Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 6 июня 2019 г. N Ф10-1830/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А08-5168/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 12 февраля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бумагина А. Н.,
судей Малиной Е. В.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костиной И. А.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "Русагро-Инвест" - представитель Пустовойт Е. А. (доверенность от 14.12.2018 N 312);
от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области - консультант отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия Гудкова Т. В. (доверенность от 04.02.2019 N 22-04/79)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Русагро-Инвест" (ОГРН 1073126000100, ИНН 3105003830) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.09.2018 по делу N А08-5168/2018 (Судья Линченко И. В.) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Русагро-Инвест" (ОГРН 1073126000100, ИНН 3105003830) к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области (ИНН 3123379024, ОГРН 1153123021523) о признании недействительным предписания об устранении нарушений, выявленных в
результате проведения контроля за состоянием объекта культурного наследия регионального значения "Конезавод в экономии Ребиндеров Чумичева Дача" (Шебекинский район, с.Батрацкая Дача) от 05.04.2018 N 264-01/10,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Русагро-Инвест" (далее - ООО "Русагро-Инвест", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Белгородской области с заявлением к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области (далее - Управление, административный орган) о признании недействительным предписания об устранении нарушений, выявленных в результате проведения контроля за состоянием объекта культурного наследия регионального значения "Конезавод в экономии Ребиндеров Чумичева Дача" (Шебекинский район, с.Батрацкая Дача) от 05.04.2018 N 264-01/10 (далее - Предписание N 264-01/10).
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 20.09.2018 в удовлетворении заявленного ООО "Русагро-Инвест" требования отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, Общество обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Обосновывая требование об отмене судебного акта, ООО "Русагро-Инвест" указало, что судом необоснованно отклонен довод о нарушении Управлением при проведении проверочных мероприятий и выдаче оспариваемого предписания положений Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Требования Предписания N 264-01/10 не исполнимы, поскольку отсутствует свободный доступ к зданию, являющемуся объектом культурного наследия. Приказ Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области от 02.03.2016 N 13/1 "Об утверждении Порядка выдачи задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению", в соответствии с которым проведена проверка, не опубликован в связи с чем не может применяться. В Задании Начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 29.03.2018 N 53-2018/02(кс) не указаны мероприятия, которые должны быть произведены. В резолютивной части обжалуемого решения не отражены нормативные акты, на соответствие которым проверено оспариваемое Предписание N 264-01/10.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Управление возражает против доводов апелляционной жалобы Общества, указывает на
законность и обоснованность состоявшегося судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения жалобы Общества.
Как следует из материалов дела, на основании Задания Начальника Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия от 29.03.2018 N 53-2018/02(кс) (далее - задание от 29.03.2018) (т.1 л.д.55) консультантом отдела государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия Гудковой Т.В. и консультантом отдела государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия Уланской А.Е. проведен осмотр объекта культурного наследия регионального значения "Конезавод в экономии Ребиндеров Чумичева Дача" (Шебекинский район, с. Батрацкая Дача).
05.04.2018 указанными должностными лицами составлен Акт технического состояния объекта культурного наследия по результатам мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия или систематическому наблюдению (далее - акт от 05.04.2018) (т.1 л.д.20-23), в котором зафиксировано неудовлетворительное состояние объекта культурного наследия.
В результате выявленных нарушений обязательных требований, установленных законодательством об охране объектов культурного наследия, Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области 05.04.2018 выдано Предписание об устранении нарушений, выявленных в результате проведения контроля за состоянием объекта культурного наследия регионального значения "Конезавод в экономии Ребиндеров Чумичева Дача" (Шебекинский район, с.Батрацкая Дача) (т.1 л.д.18-19), которым на ООО "Русагро-Инвест" возложена обязанность обеспечить проведение комплекса мер по сохранению объекта культурного наследия:
- провести первоочередные противоаварийные кровельные работы на объекте культурного наследия, заменить строительную сетку в срок до 21.05.2018;
- провести полное инженерное обследование всех несущих и ограждающих конструкций с заключениями, выводами и рекомендациями экспертов в срок до 29.06.2018;
- разработать научно-проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия с учетом заключения и рекомендаций по обследованию здания в срок до 21.08.2018.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования арбитражный суд обоснованно руководствовался следующим.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ).
