Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 13 мая 2019 г. N Ф09-2072/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Пермь |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А50-31224/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 февраля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцова В. Г.,
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания Игитовой А.В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Кишертская МТС" - Трапезников А.И., предъявлен паспорт, доверенность от 26.09.2018; Хромцов И.Н., предъявлен паспорт, выписка из ЕГРЮЛ;
от заинтересованного лица Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кишертском районе Пермского края - Топычканова Е.А, предъявлен паспорт, доверенность от 08.02.2019;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Кишертская МТС"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 14 ноября 2018 года
по делу N А50-31224/2018
вынесенное судьей Герасименко Т. С.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кишертская МТС"
(ОГРН 1025901890563, ИНН 5938002954)
к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Кишертском районе Пермского края (ОГРН 1025901894479, ИНН 5938002947)
о признании недействительным и отмене решения N 203V12180000758 от 18.09.2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Кишертская МТС" (далее - заявитель, общество, ООО "Кишертская МТС") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кишертском районе Пермского края (далее - заинтересованное лицо, Управление) о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 203V12180000758 от 18.09.2018.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2018 года требования ООО "Кишертская МТС" удовлетворены частично, решение вынесенное Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Кишертском районе Пермского края о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 203V12180000758 от 18.09.2018 признано недействительным в части привлечения к ответственности в виде штрафа в сумме, превышающей 12 930 руб. как несоответствующее законодательству о страховых взносах; на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кишертском районе Пермского края возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Кишертская МТС. В удовлетворении остальной части требований отказано. С Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кишертском районе Пермского края в пользу ООО "Кишертская МТС" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Общество, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось апелляционной жалобой, просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Кишертская МТС".
В апелляционной жалобе общество приводит доводы о наличии права на применение пониженного тарифа в соответствии с подп. "ц" п. 8 ч. 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ, полагает, что суд необоснованно пришел к выводу о том, что работы по содержанию дорог и благоустройству территории не могут быть классифицированы по коду 45 ОКВЭД "Строительство", поскольку не относятся к строительному подряду, при этом суд и управление в основу своей позиции заложили подход, направленный на деление работ по содержанию дорог на отдельные составляющие и вычлените сумм полученного дохода без учета того обстоятельства. что работы по содержанию дорог являются комплексной деятельностью, относимой в целом классификаторами видов деятельности к строительной сфере (ОК 029-2007, ОК 029-2014), а следовательно, и доход от такой деятельности следует относить к доходу от соответствующей деятельности. Общество настаивает, что работы по благоустройству территории путем устройства подстилающих и выравнивающих слоев из щебня по муниципальному контракту от 22.09.2016 относятся к строительной деятельности, и никак не могут относиться к деятельности по уборке территории; также по мнению заявителя жалобы. основания для деления общей суммы контракта от 16.01.2015 в размере 1 194 000 руб., подлежащей уплате заказчиком за содержание дорог в населенных пунктах Асовского сельского поселения на отдельные суммы в размере 1099 500 руб., и 99 550 руб. не имелось, так как из первичных документов (техзадания, актов выполненных работ прямо следует, что общество производилось комплексная деятельность по содержанию дорог в соответствии с перечнем работ, указанным в Приказе Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог", а не только расчистка улиц от снега и грейдирвоание дорог.
Управлением представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором он возражает против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Фонда возражал против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявитель является страхователем и плательщиком страховых взносов.
По результатам проведения Управлением в отношении Общества выездной поверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование за период с 2015-2016 годы, оформленной соответствующим актом выездной проверки, установлено, что страхователь в проверяемом периоде (в 2016 году) необоснованно применял пониженный тариф страховых взносов.
По результатам рассмотрения материалов проверки должностным лицом Управления вынесено решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушений законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 203V12180000758 от 18.09.2018, которым обществу доначислены страховые взносы в сумме 258603,03 руб., пени в размере 13368,75 рублей и штраф в размере 51720,60 рублей.
Общество, не согласившись с решением Управления, полагая, что отсутствуют основания для доначисления страховых взносов в указанной сумме, соответствующих сумм пени и штрафов, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании указанного ненормативного акта недействительным.
Суд первой инстанции, исходя из того, что из представленных заявителем документов не представляется возможным сделать вывод о том, что доходы от деятельности по строительству превышают 70% от общего дохода, не усмотрел оснований считать деятельность заявителя по спорным договорам на оказание услуг по уборке деятельностью по строительству, в связи с чем в удовлетворении требований в указанной части отказал. При этом суд оценив соразмерность примененных Управлением ПФР финансовых санкций за допущенное заявителем правонарушение, исходя из конституционного принципа справедливости и соразмерности наказания, снизил примененный к заявителю штраф в 4 раза до 12 930 руб.
