Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 3 июня 2019 г. N Ф05-5660/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
12 февраля 2019 г. |
Дело N А41-71710/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Миришова Э.С., Ханашевича С.К.,
при ведении протокола судебного заседания: Барциц С.З.,
при участии в заседании:
от ГКУ МО "ДЕЗ" - представитель Исаева П.А. по доверенности от 11.02.1019;
от ООО "СТАФФ" - представитель Попова Т.О., по доверенности от 3 сентября 2018 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГКУ МО "ДЕЗ" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2018 года по делу N А41-71710/18, принятое судьей Чесноковой Е.Н., по иску ГКУ МО "ДЕЗ" к ООО "Стафф" о взыскании
УСТАНОВИЛ:
государственного казенное учреждение Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области" (далее - истец, ГКУ "ДЕЗ", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Cтафф" (далее - ответчик, ООО "Стафф", общество) о взыскании 566 000 руб. штрафа за ненадлежащее исполнение государственного контракта от 09.08.2016 N 0148200005416000497.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30.11.2018 по делу N А41-71710/18 в удовлетворении исковых требований отказано (л.д.138-141).
Не согласившись с данным судебным актом, учреждение обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель учреждения поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества возражал против доводов апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, 09.08.2016 между ГКУ "ДЕЗ" (заказчик) и ООО "Стафф" (поставщик) заключен государственный контракт N 0148200005416000497, согласно которому поставщик обязался поставить заказчику оборудование для офтальмологии, в количестве и ассортименте (далее - товар), указанных в техническом задании (приложение N 2), спецификации поставляемых товаров (приложение N 1 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта в сроки, установленные контрактом, по адресам получателей, указанным в приложение N 4 к контракту. Поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонт, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств) (л.д.7-12).
Согласно пункту 2.1 контракта цена составляет 11 320 000 руб.
В рамках исполнения контракта поставка товара и ввод его в эксплуатацию, а также подготовка, сбор и предоставление заказчику документов, предусмотренных настоящим контрактом, осуществляется в срок не более 90 дней с даты заключения контракта (пункт 3.1 контракта).
В соответствии с пунктом 4.9 контракта предусмотрено, что поставщик предоставляет заказчику вместе с документами, представленными в пункте 4.8 контракта, техническую документацию на русском языке, в том числе документы, содержащие все существенные характеристики товара, регистрационные удостоверения, подтверждающие факт государственной регистрации медицинского изделия, сертификат соответствия Росстандарта России или декларацию о соответствии, ведомости комплектности, инструкции пользователя (руководства по эксплуатации), технические требования производителя и иные документы, подтверждающие соответствие техническому заданию состава товара, его качества и характеристик.
В силу пункта 5.2.3 контракта предусмотрено, что заказчик обязан требовать оплаты неустойки (штрафа, пени) в соответствии с условиями контракта.
Пунктом 5.4.1 контракта установлено, что поставщик обязан своевременно, в полном объеме, надлежащим образом, без недостатков осуществить поставку товара и его монтаж, и пуско-наладку товара (ввод его в эксплуатацию), обеспечив его надлежащее качество в соответствии с условиями настоящего контракта, требованиям действующего законодательства, в сроки и в объеме цены контракта.
В соответствии с пунктом 7.1 контракта за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение условий контракта стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По результатам проверки, проведенной Главным контрольным управлением Московской области, выявлено ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств в рамках контракта, а именно: документально не подтверждено соответствие товара требованиям, документально не подтверждено соответствие товара требованиям, установленным Техническим заданием, являющимся приложением N 2 к контракту; документально не подтверждено предоставление поставщиком получателю документов, предоставление которых предусмотрено пунктом 4.9 контракта.
Выявленные нарушения отражены в акте проверки от 22.02.2018 N 12/139-и (л.д.39-80.
Поскольку претензия от 06.03.2018 N ИСХ ЭП-0770/2018 с требованием об уплате штрафа оставлена обществом без удовлетворения, учреждение обратилось в суд с настоящим иском.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным Кодексом.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании статьи 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Возникшие отношения регулируются нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом N 44-ФЗ от 05 апреля 2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
В соответствии с подпунктом 8 статьи 3 Федерального закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
На основании пунктов 1, 2 статьи 525 ГК РФ поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522 Гражданского кодекса Российской Федерации), если иное не предусмотрено правилами названного Кодекса.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным использованием.
