Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 10 июня 2019 г. N Ф06-46967/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
13 февраля 2019 г. |
Дело N А57-11773/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Дубровиной О.А.,
судей Никольского С.В., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Журавлёвой А.П.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района - Никишиной О.В., действующей на основании доверенности от 05.06.2017,
- от публичного акционерного общества "Т Плюс" - Капустиной И.А., действующей на основании доверенности от 29.12.2018,
рассмотрев апелляционную жалобу ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района на решение арбитражного суда Саратовской области от 19 ноября 2018 года по делу N А57-11773/2018 (судья Воскобойников М.С.), по иску публичного акционерного общества "Т Плюс", Московская область, Красногорский район (ОГРН 1056315070350; ИНН 6315376946) к ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района г.Саратов (ОГРН 1036405320456; ИНН 6453074026) третье лицо: ООО "Центр начисления" (ОГРН 1056405306650, ИНН 6453080252) о взыскании неосновательного обогащения за период май 2016 года в размере 6 663 441 рубля 76 копеек и расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее по тексту - истец, ПАО "Т Плюс") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее по тексту - АПК РФ), к ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района (далее по тексту - ответчик, ассоциация, АТСЖ Ленинского района) о взыскании неосновательного обогащения за период май 2016 года в размере 6 663 441 рубля 76 копеек и расходов по оплате государственной пошлины
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 ноября 2018 года заявленные требования удовлетворены частично, - с АТСЖ Ленинского района в пользу ПАО "Т Плюс" взыскана задолженность за потреблённую тепловую энергию и теплоноситель за май 2016 года в размере 5 111 116 рублей 47 копеек, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 48 341 рубля 21 копейки. В удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
Ответчик, не согласившись с данным решением, обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Истец, в соответствии со статьёй 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) и определением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2018 года, представил отзыв на апелляционную жалобу, согласно доводам, которого, просил оставить обжалуемое решение без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В порядке пункта 5 статьи 268 АПК РФ, апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу на решение только в части взысканной суммы долга с ответчика.
Проверив законность вынесенного судебного акта, рассмотрев доводы апелляционной жалобы с учётом пояснений к ней, заявленных в судебном заседании 6 февраля 2019 года, отзыва на неё, заслушав представителей истца и ответчика, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в них доказательства, на основании статьи 71 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о необоснованности доводов жалобы, в силу следующего.
Истец, заявляя исковые требования, обосновывал их тем обстоятельством, что, несмотря на отсутствие заключённого между сторонами договора теплоснабжения (тепловая энергия и теплоноситель), ответчик принимал данную услугу от истца, не произведя при этом, оплату за май 2016 года.
В подтверждение заявленных требований ПАО "Т Плюс" представлены в материалы дела счета-фактуры, расчётные ведомости к ним, копии ведомостей посуточных параметров энергопотребления, копии актов допуска приборов в эксплуатацию, сведения для расчёта ГВС по нормативу потребления и по ИПУ.
Арбитражный суд первой инстанции, основываясь на положениях статей 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, Правил коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года N 1034 (далее по тексту - Правила N 1034), Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее по тексту - Правила N 354), правомерно удовлетворил заявленные требования в обжалуемой части.
АТСЖ Ленинского района, направляя апелляционную жалобу, указало в ней доводы, заявлявшиеся в арбитражном суде первой инстанции, и выразило несогласие с выводами суда в части снижения платы за предоставленный энергоресурс ненадлежащего качества, исходя из расчёта - день. Далее ответчик полагает, что судом необоснованно не принято его возражение о несвоевременном внесении истцом изменений в тепловычислитель.
Апелляционный суд полагает, что данные доводы заявлены при неправильном толковании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В рассматриваемом споре услуги оказывались ответчику для предоставления коммунальных услуг гражданам, следовательно, отношения сторон по спорному договору регулируются Правилами N 354.
Согласно решению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.10.2012 N ВАС-5811/12, количество тепловой энергии должно определяться на основании показаний приборов учёта, включая все составляющие формулы (в том числе, температуру исходной холодной воды).
При этом, в спорный период, законодательство предусматривало, что объём потребленных коммунальных услуг, включая и тепловую энергию, должен определяться на основании показаний приборов учёта, без принятия того обстоятельства, какая формула использована теплоснабжающей организацией для расчёта объёма оказанных услуг.
Материалами дела подтверждено, что спорные жилые дома, находящиеся в управлении ответчика, оборудованы общедомовыми приборами учёта тепловой энергии, допущены в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, следовательно, правовые основания, по которым их показания не могут быть приняты, отсутствуют. Расчёт количества тепловой энергии расчетным способом, будет возможен в случае отсутствия приборов учёта.
Ответчиком, в нарушение положений статей 65, 67, 68 АПК РФ, не представлено в материалы дела доказательств в подтверждение данного довода жалобы и опровергающего вывода суда в этой части.
Между сторонами также возникли разногласия относительно объёма и стоимости потребленного коммунального ресурса, а также порядка снижения размера платы за предоставление коммунальной услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества в результате различного толкования сторонами спора положений Правил N 354, устанавливающих методику снижения стоимости ресурса ненадлежащего качества (пункт 101, пункт 5 Приложения N 1 Правил N 354).
Правилами N 354 установлены требования к коммунальной услуге горячее водоснабжение, одним из которых согласно Приложению N 1 является постоянное соответствие состава и свойств горячей воды санитарным нормам и правилам.
В Приложении к Правилам N 354 установлены критерии температуры горячей воды в точке водоразбора, которая должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09). Допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 00-00 час. до 05-00 час.) не более чем на 5 градусов, в дневное время (с 5-00 час. до 00-00 час.) не более чем на 3 градуса.
