Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 7 июня 2019 г. N Ф08-4114/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
08 февраля 2019 г. |
Дело N А63-15286/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хатаян Ю.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01 ноября 2018 года по делу N А63-15286/2018 (судья Быкодорова Л.В.),
по заявлению комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, г. Ставрополь,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, г. Ставрополь,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - НП "Союз автоперевозчиков Ставропольского края", г. Ставрополь,
о признании недействительными решения от 28.06.2018 N 7 и предписания N 6,
при участии в судебном заседании:
от комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя - Романенко В.Н. по доверенности от 09.01.19 N 05/1-06/05-6;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Лазебный А.Ю. по доверенности 09.01.19 N 03/1.
от НП "Союз автоперевозчиков Ставропольского края" - директор организации Негрибода А.И. лично по паспорту;
УСТАНОВИЛ:
комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, г. Ставрополь (далее-заявитель, комитет) обратился с заявлением в суд к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю г. Ставрополь (далее - заинтересованное лицо, управление, антимонопольный орган о признании недействительными решения от 28.06.2018 N 7 и предписания N 6.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 01 ноября 2018 года заявленные требования комитета оставлены без удовлетворения.
Решение мотивировано тем, что материалами дела подтверждается факт нарушения комитетом требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Комитет безосновательно не провел обязательные закупочные процедуры.
Не согласившись с принятым решением, комитет обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о том, что у комитета отсутствуют правовые основания проводить закупочные процедуры на право осуществления пассажирских перевозок на территории города Ставрополя по маршрутам N 5-м, 10, 13, 14, 46.; карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 14, 46 выданы перевозчикам, которые входят в состав простого товарищества совместно со СМУТП.
До начала судебного заседания от управления поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, а апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель антимонопольного органа в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица решение суда оставить без изменения..
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01 ноября 2018 года по делу N А63-15286/2018 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
В антимонопольный орган поступила жалоба от НП "Союз Автоперевозчиков" Ставропольского края на действия комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя по вопросу выдачи карт маршрута регулярных перевозок перевозчику ООО "Автоальянс" на срок, превышающий сто восемьдесят дней, согласно Федеральному закону от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
В 2015 году в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 N 220 -ФЗ комитетом был проведен конкурс на права заключения договора транспортного обслуживания населения г. Ставрополя по маршрутам 1а,5а,7а,14,16а,18,21,23,24,25,26,28,29,30,34,46 по итогам которого, победителем признано Ставропольское муниципальное троллейбусное предприятие (далее - СМУТП).
В ходе проведение анализа вышеуказанных материалов, а также по итогам проведенного антимонопольного расследования было установлено, что СМУТП направило в адрес комитета письмо N 627 от 09.06.2017, согласно которого, СМУТП 01.06.2017 прекратило обслуживание всех городских и дачных автобусных маршрутов (1, 5, 5-м,7,10,13,14,16,18,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,34,46).
Конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по вышеуказанным маршрутам проведен не был, в связи с чем, 11.12.2017 антимонопольный орган в адрес комитета направил предупреждение о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а именно, конкурсы на заключение муниципальных контрактов на выполнением работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам по маршрутам 1, 5, 5-м,7,10,13,14,16,18,20,21,22,23,24,25,26,27,28,29,30,34,46 в порядке и сроки, определённые статьями 48-55 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (т.3 л.д. 70-71).
Данное предупреждение исполнено частично. Закупочные процедуры на права осуществления пассажирских перевозок по маршрутам N 5-м, 10, 13, 14, 46 не проведены.
13.02.2018 антимонопольный орган вынес определение о возбуждении дела N 7 о нарушении антимонопольного законодательства (т.3 л.д. 23-25).
28.06.2018 антимонопольным органом вынесено решение N 7 (т.2 л.д. 126-136).
В соответствии с настоящим решением комитет признан нарушившим требования ч.1 ст. 15 ФЗ от 26.07.2006 N 135 "О защите Конкуренции".
28.06.2018 комитету выдано предписание N 6 в течение 18 дней с момента получения предписания прекратить нарушения ч.1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N N 135 "О защите Конкуренции" (т.2 л.д. 138).
Комитет, не согласившись с решением антимонопольного органа N 7 от 28.06.2018 N 7 и предписания N 6 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.0
Частью 6 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ) предусмотрено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней. В течение указанного срока органом местного самоуправления должен быть проведен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок.
Комитет в течение 180 дней, а именно с 01.06.2017 по 27.11.2017, обязан был подготовить и провести конкурс на осуществление пассажирских перевозок на территории города Ставрополя по маршруту N 5-м.