Оспаривая решение суда первой инстанции, общество приводит доводы о наличии права на применение пониженного тарифа в соответствии с подп. "ц" п. 8 ч. 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на не, заслушав мнение представителей лиц участвующих в деле, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных актов государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Данные обстоятельства должны быть установлены арбитражным судом в совокупности.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "NО страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - закон N 212-ФЗ, закон о страховых взносах).
Согласно статье 12 закона N 212-ФЗ, тарифом страхового взноса является размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН и занимающиеся видами деятельности, предусмотренными пунктом 8 части 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ, имеют право на пониженный тариф страховых взносов в пенсионный фонд - 20% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 0% (части 3.2, 3.4 статьи 58 закона N 212-ФЗ).
Пунктом 8 части 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ предусмотрено, что право на применение пониженных тарифов имеют организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, осуществляющие как основной какой-либо из видов экономической деятельности (классифицируемый в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), перечисленных в пункте 8 части 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ.
Перечень основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности), при осуществлении которых упомянутыми плательщиками применяется пониженный тариф страховых взносов, определен пунктом 8 части 1 статьи 58 федерального закона N 212-ФЗ.
При этом, как верно отмечает суд первой инстанции, для целей признания соответствующего вида экономической деятельности, предусмотренного пунктом 8 части 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ, основным видом экономической деятельности, должно выполняться условие о том, что доля доходов по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов.
Данная правовая позиция соответствует выводам, изложенным в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.07.2011 N 14943/10, подтвержденная определением Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2015 N 304-КГ15-4966, в соответствии с которыми вид деятельности организации не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности страхователя, без учета вида фактически осуществляемой деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила).
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
В силу пункта 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно.
Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
В пункте 5 Порядка указано на "осуществляемые виды деятельности", поэтому вид фактически осуществляемой Обществом деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного предприятия.
Общество указывает на то, что его деятельность подлежит классификации по кодам ОКВЭД, входящим в группу 45 "Строительство", в частности к коду 45.21 "Производство общестроительных работ".
В соответствии с подпунктом "ц" пункта 8 части 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ в Перечне основных видов экономической деятельности (в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) поименована деятельность по строительству (код ОКВЭД 45).
Согласно части 1.4 статьи 58 закона N 212-ФЗ соответствующий вид экономической деятельности признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов от реализации продукции и (или) оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Сумма доходов определяется в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, организация, применяющая УСН, основным видом экономической деятельности которой является деятельность по строительству (код ОКВЭД 45), поименованная в подпункте "ц" пункта 8 части 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ, вправе уплачивать страховые взносы по пониженному тарифу при соблюдении вышеуказанного условия о доле доходов по данному виду деятельности.
Применение льготного тарифа, предусмотренного статьей 58 закона N 212-ФЗ, является правом страхователя, носит заявительный характер посредством его декларирования в подаваемых уполномоченному органу расчетах и может быть реализовано только при соблюдении установленных в статьей 58 закона N 212-ФЗ совокупности условий, при этом обязанность обоснования и документального подтверждения права на указанную льготу возложена на страхователя.
Из материалов дела следует, что ООО "Кишертская МТС" применяет специальный режим налогообложения в виде налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения по объекту "Доходы, уменьшенные на величину расходов", согласно уведомления о возможности применения упрощенной системы налогообложения N 27 от 11.12.2002 выданного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 5 по Пермской области и Коми-Пермяцкому АО; согласно информационного письма Пермского областного комитета государственной статистики об идентификации по общероссийским классификаторам от 23.12.2003 N 30 в качестве основного вида деятельности общества указан ОКВЭД 45.21 - производство общестроительных работ, согласно Устава, предметом деятельности ООО "Кишертская МТС" являются: оказания помощи в проведении сельскохозяйственных работ сельхоз-товаро производителями личным подсобным хозяйствам; агрохимическое обслуживание; производство сельскохозяйственной продукции; техническое обслуживание и ремонт оборудования; строительно-монтажные работы, транспортно-погрузочные работы; производство известкового туфа и нерудных строительных материалов; осуществление других видов работ и оказания других услуг, не запрещенных и не противоречащих действующему законодательству РФ.
