г. Пермь |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А71-9814/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 января 2024 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Васильевой Е.В., Шаламовой Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Охотниковой О.И.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 27 октября 2023 года
по делу N А71-9814/2023
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар" (ИНН 1805000069, ОГРН 1051801287251)
к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов по Глазовскому и Ярскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики Брылякову Е.А.,
при участии в деле в качестве административного ответчика - Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике (ИНН1835062680, ОГРН 1041805001391),
заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (ИНН 1835016228, ОГРН 1021801656854)
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Коммунар" (далее СПК "Коммунар", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Глазовскому и Ярскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики Брылякова Е.А. (далее судебный пристав-исполнитель, ответчик) о взыскании исполнительского сбора от 31.05.2023 N 18028/23/275282, приостановлении исполнительного производства N 61600/23/18028-ИП, возбужденного на основании постановления от 02.06.2023 N 18028/23/281310, освобождении заявителя от взыскания с него исполнительского сбора.
Определением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 30.06.2023 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республике, г. Ижевск, в качестве заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, г. Ижевск.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27.10.2023 (резолютивная часть решения объявлена 23.10.2023) в удовлетворении заявления Сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар", д. Удмуртские Ключи о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Глазовскому и Ярскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики Брылякова Евгения Александровича, г. Глазов о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от 31.05.2023 N 18028/23/275282, вынесенного в рамках исполнительного производства от 07.11.2022 N 131582/22/18028-ИП, отказано.
Уменьшен размер исполнительского сбора, подлежащего уплате Сельскохозяйственным производственным кооперативом "Коммунар", д. Удмуртские Ключи по постановлению о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от 31.05.2023 N 18028/23/275282, вынесенного в рамках исполнительного производства от 07.11.2022 N 131582/22/18028-ИП до 241 993 руб. 74 коп.
Приостановлено взыскание исполнительного сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Глазовскому и Ярскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики Брылякова Евгения Александровича, г. Глазов от 31.05.2023 N 18028/23/275282 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера, вынесенного в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар", д. Удмуртские Ключи, до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 27.10.2023 по делу N А71-9814/2023 отменить в части, изложив его в следующей редакции:
Заявление Сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар", д. Удмуртские Ключи о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Глазовскому и Ярскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики Брылякова Евгения Александровича, г. Глазов о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера от 31.05.2023 N 18028/23/275282, вынесенного в рамках исполнительного производства от 07.11.2022 N 131582/22/18028-ИП, удовлетворить. Освободить СПК "Коммунар" от взыскания исполнительского сбора в полном объеме. Приостановить взыскание исполнительного сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Глазовскому и Ярскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики Брылякова Евгения Александровича, г. Глазов от 31.05.2023 N 18028/23/275282 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера, вынесенного в отношении Сельскохозяйственного производственного кооператива "Коммунар", д. Удмуртские Ключи, до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что принятое судом первой инстанции решение не соответствует фактическим обстоятельствам рассматриваемого вопроса, судом первой инстанции проигнорированы документы и обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения возникшего вопроса с учетом законности и справедливости, в связи с чем обжалуемый акт нарушает права и законные интересы СПК "Коммунар" и подлежит отмене в силу следующего.
По инициативе Арбитражного суда УР у административного ответчика по настоящему делу путем направления судебного запроса были истребованы материалы исполнительного производства по рассматриваемому вопросу.
В нарушение норм АПК РФ административным ответчиком материалы исполнительного производства представлены не были.
Для возможности объективного рассмотрения настоящего вопроса по существу заявленных требований СПК "Коммунар" инициировал вопрос ознакомления с материалами исполнительного производства, путем направления в адрес ОСП по Глазовскому и Ярскому районам соответствующего заявления, в рамках рассмотрения которого предприятию 31.08.2023 было отказано в ознакомлении, но выдана сводка по исполнительному производству от 31.08.2023 (в материалах дела).