Статья 526 ГК РФ предусматривает, что по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Пункт 1 статьи 531 ГК РФ регламентирует, что в случаях, когда в соответствии с условиями государственного или муниципального контракта поставка товаров осуществляется непосредственно государственному или муниципальному заказчику или по его указанию (отгрузочной разнарядке) другому лицу (получателю), отношения сторон по исполнению государственного или муниципального контракта регулируются правилами, предусмотренными статьями 506 - 522 настоящего Кодекса.
Как следует из положений статьи 513 ГК РФ, покупатель (получатель) обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров, поставленных в соответствии с договором поставки.
Принятые покупателем (получателем) товары должны быть им осмотрены в срок, определенный законом, иными правовыми актами, договором поставки или обычаями делового оборота.
Покупатель (получатель) обязан в этот же срок проверить количество и качество принятых товаров в порядке, установленном законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно письменно уведомить поставщика.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
На основании части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Согласно части 7 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 8 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, начисляются штрафы. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1063 от 25 ноября 2013 года утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), действовавшие на момент заключения контракта
Пунктом 4 Правил предусмотрено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В рассматриваемом случае с учетом цены контракта, размер суммы штрафа, которую должен выплатить поставщик за ненадлежащее исполнение условий контракта, составил 566 000 руб.
Аналогичное закреплено также в пункте 7.3 контракта, согласно которому штрафы начисляются за неисполнение и/или ненадлежащее исполнение поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Согласно пункту 2.6.1 контракта, после приемки товара введенного в эксплуатацию заказчик оплачивает поставщику 100% от цены поставленного товара в срок не позднее 30 календарных дней с даты предоставления полного пакета документов с сопроводительным письмом, зарегистрированным заказчиком, с приложением следующих документов: 1) Счет на оплату за поставленный товар, выставленный заказчику - в 2-х экземплярах; 2) Товарные накладные с отметкой получателя о приемке товара (по форме торг-12) - в 2-х экземплярах; 3) Счет-фактура (при наличии) - в 2-х экземплярах. 3) Акты о выполнении пуско-наладочных работ (ввода в эксплуатацию) медицинского оборудования (составленному по форме приложения N 4 к настоящему контракту) - в 3-х экземплярах. 4) Акт о полном исполнении государственного контракта (составленному по форме приложения N 5 к настоящему контракту) в 2-х экземплярах.
Пункт 4.2 контракта устанавливает, что товары, поставляемые поставщиком заказчику, должны соответствовать требованиям, указанным в техническом задании (приложение N 2 к контракту), являющемся неотъемлемой частью контракта.
Как следует из раздела 4 контракта при готовности к приемке результатов монтажа и пуско-наладочных работ (ввода в эксплуатацию) медицинского оборудования. поставщик направляет заказчику уведомление о готовности к приемке с приложением надлежащим образом оформленных документы, а именно: оригиналы товарных накладных, счета, подписанный поставщиком акт о полном исполнении поставщиком государственного контракта в соответствии с образцом, подписанный поставщиком акта о выполнении пуско-наладочных работ (ввода в эксплуатацию) медицинского оборудования, составленному по форме и другие необходимые документы, установленные пунктом 2.6.1 настоящего контракта, а также документы, касающиеся вводимого в эксплуатацию товара, включая гарантийные документы (гарантии производителя товара (поставщика).
В соответствии с пунктом 4.9 контракта поставщик предоставляет заказчику вместе с документами, представленными в пункте 4.8 контракта, техническую документацию на русском языке, в том числе документы, содержащие все существенные характеристики товара, регистрационные удостоверения, подтверждающие факт государственной регистрации медицинского изделия, сертификат соответствия Госстандарта России или декларацию о соответствии, ведомости комплектности, инструкции пользователя (руководства по эксплуатации), технические требования производителя и иные документы, подтверждающие соответствие техническому заданию состава товара, его качества и характеристик.
В пункте 4.10 контракта указано, что передача всех документов, в том числе указанных в пунктах 4.8, 4.9 настоящего контракта, осуществляется путем направления поставщиком заказчику сопроводительного письма. Датой получения документов, является дата регистрации заказчиком сопроводительного письма поставщика.