В расчете формы РСВ-1 за отчетные периоды 2015 - 2016 г.г., заявитель в соответствующих строках указал основной вид деятельности - производство общестроительных работ (ОКВЭД 45.21), в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ.
Указание обществом в Едином государственном реестре юридических лиц и представляемых расчетах формы РСВ-1 ПФР сведений об основном виде деятельности само по себе не подтверждает фактическое осуществления заявителем такого вида деятельности, который дает право на применение пониженного тарифа страховых взносов, так как эти сведения носят заявительный характер.
В подтверждение основного вида деятельности к проверке представлены договоры подряда, контракты на выполнение работ, акты выполненных работ.
Из условий названных договоров, актов выполненных работ следует, что исполнитель ООО "Кишертская МТС" выполняет следующие виды работ: текущий ремонт зданий; строительство жилых зданий; разборка и снос жилых зданий; расчистка, выравнивание и планировка строительных участков; ремонт автомобильных дорог, улиц и прочих дорог для транспортных средств и пешеходов, открытых автомобильных стоянок; содержание автомобильных дорог; содержание автомобильных дорог, в т.ч. оказание услуг машин и механизмов при расчистке улиц от снега; оказание услуг машин и механизмов на сбор и вывоз мусора и веток с обочин дорог; валка деревьев; расчистка улиц от мелколесья; ремонт уличного освещения; благоустройство территории.
На основании налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения общая сумма полученного плательщиком страховых взносов дохода составляет в 2015 году 14207356,06 руб., в 2016 году 16596414,99 руб.
Управление в ходе проверки пришло к выводу о том, что ряд отдельных работ можно соотнести со строительными работами: 45.11 Разборка и снос жилых зданий, 45.11.2 расчистка, выравнивание и планировка строительных участков; 45.21 строительство жилых зданий; 45.23.1 ремонт автомобильных дорог, улиц и прочих дорог для транспортных средств и пешеходов, открытых автомобильных стоянок. Данные виды деятельности возможно соотнести со строительством, они входят в одну группу кода 45, при этом сумма дохода от деятельности по коду ОКВЭД 45.21, 45,23.1 от общей суммы выручки от видов работ, отраженных в книге доходов и расходов составила: за 2015 год - 70,13 % (доход от деятельности общестроительных работ составил 9963902.13 руб./ доход, полученный от всей деятельности 14207356,06 руб.); за 2016 год - 67,05 % (доход от деятельности общестроительных работ составил 11128285.65 руб./ доход, полученный от всей деятельности 16596415,00 руб.)
Общество настаивает на том, что осуществляет деятельность по строительству, в связи с чем он имеет право на применение пониженного тарифа.
Оспаривая решение суда первой инстанции, общество указывает на то, что деление работ по содержанию дорог на отдельные составляющие и вычлените сумм полученного дохода без учета того обстоятельства, что работы по содержанию дорог являются комплексной деятельностью, относимой в целом классификаторами видов деятельности к строительной сфере (ОК 029-2007, ОК 029-2014), так как доход от такой деятельности следует относить к доходу от соответствующей деятельности; работы по благоустройству территории путем устройства подстилающих и выравнивающих слоев из щебня по муниципальному контракту от 22.09.2016 относятся к строительной деятельности, и никак не могут относиться к деятельности по уборке территории.
Из материалов дела следует, что между ООО "Кишертская МТС" и МКДОУ "Кишертский детский сад N 4" заключен муниципальный контракт от 22.09.2016 на оказание услуг по благоустройству территории детского сада, цена контракта составляет 17 984 руб.
Согласно локальному сметному расчету на благоустройство территории к муниципальному контракту от 22.09.2016 стоимость работ составляет 17 984,00 рублей, в состав которой входят работы по устройству подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня, стоимость щебня а также его перевозка; согласно Справке о стоимости выполненных работ и затрат N 34 от 23.09.2016 г. к контракту от 22.09.2016 (КС-3) стоимость работ по благоустройству территории составила 17 984,00 руб.; в соответствии с актом о приемке выполненных работ N 34 от 23.09.2016 обществом были выполнены работы по планировке площадей механизированным способов, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из щебня, стоимость работ - 17 984,00 руб.
Между тем как верно указанно судом первой инстанции виды работ не могут быть отнесены по ОКВЭД к коду 45.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности группировка видов деятельности по коду 45 включает: работы строительные подготовительные и вспомогательные, работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений.
