Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 2 июля 2019 г. N Ф03-2583/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
12 февраля 2019 г. |
А04-8136/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тищенко А.П.,
судей Вертопраховой Е.В., Харьковской Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области
на решение от 19.12.2018
по делу N А04-8136/2018
Арбитражного суда Амурской области,
принятое судьей Белоусовой Ю.К.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Финансовый Спектр" (ОГРН 1162801056879, ИНН 2804017826)
к Территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Амурской области (ОГРН 1022800523745, ИНН 2801018229)
о признании незаконным и отменен постановления,
третье лицо: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Амурской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Финансовый Спектр" (далее - Общество, ООО "Финансовый Спектр") обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением к территориальному органу Федеральной службы государственной статистики по Амурской области (далее - административный орган, Амурстат) о признании незаконным и отмене постановления от 28.08.2018 N 77/2018 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Заявление в соответствии со статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)было принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства, возбуждено производство по делу N А04-8136/2018.
Определением от 07.11.2018 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по Амурской области (далее - инспекция, МИФНС России N 3 по Амурской области).
Решением от 19.12.2018 Арбитражный суд Амурской области постановление административного органа от 28.08.2018 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с вышеуказанным решением, Амурстат обратился в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, содержащей требование - решение отменить и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель указывает на следующее:
- согласно записям в Автоматизированной системе генеральной совокупности объектов федерального статистического наблюдения Ростата, ООО "ФинСпектр" имело тип предприятия "2" - коммерческое предприятие, не относящееся к субъектам малого предпринимательства с 16.09.2017 по 18.08.2018 (Общество сдавало отчетность как предприятие с типом - 2 и на момент совершения административного правонарушения считалось предприятием, не относящимся к субъектом малого предпринимательства);
- у ООО "ФинСпектр" имелась обязанность представить отчетность по форме N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за второй квартал 2018 года, т.е. 15 июля 2018 года (Общество не представило документы из Федеральной налоговой службы о том, что являлось субъектом малого предпринимательства в течение первого полугодия 2018 года, либо о том, что в Едином реестре малого и среднего предпринимательства ошибочно отсутствовала информация о нем).
Апелляционная жалоба была принята к рассмотрению арбитражным судом апелляционной инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "ФинСпектр" не согласилось с доводами жалобы, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала судебного заседания от Общества поступило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие своего представителя.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд рассмотрел апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
ООО "Финансовый Спектр" зарегистрировано 06.07.2016 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1162801056879, ИНН 2804017826 по юридическому адресу: г. Белогорск Амурской области, ул. 9 Мая, д. 210.
30.07.2018 должностным лицом Амурстата установлено, что Обществом в срок (не позднее 15.07.2016) не представлены формы федерального статистического наблюдения федерального статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за январь - июнь 2018 года, о чем составлена докладная записка.
Посчитав, что имеются повод и основания для возбуждения дела об административном правонарушении, уполномоченный орган направил в адрес законного представителя Общества уведомление о необходимости явки в Амурстат 10.08.2018 в 11 час. для составления протокола об административном правонарушении по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ (копия уведомления получена Обществом 02.08.2018 - почтовое уведомление о вручении N 67503025004947).
10.08.2018 в отсутствие законного представителя Общества, должностным лицом Амурстата составлен протокол об административном правонарушении N 77/2018, где действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ - не предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке.
Определением от 13.08.2018 рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 28.08.2018 в 14 час. (копии протокола и определения получены заявителем 05.06.2017 - почтовое уведомление о вручении N 67503026105919).
Постановлением Амурстата от 28.08.2018 N 77/2018, вынесенным в отсутствие законного представителя Общества, заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения по части 1 статьи 13.19 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. (копия постановления получена Обществом 14.09.2018 - почтовое уведомление о вручении N 67503027064482).
ООО "Финансовый Спектр" в порядке подчиненности в Росстат подана жалоба на не вступившее в силу постановление от 28.08.2018 N 77/2018.
Решением Росстата от 21.09.2018 постановление Амурстата от 28.08.2018 N 77/2018 оставлено без изменения, а жалоба общества - без удовлетворения.
Не согласившись с указанным постановлением Амурстата, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Данное правонарушение выражается в несоблюдении порядка предоставления информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее предоставления, а равно в предоставлении недостоверной статистической информации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи (граждане и индивидуальные предприниматели), обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
Согласно пункту 4 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 N 620 (далее - Положение N 620), первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами.
Первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. Респонденты - субъекты малого и среднего предпринимательства предоставляют первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (пункт 3 Положения N 620).
Согласно Указаниям по заполнению формы федерального статистического наблюдения форму N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", утвержденной Приказом Росстата от 01.09.2017 N 566, данные сведения заполняют юридические лица - коммерческие и некоммерческие организации (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности. Юридические лица, средняя численность работников которых по итогам деятельности за предыдущий год превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, сведения предоставляют ежемесячно. Юридические лица, средняя численность работников которых по итогам деятельности за предыдущий год не превышает 15 человек, включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера, сведения предоставляют ежеквартально.
Следовательно, как верно указано судом первой инстанции, ответственность за непредставление формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" наступает только в отношении хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства.
Обязанность доказывания наличия состава правонарушения, в том числе принадлежность хозяйствующего субъекта к респондентам, обязанным подавать формы N П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников", равно как и конкретную численность работников респондента (влияет на периодичность представления сведений), возлагается на административный орган.
