г. Санкт-Петербург |
|
11 февраля 2019 г. |
Дело N А56-79482/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самарчук Ю. В.,
при участии:
от заявителя: Гучинский В. А., по доверенности от 10.11.2018;
от заинтересованного лица: Амбарцумян С.О., по доверенности от 27.12.2018;
от третьего лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-34007/2018) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2018 по делу N А56-79482/2018 (судья Галенкина К.В.),
принятое по заявлению ООО "Софид" (187780, Ленинградская обл., Подпорожский район, г. Подпорожье, ул. Комсомольская, д. 1А, ОГРН 1024701615663) заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным отказа, обязании,
третье лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Софид" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области (далее - Управление Росреестра по Ленинградской области) о признании незаконным отказа от 20.06.2018 N 08846 в государственной регистрации права аренды лесного участка, арендуемого Обществом на основании договора аренды от 10.12.2008 N 2-2008-12-77-З и обязании Управления Росреестра по Ленинградской области зарегистрировать право аренды Общества в отношении части лесного участка площадью 238670000 кв.м с кадастровым номером 47:05:0000000:93, расположенном по адресу: Подпорожское лесничество, Винницкое участковое лесничество в границах кварталов NN 1-100, 102-116.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2018 заявленные ООО "Софид" требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Ленинградской области просит обжалуемый судебный акт отменить, отказать обществу с ограниченной ответственностью "Софид" в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на отсутствие решения суда о признании недействительным дополнительного соглашения от 15.10.2012 о замене стороны и передаче прав и обязанностей по договору от 10.12.2008 N 2-2008-12-77-З от ООО "Софид" к ООО "Софид-Лес".
Таким образом, по мнению Управления, Обществом не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии у последнего законных прав в отношении лесного участка.
Как указывает податель жалобы, Общество просит признать незаконным отказ от 20.06.2018 N 08846 в государственной регистрации права аренды, однако, указанные в исковом заявлении реквизиты решения от 20.06.2018 N 08846 являются реквизитами письма Управления в ответ на поступившее обращение Общества от 24.05.2018 N 07552. В свою очередь, заявление Общества о регистрации права аренды лесного участка в адрес Управления не поступало.
Отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель Управления Росреестра по Ленинградской области доводы жалобы поддержал.
Представитель заявителя возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в настоящем судебном заседании.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, внешним управляющим ООО "Софид" в Управление Росреестра по Ленинградской области подано заявление от 23.05.2018 о восстановлении записи в Едином государственном реестре недвижимости о праве аренды Общества на основании договора аренды от 10.12.2008 N 2-2008-12-77-З.
Письмом от 20.06.2018 N 08846 Управление Росреестра по Ленинградской области отказало в восстановлении указанной записи, сославшись на отсутствие решения суда о признании недействительным дополнительного соглашения от 15.10.2012 о замене стороны и передаче прав и обязанностей по договору от 10.12.2008 N 2-2008-12-77-З от ООО "Софид" к ООО "Софид-Лес".
Ссылаясь на незаконность принятого решения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 198, ч. 2. ст. 201, ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия оспариваемых действий (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных данным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.
В части 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлено, что основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (п. 2); вступившие в законную силу судебные акты (п. 5); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости (п. 8).
Согласно ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 данной статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, в том числе, в форме документов на бумажном носителе - посредством личного обращения в орган регистрации прав, к уполномоченному лицу органа регистрации прав при выездном приеме, через многофункциональный центр, посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении; в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, - с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта, или иных информационных технологий взаимодействия с органом регистрации прав.
К заявлению о государственной регистрации прав в силу п. 1, 2, 3 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, необходимые для государственной регистрации прав документы, в том числе документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав; иные документы, предусмотренные данным Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 08.12.2015 N 920 утверждена форма заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество (приложение N 1 к приказу).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что поступившее в орган регистрации прав заявление и приложенные к нему необходимые документы должны соответствовать предъявляемым им требованиям, в том числе к их форме и содержанию, которые варьируются от способа подачи соответствующих документов.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий:
1) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав;
2) уведомляет о приостановлении государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственной регистрации прав;
3) уведомляет об отказе в государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав;
4) уведомляет о прекращении государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственной регистрации прав.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2016 N 173 утверждены порядок и способы направления органом регистрации прав уведомлений, а также подлежащих выдаче после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав представленных заявителем документов.
