г. Пермь |
|
07 февраля 2019 г. |
Дело N А71-12277/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И. В.
судей Васевой Е.Е., Васильевой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кривощековой С.В.,
при участии:
от заявителя акционерного коммерческого банка "Ижкомбанк" (ОГРН 1021800000090, ИНН 1835047032) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041804000105, ИНН 1834030163) - Амеличкина О.В. удостоверение, по доверенности от 09.01.2019 N 2;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 ноября 2018 года
по делу N А71-12277/2018, принятое судьей О.В. Иютиной
по заявлению акционерного коммерческого банка "Ижкомбанк" (ОГРН 1021800000090, ИНН 1835047032)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (ОГРН 1041804000105, ИНН 1834030163)
о признании незаконным решения
установил:
Акционерный коммерческий банк "Ижкомбанк" (публичное акционерное общество) (далее - Банк, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике (далее - Инспекция, налоговый орган) от 14.05.2018 N 09-05/93 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом РФ (за исключением налогового правонарушения, дело, о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса РФ).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование жалобы налоговый орган настаивает на том, что при принятии решения о привлечении к ответственности действовал в соответствии с Кодексом и Регламентом, объективная сторона совершения правонарушения описана, вина исследована, что не было учтено при принятии решения судом первой инстанции.
Заявителем представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
От заявителя поступило ходатайство о приобщении к материалам дела решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике об отказе в привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение N 110 от 11.01.2019 г.
Ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 159 АПК РФ, документы, представленные в обоснование возражений апелляционной жалобы, приобщены к делу на основании второго абзаца части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании п. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе мероприятий налогового контроля инспекцией в адрес АКБ "Ижкомбанк" (ПАО) направлен запрос от 12.02.2018 N 10704 о представлении выписки по операциям на счетах ООО "КОМЭКС" (ИНН 1831097138; КПП 184001001) за период с 01.10.2017 по 30.09.2017.
Указанный запрос получен АКБ "Ижкомбанк" (ПАО) 13.02.2018, что подтверждается файлом о получении электронного документа.
Ответ на запрос налогового органа был сформирован и направлен Банком 13.02.2018 в 12ч.02 мин. в виде двух файлов в составе архивного файла AFN_9401871_MIFNS00_20180213_00001.arj.
16.02.2018 в связи с неполучением квитанции с информацией о результатах проверки сообщений в 3-дневный срок с момента направления ответа, получение которой предусмотрено Положением Банка России N 440-11, Банк повторно направил в налоговый орган ответ на запрос в составе архивного файла AFN_9401871_MIFNS00_20180213_00003.arj.
20.02.2018 Банком была получена квитанция об ошибке приема повторно отправленных файлов с формулировкой "Дата (20180213) не соответствует дате в имени архива (20180216).".
21.02.2018 в 9ч.32 мин. ответ на запрос был переформирован Банком и направлен в налоговый орган в составе архивного файла AFN 9401871 MIFNS00 20180221 0000l.arj, который был успешно принят Межрайонной ИФНС N 8 по УР.
По факту представления Банком запрошенных сведений за пределами установленного трехдневного срока, должностным лицом Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике был составлен акт от 19.03.2018 N 09-05/150 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ)
04.05.2018 налоговым органом вынесено решение N 09-05/93 о привлечении АКБ "Ижкомбанк" (ПАО) к ответственности за налоговое правонарушение в виде штрафа в размере 2500 руб. в связи с несвоевременным представлением запрашиваемой налоговым органом информации.
Решением Управления ФНС России по УР от 12.07.2018 N 06- 07/14155@ жалоба АКБ "Ижкомбанк" (ПАО) на оспариваемое решение Межрайонной ИФНС России N 8 по Удмуртской Республике оставлена без удовлетворения.
Несогласие заявителя с решением налогового органа послужило основанием для обращения последнего в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что налоговым органом надлежащим образом не установлен и не доказан состав вменяемого правонарушения, что свидетельствует о неправомерности привлечения Банка к налоговой ответственности. Оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку незаконно возлагает на него обязанность по уплате штрафа.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 82 НК РФ установлено, что налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом. Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа в случаях, предусмотренных указанным пунктом.
Согласно пункту 3 статьи 86 Налогового кодекса Российской Федерации запросы в банк направляются налоговыми органами в электронной форме. Форма (форматы) и порядок направления налоговым органом запроса в банк устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма и порядок представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Форматы представления банками в электронной форме информации по запросам налоговых органов утверждаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок обмена электронными документами в настоящее время осуществляется с учетом:
- Положения о порядке направления в банк отдельных документов налоговых органов, а также направления банком в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденным Банком России от 06.11.2014 N 440-П (далее по тексту - Положение N 440-П);
- Приказа ФНС России от 25.07.2012 N ММВ-7-2/520@ "Об утверждении Порядка представления в банки (операторам по переводу денежных средств) документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и представления банками (операторами по переводу денежных средств) информации по запросам налоговых органов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи";
- принятым в целях реализации приведенных Положения N 440-П и Приказа N ММВ-7-2/520@ Регламентом взаимодействия участников информационного обмена при направлении в банк (филиал банка), подразделение Банка России отдельных документов налоговых органов, а также направления банком (филиалом банка), подразделением Банка России в налоговый орган отдельных документов банка в электронной форме в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (Версия от 25.08.2016), утвержден Банком России (далее по тексту - Регламент).