Согласно имеющимся в деле материалам комитет располагал информацией о том, что с 01.06.2017 СМУТП прекратило обслуживание данного маршрута, однако им не предпринимались меры по выдаче временных карт маршрутов пассажирских перевозок со сроком 180 дней с целью проведения нового конкурса, что предусмотрено частью 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ.
По маршруту N 13 установлено, что между администрацией города Ставрополя и ООО "Ставропольская пассажирская транспортная компания" был заключен срочный договор N78/494/11-рз от 21.09.2011 транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах, в том числе на маршруте N13А; договор действует до подведения итогов нового конкурса.
В декабре 2015 года в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ комитетом был проведен конкурс на право заключения договора транспортного обслуживания населения г. Ставрополя по маршруту N13А. По итогам проведенного конкурса по лоту N13 был определен победитель СМУТП.
Ввиду того, что состоялся конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту N 13, по данному конкурсу были подведены итоги, следовательно, срочный договор, заключенный с ООО "Ставропольская пассажирская транспортная компания", прекратил свое действие.
Таким образом, ООО "Ставропольская пассажирская транспортная компания" лишилось права осуществлять пассажирские перевозки по указанному маршруту и такое право возникло у СМУТП.
Протоколом N 4 внеочередного заседания конкурсной комиссии от 15.12.2015 итоги конкурса по маршруту N 13, а также процедура заключения договора по результатам конкурса были отменены, следовательно, законный перевозчик по данному маршруту не был определен.
Судом первой инстанции верно установлено, что ни у одного перевозчика не было права осуществлять пассажирские перевозки на территории города Ставрополя по маршруту N 13.
Частью 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ предусмотрено, что без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются один раз на срок, который не может превышать сто восемьдесят дней. В течение указанного срока органом местного самоуправления должен быть проведен конкурс на право осуществления пассажирских перевозок.
Комитет после отмены итогов конкурса (протокол N 4 от 15.12.2015 года) по 13 маршруту обязан был выдать временные карты маршрутов регулярных перевозок для обслуживания маршрута N 13А и в течение 180 дней с момента выдачи организовать заново проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в г. Ставрополе по маршруту N 13А.
Однако в нарушение вышеуказанных требований комитет, не проводя конкурс, выдал карты маршрутов регулярных перевозок ООО "СПТК" со сроком с 27 мая 2016 года по 26 мая 2021 года, ООО "Автоальянс" со сроком с 31 мая 2017 года по 26 мая 2021 года, СМУТП со сроком с 31 мая 2017 года по 26 мая 2021 года, не имея на это законных оснований.
Комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя предоставлено преимущественное право ООО "СПТК", ООО "Автоальянс", СМУТП на осуществление пассажирских перевозок населения города Ставрополя на городском автобусном маршруте N 13А без проведения торгов.
По маршруту N 10 установлено, что в 2014 году по результатам проведенного конкурса между комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя и муниципальным унитарным автотранспортным предприятием города Ставрополя был заключен договор N 04/136/14-рз от 26.03.2014 транспортного обслуживания населения города Ставрополя на городском автобусном маршруте N 10.
Постановлением администрации города Ставрополя N 1403 от 23.04.2014 года Ставропольское муниципальное унитарное троллейбусное предприятие реорганизовано путем присоединения к нему муниципального унитарного автотранспортного предприятия города Ставрополя (победителя конкурса на транспортное обслуживание населения города Ставрополя по маршруту N 10).
Следовательно, в результате универсального правопреемства СМУТП получило право оказывать услуги по перевозке населения города Ставрополя по городскому автобусному маршруту N 10.
Согласно данным журнала выдачи карт маршрутов регулярных перевозок населения города Ставрополя, карты маршрутов по маршруту N 10 были выданы СМУТП.
СМУТП направило в адрес комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя письмо исх. N 627 от 09.06.2017 года, согласно которому, СМУТП прекратило обслуживание автобусного маршрута N10.
Ввиду того, что СМУТП отказалось от осуществления пассажирских перевозок на территории города Ставрополя по маршруту N 10, комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя в соответствии с частью 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ обязан был выдать временные карты маршрутов регулярных перевозок для обслуживания маршрута N10 и в течении 180 дней с момента выдачи организовать заново проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в г. Ставрополе по маршруту N10. Однако этого сделано не было.
Относительно маршрутов N 14, 46 установлено следующее.
В октябре и ноябре 2015 года в соответствии с требованиями Закона N 220-ФЗ комитетом городского хозяйства администрации г. Ставрополя был проведен конкурс на право заключения договора транспортного обслуживания населения г. Ставрополя по маршрутам 14, 46, по итогам которого победителем признано СМУТП.