Также СПК "Коммунар" было направлена жалоба на действия судебного пристава - исполнителя в Прокуратуру Глазовского района, по результатам рассмотрения которой представителя СПК "Коммунар" ознакомили с материалами исполнительного производства.
По результатам ознакомления в действиях судебного пристава - исполнителя были выявлены следующие нарушения.
Так согласно сводке по исполнительному производству от 31.08.2023, путем направления посредством Единого портала государственных услуг (далее - ЕПГУ) судебным приставом исполнителем в адрес СПК "Коммунар" были направлены следующие постановления об отложении исполнительного производства: от 10.11.2022, от 25.11.2022, от 12.12.2022, от 27.12.2022, от 19.01.2023. от 13.02.2023, от 10.03.2023, от 06.04.2023, от 16.05.2023.
Между тем, согласно данным из личного кабинета СПК "Коммунар", доступ и ознакомление с данной информацией был предоставлены суду в судебном заседании, состоявшемся 16.10.2023. в адрес СПК "Коммунар" по средством направления через систему ЕПГУ, ни одно из перечисленных выше постановлений судебным приставом-исполнителем направлено не было. В адрес предприятия были направлены лишь сообщения о направлении документа на бумажном носителе на почтовый адрес СПК "Коммунар" от 10.11.2022, от 25.11.2022, от 12.12.2022, от 27.12.2022, от 19.01.2023, от 13.02.2023, от 10.03.2023, от 06.04.2023, от 16.05.2023 (в материалах дела).
Из чего следует, что административным ответчиком по настоящему' делу Арбитражному суду УР и СПК "Коммунар" предоставлены недостоверные документы и информация.
В материалах исполнительного производства отсутствует какая-либо информация о том, что в адрес СПК "Коммунар" согласно указанным выше сообщениям о направлении документа на бумажном носителе, судебным приставом - исполнителем ОСП по Глазовскому и Ярскому районам были направлены постановления путем почтовых направлений.
Кроме этого, доказательств направления постановлений об отложении в адрес СПК "Коммунар" путем почтовых направлений (с учетом сообщений о направлении документа на бумажном носителе), на которые ссылается административный ответчик, как на подтверждение законности своих действий, в суд также не представлено, что подтверждается отсутствием в материалах дела таких документов как реестр почтовых направлений с описью вложения или иных документов, позволяющих идентифицировать и установить данный факт.
В связи с изложенным, полагает, что установить пропущен или нет срок СПК "Коммунар" в рамках возбужденного исполнительного производства возможности не предоставляется, что имеет существенное значение для рассмотрения настоящего спорного вопроса.
Кроме прочего, полагает, что незаконность действий судебного пристава-исполнителя ОСП по Глазовскому и Ярскому районам, выраженная в вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора от 31.05.2023 N 18028/23/275282 доказана в полном объеме.
Несмотря на тот факт, что указанные выше обстоятельства были дважды представлены суду первой инстанции на рассмотрение, а также в двух судебных заседаниях суду и лицам, участвующим в процессе был предоставлен доступ и ознакомление с данной информацией путем входа в личный кабинет СПК "Коммунар" через систему ЕПГУ, суд проигнорировал тот факт, что ни одно постановление по указанному выше исполнительному производству в адрес СПК "Коммунар" судебным приставом-исполнителем ОСП по Глазовскому и Ярскому районам не направлялось.
Указанное само по себе является нарушением должностных полномочий уполномоченного сотрудника ОСП по Глазовскому и Ярскому районам, что подтверждено материалами настоящего дела, а также подтверждено проведенной Глазовской межрайонной прокуратурой проверкой (ответ от 27.11.2023 N 1566ж-2023/20940031/Он1140-23).
Отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Приложенные к апелляционной жалобе дополнительные доказательства приобщению к материалам дела не подлежат, поскольку ходатайство о приобщении, а также причины их непредставления в суд первой инстанции не заявлены (ч. 2 ст. 268 АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 07.11.2022 судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС N 036293015, выданного 26.09.2022 Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-7667/2020, вынесено постановление N 18028/22/1193540 о возбуждении исполнительного производства N 131582/22/18028-ИП с предметом исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 4 609 404 руб. 69 коп., в отношении должника (тип должника: юридическое лицо): СПК "Коммунар" в пользу взыскателя: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (л.д. 28-29).
