений до 01.11.2018 (с учетом изменений, внесенных приказом от 22.10.2017 N151), которым Общество обязано произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению собственникам помещений в многоквартирных домах N 32 по ул. Комсомольская г. Богородска Нижегородской области и N 13 по ул. 3-микрорайон г. Богородска Нижегородской области, исходя из общей площади всех (без исключения) помещений в многоквартирных домах с 01.02.2017 до полного устранения нарушений.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его недействительным.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что предписание является неисполнимым, так как пункт 1 не содержит перечня жилых помещений, по которым нужно произвести перерасчет и его методику. По мнению Общества, в акте проверки какие-либо нарушения в части расчета платы за отопление не установлены.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда без изменения и рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная в том числе на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи (часть 3 статьи 20 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.
В соответствии с частью 4.2 статьи 20 ЖК РФ основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ, являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки.
В рассматриваемом случае внеплановая документарная проверка проводилась Инспекцией в связи с поступившими обращениями жителей многоквартирных домов N 32 по ул. Комсомольская г. Богородска Нижегородской области и N 13 по ул.3-микрорайон г.Богородска Нижегородской области о правомерности начисления платы за отопление.
В силу статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны:
1) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В соответствии с Положением о государственной жилищной инспекции Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 N 885 (далее - Положение N 885), Инспекция является органом исполнительной власти Нижегородской области, осуществляющим государственный жилищный надзор за соблюдением требований, установленных жилищным законодательством, в том числе обязательных требований к соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений (пункт 4.2.3 Положения N 885).
Таким образом, оспариваемое предписание выдано Инспекцией в пределах предоставленных ей законодательством полномочий.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
В силу пункта 2 Правил N 354 под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 354 исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 настоящих Правил.
В силу пункта 4 Правил N 354 потребителю может быть предоставлена в том числе коммунальная услуга отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.
В пункте 40 Правил N 354 определено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу отопления предусмотрен положениями пункта 42 (1) Правил N 354.
Согласно пункту 42(1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Расчет по указанным формулам предусматривает совокупную оплату услуги по теплоснабжению за расчетный период без разделения на индивидуальное потребление и общедомовые нужды, в связи с чем в целях правильного определения объема ресурса, приходящегося на каждого потребителя, и соблюдения баланса интересов потребителей определение размера платы рассчитывается исходя из данных общедомовых приборов учета с пропорциональным отнесением приходящегося объема услуги по теплоснабжению в совокупной массе на единицу площади.
Из правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.05.2017 N 301-КГ17-6395, следует, что плата взимается только за потребленную тепловую энергию и не может взиматься за не потребленную независимо от оснований, по которым эта энергия не получена.
Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрена возможность перехода на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
Однако, в любом случае наличие автономного отопления в отдельных квартирах не освобождает собственников указанных квартир от расходов на содержание общего имущества, в том числе на коммунальные услуги, приходящиеся на общедомовые нужды. Отказ собственника от индивидуального (внутриквартирного) потребления коммунальной услуги по отоплению не прекращает потребление таким собственником услуги теплоснабжения на общедомовые нужды и, как следствие, не освобождает последнего от оплаты такой услуги.
Как следует из пояснений Общества, до 01.02.2017 между Обществом и некоммерческим партнерством "Богородские коммунальные энергетические системы" действовал агентский договор на отпуск коммунального ресурса от 01.01.2012 N 76/12, согласно которому исполнителем коммунальных услуг для собственников помещений в многоквартирных домах города Богородска являлось некоммерческое партнерство "Богородские коммунальные энергетические системы". С 01.02.2017 Общество перешло на прямые расчеты с населением (изменения относительно даты начала проведения перерасчета внесены Инспекцией в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции).
Кроме того, в период с 01.11.2017 по 01.06.2018 Общество не являлось исполнителем коммунальных услуг в отношении многоквартирного жилого дома N 32 по ул. Комсомольской города Богородска в виду наличия договора от 10.11.2017 N 107 с обществом с ограниченной ответственностью "ВодЖилСервис", которое выступало исполнителем коммунальных услуг применительно к вышеназванному дому.
В ходе проверки статус Общества как исполнителя коммунальных услуг в отношении многоквартирных домов N 32 по ул. Комсомольская г. Богородска Нижегородской области и N 13 по ул.3-микрорайон г.Богородска Нижегородской области Инспекцией не выяснялся.
Соответствующие пояснения и документы Инспекцией не затребовались у Общества (пункт 13 приказа Инспекции от 07.03.2018 N 515-15-65/2018).
Из имеющейся в материалах дела переписки Общества с Богородским РРЦ ООО "Центр-СБК" (от 05.03.2018 N 2018-48, N 2018-52) не усматривается, в отношении каких многоквартирных жилых домов и конкретных жилых помещений с индивидуальными источниками отопления, за какой период Общество просило снять начисления по услуге центральное отопление (л.д.55-56). Напротив, из перечисленных писем следует, что расчет платы Обществом не производился.
В ходе проверки Инспекцией не исследовался порядок проведения расчета платы за услуги отопления в отношении спорных домов, кем производилось начисление платы в отношении спорных домов в конкретные периоды, не установлено, какие квартиры отключены от центральной системы теплоснабжения, не исследовался вопрос о включении в расчет платы за отопление мест общего пользования.
В акте проверки соответствующие обстоятельства не отражены.
Обязанность доказывания обстоятельств соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие ненормативного правового акта возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства Российской Федерации, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.
Предписание надзорного органа предполагает указание на нарушенную норму закона, четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
В данном случае нарушение должным образом Инспекцией не установлено, а изложенное в предписании требование произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению в отсутствие конкретного перечня помещений, по которым необходимо совершить перерасчет, не отвечает критерию исполнимости.
Основываясь на изложенном, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что предписание Инспекции от 07.03.2018 N 515-15-65/2018 не соответствует действующему законодательству и нарушает права Общества и возлагает на него незаконную обязанность, в связи с чем подлежит признанию недействительным.
Следовательно, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат взысканию с Инспекции в пользу Общества.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.10.2018 по делу N А43-25067/2018 отменить.
Предписание Государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 07.03.2018 N 515-15-65/2018 признать недействительным.
Взыскать с Государственной жилищной инспекции Нижегородской области в пользу акционерного общества "Нижегородская областная коммунальная компания" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-25067/2018
Истец: АО "Нижегородская областная коммунальная компания", АО "НОКК"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Нижегородской области в лице Дзержинского отдела, Дзержинский отдел ГЖИ Нижегородской области