На основании пункта 4.11 контракта в течение 5 (пяти) рабочих дней после получения от поставщика письма и документов, указанных в пункте 4.8 Контракта, заказчик, с особенностями, установленными Федеральным законом N 44-ФЗ, обязан назначить приемку и экспертизу результатов монтажа и пусконаладочных работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям Контракта. О дате приемки и экспертизе результатов монтажа и пуско-наладки товара (вводе товара в эксплуатацию) поставщик по согласованию с заказчиком извещает членов комиссии за 3 три рабочих дня.
Экспертиза результатов монтажа и пуско-наладки товара (ввода в эксплуатацию) осуществляется заказчиком своими силами - комиссией в составе начальника координации деятельности медицинских и фармацевтических организаций Министерства здравоохранения Московской области (или лица исполняющего его обязанности), руководителя получателя (или лица исполняющего его обязанности), работников получателя и с участием представителя поставщика (далее - комиссия) и отражается в акте о выполнении пуско-наладочных работ (ввода в эксплуатацию) медицинского оборудования.
Как следует из материалов дела, товар поставлен ответчику по товарной накладной и получен без замечаний 09.10.2016.
Между ответчиком и получателем товара 18.10.2016 подписан акт о выполнении пусконаладочных работ (ввода в эксплуатацию) медицинского оборудования по контракту, который был утвержден руководителем заказчика (уполномоченным лицом), о чем свидетельствует подпись, расшифровка и печать на 1 странице указанного документа.
Согласно вышеуказанному акту: поставщик поставил товар в количестве согласно спецификации (приложение N 1 к контракту); провел работы по (установке) монтажу оборудования, пуско-наладочные работы по демонстрации и вводу в эксплуатацию, инструктаж по пользованию и эксплуатации товара (список сотрудников прилагается); дата получения товара получателем - 10.10.2016; наличие технической и иной документации предусмотренной контрактом - да; комплектность в соответствии с паспортом - да; ассортимент в соответствии с условиями контракта - да; дата проведения монтажа и пуско-наладочных работ (ввод в эксплуатацию) - 10.10.2016 года; в результате пусконаладочных работ дефекты не были выявлены; товар соответствует требованиям эксплуатационной документации и годен к дальнейшей эксплуатации; претензий к поставщику нет; гарантийный талон предоставлен; получатель к поставленному, смонтированному, введенному в эксплуатацию товару и проведенному инструктажу претензий не имеет.
Как следует из пункта 1.2 контракта, исполнение поставщиком всех обязательств подтверждается актом о полном исполнении государственного контракта, который подписан сторонами 18.10.2016.
В соответствии с актом поставщиком осуществлена поставка, пуско-наладка (ввод в эксплуатацию) медицинского оборудования согласно спецификации контракта; товар поставлен и введен в эксплуатацию получателем в количестве 1 единицы (в акте перечислен поставленный товар); товар принят получателем в соответствии с товарной накладной и актом ввода в эксплуатацию, все условия контракта фактически выполнены 10.10.2016.
Также из указанных выше актов следует, что при передаче товара была передана техническая и иная документация, предусмотренная контрактом, включая гарантийный талон на все поставленное оборудование, претензий к поставщику нет.
Таким образом, факт соответствия поставленного товара требованиям технического задания подтверждается комплектом документации, переданной заказчику, и представленной арбитражному суд, в том числе декларацией о соответствии по форме СТ-1 6144000013, паспортом завода-изготовителя, письмом производителя оборудования.
Кроме того, в период с даты ввода товаров в эксплуатацию и по дату составления акта плановой выездной проверки товар поставленный и смонтированный (введенный в эксплуатацию) ответчиком эксплуатировался получателями без каких-либо претензий, акты приемки были подписаны сторонами без указания на недостатки, мотивированных возражений по приемке товаров в установленные контрактом сроки, ответчику не направлялись, претензий в течение гарантийного срока товаров ответчику не поступало.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции дана надлежащая оценка всем имеющимся в деле доказательствам, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 ноября 2018 года по делу N А41-71710/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Э.С. Миришов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-71710/2018
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДИРЕКЦИЯ ЕДИНОГО ЗАКАЗЧИКА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
Ответчик: ООО "СТАФФ"