Пунктом 2 данного постановления должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения.
Указанное постановление направлено должнику через личный кабинет Единого портала государственных услуг в системе электронного документооборота (далее ЕПГУ) 07.11.2022, прочитано им 08.11.2022 в 17:36:36, что подтверждается скриншотами с официального сайта Единого портала государственных услуг (программы АИС ФССП России) (л.д. 29 оборот).
09.11.2022 заявителем в Отделение судебных приставов по Глазовскому и Ярскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики (далее ОСП по Глазовскому и Ярскому районам) направлено заявление о приостановлении исполнительного производства на основании подпункта 5 пункта 7 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее Закон об исполнительном производстве) (л.д. 36).
В обоснование заявления СПК "Коммунар" указал на то, что им в Арбитражный суд Удмуртской Республики подано заявление о предоставлении рассрочки исполнения судебного акта в рамках дела N А71-7667/2020.
10.11.2022 судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа вынесено постановление N 18028/22/1202630 об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, согласно которому в связи с инициативой судебного пристава-исполнителя отложены исполнительные действия по исполнительному производству N 131582/22/18028-ИП на срок с 10.11.2022 по 24.11.2022 включительно (л.д. 85).
Согласно сообщению судебного пристава-исполнителя от 10.11.2022 N 18028/22/1202048 (337642871/1828) в адрес должника направлен документ (постановление от 10.11.2022 об отложении исполнительного производства) по исполнительному производству на бумажном носителе (л.д. 125). Данное сообщение направлено должнику через личный кабинет на ЕПГУ 10.11.2022, прочитано им 10.11.2022 в 17:14:19, что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России (л.д. 109).
Также 10.11.2022 судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа в рамках исполнительного производства N 131582/22/18028-ИП вынесены постановления N 18028/22/1202628 о возобновлении исполнительного производства, N 18028/22/1202630 об отложении исполнительных действий.
Согласно сообщениям судебного пристава-исполнителя от 10.11.2022 N 18028/22/1202628 (33763072/1828), N 18028/22/1202630 (337673086/1828) в адрес должника направлены документы (постановления от 10.11.2022 о возобновлении исполнительного производства, об отложении исполнительного производства) по исполнительному производству на бумажном носителе (л.д. 125, 126 соответственно). Данные сообщения направлены должнику через личный кабинет на ЕПГУ 10.11.2022, прочитаны им 10.11.2022 в 17:45:26 и в 17:47:27, что подтверждается скриншотами программы АИС ФССП России (л.д. 110, 111 соответственно).
25.11.2022 судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа вынесено постановление N 18028/22/1242602 об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, согласно которому в связи с инициативой судебного пристава-исполнителя отложены исполнительные действия по исполнительному производству N 131582/22/18028-ИП на срок с 25.11.2022 по 09.12.2022 включительно (л.д. 86).
Согласно сообщению судебного пристава-исполнителя от 25.11.2022 N 18028/22/1242602 (341885815/1828) в адрес должника направлен документ (постановление от 25.11.2022 об отложении исполнительного производства) по исполнительному производству на бумажном носителе (л.д. 128). Данное сообщение направлено должнику через личный кабинет на ЕПГУ 25.11.2022, прочитано им 06.12.2022 в 07:49:59, что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России (л.д. 112).
12.12.2022 судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа вынесено постановление N 18028/22/1293666 об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, согласно которому в связи с инициативой судебного пристава-исполнителя отложены исполнительные действия по исполнительному производству N 131582/22/18028-ИП на срок с 12.12.2022 по 26.12.2022 включительно (л.д. 87).