Регламент взаимодействия (версия от 25.08.2016) определяет, в том числе, следующие процедуры (пункт 1.1. регламента):
- направления в банк (филиал банка), подразделение Банка России запросов налоговых органов о наличии счетов (специальных банковских счетов, вкладов, депозитов), об остатках денежных средств на счетах (специальных банковских счетах, вкладах, депозитах), о представлении выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах, по вкладам, депозитам), об остатках электронных денежных средств, о переводах электронных денежных средств (далее - запрос налогового органа);
- направления банком, подразделением Банка России в налоговый орган выписок по операциям на счетах (специальных банковских счетах, по вкладам, депозитам) (далее - выписка).
Под участниками информационного обмена в рамках настоящего Регламента понимаются: банк (филиал банка), Уполномоченное подразделение Банка России, Уполномоченная организация ФНС России, Подразделение Банка России и Подразделение информатизации ТУ Банка России (пункт 1.2 Регламента взаимодействия).
Раздел 4 Регламента взаимодействия определяет порядок направления в налоговый орган Электронного документа, сформированного банком (филиалом банка), подразделением Банка России.
Банк (филиал банка), подразделение Банка России после исполнения Электронного документа налогового органа формирует при необходимости соответствующий Электронный документ (ответ) банка (филиала банка), подразделения Банка России. Банк (филиал банка) преобразовывает сформированный Электронный документ банка (филиала банка) в Зашифрованный файл, который включает в состав Архивного файла и направляет в подразделение информатизации ТУ Банка России для последующей передачи через уполномоченное подразделение Банка России, УО ФНС России в налоговый орган (пункт 4.1. регламента).
Согласно пункту 4.2 Регламента взаимодействия подразделение информатизации ТУ Банка России выполняет проверку Архивных файлов, содержащих Электронные документы банка (филиала банка): КА, структуры наименования, кода банка (филиала банка), а также соответствие даты в имени Архивного файла текущей. После завершения проверки направляет в банк (филиал банка) извещение с информацией о положительных либо отрицательных результатах проверки, снабженное КА на ключе ТУ Банка России.
На основании Электронных документов подразделений Банка России выполняет формирование Зашифрованных файлов. Из Зашифрованных файлов и поступивших от подразделений Банка России Служебных сообщений, а также из Служебных сообщений, сформированных в подразделении информатизации ТУ Банка России, формирует Архивный файл ТУ Банка России.
Из поступивших от банков (филиалов банков) архивных файлов и сформированных Архивных файлов ТУ Банка России подразделение информатизации ТУ Банка России формирует Сводный архивный файл.
Архивные файлы банков (филиалов банков), поступившие после окончания периода времени приема сообщений, определенного графиком обмена сообщениями, установленным Положением N 440-П, по которым подразделением информатизации ТУ Банка России сформировано извещение о положительных результатах проверки, помещаются в Сводный архивный файл, формируемый подразделением информатизации ТУ Банка России на следующий день, в первую очередь.
Датой направления Электронного документа банка (филиала банка), подразделения Банка России в налоговый орган считается дата, указанная в имени файла Электронного документа, если УО ФНС России банку (филиалу банка), подразделению Банка России направлена квитанция с информацией о положительных результатах проверки формата сообщения.
В соответствии с пунктом 4.4 Регламента взаимодействия УО ФНС России выполняет в отношении полученных Сводных архивных файлов действия, предусмотренные пунктом 3.15 данного Регламента.
После извлечения Зашифрованного файла УО ФНС России осуществляет его расшифрование, проверку структуры и уникальности наименования, формата Электронного документа банка (филиала банка), подразделения Банка России, соответствия даты направления в имени Архивного файла дате в Электронном документе, после чего формирует квитанцию, снабженную КА на ключе УО ФНС России с информацией о положительных либо отрицательных результатах проверки для последующей передачи через Уполномоченное подразделение Банка России, подразделение информатизации ТУ Банка России, в банк (филиал банка), подразделение Банка России.
Квитанция включается в состав Архивного файла, Архивный файл включается в состав Сводного архивного файла УО ФНС России, после чего Сводный архивный файл направляется в Уполномоченное подразделение Банка России в порядке, предусмотренном пунктом 3 Регламента.
При положительных результатах проверки УО ФНС России пересылает Электронный документ банка (филиала банка), подразделения Банка России в налоговый орган.
Таким образом, исходя из положений Регламента, Электронный документ банка поступает в налоговый орган только при положительных результатах проверки формата сообщения, которые отражаются в квитанции УО ФНС России.