Статья 1 Федерального закона N 73-ФЗ определяет, что государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона N 73-ФЗ под государственным надзором за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия понимаются деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в том числе выдача обязательных для исполнения предписаний об отмене решений органов государственной власти или органов местного самоуправления, принятых с нарушением настоящего Федерального закона, или о внесении в них изменений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
В соответствии с п.4 ст.11 Федерального закона N 73-ФЗ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия в части организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее- Федеральный закон N 294-ФЗ).
Из буквального толкования вышеприведенных положений Закона следует, что государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется не только в форме проверок юридических лиц, но и в других формах, к которым относятся мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия, принятию мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений и деятельность по систематическому наблюдению.
При этом положения Федерального закона N 294-ФЗ применяются только к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, осуществляемого в форме проверок.
Указанный вывод не противоречит Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 26.10.2017 N 2499-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Стеелмар Скандинавия" на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 11 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В соответствии с п.8 ч.6 ст.8.3 Федерального закона N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся мероприятия по контролю, установленные федеральными законами
Мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями проводятся уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля (надзора), в пределах своей компетенции на основании заданий на проведение таких мероприятий, утверждаемых руководителем или заместителем руководителя органа государственного контроля (надзора).
В силу п.3 ст.11 Федерального закона N 73-ФЗ региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия осуществляется региональными органами охраны объектов культурного наследия согласно их компетенции в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Распоряжению Правительства Белгородской области от 26.10.2015 N 548-рп органом исполнительной власти, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Белгородской области, с 1 января 2016 года является Управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области, к полномочиям которого относится, в том числе осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.
Постановлением Правительства Белгородской области от 22.05.2017 N 190-пп (далее - Регламент) утвержден Административный регламент исполнения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области государственной функции "Осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия".
В соответствии с п.4.3 Регламента региональный государственный надзор осуществляется уполномоченными должностными лицами управления (далее - должностные лица) посредством проведения надзорных мероприятий, а именно: плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, а также деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности.
В силу п.4.3.2 Регламента мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия осуществляются должностными лицами управления посредством разовых обследований (осмотров), используемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности зданий, производственных, хозяйственных и иных нежилых помещений, строений, сооружений, являющихся объектами культурного наследия, и с согласия собственников жилых помещений, являющихся объектами культурного наследия.
Постановлением Правительства Белгородской области от 25.04.2016 N 118-пп утвержден Порядок организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (т.1 л.д.80-84).
В соответствии с п.11 указанного постановления мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия осуществляется должностными лицами регионального органа охраны объектов культурного наследия на основании задания, порядок выдачи которого, а также его форма устанавливаются региональным органом охраны объектов культурного наследия.
Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области от 2.03.2016 N 13/1 утверждены Порядок выдачи задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению, форма задания и форма акта технического состояния объекта культурного наследия (т.1 л.д.71-79).
Таким образом, мероприятие по контролю за состоянием объектов культурного наследия в форме осмотра, проведенного должностными лицами Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области в рамках регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия на основании задания от 29.03.2018 N 53-2018/02(кс), не относится к проверкам юридических лиц, а является видом контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическим лицом.
Ограничений относительно возможности вынесения предписаний по результатам надзорных мероприятий, проведенных не в форме проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно пп.3 п.6 ст.11 Федерального закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания, в том числе об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия.
Довод нарушении порядка принятия Приказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области от 02.03.2016 N 13/1 "Об утверждении Порядка выдачи задания на
проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению" подлежит отклонению в связи со следующим.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на многократное применение.
В данном случае Порядок, утвержденный Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области от 02.03.2016 N 13/1, не обладает признаками нормативного правового акта, поскольку регулирует вопросы организации работы Управления по оформлению заданий на проведение мероприятий по контролю и оформлению результатов таких мероприятий.
Кроме того, само по себе задание от 29.03.2018 и акт от 05.04.2018, фиксирующий результат осмотра, не порождают для Общества каких-либо правовых, в том числе негативных последствий, а также не создают препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Задание от 29.03.2018 составлено по форме, утвержденной Приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области от 02.03.2016 N 13/1 "Об утверждении Порядка выдачи задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению", и содержит указание на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия, под которыми в силу п.4.3.2 Регламента понимается осмотр объекта культурного наследия.