Согласно сообщению судебного пристава-исполнителя от 12.12.2022 N 18028/22/1293666 (345265112/1828) в адрес должника направлен документ (постановление от 12.12.2022 об отложении исполнительного производства) по исполнительному производству на бумажном носителе (л.д. 129). Данное сообщение направлено должнику через личный кабинет на ЕПГУ 12.12.2022, прочитано им 20.12.2022 в 13:06:11, что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России (л.д. 113).
27.12.2022 судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа вынесено постановление N 18028/22/1332209 об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, согласно которому в связи с инициативой судебного пристава-исполнителя отложены исполнительные действия по исполнительному производству N 131582/22/18028-ИП на срок с 27.12.2022 по 17.01.2023 включительно (л.д. 88).
Согласно сообщению судебного пристава-исполнителя от 27.12.2022 N 18028/22/1332209 (348407746/1828) в адрес должника направлен документ (постановление от 27.12.2022 об отложении исполнительного производства) по исполнительному производству на бумажном носителе (л.д. 130). Данное сообщение направлено должнику через личный кабинет на ЕПГУ 27.12.2022, прочитано им 28.12.2022 в 12:28:07, что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России (л.д. 114).
08.01.2023, 16.01.2023 СПК "Коммунар" направило в адрес судебного пристава-исполнителя заявления об отложении исполнительного производства N 131582/22/18028-ИП в связи с подачей в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявления о пересмотре судебного акта по делу N А71-7667/2020, послужившего основанием для выдачи исполнительного листа о взыскании 4 609 404 руб. 69 коп., по вновь открывшимся обстоятельствам, а также заявления ходатайства о приостановлении исполнительного производства N 131582/22/18028-ИП, возбужденного в отношении СПК "Коммунар", до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (л.д. 40-47, 50).
19.01.2023 судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа вынесено постановление N 18028/23/17601 об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, согласно которому в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде отложены исполнительные действия по исполнительному производству N 131582/22/18028-ИП на срок с 19.01.2023 по 02.02.2023 включительно (л.д. 89).
Согласно сообщению судебного пристава-исполнителя от 19.01.2023 N 18028/23/17601 (350769632/1828) в адрес должника направлен документ (постановление от 19.01.2023 об отложении исполнительного производства) по исполнительному производству на бумажном носителе (л.д. 131). Данное сообщение направлено должнику через личный кабинет на ЕПГУ 19.01.2023, прочитано им 20.01.2023 в 08:19:01, что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России (л.д. 115).
24.01.2023 заявителем через личный кабинет ЕПГУ в адрес судебного пристава-исполнителя направлено заявление об отложении исполнительного производства (л.д. 95).
25.01.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление N 18028/23/31721 об удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления (ходатайства), согласно которому заявление должника удовлетворено, в рамках исполнительного производства N 131582/22/18028-ИП исполнительное производства отложено по 02.02.2023 (л.д. 96).
02.02.2023 СПК "Коммунар" в адрес судебного пристава-исполнителя направило заявление об отложении исполнительного производства N 131582/22/18028-ИП в связи с подачей в Арбитражный суд Удмуртской Республики заявления о пересмотре судебного акта по делу N А71-7667/2020, послужившего основанием для выдачи исполнительного листа о взыскании 4 609 404 руб. 69 коп., по вновь открывшимся обстоятельствам, а также заявления ходатайства о приостановлении исполнительного производства N 131582/22/18028-ИП, возбужденного в отношении СПК "Коммунар", до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу (л.д. 61, 62).
13.02.2023 судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа вынесено постановление N 18028/23/70104 об удовлетворении (частичном удовлетворении) заявления (ходатайства), согласно которому обстоятельства, изложенные в заявлении, признаны подлежащими удовлетворению; в рамках исполнительного производства N 131582/22/18028-ИП исполнительное производство отложено до 01.03.2023 (л.д. 100).