В данной группировке классифицированы услуги (работы), являющиеся существенными составляющими процесса строительства зданий и сооружений различного типа, которые представляют собой продукцию строительной деятельности.
Правовым основанием для осуществления работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, перепланировке, переустройству объектов недвижимости выступают гражданско-правовые нормы о договоре подряда (§ 1-5 главы 37 ГК РФ).
Договор строительного подряда занимает основное место в сфере регулирования работ по созданию, реконструкции, капитальному ремонту, переустройству и перепланировке.
Исходя из положений статьи 740 ГК РФ, договор строительного подряда представляет собой соглашение, согласно которому подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену (пункт 1 статьи 740 ГК РФ). Договор является основным документом, регулирующим отношения его сторон в процессе выполнения предусмотренных в нем обязательств.
Договор строительного подряда обладает рядом особенностей, позволяющих выделить его из числа других договоров по выполнению работ: предметное действие норм, регулирующих отношения строительного подряда, распространяется на отношения, так или иначе связанные с созданием либо изменением объектов; работы по данному договору ведутся непосредственно по месту нахождения объекта (предмета труда); специфичны предмет договора (предприятие, здание, сооружение либо иная недвижимость как конечная продукция строительного производства или законченный комплекс определенных работ по объекту строительства) и его субъектный состав; предусмотрены дополнительные обязанности заказчика по созданию подрядчику необходимых условий для выполнения работы. Это связано, прежде всего, с тем, что обычно собственником либо иным титульным владельцем земельного участка либо объекта, на котором предполагается производство строительных работ, является заказчик; наличие системы специальных нормативных актов, регулирующих отношения по капитальному строительству.
При этом представленные заявителем в материалы дела акты выполненных работ таковыми доказательствами не являются.
Тот факт, что ряд отдельных работ по своему наименованию возможно соотнести со строительными работами, не свидетельствует о том, что видом деятельности Общества является именно "Строительство".
Доводы жалобы работы о том, что работы по благоустройству территории заказчика путем устройства подстилающих и выравнивающих слоев из щебня по муниципальному контракту от 22.09.2016 относятся к строительной деятельности, и никак не могут относиться к деятельности по уборке территории, поскольку в целом работы по благоустройству территории заказчика относятся к классификаторам видов деятельности в строительной сфере (ОК 029-2007, ОК 029-2014) отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Правоотношения по уплате страховых взносов с применением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков, предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 58 закона N 212-ФЗ возникли с 01.01.2011, в связи с принятием федерального закона от 28.12.2010 N 432-ФЗ "О внесении изменений в статью 58 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный 'фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", то есть в период действия Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
В Приложении к Приказу Минздравсоцразвития России от 31.01.2011 N 54н о внесении изменений в форму РСВ-1 в связи с введением в действие Федерального закона от 28.12.2010 N 432-ФЗ указаны конкретные коды ОКВЭД в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), в частности для вида деятельности, предусмотренного подпунктом "ц" пункта 8 части 1 статьи 58 закона N212-ФЗ "строительство", указан код ОКВЭД 45. В разъяснениях, данных в Письме ПФР от 17.06.2011 N 30-22/6718 по вопросу применения с 2011 года пониженного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения. Пенсионный фонд РФ также ссылается на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).
Более того, действующее в проверяемый период законодательство не содержало норм, позволяющих плательщику страховых взносов в целях применения пониженных тарифов страховых взносов применять (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2).
Таким образом, доход по муниципальному контракту от 22.09.2016 на оказание услуг по благоустройству территории детского сада, заключенному заявителем с МКДОУ "Кишертский детский сад N 4", исходя из содержания представленных документов, подлежит отнесению к виду деятельности по коду 90.00.3 - к деятельности по уборке территории и аналогичная деятельность.
Отнесение заявителем дохода в оплату работ по муниципальному контракту от 22.09.2016, к виду деятельности - производство общестроительных работ (ОКВЭД 45.21), как верно указало управление, является необоснованным.
Кроме того, между ООО "Кишертская МТС" и Администрацией Асовского сельского поселения заключен муниципальный контракт от 16.01.2015 г. на содержание автомобильных дорог в населенных пунктах Асовского сельского поселения в зимний период 2015-2016 гг., цена контракта составляет в 2015 г.- 1 095 500 руб., в 2016 г.- 1 194 000 руб.
