город Ростов-на-Дону |
|
12 февраля 2019 г. |
дело N А53-14368/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ильиной М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от ООО "Форас" - Чигрина Л.Н. по доверенности от 31.001.2018, паспорт;
от Министерства финансов Ростовской области - Лиманский М.А. по доверенности от 09.01.2019, удостоверение
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форас"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 23.10.2018 по делу N А53-14368/2018, принятое судьей Ерёминым Ф.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Форас"
к Министерству финансов Ростовской области
о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Форас" (далее - заявитель, ООО "Форас", общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением признании незаконными действий Министерства финансов Ростовской области (далее - министерство), выраженных в письме от 20.04.2018 N 9.6-5/813.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Форас" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять новый судебный акт. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что в постановлении дата вынесения постановления не соответствует дате получения ССП исполнительного листа и дате, указанной в письме исх.N 61028/16/872743, причина окончания исполнительного производства также не соответствует п. 8 ч. 1 ст. 31 ФЗ "Об исполнительном производстве".
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу Министерство финансов Ростовской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ООО "Форас" просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представитель Министерства финансов Ростовской области в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Министерством финансов Ростовской области был рассмотрен поступивший на исполнение исполнительный лист серии ФС N 017791682, выданный на основании определения Арбитражного суда Ростовской области от 01.09.2014 по делу N А53-19629/2012 о взыскании с Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Южный Строительный Альянс" судебных расходов в размере 113 330 руб.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 19.07.2017 произведена процессуальная замена взыскателя с общества с ограниченной ответственностью "Южный Строительный Альянс" на его правопреемника - общество с ограниченной ответственностью "Форас" (далее - взыскатель).
20.04.2018 в письме N 9.6-5/813 Министерством отказано ООО "Форас" в исполнении требований исполнительного листа серии ФС N 017791682, выданного на основании определения Арбитражного суда Ростовской области от 01.09.2014 по делу N А53-19629/2012.
Не согласившись действиями, выраженными от 20.04.2018 N 9.6-5/813, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном Бюджетным кодексом РФ (ст. 2424).
Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" определено, что исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу (часть 1 статьи 21).
Как следует из документов, приложенных к исполнительному листу серии ФС N 017791682, судебный акт, на основании которого выдан указанный исполнительный лист, вступил в законную силу 20.11.2014.
Таким образом, срок предъявления вышеназванного исполнительного листа к исполнению истек 20.11.2017.
Исполнительный лист серии ФС N 017791682 был направлен в Министерство финансов Ростовской области (надлежащий орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации) 03.02.2018, о чем свидетельствует оттиск штампа Почты России на конверте.
Следовательно, срок, установленный частью 1 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", взыскателем не соблюден.
В документах, приложенных к исполнительному листу серии ФС N 017791682, не содержались обстоятельства, которые свидетельствовали о наличии законных оснований для предъявления исполнительного листа к исполнению в срок, превышающий установленный законодательством об исполнительном производстве срок на предъявление исполнительного листа к исполнению.
Нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению согласно абзацу пятому пункта 3 статьи 2421 Бюджетного кодекса Российской Федерации является основанием для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение.
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 2421 Бюджетного кодекса Российской Федерации орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов казенных учреждений субъекта Российской Федерации, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.
В связи с нарушением установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению поступивший исполнительный лист серии ФС N 017791682 и приложенные к нему документы на основании абзаца пятого пункта 3 статьи 2421 Бюджетного кодекса Российской Федерации были возвращены Министерством финансов Ростовской области без исполнения письмом от 08.02.2018 N 9.6-5/328.
Данное письмо вместе с исполнительным листом серии ФС N 017791682 и приложенными к нему документами было направлено 09.02.2018 Министерством финансов Ростовской области почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении (347924, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Котлостроителей 37/19, оф. 36).
Однако вышеназванный пакет документов был возвращен Почтой России отправителю - министерству финансов Ростовской области, по причине истечения установленного срока хранения не полученной адресатом - ООО "Форас" (его уполномоченными представителями) письменной корреспонденции.
Позднее (17.04.2018) в Министерство финансов Ростовской области поступило письмо, подписанное представителем взыскателя ООО "Форас" - с просьбой об исполнении ранее направленного исполнительного листа серии ФС N 017791682 с приложением документов, подтверждающих, по мнению взыскателя, прерывание срока предъявления исполнительного листа к исполнению.
Так, согласно ответу Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону Управления ФССП по Ростовской области от 02.11.2016 N 61028/16/872743 исполнительный лист находился на исполнении с 28.01.2015 по 02.11.2016, что, в свою очередь, по мнению заявителя, продлевает трехгодичный срок предъявления исполнительного листа к исполнению на 1 год 10 месяцев и 5 дней.
Суд первой инстанции указал, что в отношении казенных учреждений субъекта РФ установлен специальный порядок предъявления исполнительного листа к исполнению (статья 2424 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Министерство финансов Ростовской области является надлежащим органом, осуществляющим исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства областного бюджета по денежным обязательствам государственных казенных учреждений Ростовской области.
Судом первой инстанции в рамках настоящего дела была у Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону была истребована информация о действиях, совершенных отделом, связанных с поступлением исполнительного листа N АС 000011609 от 19.12.2014.
Согласно поступившего служебного письма от 15.10.2018 N 61028/18/749678 от Ленинского районного отдела судебных приставов г. Ростова-на-Дону исполнительный лист указанной серии в отдел поступал, вместе с тем в возбуждении исполнительного производства 24.12.2015 было отказано, руководствуясь п.8 ч.1 ст.31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (л.д.74).
Апелляционной коллегией не принимается довод общества о том, что в общий срок на предъявление исполнительного документа не должны включаться периоды нахождения вышеназванного исполнительного листа серии ФС N 017791682 в Ленинском районном отделе судебных приставов г. Ростова-на-Дону УФССП по РО, в виду следующего.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 31 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
При предъявлении исполнительного документа в ненадлежащий орган не подлежат применению положения, установленные статьей 321 Арбитражного процессуального кодекса РФ, частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", регламентирующие перерыв срока в предъявлении исполнительного документа к исполнению.
Кроме того, по общему правилу, установленному частью 2 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится.
Согласно части 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего кодекса.
Поскольку в поступившем 17.04.2018 письме также не содержались обстоятельства, свидетельствовавшие о наличии законных оснований для предъявления исполнительного листа к исполнению в срок, превышающий три года, министерство финансов Ростовской области повторно направило письмо о возврате исполнительного листа серии ФС N 017791682 и приложенных к нему документов без исполнения на основании абзаца пятого пункта 3 статьи 2421 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Министерством финансов Ростовской области исполнительный лист серии ФС N 017791682 и приложенные к нему документы были возвращены без исполнения в полном соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, основания для принятия к исполнению данного исполнительного листа с учетом представленных документов, как и основания для признания незаконными действий Министерства финансов Ростовской области по осуществлению возврата у суда отсутствуют.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 07.05.2015 по делу N А19-8657/2014, Арбитражного суда Центрального округа от 20.06.2017 по делу N А14-11323/2010, решении Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 11.01.2018 по делу N 2а-1185/2018, оставленном без изменения апелляционным определением Ростовского областного суда от 07.05.2018.
На основании изложенного, судом первой инстанции правомерно и обоснованно отказано в удовлетворении заявленных обществом требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют приведенные при рассмотрении в суде первой инстанции и не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Основания для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2018 по делу N А53-14368/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14368/2018
Истец: ООО "ФОРАС"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