Также 13.02.2023 судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа вынесено постановление N 18028/23/70098 об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, согласно которому в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде отложены исполнительные действия по исполнительному производству N 131582/22/18028-ИП на срок с 13.02.2023 по 01.03.2023 включительно (л.д. 90).
Согласно сообщению судебного пристава-исполнителя от 13.02.2023 N 18028/23/70098 (355748598/1828) в адрес должника направлен документ (постановление от 13.02.2023 об отложении исполнительного производства) по исполнительному производству на бумажном носителе (л.д. 132). Данное сообщение направлено должнику через личный кабинет на ЕПГУ 13.02.2023, прочитано им 13.02.2023 в 14:54:32, что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России (л.д. 117).
09.03.2023 судебному приставу-исполнителю поступило заявление СПК "Коммунар" об отложении исполнительных действий, что отражено в пункте 48 сводки по исполнительному производству N 131582/22/18028-ИП (л.д. 75-78).
10.03.2023 судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа вынесено постановление N 18028/23/70098 об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, согласно которому по инициативе судебного пристава-исполнителя отложены исполнительные действия по исполнительному производству N 131582/22/18028-ИП на срок с 10.03.2023 по 24.03.2023 включительно (л.д. 91).
Согласно сообщению судебного пристава-исполнителя от 10.03.2023 N 18028/23/70098 (360029624/1828) в адрес должника направлен документ (постановление от 10.03.2023 об отложении исполнительного производства) по исполнительному производству на бумажном носителе (л.д. 133). Данное сообщение направлено должнику через личный кабинет на ЕПГУ 10.03.2023, прочитано им 10.03.2023 в 12:04:17, что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России (л.д. 121).
06.04.2023 судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа вынесено постановление N 18028/23/176158 об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, согласно которому по инициативе судебного пристава-исполнителя отложены исполнительные действия по исполнительному производству N 131582/22/18028-ИП на срок с 06.04.2023 по 20.04.2023 включительно (л.д. 92).
Согласно сообщению судебного пристава-исполнителя от 06.04.2023 N 18028/23/176158 (36442967/1828) в адрес должника направлен документ (постановление от 16.04.2023 об отложении исполнительного производства) по исполнительному производству на бумажном носителе (л.д. 134). Данное сообщение направлено должнику через личный кабинет на ЕПГУ 06.04.2023, прочитано им 10.04.2023 в 12:01:26, что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России (л.д. 122).
16.05.2023 судебным приставом-исполнителем в форме электронного документа вынесено постановление N 18028/23/233316 об отложении исполнительных действий и (или) применения мер принудительного исполнения, согласно которому по инициативе судебного пристава-исполнителя отложены исполнительные действия по исполнительному производству N 131582/22/18028-ИП на срок с 16.05.2023 по 30.05.2023 включительно (л.д. 93).
Согласно сообщению судебного пристава-исполнителя от 16.05.2023 N 18028/23/233316 (370448393/1828) в адрес должника направлен документ (постановление от 16.05.2023 об отложении исполнительного производства) по исполнительному производству на бумажном носителе (л.д. 135). Данное сообщение направлено должнику через личный кабинет на ЕПГУ 16.05.2023, прочитано им 17.05.2023 в 07:07:42, что подтверждается скриншотом программы АИС ФССП России (л.д. 123).
31.05.2023 судебный пристав-исполнитель, установив, что исполнительный документ должником СПК "Коммунар" в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, вынес постановление N 18028/23/275282 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в размере 322 658 руб. 32 коп. (из расчета 7% от подлежащей взысканию суммы) (л.д. 6).
Несогласие заявителя с постановлением о взыскании исполнительского сбора послужило основанием для обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции оснований для признания постановления незаконным не установил и отказал заявителю в удовлетворении требований, при этом снизил размер исполнительского сбора до 241 993 руб. 74 коп.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции оснований для отмены обжалуемого судебного акта не усмотрел.
В соответствии с частью 1 статьи 329 АПК РФ действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.