Датой направления документа будет считаться дата, указанная в имени файла, если по нему направлена квитанция с положительными результатами проверки формата сообщения.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в адрес АКБ "Ижкомбанк" (ПАО) направлен запрос от 12.02.2018 N 10704, который был получен Банком 13.02.2018, что не оспаривается заявителем. Следовательно, срок для направления Банком ответа на запрос Инспекции истекал 16.02.2018.
13.02.2018 в 12.02 ответ на вышеуказанный запрос налогового органа был сформирован и направлен Банком в виде двух файлов в составе архивного файла AFN_9401871_MIFNS00_20180213_00001.arj в надлежащей форме, о чем свидетельствовала квитанция черного цвета, в то время как при наличии ошибок в отправке отрицательная квитанция отражается красным цветом.
Доставка не была осуществлена ввиду технического сбоя в системе Банка России, имевшего место 13.02.2018.
Указанные обстоятельства подтверждены письмом Отделения Национального Банке по Удмуртской Республике от 24.05.2018 (л.д. 17).
16.02.2018, то есть в пределах установленного п. 2 ст. 86 НК РФ трех дневного срока, Банк повторно направил в налоговый орган ответ на запрос в составе архивного файла AFN_9401871_MIFNS00_20180213_00003.arj, однако, квитанция об ошибке приема повторно отправленных файлов с формулировкой "Дата (20180213) не соответствует дате в имени архива (20180216)" была получена Банком лишь 20.02.2018, то есть уже за пределами установленного законом срока для направления ответа.
Таким образом, отсутствие в квитанции, полученной от ТУ Банка России 16.02.2018 г., информации о некорректности сообщения лишило Банк возможности своевременного принятия мер по устранению данной причины и направления исправленного сообщения в подразделение информатизации Банка России повторно согласно абз. 2 п. 3.11. Положения N 440-П.
Во исполнение п. 3.11 Положения 21.02.2018 ответ на запрос был переформирован Банком и направлен в налоговый орган в составе архивного файла AFN_9401871_MIFNS00_20180221_00001.arj, который был успешно принят Межрайонной ИФНС N 8 по УР.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что криптографически обработанный файл, содержащий запрашиваемую Инспекцией выписку по счетам, был в установленном порядке своевременно направлен заявителем 16.02.2018.
При этом, получение 20.02.2018, то есть за пределами трехдневного срока представления сведений, квитанции с отрицательными результатами проверки в связи с наличием ошибки в наименовании файла, свидетельствует об отсутствии у Банка объективной возможности направить в налоговый орган исправленные сведения в установленный срок. При том, что действующим законодательством не предусмотрены сроки устранения выявленных ошибок. Между тем заявитель действовал добросовестно, направив исправленные сведения.
Вывод суда первой инстанции о недоказанности вины банковской кредитной организации в совершении рассматриваемого правонарушения является правильным.
В соответствии со статьей 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица (пункт 6 статьи 108 Кодекса).
Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения являются обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 109 НК РФ).
С учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 Постановления от 14.07.2003 N 12-П, при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов виновности и противоправности деяния; формальный подход к наложению штрафа недопустим.
Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей, включая налоговые органы.
Привлечение к ответственности возможно только при наличии вины правонарушителя во вменяемом ему нарушении. Наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения является одним из принципов юридической ответственности, а конституционные положения о презумпции невиновности и бремени доказывания, которое возлагается на органы государства и их должностных лиц, выражают общие принципы права при применении государственного принуждения карательного (штрафного) характера в сфере публичной ответственности в уголовном и в административном праве.
Как верно установлено судом, заявитель действовал добросовестно, на следующий день после получения запроса отправил в налоговый орган ответ, несмотря на отсутствие в программном комплексе соответствующего указания на наличие ошибок в отправке файла, в пределах установленного трехдневного срока проверил и, обнаружив ошибку, повторно направил запрашиваемые сведения, а так же на следующий день после получения сведений о неверном имени файла, несоответствии имени файла шаблону, вновь направил в инспекцию исправленные сведения.
Налоговым органом в оспариваемом решении не указано, какие действия совершены заявителем противоправно, какая форма вины установлена в ходе проведения проверки. При вынесении решения вопрос наличия объективной возможности для соблюдения требований действующего законодательства, а равно вопрос о принятии заявителем всех зависящих от него мер по исполнению требований законодательства и недопущению правонарушения, не исследовался.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд пришел к верному выводу, что налоговым органом надлежаще не установлен и не доказан состав вменяемого правонарушения, что свидетельствует о неправомерности привлечения заявителя к налоговой ответственности.
Суд апелляционной инстанции находит, что выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными ст. 71 АПК РФ.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 06 ноября 2018 года по делу N А71-12277/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В.Борзенкова |
Судьи |
Е.Е.Васева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12277/2018
Истец: ПАО Акционерный коммерческий банк "Ижкомбанк"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Удмуртской Республике