Доходы по муниципальному контракту от 16.01.2015 на содержание автомобильных дорог (цена контракта в 2016 году составляет 1194000 руб.) обоснованно отнесены Управлением: к деятельности по уборке территории и аналогичной деятельности (код ОКВЭД 90.00.3) - доход в сумме 1 099 500 руб. - содержание автомобильных дорог (расчистка улиц от снега); к деятельности строительство (код ОКВЭД 45) - доход в сумме 99 500 руб. - грейдирование дорог.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда о том, что строительство дороги включает работы, которые называются грейдирование (исправление профиля оснований гравийных с добавление нового материала (гравийно-песчаной смеси) либо без добавления) - вскрытие плотных пород или разрушение уже имеющегося на дороге покрытия; выполняемые заявителем, по данному договору работы, такие как содержание автомобильных дорог (расчистка дорог от снега), не могли быть классифицированы по коду 45 ОКВЭД "Строительство" как работы, выполняемые в рамках строительной деятельности, поскольку не относились к работам по строительному подряду ни по предмету, ни по условиям их оказания, ни по достигнутому результату.
Арбитражным апелляционным судом исследованы и отклонены доводы заявителя о том, что деления общей суммы контракта от 16.01.2015 в размере 1 194 000 руб., подлежащей уплате заказчиком за содержание дорог в населенных пунктах Асовского сельского поселения на отдельные суммы в размере 1 099 500 руб., и 99 550 руб. не имелось, так как из первичных документов (техзадания, актов выполненных работ прямо следует, что производилась комплексная деятельность по содержанию дорог в соответствии с перечнем работ, указанным в приказе Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог", а не только расчистка улиц от снега и грейдирвоание дорог.
Вместе с тем из представленных обществом документов не следует, что осуществлялись работы по ремонту и реконструкции автодорог.
Ссылки общества о комплексном характере осуществляемой деятельности также выводы Управления, поддержанные судом первой инстанции, не опровергают.
Строительство дороги включает работы, которые называются грейдирование (исправление профиля оснований гравийных с добавление нового материала (гравийно-песчаной смеси) либо без добавления) - вскрытие плотных пород или разрушение уже имеющегося на дороге покрытия.
Согласно разделу IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402 перечисленная работа относится к ремонту автомобильных дорог (п.2 по дорожным одеждам).
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности группировка видов деятельности по коду 45 включает: работы строительные подготовительные и вспомогательные, работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений.
Между тем, как верно указано судом первой инстанции, работы, выполняемые заявителем, по данному договору, такие как содержание автомобильных дорог (расчистка дорог от снега), не могли быть классифицированы по коду 45 ОКВЭД "Строительство" как работы, выполняемые в рамках строительной деятельности, поскольку не относились к работам по строительному подряду ни по предмету, ни по условиям их оказания, ни по достигнутому результату.
Доводы общества о том, что путевые листы не могут быть использованы в качестве подтверждения выполнения работ по содержанию автомобильных дорог, а также не могут быть подтверждением объема и стоимости таких работ, отклоняются как необоснованные, обязанность документального подтверждения права на льготный тариф, возложена на страхователя. Путевой лист, необходим для учета и контроля работы транспорта и водителя, подтверждает маршрут и цель поездок. В талонах к путевым листам ООО "Кишертская МТС" указан маршрут транспорта и конкретно указана цель поездки - расчистка улиц от снега, а также в талоне (оборотная сторона) к путевому листу заявителя указаны сведения о выполненной работе, количество часов, стоимость услуги за один час и общая сумма к оплате за выполненную работу.
Также в проверяемый период между ООО "Кишертская МТС" и Администрацией Усть-Кишертского сельского поселения Кишертского муниципального района заключены в 2016 году договоры по зимнему содержанию автомобильных дорог общей стоимостью 2 281 417,95 руб.
В соответствии с техническими заданиями к указанным договорам в перечень выполняемых работ входит: грейдирование дорог, устройство дорожной одежды и покрытия на автомобильных дорогах в том числе улично-дорожных сетей, мостов, обустройство тротуаров и пешеходных дорожек; ремонт трубопереездов; очистка проезжей части от снега и снежных валов; обработка проезжей части дорог противогололедными материалами; установка и замена дорожных знаков, устройство разметки проезжей части автомобильных дорог; установка, ремонт дорожных ограждений, сигнальных столбиков дорожных знаков; строительно-монтажные и пусконаладочные работы по оснащению инженерно-техническими средствами (системами) обеспечения транспортной безопасности.
