11 февраля 2019 г. |
Дело N А19-17608/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 ноября 2018 года по делу N А19-17608/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Паритет" (ОГРН 1083808014432, ИНН 3849000038, адрес: 664007, Иркутская область, г. Иркутск, ул. Поленова, д. 11) к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (г. Иркутск, ул. Поленова, 18А) о признании незаконным и отмене предписания N 724/18 от 31.05.2018,
(суд первой инстанции: судья Пугачев А.А.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Паритет" (далее - ООО "Паритет", заявитель или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе государственного жилищного надзора Иркутской области (далее также - Служба) с заявлением о признании недействительным предписания N 724/18 от 31.05.2018.
Решением Арбитражного Иркутской области от 06 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Служба обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, по доводам, изложенным в жалобе.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 30 января 2019 года был объявлен перерыв до 10 часов 00 минут 01 февраля 2019 года, а в судебном заседании 01 февраля 2019 года - до 12 часов 00 минут 04 февраля 2019 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 31.05.2018 на основании распоряжения Службы от 28.04.2018 N 724-срп проведена внеплановая документарная проверка ООО "Приоритет", в результате которой установлено, что ООО "Приоритет" с 01.03.2017 производило начисление платы по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Иркутск, ул. Геологов, 10-11), по строке "вывоз ТБО" неправомерно по тарифу:
1) с 01.03.2017 по тарифу 0,74 руб/кв.м.,
2) с 01.02.2018 по тарифу 4,15 руб/кв.м., чем нарушило часть 7 статьи 156, часть 3 статьи 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации N 416 от 15.05.2013 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами".
По результатам проверки составлен акт от 31.05.2018 N 724/18 и выдано предписание N 724/18 от 31.05.2018, которым заявителю предписано с 01.03.2017 по жилому помещению, расположенному по адресу: г. Иркутск, ул. Геологов, 10-11, исключить при расчете размера платы за содержание жилого помещения услугу по вывозу ТБО; представить в Службу документы, подтверждающие исполнение предписания в срок до 10.08.2018.
Полагая предписание Службы незаконным, нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания правильными, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.
Частью 4 статьи 154 ЖК РФ предусмотрено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
В свою очередь, частью 20 статьи 12 Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
Согласно частям 8, 9 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, но не позднее 1 января 2019 года.
В случае, если до 1 января 2016 года в субъекте Российской Федерации заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более чем десять лет, в данном субъекте Российской Федерации до окончания сроков действия указанных государственных контрактов или прекращения обязательств по указанным государственным контрактам:
1) многоквартирные дома, в которых оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами осуществляется подрядчиками, исполнителями по государственным контрактам, указанным в абзаце первом настоящей части, не входят в зону деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и этот региональный оператор не оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами собственникам и пользователям помещений в таких многоквартирных домах;
2) в отношении собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящей части, управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих управление такими многоквартирными домами, не применяются положения части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и частей 6.2, 6.3, 7.1 статьи 155, части 1 статьи 157, частей 2.1, 11.1, 12, 15.1 статьи 161, части 2 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в части обращения с твердыми коммунальными отходами. Плата за обращение с твердыми коммунальными отходами входит в состав платы за содержание жилого помещения для собственников помещений и нанимателей жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, указанных в пункте 1 настоящей части;
3) присвоение статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами и определение зоны его деятельности осуществляются с учетом особенностей, установленных пунктами 1 и 2 настоящей части, на основании конкурсного отбора, предусмотренного пунктом 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно разъяснениям Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 января 2017 года "Об особенностях действия норм федерального законодательства, регулирующих деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами, в 2017-2019 годах" (письмо от 30 декабря 2016 года N 45067- АЧ/04) в связи с поэтапным запуском новой системы регулирования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливается переходный период, позволяющий субъектам Российской Федерации по мере готовности переходить на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами, при которой обращение с твердыми коммунальными отходами может осуществляться только по договорам с региональным оператором. При этом субъектам Российской Федерации необходимо не позднее 1 января 2019 года - обеспечить наступление обязанности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. Договоры, заключенные собственниками твердых коммунальных отходов (собственники помещений в многоквартирных домах, собственники частных домовладений, а также юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы) на сбор и вывоз твердых коммунальных отходов, действуют до заключения договора с региональным оператором.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом 5 раздела 3 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, проект перечня услуг и работ составляется и представляется собственникам помещений в многоквартирном доме для утверждения в зависимости от способа управления многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом или кооперативом соответственно, а в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме - одним из таких собственников.
Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Объем предоставляемых услуг не может быть меньше минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290.
В состав указанного минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 26.1) входят работы по содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов:
организация и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок;
организация сбора отходов I - IV классов опасности (отработанных ртутьсодержащих ламп и др.) и их передача в организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов.
В соответствии с пунктом 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, по смыслу приведенных правовых норм, в части платы за обращение с твердыми бытовыми отходами (твердыми коммунальными отходами), действует следующий порядок:
- если на территории субъекта Российской Федерации имеется соглашение между органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и утвержден единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, плата вносится в составе платы за коммунальные услуги;
- если указанное соглашение отсутствует и не утвержден единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами или если до 1 января 2016 года в субъекте Российской Федерации заключены государственные контракты на оказание услуги по обращению с твердыми бытовыми (коммунальными) отходами на срок более чем десять лет, плата за обращение с твердыми бытовыми отходами (твердыми коммунальными отходами) входит в состав платы за содержание жилого помещения для собственников помещений и нанимателей жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах.
