г. Красноярск |
|
08 февраля 2019 г. |
Дело N А33-20248/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "08" февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Белан Н.Н., Споткай Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу АО "Канская ТЭЦ" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "15" ноября 2018 года по делу N А33-20248/2018, принятое судьёй Шевцовой Т.В.
установил:
акционерное общество "Канская ТЭЦ" (ИНН 2460237891, ОГРН 1122468025680) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к товариществу собственников жилья "Заря" (ИНН 2450013081, ОГРН 1022401359738) о взыскании 1 080 284 рублей 31 копейки задолженности за потребленную тепловую энергию за период март - май 2018 года.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.11.2018 иск удовлетворен частично. С ответчика в пользу истца взыскано 1 070 200 рублей 55 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию за период с марта по май 2018 года и 29 823 рублей судебных расходов по оплате госпошлины.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит отменить обжалуемое решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, в обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылается на то, что в части отказанной ко взысканию суммы в размере 10 093 рублей 76 копеек судом указано, что истцом неправомерно не применён норматив при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Истец считает необоснованным вывод суда о неправомерности не применения норматива на подогрев при 2-х трубной системе, установленного Постановлением Правительства Красноярского края от 17.05.2017 N 276-п. По мнению истца, приведенная судом практика не учитывает наличие дифференциации открытой системы горячего водоснабжения по количеству тепловых вводов на 4-х трубную и 2-х трубную, в связи, с чем определение Верховного Суда Российской Федерации не может применяться в данном случае; законодательство о теплоснабжении предусматривает оплату фактически поставленного объема тепловой энергии, приоритетным и наиболее достоверным способом определения этого объема является учетный, то есть по приборам учета.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.12.2018 апелляционная жалоба принята к производству, ее рассмотрение назначено на 07.02.2019.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 23.06.2016 N 220-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти" предусматривается возможность выполнения судебного акта в форме электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью. Такой судебный акт направляется лицам, участвующим в деле, и другим заинтересованным лицам посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его вынесения, если иное не установлено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Текст определения о принятии к производству апелляционной жалобы от 21.12.2018, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью, опубликован в Картотеке арбитражных дел (http://.kad.arbitr.ru/) 22.12.2018.
В силу части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом апелляционной инстанции установлено, что ко дню заседания от истца поступило ходатайство об отложении.
В обоснование указанного ходатайства истец указывает на то, что представитель истца не может явиться в данное судебное заседание, по причине низкой температуры воздуха.
Данное ходатайство рассмотрено судом апелляционной инстанции и отклонено на основании следующего.
В соответствии с частями 3, 4, 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными. Арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине, а также в случае, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Таким образом, при условии надлежащего извещения сторон отложение судебного заседания является правом суда, а не его обязанностью.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что истец, заявляя ходатайство об отложении судебного разбирательства, не привел ссылок на отсутствие в материалах дела доказательств или наличие каких-либо иных обстоятельств, препятствующих рассмотрению апелляционной жалобы в его отсутствие по имеющимся материалам дела.
При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отложения судебного разбирательства.
Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражения не поступили, суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность судебного акта в обжалуемой части.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Между ОАО "Канская ТЭЦ" (далее теплоснабжающая организация) и ТСЖ "Заря" (потребитель) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 12.09.2003 N 7109 (с учетом изменений и дополнений), в силу пункта 1.1 которого предметом последнего является подача теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии, а также оплата абонентом принятой энергии, режим ее потребления на условиях, определяемых настоящим договором, а также обеспечение потребителем условий безопасной эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей, исправности используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением теплоэнергии. Точка поставки тепловой энергии и химически очищенной воды потребителя, являющаяся местом исполнения обязательств по поставке тепловой энергии и теплоносителя, находящегося на границе балансовой принадлежности, определенной в акте разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (приложение N 2).
Согласно пункту 3.1.1 договора теплоснабжающая организация обязуется отпускать тепловую энергию и химически очищенную воду потребителю (с учетом его субабонентов) по объектам, указанным в приложении N 3 к договору, соответствующего качества в объемах, установленных в приложении N 1 к настоящему договору.
В пункте 3.2.11 договора указано, что теплоснабжающая организация имеет право привлекать для исполнения договора третьих лиц, в том числе путем заключения агентского договора. При привлечении третьего лица, для исполнения обязанностей ТСО (всех или части) по настоящему договору ТСО обязано уведомить об этом потребителя.