Согласно пп.1 п.1 ст.47.3 Федерального закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия собственник объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
При проведении мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия Управлением было установлено, что ООО "Русагро-Инвест" не осуществляются расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; безотлагательно не принимаются меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе не проводятся противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия своевременно не приняты меры по проведению текущих ремонтных работ (кровли) на объекте культурного наследия.
Указанные обстоятельства по существу Обществом не оспорены, доказательств исполнения обязанностей, возложенных пп.1 п.1 ст.47.3 Федерального закона N 73-ФЗ, не представлены.
Довод о невозможности исполнения требований Предписания N 264-01/10 подлежит отклонению в связи со следующим.
Имеющимися в материалы дела фотографиями опровергается утверждение заявителя об отсутствия свободного проезда (прохода, доступа) к зданию, являющемуся объектом культурного наследия (т.1 л.д. 57-61).
Доказательств того, что Общество не имеет доступа к принадлежавшему ему объекту культурного наследия заявитель не представил.
Довод Общества о неисполнении органами местного самоуправления Шебекинского района Белгородской области решений принятых на совещании Департамента имущественных и земельных отношений Белгородской области 24.07.2013, носит предположительный характер, не подтвержден доказательствами и не является предметом настоящего спора.
Довод заявителя о неисполнимости оспариваемого предписания в виду смены собственника объекта культурного наследия на основании заключенного с Ассоциацией по охране диких животных "РУССКИЙ ЛЕС" договора купли-продажи имущества от 10.07.2018 N 00005877/18-111 (л.д.125-126), отклоняется судом ввиду следующего.
Договор купли-продажи от 10.07.2018 N 0000587/18-111 объекта культурного наследия регионального значения "Конезавод в экономии Ребиндеров Чумичева Дача" заключен после вынесения предписания. В рассматриваемом случае факт смены собственника объекта культурного наследия после вынесения оспариваемого предписания правового значения не имеет и не может являться основаниям для признания его незаконным.
К тому же сроки исполнения Предписания N 264-01/10 в части требований провести первоочередные противоаварийные кровельные работы на объекте культурного наследия, заменить строительную сетку (21.05.2018); провести полное инженерное обследование всех несущих и ограждающих конструкций с заключениями, выводами и рекомендациями экспертов (29.06.2018) наступили ранее, чем заключение договора купли-продажи от 10.07.2018 N 0000587/18-111.
Кроме того, по сведениям ЕГРЮЛ ООО "Русагро-Инвест" является учредителем (участником) Ассоциации по охране диких животных "РУССКИЙ ЛЕС" (л.д.136-144).
Каких-либо доказательств, подтверждающих наличие непреодолимых препятствий для исполнения Обществом требований оспариваемого предписания на момент его выдачи материалы дела не содержат.
Отсутствие в резолютивной части решения суда первой инстанции указания на название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которого проверено оспариваемое предписание, не свидетельствует о незаконности и необоснованности обжалуемого судебного акта.
Несогласие с оценкой судом первой инстанции представленных в материалы дела доказательств не может являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции. При этом у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания полагать, что судом первой инстанции нарушены положения ст.71 АПК РФ.
В соответствии с ч.1 ст.65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 5 ст. 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Во исполнение указанных норм Управлением представлены надлежащие доказательств законности принятого ненормативного акта.
Убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, и опровергающих выводы суда первой инстанции апелляционная жалоба не содержит, в силу чего удовлетворению не подлежит.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования, имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка судом первой инстанции, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения (часть 4 статьи 270 АПК РФ).
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.09.2018 по делу N А08-5168/2018 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Русагро-Инвест" без удовлетворения.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, учитывая результат рассмотрения дела, государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит отнесению на Общество.
руководствуясь ч.1 ст. 269, ст.271 АПК РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 20.09.2018 по делу N А08-5168/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч.1 ст.275 АПК РФ.
Председательствующий судья |
А. Н. Бумагин |
Судьи |
Е. В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-5168/2018
Истец: ООО "РУСАГРО-ИНВЕСТ"
Ответчик: Управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области