В силу действия части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя незаконными суду необходимо установить наличие в совокупности двух условий: несоответствие действий (бездействия) закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон об органах принудительного исполнения) на судебных приставов возлагаются задачи по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ (далее - Закон об исполнительном производстве).
В силу части 1 статьи 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
В соответствии с пунктами 11, 12 статьи 30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного Закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено Законом об исполнительном производстве.
Согласно части 1 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
На основании части 2 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор относится к мерам принуждения, причем данная мера представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Юридическая сила выносимого судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
Согласно части 1 статьи 24 Закона об исполнительном производстве лицо, участвующее в исполнительном производстве, извещается о возбуждении исполнительного производства, времени и месте совершения исполнительных действий или применения мер принудительного исполнения либо вызывается к судебному приставу-исполнителю повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием почтовой, электронной, иных видов связи, инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, или иным способом доставки либо лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает доставить повестку, иное извещение.
Согласно пункту 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утвержденных Федеральной службой судебных приставов Российской Федерации от 08.07.2014 N 0001/16 (далее - Методические рекомендации), уведомление должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства является основным доказательством наличия его вины в неисполнении требований исполнительного документа, в том числе в добровольном порядке, и основанием для применения штрафной санкции - взыскания исполнительского сбора.
Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику почтовой корреспонденцией с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить (абзац 5 пункта 2.4.1 Методических рекомендаций).
Согласно ч. 2.1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве (в редакции Закона N 375-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон об исполнительном производстве") постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.
Правительством Российской Федерации утверждены Правила направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным (Постановление Правительства РФ от 29.06.2016 N 606 (ред. от 26.11.2020).
Согласно пункту 3 Правил N 606 для подачи ходатайств, объяснений, отводов и жалоб" извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием ЕСИА. Уведомление о факте доставки передается в Федеральную службу судебных приставов для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству.
Как было указано ранее, 07.11.2022 судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного документа - исполнительного листа серии ФС N 036293015, выданного 26.09.2022 Арбитражным судом Удмуртской Республики по делу N А71-7667/2020, вынесено постановление N 18028/22/1193540 о возбуждении исполнительного производства N 131582/22/18028-ИП с предметом исполнения: иные взыскания имущественного характера в пользу физических и юридических лиц в размере 4 609 404 руб. 69 коп., в отношении должника (тип должника: юридическое лицо): СПК "Коммунар" в пользу взыскателя: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (л.д. 28-29).
Копия постановления о возбуждении исполнительного производства была направлена в адрес должника 07.11.2022 посредством личного кабинета ЕПГУ и прочитана должником 08.11.2023 в 17:36, что подтверждается скриншотом ПК АИС ФССП России (л.д. 29 оборот).
Скриншот, представленный ответчиком в качестве доказательства направления в адрес заявителя постановления о возбуждении исполнительного производства содержит в себе все необходимые сведения, подтверждающие факт получения СПК "Коммунар" информации в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
Таким образом, вопреки позиции заявителя жалобы, судебным приставом-исполнителем обязанность по направлению в адрес должника копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 07.11.2022 исполнена.
Пунктом 2 указанного постановления для добровольного исполнения требований исполнительного документа должнику установлен пятидневный срок со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Следовательно, срок для добровольного исполнения постановления следует исчислять с 08.11.2022.
В соответствии счастью 1 статьи 38 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель вправе отложить исполнительные действия и применение мер принудительного исполнения по заявлению взыскателя или по собственной инициативе на срок не более десяти дней.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства N 131582/22/18028-ИП неоднократно выносились постановления об отложении исполнительных действий.
При этом, как установлено судом из хронологии событий, между окончанием срока, на который откладывались исполнительные действия в рамках исполнительного производства N 131582/22/18028-ИП, и вынесением судебным приставом-исполнителем следующего постановления об отложении исполнительных действий, имеются временные разрывы, суммарно превосходящие 5 дней, установленные должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
31.05.2023 судебный пристав-исполнитель, установив, что исполнительный документ должником СПК "Коммунар" в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, а также располагая сведениями о вручении должнику копии постановления о возбуждении исполнительного производства от 07.11.2022 N 131582/22/18028-ИП, правомерно вынес постановление N 18028/23/275282 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера в размере 322 658 руб. 32 коп. (из расчета 7% от подлежащей взысканию суммы) (л.д. 6).