Пунктом 4.1.1 договора предусмотрено, что потребитель обязан оплачивать потребленную тепловую энергию на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и нормативные потери по теплотрассе, находящейся на его балансе, а также все другие платежи (включая химически очищенную воду, выявленные и актированные потери тешюэнергии с утечками, из-за нарушения тепловой изоляции и т.д.) в сроки, указанные в договоре. Не реже чем один раз в квартал проводить сверку по расчетам за тепловую энергию и химически очищенную воду путем подписания актов сверки платежей по форме, установленной теплоснабжающей организацией.
В разделе 5 договора стороны согласовали учет и контроль теплопотребления, сроки и способы представления показаний приборов учета.
Порядок расчетов за потребленные коммунальные ресурсы стороны согласовали в разделе 7 договора.
В соответствии с пунктом 9.1 договора, он заключается на срок по 31.12.2011, вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента заключения и считается ежегодно продленным, если за 30 дней до окончания срока действия договора от одной из сторон не последует заявления об отказе от продления договора на новый срок (прекращении действия договора), об изменении договора или о заключении нового договора. Прекращение действия договора не прекращает обязательств потребителя по оплате тепловой энергии и химически очищенной воды, полученным в период действия договора.
Сведения об узлах учета и приборах учета воды, перечень объектов, обслуживаемых абонентом, приведены в приложении N 3 к договору от 12.09.2003 N 7109.
Во исполнение условий договора АО "Канская ТЭЦ" в период с марта по май 2018 года оказало ТСЖ "Заря" услуги по отпуску тепловой энергии в объеме 1 481,945 Гкал и горячей воды в объеме 5 719,600 м3 на общую сумму 2 402 422 рублей 67 копеек, что подтверждается материалами дела: показаниями приборов учета, представленных ответчиком истцу, а также расчетами истца.
Расчет количества потребленной тепловой энергии по многоквартирным жилым домам, не оборудованным общедомовым прибором учета, производен истцом по нормативам потребления коммунальных услуг в соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", с учетом площадей и количества проживающих граждан. Нормативы потребления утверждены постановлением Правительства Красноярского края от 09.12.2014 N586-п.
Расчет количества потребленной ответчиком тепловой энергии по многоквартирным жилым домам, оборудованным общедомовыми приборами учета, производен истцом по показаниям приборов учета на объектах ответчика (показания приборов учета представлены в материалах дела).
При расчете истцом применены тарифы, утвержденные приказами РЭК Красноярского края от 16.12.2015 N 419-п, от 19.12.2017 N 518-п и 517-п.
Для оплаты оказанных в спорный период услуг истцом ответчику выставлены счета - фактура за спорный период.
Между истцом и ответчиком заключен агентский договор от 02.10.2012 N 20, в соответствии с которым истец по поручению ответчика осуществляет действия по приему денежных средств от потребителей ответчика и взысканию дебиторской задолженности за жилищно-коммунальные услуги (в части отопления и горячего водоснабжения) с собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся на обслуживании ответчика.
Пунктом 2.3.2 данного договора стороны установили обязанность истца ежедневно учитывать и направлять полученные от потребителей ответчика суммы оплат в счет оплаты по договору теплоснабжения к поставки горячей воды от 12.09.2003 N 7109.
Письмом от 04.04.2018 N исх.-10-1/30-29118 истец уведомил ответчика о поступлении денежных средств и о зачете их на декабрь 2017 год, январь 2018 года (отметка о вручении от 06.04.2018).
Письмом от 04.05.2018 N исх.- 2-3/34-39198 истец уведомил ответчика о поступлении денежных средств и о зачете их на январь 2018 года, февраль 2018 года (отметка о вручении от 07.05.2018).
Письмом от 05.06.2018 N исх.- 2-3/34-48490 истец уведомил ответчика о поступлении денежных средств и о зачете их на январь 2018 года, февраль 2018 года (отметка о вручении от 05.06.2018).
Письмом от 03.07.2018 N исх.- 2-3/34-56837 истец уведомил ответчика о поступлении денежных средств и о зачете их на февраль 2018 года, март 2018 год (отметка о вручении от 07.05.2018).
Согласно расчету истца с учетом частичной оплаты ответчика задолженность ответчика за период с марта по май 2018 года за потребленную тепловую энергию составила 2 062 880 рублей 35 копеек.
Письмом от 13.06.2018 N исх-2-3/34-50648/18-0-0-20 истцом в адрес ответчика направлена претензия с требованием оплатить задолженность за потреблённую в тепловую энергию. Получение претензии ответчиком 14.06.2018 подтверждается подписью ответчика на данном письме.