Понятие "субъект малого предпринимательства" является правовой категорией, определения которой законодательство Российской Федерации о статистическом учете не содержит, в связи с чем подлежат применению нормы статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ).
В частности, к субъектам малого предпринимательства малого предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели (часть 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ).
Как верно отмечено судом первой инстанции, наличие того или иного субъекта предпринимательской деятельности в соответствующем реестре не является необходимым условием для признания хозяйствующего субъекта в качестве субъекта малого предпринимательства, поскольку такое условие не названо в федеральном законе.
Правовое значение имеет фактическое соответствие законодательно установленным критериям:
- лицо, не соответствующее законодательно установленным критериям малого предприятия, хотя бы и включенное в соответствующий реестр, подлежит административной ответственности по статье 13.19 КоАП РФ;
- лицо, соответствующее законодательно установленным критериям малого предприятия, но не включенное в соответствующий реестр малого предпринимательства, административной ответственности по статье 13.19 КоАП РФ не подлежит.
Включение сведений о хозяйствующем субъекте в соответствующий реестр носит технический и информационный, а не правоподтверждающий характер.
Таким образом, на административном органе лежит обязанность в каждом конкретном случае проверить соответствие лица, привлекаемого к ответственности, на соответствие критериям, предусмотренным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, в том числе путем запроса соответствующих сведений о среднесписочной численности хозяйствующего субъекта, его учредителях, а также размере выручки.
Вместе с тем, такая обязанность Амурстатом выполнена не была.
Кроме того, судом первой инстанции установлено, что ООО "Финансовый Спектр" в надлежащем порядке зарегистрировано в качестве российского юридического лица в форме хозяйственного общества, не имеет и не имело в своем составе государственного участия или участия иностранного элемента, не занимается инновационной деятельностью и не является партнером "Сколково" (осуществляет предоставление услуг бухгалтерского учета и аудита), среднесписочная численность работников за 2017 год составила 2 человека, доход от хозяйственной деятельности за 2017 год не превысил порогового значения - 120 млн. рублей, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства", что подтверждается: письменными пояснениями инспекции от 18.12.2018, сведениями от 22.01.2018 о среднесписочной численности работников за 2017 год, декларацией по налогу на прибыль организаций от 02.04.2018.
Также, арбитражным судом принято во внимание, что ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах (далее - уполномоченный орган).
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.3 настоящей статьи.
Внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом в следующем порядке: указанные в пунктах 1 - 5.1, 7 и 8 части 3 настоящей статьи сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона (за исключением сведений о вновь созданных юридических лицах и вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным частью 3 статьи 4 настоящего Федерального закона), вносятся в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе указанных в части 4 настоящей статьи сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Следовательно, как правомерно указано судом первой инстанции, ведение реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется налоговыми органами самостоятельно без вмешательства хозяйствующих субъектов и их волеизъявления, сведения вносятся налоговыми органами ежегодно 10 августа текущего календарного года по имеющимся в их распоряжении документам по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
Согласно материалам дела, Общество не является вновь созданным, поэтому обновление сведений в отношении этого хозяйствующего субъекта произведено инспекцией (уполномоченным органом) 10.08.2018, как этого требует часть 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ. Результатом рассмотрения документов и сведений, относящихся к 2017 году, 1 полугодию 2018 года стало включение сведений об Обществе в реестр субъектов малого предпринимательства с формулировкой "микропредриятие", что подтверждено выпиской из реестра от 15.08.2018 N ЮЭ9965-18-4079693.
Включение Общества 10.08.2018 в реестр субъектов малого предпринимательства по существу означает соответствие заявителя критериям, предусмотренным статьей 4 Закона N 209-ФЗ не только на дату осуществления регистрационного действия (10.08.2018), но и в период с 01.01.2017 по 30.06.2018 (период, подлежащий проверке при решении о включении хозяйствующего субъекта в реестр).
Таким образом, обязанность по представлению сведений государственного статистического учета по форме 4-П "Сведения о численности и заработной плате работников" на заявителя с 01.01.2018 не возлагалась ввиду его принадлежности к субъектам малого предпринимательства.
При этом судом учтено, что сведения о принадлежности заявителя к субъектам малого предпринимательства были общедоступны как на момент составления протокола об административном правонарушении от 10.08.2018, так и на момент вынесения оспариваемого постановления от 28.08.2018. Более того, на это же обстоятельство обращал внимание административного органа заявитель в возражениях на протокол об административном правонарушении.
В силу пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ недоказанность либо отсутствие события, состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии события правонарушения в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, в связи с чем постановление от 28.08.2018 является незаконным и подлежит отмене.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении заявления и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 19.12.2018 по делу N А04-8136/2018 Арбитражного суда Амурской области оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.П. Тищенко |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8136/2018
Истец: ООО "Финансовый Спектр"
Ответчик: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Амурской области
Третье лицо: МИФНС Росии N 3 по Амурской области, Шестой арбитражный апелляционный суд(8136/18-1т, 8494/14-1т)
Хронология рассмотрения дела:
02.07.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2583/19
19.04.2019 Определение Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-1919/19
12.02.2019 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-232/19
19.12.2018 Решение Арбитражного суда Амурской области N А04-8136/18