город Ростов-на-Дону |
|
11 февраля 2019 г. |
дело N А32-35725/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Гуденица Т.Г.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2018 по делу N А32-35725/20188, принятое судьей Бондаренко И.Н.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колизей"
к Департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Колизей" (далее - ООО "Колизей") обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным и отмене постановления от 28.03.2018 N 12-25/68-18 о привлечении ООО "Колизей" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Принятым в порядке упрощенного производства решением от 21.11.2018 суд признал незаконным и отменил постановление Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 28.03.2018 по делу об административном правонарушении N 12-25/68-18, вынесенное в отношении ООО "Колизей" по статье 15.13 КоАП РФ. Решение мотивировано тем, что при рассмотрении дела об административном правонарушении административным органом были допущены процессуальные нарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе департамент просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления департамент располагал информацией об отсутствии адресата по указанному адресу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, в результате анализа деклараций об объеме розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 1 квартал 2017 года, проведенного Департаментом потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края, установлено, что ООО "Колизей" нарушены сроки предоставления декларации, установленные пунктами 15, 19 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815 (далее по тексту - Правила).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края в отношении ООО "Колизей" составлен протокол об административном правонарушении от 28.02.2018 N 12-25/68-18 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.13 КоАП РФ.
В протоколе указано, что обществом нарушены статьи 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", поскольку в нарушение Правил N815 декларация за 1 квартал 2017 года представлена 30 июля 2017 года.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края вынесено постановление от 28.03.2018 N 12-25/68-18 о привлечении ООО "Колизей" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, общество оспорило его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно статье 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок учета использования производственных мощностей, порядок представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона N 171 -ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" запрещаются, в частности, искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей.
На основании пункта 2 "Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, декларации представляют организации, осуществляющие: производство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата); производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 815, декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
На основании пункта 16 Правил N 815, декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Порядок заполнения деклараций (далее по тексту - Порядок) утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее по тексту - Приказ N 231).
В соответствии с требованиями Порядка N 231 заполнение деклараций осуществляется на основании сопроводительных документов, являющихся первичными документами бухгалтерского учета и составленными по унифицированным формам первичной учетной документации.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколом об административном правонарушении, подтверждается, что в нарушение приведенных положений законодательства ООО "Колизей" допущено нарушение срока представления декларации об объеме розничной продажи пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи за 1 квартал 2017 года (декларация представлена 30.07.2017 при установленном сроке не позднее 20.04.2017).
Таким образом, наличие в действиях ООО "Колизей" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.13 КоАП РФ, является доказанным.
Имея возможность для недопущения нарушения срока представления декларации, общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению установленных законом требований.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 15.13 КоАП РФ.
Вместе с тем, оспариваемое постановление обоснованно признано незаконным судом первой инстанции.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Пунктом 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ установлено, что в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с п.п. 2, 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, административным законодательством установлены процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
В нарушение приведенных положений КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя общества. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего, своевременного уведомления законного представителя общества о времени и месте рассмотрения дела, позволявшего обеспечить осуществление предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий на защиту его интересов при производстве дела об административном правонарушении.
Определением от 28.02.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении было назначено на 14.03.2018.
В департамент от ООО "Колизей" поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с поздним получением копии протокола об административном правонарушении и определения от 28.02.18 и необходимости обращения за юридической помощью.
Определением от 14.03.2018 департамент отложил рассмотрение дела об административном правонарушении на 28.03.2018.
Определение от 14.03.2018 было направлено в адрес ООО "Колизей" почтовым отправлением N 35099121467713.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России" почтовое отправление с определением департамента от 14.03.2018, адресованное обществу "Колизей", прибыло в место вручения 20.03.2018, в этот день была осуществлена неудачная попытка вручения и 20 апреля 2018 года корреспонденция была возвращена отправителю в связи с истечением срока хранения корреспонденции (л.д. 61 том 1).
Таким образом, на момент рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 28.03.2018, у административного органа отсутствовали документальные доказательства извещения общества о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы департамента о том, что на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения постановления департамент располагал информацией об отсутствии адресата по указанному им адресу.
Почтовое отправление с определением о назначении времени и места рассмотрения дела ожидало адресата к получению в почтовом отделении с 20.03.2018.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит императивного указания о способе извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела и не предусматривает вручение извещения лично обществу либо его законному представителю.
Вместе с тем, независимо от способа извещения, на момент составления протокола у органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо заблаговременно (т.е. с учетом наличия разумного срока для обеспечения реализации своего права на участие в составлении протокола и рассмотрении дела) было извещено о времени и месте совершения соответствующего процессуального действия.
Судом апелляционной инстанции установлено, что почтовое отправление пересылалось с соблюдением "Правил оказания услуг почтовой связи", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.07.2014 N 234, адресат имел возможность получить корреспонденцию с учетом поступившего от почты извещения в пределах установленного на получение корреспонденции срока и выходных (праздничных) дней (то есть в срок до 20.04.2018).
Определяя возможность рассмотрения дела об административном правонарушении департамент должен был учитывать сроки доставки корреспонденции, в том числе с учетом сведений об оставлении адресату извещения о необходимости явки в почтовое отделение для получения корреспонденции, установленного порядка и сроков вручения корреспонденции и выходные (праздничные) дни, предшествующие дате рассмотрения дела.
Судом не принимаются доводы департамента о том, что общество уклонялось от получения корреспонденции.
Установив, что корреспонденция не была вручена в день поступления в почтовое отделение, Департамент не принял мер по извещению общества иными способами, в том числе посредством направления телеграммы.
При этом, суд учитывает, что с учетом даты совершения правонарушения (21.04.2017), срок давности привлечения к административной ответственности истекал 21.04.2018.
Таким образом, у Департамента имелась возможность назначения даты рассмотрения дела в пределах срока давности привлечения к ответственности, с принятием необходимых мер по извещению общества о совершении процессуального действия и с учетом предоставления обществу необходимого времени для подготовки возражений.
Департаментом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку на момент рассмотрения дела об административном правонарушении у должностного лица отсутствовали доказательства уведомления общества о дате вынесения постановления.
В силу ч. 2 ст. 211 АПК РФ, п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа, поскольку являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении. Возможность устранения этих недостатков отсутствует.
С учетом изложенного, постановление департамента потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края от 28.03.2018 N 12-25/68-18 о привлечении ООО "Колизей" к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей, является незаконным и подлежит отмене как вынесенное с нарушением положений КоАП РФ, предусматривающих обязательность обеспечения привлекаемому к ответственности лицу возможности участия в рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Таким образом, решение суда от 21.11.2018 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судом апелляционной инстанции проверено соблюдение судом первой инстанции процедуры рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Судом апелляционной инстанции установлено, что дело относится к делам, подлежащим в силу ст. 227 АПК РФ рассмотрению в порядке упрощенного производства. Судом первой инстанции соблюдены сроки, установленные на основании ч. 3 ст. 228 АПК РФ в определении о принятии заявления к производству для представления доказательств и документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.
Наличия обстоятельств, предусмотренных частью 5 статьи 227 АПК РФ, в том числе необходимости выяснения дополнительных обстоятельств или исследования дополнительных доказательств, проведения осмотра и исследования доказательств по месту их нахождения, назначения экспертизы или заслушивания свидетельских показаний, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 ноября 2018 года по делу N А32-35725/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-35725/2018
Истец: ООО "КОЛИЗЕЙ"
Ответчик: Департамент потребительской сферы и регулировании рынка алкоголя Краснодарского края, департамент потребительской сферы и регулирования рынка алкоголя Краснодарского края