Каких-либо действий, направленных на исполнение исполнительного документа в установленный срок, должником не предпринималось, доказательств обращения должника в службу судебных приставов-исполнителей для продления срока для добровольного исполнения требования исполнительного документа в порядке статьи 20 Закона об исполнительном производстве не представлено.
Так как в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения должник не исполнил требования исполнительного документа и не представил судебному приставу-исполнителю доказательств невозможности его исполнения вследствие чрезвычайных непреодолимых обстоятельств находящихся вне его контроля, судебным приставом-исполнителем правомерно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от 31.05.2023 N 18028/23/275282.
Соответствующие выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются материалами дела. Оснований для иной оценки представленных в дело доказательств апелляционный суд не усматривает.
В силу ст. 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Таким образом, основанием для взыскания исполнительского сбора с должника является неисполнение им исполнительного документа в установленный срок. Если судебный пристав-исполнитель не уведомил должника о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок, исполнительский сбор не подлежит взысканию.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере 7% от взыскиваемой суммы, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации.
Согласно пункту 47 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018) отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, исключает возможность его привлечения к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в виде взыскания исполнительского сбора.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, 17.01.2013 N 1-П, 25.02.2014 N 4-П и 19.01.2017 N 1-П, следует, что исполнительский сбор не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Взимание исполнительского сбора преследует публично значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.
Оценив представленные должником доказательства, исходя из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности, принимая во внимание размер задолженности по исполнительному документу, а также то, что предприятие является сельхозтоваропроизводителем Удмуртской Республики, отнесенным к средним предприятиям, учитывая отсутствие возражений со стороны судебного пристава-исполнителя и взыскателя, суд посчитал возможным уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 31.05.2023 N 18028/23/275282, вынесенного в рамках исполнительного производства от 07.11.2022 N 131582/22/18028-ИП, на одну четверть до 241 993 руб. 74 коп., а также приостановить взыскание исполнительного сбора на основании постановления судебного пристава-исполнителя Отделения судебных приставов по Глазовскому и Ярскому районам Управления Федеральной службы судебных приставов по Удмуртской Республики Брылякова Е.А. от 31.05.2023 N 18028/23/275282 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера, до вступления в законную силу судебного акта по настоящему делу.
Решение суда в данной части заинтересованными лицами не оспаривается. Оснований для иных суждений по вопросу снижения суммы исполнительного сбора апелляционный суд не усматривает.
Относительно доводов заявителя о необходимости исследования вопроса о надлежащем извещении должника о возбуждении в отношении него исполнительного производства апелляционный суд отмечает следующее.
В рассматриваемом случае судебный пристав уведомил должника в установленном законом порядке о необходимости добровольного исполнения исполнительного документа в определенный срок. Обстоятельства получения постановления о возбуждении исполнительного производства заявителем не опровергнуты.
Являясь юридическим лицом, должник должен был обеспечить получение писем, в том числе в электронной форме, что позволило бы ему надлежащим образом реагировать на полученную корреспонденцию, в ином случае он несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений.
Кроме того, соответствующий довод был предметом рассмотрения суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
Несогласие заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции не свидетельствует о наличии оснований для отмены или изменения принятого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 27 октября 2023 года по делу N А71-9814/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-9814/2023
Истец: Сельскохозяйственный "Коммунар"
Ответчик: Отдел судебных приставов по Глазовскому и Ярскому районам УФССП России по Удмуртской Республике, Судебный пристав-исполнитель ОСП по Глазовскому и Ярскому районам УФССП России по Удмуртской Республике Брылякова Е.А.
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, УФССП России по УР