При этом перерасчёт производится следующим образом: за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разделом 9 Правил. За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Согласно пункту 2.4 Гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01
"Санитарноэпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09", действующее с 01.09.2009) температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 градусов Цельсия и не выше 75 градусов Цельсия. При этом допустимое отклонение температуры горячей воды в точке разбора в дневное время составляет не более чем на 3 градуса.
Пунктом 1.2 данного нормативного акта определено, что указанные Санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 101 Правил N 354 установлено, что при предоставлении в расчетном периоде коммунальной услуги ненадлежащего качества размер платы за такую коммунальную услугу, определенный за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к указанным Правилам, подлежит уменьшению на размер платы, исчисленный суммарно за каждый период (день) предоставления такой коммунальной услуги ненадлежащего качества, в случаях, предусмотренных приложением N 1 к данным Правилам.
Размер платы, исчисленный суммарно за каждый период предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, определяется как произведение размера платы за коммунальную услугу, определенного за расчетный период в соответствии с приложением N 2 к указанным Правилам, и отношения продолжительности предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в указанном расчетном периоде к общей продолжительности предоставления коммунальной услуги в таком расчетном периоде.
Пунктом 31 Правил N 354 определено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, названными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 354 условием предоставления коммунальных услуг потребителю в многоквартирном доме или в жилом доме (домовладении) является соответствие качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям, приведенным в приложении N 1 к этим Правилам.
Согласно пункту 5 раздела II приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг одним из требований к качеству горячего водоснабжения является обеспечение соответствия температуры горячей воды в точке водозабора требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).
Пунктом 2.4 "СанПиН 2.1.4.2496-09. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 20, установлено, что температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °С и не выше 75 °С.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 31.05.2013 года N АКПИ13-394 указано, что пункт 5 приложения N 1 к Правилам N 354 в той мере, в которой он подлежит применению для целей изменения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при предоставлении этой услуги ненадлежащего качества, действующему законодательству не противоречит.
В пункте 5 приложения N 1 к Правилам N 354 законодатель установил, что допустимым является отклонение температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 00-00 час. до 05-00 час.) не более чем на 5 градусов, в дневное время (с 5-00 час. до 00-00 час.) не более чем на 3 градуса.
Следовательно, для целей снижения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению минимальная температура горячей воды в местах водоразбора с учетом допустимых отклонений температуры горячей воды в точке разбора должна составлять 55°С в ночное время и 57°С в дневное время.
Температура горячей воды в местах водоразбора ниже этих значений, то есть, 54°С, 53°С и т.д. в ночное время и 56°С, 55°С и т.д. в дневное время, влечет снижение размера платы за коммунальную услугу в следующем порядке:
за каждые 3 градуса отступления от допустимых отклонений температуры горячей воды размер платы за коммунальную услугу за расчетный период, в котором произошло указанное отступление, снижается на 0,1% размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением N 2 к Правилам, за каждый час отступления от допустимых отклонений суммарно в течение расчетного периода с учетом положений разделом 9 Правил.
За каждый час подачи горячей воды, температура которой в точке разбора ниже 40 градусов, суммарно в течение расчетного периода оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Расчёт стоимости ресурса в часы, когда его температура была ниже 40°С производится по тарифу за холодную воду, а не снижается на 0,1% за каждые 3°С, часы предоставления коммунального ресурса ниже 40° С не учитываются при расчёте снижения платы при температуре подаваемого ресурса ниже 60°С, но выше 40°С.
Из буквального толкования правовой нормы следует, что законодатель определил процент снижения, на который производится снижение платы, установив 0,1% за каждые 3 градуса от допустимых отклонений, то есть каждый градус от допустимых отклонений в пределах трёх будет влечь снижение платы на 0,1%, за каждые последующие 3 градуса от допустимых отклонений процент снижения увеличивается и составит 0,2% и т.д.
Вследствие чего, арбитражным судом первой инстанции правомерно принят расчёт снижения платы при предоставлении в исковой период услуги горячего водоснабжения ненадлежащего качества исходя из стоимости услуги за день, а доводы жалобы в данной части и в части того, что при расчёте снижения истцом не учитывается стоимость услуги ниже 40 С являются несостоятельными.
Судебная коллегия не принимает и довод жалобы об отсутствии оснований оплаты ответчиком долга, образовавшегося вследствие неоплаты теплоресурса гражданами - банкротами.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон N127-ФЗ) определено, что закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок, и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур, применяемых в деле о банкротстве, и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объёме требования кредиторов.
В соответствии с абзацем 7 статьи 2 Закона N 127-ФЗ, кредиторы - это лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору.
Исходя из положений абзаца 8 данной нормы права, конкурсные кредиторы - кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия).
Следовательно, конкурсные кредиторы, - это лица, участвующими в процедуре банкротства.
Учитывая отсутствие договорных отношений между ПАО "Т Плюс" и гражданами - банкротами, истец не обладает правом требования с последних оплаты спорного долга и, как следствие, не может быть включён в реестр требований кредиторов.
Иных доводов, подлежащих оценке судом апелляционной инстанции, жалоба не содержит, в целом, рассмотрев её доводы, апелляционный суд приходит к выводу, что они были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку, оснований переоценки у суда апелляционной инстанции, в силу положений статьи 268 АПК РФ, не имеется.
Согласно статье 270 АПК РФ основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются:
1) неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными;
3) несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Саратовской области от 19 ноября 2018 года по делу N А57-11773/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, - без удовлетворения.
Взыскать с ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 3 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы.
Арбитражному суду Саратовской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.А. Дубровина |
Судьи |
С.В. Никольский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-11773/2018
Истец: ПАО "Т Плюс"
Ответчик: ТСЖ Ассоциация Ленинского района
Третье лицо: ООО "Центр начисления"