В приложении N 2 к названному приказу, в частности, установлена форма уведомления об отказе в государственной регистрации прав.
Таким образом, регистрирующий орган при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения в порядке ст. 25 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ по результатам рассмотрения поступившего заявления и прилагаемых документов должен принять одно из вышеперечисленных в ч. 4 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ решений по форме, установленной приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2016 N 173.
Управление Росреестра не принимало решения о возврате документов.
Как следует из апелляционной жалобы, Управление Росреестра, возражая относительно заявленных требований, указывало на то, что ООО "Софид" на государственную регистрацию не было представлено заявление в порядке и соответствующее требованиям, установленным Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ, и принятым в его исполнение нормативно-правовым актам; решение по результатам рассмотрения поступившего заявления и прилагаемых документов в соответствии с требованиями 4 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ и в установленной нормативным - правовым актом формы, регистрирующим органом не принималось.
Оценив доводы заинтересованного лица на предмет несоответствия поданных документов требованиям Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в частности требования о предоставлении решения суда о признании недействительным дополнительного соглашения от 15.10.2012 о замене стороны и передаче прав и обязанностей по договору от 10.12.2008 N 2-2008-12-77-З от ООО "Софид" к ООО "Софид-Лес", суд первой инстанции отклонил соответствующие доводы Управления Росреестра, со ссылкой на то, что обращение Общества от 24.05.2018 N07552 по существу является заявлением о государственной регистрации в соответствии с п. 6 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, а также констатировал, что к заявлению приложен необходимый перечень документов.
Из материалов дела усматривается, что между Комитетом (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор от 10.12.2008 N 2-2008-12-77-З аренды лесного участка площадью 23 672 га, имеющего местоположение в соответствии с приказом Рослесхоза от 17.10.2008 N 319 - Ленинградская обл., Подпорожский район, Подпорожское лесничество, Винницкое участковое лесничество, в границах кварталов NN 1-100, 102-116, ранее: Ленинградская обл., Подпорожский район, Винницкий лесхоз, Винницкое лесничество, в границах кварталов NN 1-100, 102-106.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2014 по делу N А56-44775/2014 по договору от 10.12.2008 N 2-2008-12-77-З с ООО "Софид Лес" в пользу Комитета взыскано 2 870 345, 90 рублей долга и 853 646, 56 рублей неустойки, подлежащих зачислению в федеральный бюджет, а также 574 069, 55 рублей долга и 312 395, 09 рублей неустойки, подлежащих перечислению в бюджет Ленинградской области.
Дополнительным решением от 16.01.2015 по делу N А56-44775/2014 расторгнут договор от 10.12.2008 N 2- 2008-12-77-З.
В последующем ООО "Софид-Лес" в судебном порядке обратилось с заявлением о признании незаконным отказа Комитета, выраженного в письме от 22.12.2014 N kpr01-14190/14-0-1, в принятии лесной декларации об использовании лесов на основании договора аренды лесного участка от 10.12.2008 N 2-2008-12-77-З.
В рамках дела N А56-22871/2015 судом установлено, что ООО "Софид Лес", как правопреемник Общества, на основании договора аренды от 10.12.2008 N 2-2008-12-77-3 является арендатором лесного участка, предоставленного в целях заготовки древесины. Суд пришел к выводу о том, что поскольку на момент проведения реорганизации Общества и на момент подписания дополнительного соглашения к договору лесные участки кадастровый учет не проходили, арендных прав у правопреемника не возникло. Кроме того, суд указал на то, что дополнительное соглашение от 15.10.2012 к договору должно быть трехсторонним с участием прежнего арендатора - Общества. При этом Общество стороной дополнительного соглашения к договору не является. Согласия Комитета в порядке, установленном приказом Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области от 09.06.2009 N 59 "Об образовании постоянной комиссии в целях реализации арендаторами лесных участков прав, установленных лесным законодательством" (действовавшим в период передачи прав арендатора), не издавалось.
Суд сделал однозначный вывод о ничтожности заключенного с ООО "Софид Лес" дополнительного соглашения от 15.10.2012 к договору.
Решением от 07.09.2016 по делу N А56-44775/2014 решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.12.2014 по делу N А56-44775/2014 отменено по новым обстоятельствам.