Работы, выполняемые заявителем, по данному договору не могли быть классифицированы по коду 45 ОКВЭД "Строительство" как работы, выполняемые в рамках строительной деятельности, поскольку не относились к работам по строительному подряду ни по предмету, ни по условиям их оказания, ни по достигнутому результату.
В соответствии с ОКВЭД группировка видов деятельности по коду 45 включает: работы строительные подготовительные и вспомогательные, работы по строительству новых объектов, капитальному и текущему ремонту, реконструкции, реставрации жилых и нежилых зданий или инженерных сооружений.
В данной группировке классифицированы услуги (работы), являющиеся существенными составляющими процесса строительства зданий и сооружений различного типа, которые представляют собой продукцию строительной деятельности. Нормативно-правовым основанием для осуществления работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции, перепланировке, переустройству объектов недвижимости и регулятором соответствующих отношений являются, наряду с общими нормами Гражданского кодекса 14 Российской Федерации о сделках, правовые нормы о договоре подряда (§ 1-5 главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с приложением А "Описание группировок" к ОКВЭД группировка 90.00.3 включает: - сбор мусора из мусорных урн в общественных местах и его вывоз; - подметание и поливку улиц, дорог, мест стоянки автотранспортных средств и т.п.; - очистку от снега и льда улиц, дорог, взлетно-посадочных полос на аэродромах и т.п., в том числе посыпание песком или солью.
Исходя из условий контрактов, договоров, заключенных между ООО "Кишертская МТС" (исполнитель) и администрацией Асовского сельского поселения Березовского муниципального района, Администрацией Усть-Кишертского сельского поселения Кишертского муниципального района (заказчиков), обществом осуществлялись работы по содержанию автомобильных работ.
В методических рекомендациях по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования (письмо Росавтодора от 17.03.2004 N ОС-28/1270-ис) раскрыто понятие содержание автомобильных дорог - это выполняемый в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекс работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода, по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги.
Как уже указывалось выше, согласно разделу IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402 все перечисленные в техническом задании к муниципальным контрактам виды работ входят в состав работ по содержанию автомобильных дорог и относятся к виду экономической деятельности к ОКВЭД 90.00.3 (Уборка территории и аналогичная деятельность).
Аналогичные выводы содержатся в судебных актах от 20.06.2014 N А42-6604/2013. от 15.10.2013 N А42-1737/2013, где содержанию автомобильных дорог относятся к ОКВЭД 90.00.3.
Главным признаком, позволяющим отнести осуществляемую страхователем деятельность к одному из видов для целей классификации по ОКВЭД. является конечная цель ее осуществления, конечной целью осуществления работ по муниципальным контрактам является содержание автомобильных дорог. Все дороги были введены в эксплуатацию, не являлись объектами незавершенного строительства.
Учитывая изложенное, выполненные ООО "Кишертская МТС" работы по данным договорам относятся к виду деятельности - "Уборка территории и аналогичная деятельность" (код ОКВЭД 90.00.3).
Иного из материалов дела не следует и заявителем не доказано (ст. 65 АПК РФ).
Исходя из представленных ООО "Кишертская МТС" документов в рамках вышеуказанных договоров доля доходов в общем объеме доходов страхователя по ОКВЭД 45,11.1, ОКВЭД 45.21, ОКВЭД 45.23.1, ОКВЭД 90.03, других видов работ за 2016 год составили 16596414,99 руб.; согласно актам выполненных работ и локальным ресурсным сметным расчетам по доходу от общестроительных работ составил 11128285,65 руб., (67,05%), то есть менее 70 % всех доходов заявителя.
Таким образом, вопреки позиции заявителя жалобы, заинтересованным лицом обоснованно произведена корректировка обязательств общества как страхователя за 2016 год в сторону увеличения ввиду несоблюдения условий для применения пониженного тарифа страховых взносов за отмеченный расчетный период, поскольку фактически услуги, которые оказывало ООО "Кишертская МТС" (содержание автомобильных дорог) не относятся к строительной деятельности ни по предмету, ни по условиям их оказания, ни по достигнутому результату, а ряд работ, которые по своему наименованию возможно соотнести со строительными работами, не свидетельствует о том, что основным видом деятельности организации является именно "Строительство".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, по существу, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств дела и подтверждающих данные обстоятельства доказательств, а также основаны на неверном толковании норм материального права.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 14 ноября 2018 года по делу N А50-31224/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.Г.Голубцов |
Судьи |
Е.В.Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.