По итогам проведенного конкурса между комитетом городского хозяйства администрации города Ставрополя и СМУТП заключены договоры транспортного обслуживания населения города Ставрополя: по маршруту N 14 договор транспортного обслуживания населения города Ставрополя N 419/15-рз от 17.11.2015 года; по маршруту N 46 договор транспортного обслуживания населения города Ставрополя N 454/15-рз от 09.12.2015 года.
По результатам проведенного конкурса по маршрутам 14, 46 был выбран перевозчик Ставропольское муниципальное унитарное троллейбусное предприятие.
В дальнейшем СМУТП направило в адрес комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя письмо исх. N 627 от 09.06.2017 года, в котором указало, что оно прекратило обслуживание автобусных маршрутов N 14, 46.
На основании частьи 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ комитет обязан был выдать временные карты маршрутов регулярных перевозок для обслуживания маршрутов N14,46 и в течение 180 дней с момента выдачи организовать проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок в г. Ставрополе по маршрутам N14,46.
В нарушение вышеуказанных требований, комитет 31 мая 2017 года выдал карты ООО "Автоальянс" по маршруту N 14 со сроком действия до 31 января 2022 года, по маршруту N 46 до 08 декабря 2020 года, не имея на это законных оснований, вследствие чего комитетом предоставлено преимущественное право ООО "Автоальянс" на осуществление пассажирских перевозок населения города Ставрополя на городских автобусных маршрутах N 14, 46 без проведения торгов.
Карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 14, 46 также были выданы заявителем перевозчикам, которые входят в состав простого товарищества совместно со СМУТП.
Комитетом не предпринимались меры по выдаче временных карт маршрутов пассажирских перевозок со сроком 180 дней с целью проведения нового конкурса, что предусмотрено частью 6 статьи 19 Закона N 220-ФЗ; при отсутствии законных оснований предоставил преимущественное право на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам N 5 м, 10, 13, 14, 46 третьим лицам без проведения торгов.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что материалами дела подтверждается факт нарушения комитетом требований части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в непроведении закупочных процедур на право осуществления пассажирских перевозок на территории города Ставрополя по маршрутам N5м, 10, 13, 14, 46.
Довод апелляционной жалобы о том, что у комитета отсутствуют правовые основания проводить закупочные процедуры на право осуществления пассажирских перевозок на территории города Ставрополя по маршрутам N 5-м, 10, 13, 14, 46 - отклоняется.
Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя располагал информацией о том, что с 01.06.2017 года СМУТП прекратило обслуживание данного маршрута.Поскольку состоялся конкурс на право осуществления пассажирских перевозок по маршруту N 13, по данному конкурсу были подведены итоги, следовательно, срочный договор, заключенный с ООО "Ставропольская пассажирская транспортная компания" прекратил свое действие. ООО "Ставропольская пассажирская транспортная компания" лишилось права осуществлять пассажирские перевозки по указанному маршруту, и такое право возникло у СМУТП.
Поскольку протоколом N 4 внеочередного заседания конкурсной комиссии от 15.12.2015, итоги конкурса по маршруту N 13 были отменены, а также процедура заключения договора по результатам конкурса была отменена, следовательно, законный перевозчик по данному маршруту не был определен. В данном случае, ни у одного перевозчика не было права осуществлять пассажирские перевозки на территории города Ставрополя по маршруту N 13. Итоги конкурса по маршруту N 13 были подведены 15.12.2015, согласно которых перевозчик не был определен.
Таким образом, комитет обязан был выдать перевозчику временные карты маршрута, а затем принять меры по проведению конкурса на осуществление пассажирских перевозок по 13 маршруту, но с декабря 2015 года по настоящее время комитетом не предпринимались меры по выдаче временных карт маршрутов пассажирских перевозок со сроком 180 дней с целью проведения нового конкурса, что предусмотрено частью 6 статьи 19 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ.
Довод апелляционной жалобы о том, что карты маршрутов регулярных перевозок по маршрутам N 14, 46 выданы перевозчикам, которые входят в состав простого товарищества совместно со СМУТП - отклоняется. Как пояснил представитель третьего лица СМУТП подавал заявку от своего имени, как юридического лица; оснований не проведения конкурсных процедур не имелось.
Действия комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя по факту непроведения конкурсных процедур по отбору перевозчика на территории г. Ставрополя приводят к созданию преимущественных условий хозяйствующему субъекту, определенному без проведения конкурентных процедур.
В тех случаях, когда требуется проведение публичных процедур, подразумевающих состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017).
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Ставропольского края от 01 ноября 2018 года по делу N А63-15286/2018.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 01 ноября 2018 года по делу N А63-15286/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-15286/2018
Истец: КОМИТЕТ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: "Союз Автоперевозчиков" Ставропольского края, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