Как установлено судом первой и следует из материалов дела, соглашение между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и единый тариф на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области отсутствуют.
Таким образом, в данном случае начисление платы за услугу по вывозу твердых бытовых отходов (твердых коммунальных отходов) должно было производиться заявителем в составе платы за содержание жилого помещения.
Согласно статье 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 ЖК РФ. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учётом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу части 2 статьи 39 ЖК РФ доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что согласно протоколу N 3/2017 от 27.02.2017 общего собрания собственников МКД по адресу: г. Иркутск, ул. Геологов, 10, собственниками приняты решения:
- о расторжении договора с управления с ООО УК "Приморский";
- об избрании управляющей организацией ООО "Приоритет" с 01.03.2017;
- об утверждении проекта договора с ООО "Приоритет";
- об утверждении тарифов на управление и содержание, текущий ремонт: 17,07 руб./кв.м. - на содержание и управление; 5,57 руб./кв.м. - текущий ремонт, 78,03 руб./чел. - вывоз ТБО.
ООО "УК "Приоритет" 08.06.2018 переименовано в ООО "Паритет".
Позиция Службы сводится к тому, что поскольку основания начисления платы за вывоз ТБО в составе коммунальных услуг отсутствовали, оплата данных услуг по спорному жилому помещению N 11 должна была начисляться в составе платы за содержание жилого помещения. В свою очередь плата за содержание жилого помещения определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, поэтому начисление платы определенной собственниками в вышеуказанном протоколе - 78,03 рублей с человека является неправомерным, так как плата должна определяться "с квадратного метра", поэтому расходы за вывоз ТБО относятся на управляющую компанию.
В материалы дела представлен договор управления многоквартирным домом с собственником жилого помещения N 32 в спорном МКД.
Согласно подпункту "е" пункта 4.1 названного договора общество обязалось самостоятельно или с привлечением третьих лиц обеспечить сбор и вывоз бытового мусора, а также обеспечит потребителей коммунальными услугами (пункт 1.11). Работы по обеспечению вывоза бытовых отходов в перечень работ и услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома (пункт 23 приложения N 1 к договору).
Пунктом 5.3 договора определено, что размер платы по управлению и содержанию, а также и текущему ремонту определяется на общем собрании собственников с учетом предложений управляющей компании. Если собственники не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт помещений, такой размер устанавливается управляющей компанией, в соответствии с тарифами принятыми органами власти г. Иркутска, либо с применением коэффициента инфляции или максимальных индексов изменения размера платы.
Приложением N 2 к указанному договору определен перечень и стоимость работ и услуг (размер платы по содержанию жилого помещения в многоквартирном доме) с 01.03.2017, согласно которому тариф на содержание общего имущества и управление составляет 17,07 руб./кв.м., в том числе плата за вывоз ТБО составляет 0,74 руб./кв.м.
Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела исследованы платежные документы, выставленные заявителем по жилому помещению N 11, указанному в оспариваемом предписании, и установлено, что собственнику (Рыбиной Т.Е.) в период с 01.03.2017 по 31.01.2018 плата за вывоз ТБО начислялась именно в указанном размере 0,74 руб./кв.м.
45,5 кв.м. (площадь рассматриваемой квартиры) = 33,6 рублей, при этом и общий размер платы за содержание жилья обществом превышен не был - 17,07 руб./кв.м. (в платежном документе данная плата выделена отдельно - 16,33 руб./кв.м. - сумма за минусом платы за вывоз ТБО - 0,74 руб./кв.м.).
Поддерживая суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции отмечает, что размер платы за вывоз ТБО 33,6 рублей предъявленный обществом для рассматриваемой квартиры значительно меньше размера платы за вывоз ТБО - 78,03 рублей с человека, установленного протоколом N 3/2017 от 27.02.2017 общего собрания собственников МКД по адресу: г. Иркутск, ул. Геологов, 10.
С учетом изложенного, является правомерным вывод суда первой инстанции о том, что начисление платы за вывоз ТБО за период с 01.03.2017 по 31.01.2018 по спорному жилому помещению осуществлялось обществом правомерно.
Относительно следующего периода начисления платы, указанного в оспариваемом предписании - с 01.02.2018, судом первой инстанции установлено и это следует из материалов дела, что с 01.02.2018 обществом производилось начисление платы за услугу по вывозу ТБО, исходя их тарифа - 4,15 руб./кв.м.
Заявителем не представлено доказательств того, что собственниками производилось изменение размера платы с 01.02.2018 и не представлено иных законных оснований для такого изменения.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал правильным доводом Службы о том, что начисление заявителем платы за вывоз ТБО, исходя из тарифа 4,15 руб./кв.м. неправомерно.
Исходя из установленных обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что начисление платы за вывоз ТБО с 01.02.2018 также должно было осуществляться обществом в соответствии с решением собственников и условиями договора.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции, что Служба не имела оснований требовать устранения нарушений по данному периоду (с 01.02.2018) путем полного исключения платы за услуги по вывозу ТБО при расчете размера платы за содержание жилого помещения.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу, что заявленные требования общества подлежат удовлетворению.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 06 ноября 2018 года по делу N А19-17608/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-17608/2018
Истец: ООО "Паритет"
Ответчик: Служба государственного жилищного надзора Иркутской области