Истцом в судебном заседании 08.11.2018 уточнены исковые требования с учетом поступивших оплат, истец просит взыскать с ответчика 1 080 284 рублей 31 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию за период март - май 2018 года.
По определению арбитражного суда от 14.08.2018 истцом в материалы дела представлен расчет задолженности с учетом применения норматива на подогрев, согласно которому в период с марта по май 2018 года осуществлена поставка тепловой энергии в объеме 1 475,472 Гкал и горячей воды в объеме 5 719,600 м3 на общую сумму 2 392 338 рублей 91 копеек, с учетом произведенных оплат ответчика в размере 1 322 138 рублей 36 копеек, задолженность ответчика за потребленную тепловую энергию за период с марта по май 2018 года составляет 1 070 200 рублей 55 копеек.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, сторонами заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды от 14.05.2015 N 4758, который по своей правовой природе является договором энергоснабжения.
В силу части 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьёй 544 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В пункте 25 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124, указано, что при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путём перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2012 N 8714/12 в рамках дела N А58-1592/2011 изложена правовая позиция, в соответствии с которой параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса урегулировано элементарное правоотношение по энергоснабжению, в котором участвуют только два лица: продавец - энергоснабжающая (ресурсоснабжающая) организация и покупатель - абонент, приобретающий холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию и, следовательно, обязанный оплатить эту энергию ресурсоснабжающей организации. Жилищное законодательство в это элементарное правоотношение вводит дополнительного субъекта - исполнителя коммунальных услуг, который, с одной стороны, приобретает у ресурсоснабжающей организации перечисленные коммунальные ресурсы, а с другой стороны, оказывает проживающим в многоквартирных жилых домах гражданам коммунальные услуги - холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и отопление.
В соответствии со статьёй 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за коммунальные услуги (плата за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) было введено понятие исполнителя коммунальных услуг, как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. При этом исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
В силу пункта 42 (1) Правил N 354 оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учёта тепловой энергии.
Пунктом 38 Правил N 354 установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В постановлении Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 373-п "О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Красноярского края" указано, что до вступления в силу решения Правительства Красноярского края об изменении способа оплаты коммунальной услуги по отоплению в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг", размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", с учетом способа оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года), используемого при осуществлении расчетов с потребителями по состоянию на дату вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" в течение отопительного периода на территории муниципального образования Красноярского края город Канск.
Объем тепловой энергии, использованной на нужды горячего водоснабжения многоквартирных домов, подлежит учету только в целях определения стоимости горячей воды по компоненту "тепловая энергия". Для целей определения стоимости горячей воды в отношениях по её поставке в многоквартирные дома подлежит использованию положение пункта 13 Правил N 354, в соответствии с которым условия договоров ресурсоснабжения о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом Положений Правил N 354 и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Соответственно, расход тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определяется в целях определения такой стоимости, установленной в Правилах N 354, а именно - в соответствии с формулами 23 и 24 Правил N 354 - исходя из норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Таким образом, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Изложенная правовая позиция сформирована Верховным Судом Российской Федерации при рассмотрении аналогичных дел (определения Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601), содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017.
Согласно уточнённому расчёту истца с учетом оплат ответчика, за период март - май 2018 года истцом в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, поставлена тепловая энергия в количестве 1 481,945 Гкал и теплоноситель в объёме 5 719,600 м3 на общую сумму 1 080 284 рублей 31 копеек.
Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения установлен постановлением Правительства Красноярского края от 17.05.2017 N 276-п, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истцом неправомерно не применён норматив при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
По определению суда первой инстанции истцом в материалы дела 08.11.2018 представлен расчет задолженности с учетом применения норматива на подогрев, согласно которому в период с марта по май 2018 года осуществлена поставка тепловой энергии в объеме 1 475,472 Гкал и горячей воды в объеме 5 719,600 м3 на общую сумму 2 392 338 рублей 91 копейка, с учетом произведенных оплат ответчика в размере 1 322 138 рублей 36 копеек, задолженность ответчика за потребленную тепловую энергию за период с марта по май 2018 года составляет 1 070 200 рублей 55 копеек.
Указанный расчет повторно проверен судом апелляционной инстанции, признан арифметически верным.
С учетом изложенного, требования истца правомерно признаны судом первой инстанции подлежащими частичному удовлетворению в размере 1 070 200 рублей 55 копеек.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к тому, что при наличии общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов исключается возможность определения объема горячей воды расчетным путем.