Решением от 13.12.2017 по делу N А56-44775/2014 дополнительное решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.01.2015 по делу N А56-44775/2014 отменено по новым обстоятельствам. В иске к ООО "Софид Лес" отказано в полном объеме.
Отказывая в иске, суд сослался на обстоятельства, установленные в деле N А56-22871/2015, указав, что поскольку у ООО "Софид Лес" не возникало право аренды на лесной участок, то зарегистрированное право аренды, возникшее на основании ничтожного договора, является недействительным. Признание недействительным дополнительного соглашения от 15.10.2012 к договору исключает возможность удовлетворения исковых требований Комитета, заявленных в связи с ненадлежащим исполнением арендатором договорных обязательств, за счет ООО "Софид Лес", не являющегося стороной договора. Требование о расторжении договора также отклонено судом, поскольку ООО "Софид Лес" не является стороной договора аренды (арендатором) лесного участка от 10.12.2008 N 2-2008-12-77-З.
Согласно пункту 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственной регистрации прав.
Ссылки Управления в оспариваемом отказе на то, что предметом рассмотрения в рамках дела N А56-22871/2015 не являлось непосредственно требование о признании недействительным дополнительного соглашения от 15.10.2012, которым заменен арендатор с Общества на ООО "Софид Лес", с учетом однозначных выводов суда о ничтожности этого соглашения, приведенных в мотивировочной части решения, правомерно отклонены судом первой инстанции, поскольку принимая во внимание установленные в рамках рассмотрения дел N А56-22871/2015 и N А56-44775/2014 обстоятельства ничтожности дополнительного соглашения от 15.10.2012 к договору, на основании которого арендатором стало ООО "Софид Лес", Общество, обращаясь в регистрирующий орган с заявлением о восстановлении в реестре прав записи о своем праве аренды, правомерно полагало, что такая регистрация будет осуществлена.
Довод подателя жалобы о непредставлении Обществом заявления о государственной регистрации по установленной форме, не принимается апелляционной коллегией, поскольку указанное обстоятельство не может являться основанием для отказа в государственной регистрации права аренды на основании следующего.
В соответствии с положениями части 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения при наличии оснований, установленных статьей 25 настоящего Федерального закона;
3) проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
4) внесение в Единый государственный реестр недвижимости установленных настоящим Федеральным законом сведений, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав при наличии оснований, установленных настоящей главой, либо уведомление о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
5) выдачу документов после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, либо после прекращения государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости" возврат прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов без рассмотрения осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня получения органом регистрации прав таких документов, а по основанию, указанному в пункте 3 статьи 25 настоящего Федерального закона, в течение трех рабочих дней по истечении срока, указанного в пункте 3 статьи 25 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости" Орган регистрации прав обязан уведомить заявителя о возврате прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав документов с указанием причин возврата в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, а также возвратить указанные документы заявителю тем же способом, которым они были представлены.
Учитывая изложенное, заинтересованное лицо по результатам поступившего заявления должно было принять одно из вышеперечисленных решений.
Как видно из материалов дела, заявление Общества от 24.05.2018 было принято Управлением Росреестра по Ленинградской области, возврат заявления в установленном порядке не последовал.
Таким образом, поскольку все представленные документы регистрирующим органом были приняты, ни дополнительных документов, ни изменения формы заявления о государственной регистрации потребовано не было, оснований для несовершения Управлением Росреестра по Ленинградской области действий по государственной регистрации права аренды заявителя не имелось.
При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, воля Общества на восстановление записи о государственной регистрации права четко и ясно выражена в обращении в регистрирующий орган от 24.05.2018 N 07552, к которому были приложены заверенные копии судебных актов по делам N А56-22871/2015 и N А56-44775/2014.
Кроме этого, исходя из буквального содержания оспариваемого письма Управления, регистрирующий орган в отсутствие судебного акта о признании недействительным дополнительного соглашения от 15.10.2012 и применении последствий его недействительности, государственную регистрацию права аренды Общества не произвел бы.
Приняв во внимание положения п. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, исходя из содержания письма от 20.06.2018 N 08846, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно признал названное письмо в качестве отказа в государственной регистрации права аренды.
Суд апелляционной инстанции считает, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2018 по делу N А56-79482/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-79482/2018
Истец: ООО "СОФИД"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинрадской области
Третье лицо: Комитет по природным ресурсам Ленинградской области