Доводы истца в указанной части подлежат отклонению с учетом положений ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 38, 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в рассматриваемом случае необходимо использовать нормативы расхода тепловой энергии на подогрев воды при расчетах за горячую воду двухкомпонентного тарифа.
Данный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qin и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
С учетом изложенного, расчет объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, основанного на показаниях общедомовых приборов учета, фиксирующих количество тепловой энергии в горячей воде, поставляемой в многоквартирные дома в целях оказания услуги по горячему водоснабжению, суд первой инстанции правомерно признал неверным.
Данная правовая позиция изложена в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017 и в многочисленных определениях Судебной коллегии по экономическим спорам от 15.08.2017 N 305-ЭС17-8232, от 21.12.2017 N 306-ЭС17-15822, от 02.02.2018 N 305-ЭС17-15601, от 25.04.2018 N 305-ЭС17-22548, от 16.05.2018 N 306-ЭС18-4799, от 19.06.2018 N 305-ЭС18-4131, от 06.07.2018 N 308-ЭС18-6467, от 06.07.2018 N 308-ЭС18-6922, от 11.07.2018 N 305-ЭС18-3486, от 18.07.2018 N 308-ЭС18-3663, а также в судебных актах Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа (постановления: от 06.06.2018 по делу N А33-14224/2017, от 15.06.2018 по делу А74-4111/2017, от 20.08.2018 по делу N А33-22223/2017).
Кроме того, в решении Верховного Суда Российской Федерации от 17.01.2018 N АКПИ17-943 также указано, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по формулам 23 и 24 Правил N 354 определяется в зависимости от потребленного за расчетный период объема горячей воды, определенного по показаниям приборов учета при их наличии. Тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, так как коммунальным ресурсом в целях централизованного горячего водоснабжения МКД является горячая вода.
Согласно пункту 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Таким образом, при рассмотрении возникшего спора суд первой инстанции правомерно руководствовались порядком определения стоимости поставленной горячей воды, установленным Правилами N 354.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению Правил N 354 дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
В письме от 22.03.2017 N 9268-ОО/04 Минстрой России разъяснил, что независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в системе горячего водоснабжения многоквартирного дома, независимо от системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) (открытая или закрытая), а также независимо от периода (отопительный или неотопительный) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Иного порядка определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в рассматриваемом случае Правилами N 354 не предусмотрено.
Если же применять механизм распределения объема тепловой энергии, используемой на цели горячего водоснабжения, определенного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии в горячей воде, то будет складываться ситуация, при которой собственники помещений, несанкционированно подключившиеся к внутриквартирной системе горячего водоснабжения и тем самым потребившие больший объем тепловой энергии, будут оплачивать тепловую энергию в составе платы за горячее водоснабжение в меньшем размере, чем собственники помещений, в которых отсутствуют дополнительные теплопотребляющие устройства.
Применение при расчете размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению показаний приборов учета тепловой энергии, использованной на цели горячего водоснабжения, в определенных ситуациях привело бы к резкому увеличению платы отдельным потребителям в зависимости от интенсивности потребления в тех или иных помещениях многоквартирного дома, а также наличия или отсутствия факта потребления горячей воды.
С учетом изложенного и вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно при рассмотрении настоящего спора учел правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации.
В пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 N 129 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны утвердить норматив потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению в жилом помещении и норматив расхода тепловой энергии на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению не позднее 01.01.2018.
Поскольку норматив потребления тепловой энергии на подогрев воды, для целей горячего водоснабжения установлен Постановлением Правительства Красноярского края от 17.05.2017 N 276-п, у истца отсутствовали основания при определении объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, руководствоваться показаниями общедомовых приборов учета, фиксирующих количество тепловой энергии в теплоносителе, поставляемом в многоквартирные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, в целях оказания услуги по горячему водоснабжению, а следовательно, ссылка заявителя на то, что в соответствии с действующим законодательством о теплоснабжении, предусматривается оплата фактически поставленного объема тепловой энергии, приоритетным и наиболее достоверным способом определения этого объема является учетный, то есть по приборам учета - как несостоятельная и основанная на неверном толковании норм материального права.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об определении размера платы за тепловую энергию, используемую для подогрева воды, на основании пункта 42 Правил N 354, с учетом количества потребленной горячей воды и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Иных доводов, служащих основанием для отмены судебного акта в отношении существа рассматриваемого спора, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "15" ноября 2018 года по делу N А33-20248/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.