Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2019 г. N Ф02-2150/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А74-3772/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Щекотуровой Я.С.,
при участии:
от истца - Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия - Гуляевой М.В., представителя по доверенности от 25.09.2018,
от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Разрез Аршановский"- Березиной Ю.П., представителя по доверенности от 10.12.2018 N 55,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Разрез Аршановский" (ИНН 1901104455, ОГРН 1111901004797)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 29 ноября 2018 года по делу N А74-3772/2018, принятое судьёй Федулкиной А.А.,
установил:
Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (ИНН 1910010838, ОГРН 1081903001025, далее - истец, Управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "Разрез Аршановский" (ИНН 1901104455, ОГРН 1111901004797, далее - ответчик, ООО "Разрез Аршановский") о взыскании 726 422 рублей 71 копейки неустойки за период с 16.03.2017 по 10.04.2018.
Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03 октября 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 ноября 2018 года иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 716 747 рублей 71 копейка неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
- единственным органом местного самоуправления Усть-Абаканского района Республики Хакасия, обладающим правами в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является Администрация Усть-Абаканского района.
-истец, уведомляя ответчика о размере арендной платы в 2017 году в сумме 14 418 248 рублей 46 копеек, действовал самостоятельно, к уведомлению не приложены правоустанавливающие документы, подтверждающие полномочия истца в части распоряжения спорными землями и установления для них арендной платы, устав о создания истца с указанной целью.
-местная администрация учредителем муниципального казенного учреждения выступать не может, поскольку является муниципальным казенным учреждением, а казенные учреждения не вправе выступать учредителями юридических лиц (п. 4 ч. 24 Закона N 7-ФЗ).
-противоречит нормам законодательства вывод суда о том, что истец, зарегистрированный в качестве юридического лица в форме муниципального казенного учреждения, является структурным подразделением Администрации Усть-Абаканского района, осуществляющим от имени администрации функции собственника земельного участка, поскольку истец не являлся уполномоченным надлежащим лицом во взаимоотношениях по аренде земельных участков, в том числе и по уведомлению об увеличении арендной платы.
-право арендодателя по договору аренды перешло 20.07.2018 от администрации Доможаковского сельсовета к Муниципальному образованию Усть-Абаканский район, что подтверждается пунктом 1.5 Соглашения, заключенного 20.07.2018 между Администрацией Доможаковского сельского совета Усть-Абаканского района и Муниципальным образованием Усть-Абаканского района, до указанного периода требований об уплате нового размера арендной платы от надлежащего лица к ответчику не поступало. Следовательно, вывод о наличии просрочки в исполнении основного обязательства является несостоятельным.
-согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 14.04.2015 по делу N 309-ЭС15-3724, переход к Министерству 18.05.2013 функций по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничено, и изменение компетенции государственного органа или органа местного самоуправления, сами по себе не означают замену администрации на Министерство в спорном правоотношении, не влекут за собой переход материальных прав, возникших из ранее заключенного договора.
-порядок уведомления арендатора об изменении арендной платы устанавливается договором аренды.
-земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:1871 предоставлен для размещения объекта железнодорожного транспорта регионального значения, размер арендной платы не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
-вывод об отсутствии карты территориального планирования не свидетельствует о том, что объект, для размещения которого выделен земельный участок, не имеет регионального значения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 января 2019 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 07.02.2019. В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное разбирательство откладывалось до 12.12.2019.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы размещена на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступном информационном сервисе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет").
При изложенных обстоятельствах, в силу статей 121-123, части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции признает лиц, участвующих в деле надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы и рассматривает жалобу в отсутствие представителей третьего лица.
От третьего лица отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не поступал.
От истца поступил отзыв, согласно которому ООО Разрезу "Аршановский" был предоставлен в аренду земельный участок для размещения транспортной инфраструктуры. Железнодорожный тупик от разреза "Аршановский" до станции "Хоных" Красноярской железной дороги с мостовым переходом через р.Абакан не является объектом регионального значения общего пользования. ООО Разрезу "Аршановский" предоставлен в аренду земельный участок, государственная собственность на который не разграничена. Одной из целей реализации Концепции развития промышленности Республики Хакасия на 2017 -2030 годы, утвержденной постановлением Президиума правительства Республики Хакасия от 15.11.2017 N 164-п является создание комфортной среды обитания и повышение качества жизни населения и недополучение значительных денежных средств муниципальным бюджетом влияет на полноту выполнения органами местного самоуправления социальных обязательств перед гражданами.Заявлены требования по взысканию пени по задолженности по уплате арендных платежей за земельный участок за 2017 год до 16.03.2018, Меморандум вступил в силу с момента подписания сторонами с 13.04.2018.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
25.04.2016 между администрацией Доможаковского сельсовета Усть-Абаканского района (арендодателем) и ООО "Разрез Аршановский" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 19:10:000000:1871 площадью 23734468 кв.м. из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Доможаковский сельсовет, от границы Алтайского района в северо-восточном направлении в 100 метрах от аал Доможаков по направлению на станцию Хоных, для размещения транспортной инфраструктуры.
Срок аренды земельного участка установлен с 25.04.2016 по 25.04.2019.
Размер и условия арендной платы согласованы сторонами в разделе 3 договора.
В соответствии с договором арендная плата вносится ежеквартально в срок до 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября текущего года равными платежами. Согласно расчету, являющемуся приложением к договору, годовая арендная плата на 2016 год составляла 2 826 302 руб., арендная плата за период с 25.04.2016 по 31.12.2016 - 1 931 306 руб. 33 коп.
Договором (пункт 3.5) предусмотрена возможность изменения размера арендной платы арендодателем в одностороннем порядке в случае принятия законодательных актов Правительства Российской Федерации, правительства Республики Хакасия, органа местного самоуправления об увеличении (уменьшении) ставки земельного налога, коэффициентов зонирования и категорий арендаторов.
В силу пункта 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка России с просроченной суммы за каждый день просрочки.
25.05.2017 Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района в адрес ООО "Разрез Аршановский" направлено уведомление о том, что арендная плата на 2017 год составляет 14 418 248 руб. 46 коп.
Как следует из приложенного к указанному уведомлению расчета арендной платы, плата на 2017 год исчислена с учетом кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 27.10.2016 N 020-147-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения Республики Хакасия" - 101 536 961 руб., вступившим в законную силу с 16.12.2016.
20.07.2018 в связи с изменением законодательства между администрацией Доможаковского сельсовета Усть-Абаканского района и муниципальным образованием Усть-Абаканский район заключено соглашение о передаче администрацией Доможаковского сельсовета муниципальному образованию Усть-Абаканский район прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка от 25.04.2016, заключенному с ООО "Разрез Аршановский".
В связи с неуплатой ООО "Разрез Аршановский" арендных платежей в установленный срок истцом 20.10.2017 и 16.02.2018 направлены в его адрес требования (претензии) о погашении задолженности за 2017 год.
Неудовлетворение ответчиком претензий послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском. В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции сумма основной задолженности была оплачена ответчиком в полном объеме, в указанной части производство по делу прекращено.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Статьей 614 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Из пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 следует, что плата за пользование переданными ООО "Разрез Аршановский" в аренду земельными участками является регулируемой.
Судом обоснованно указано на то, что поскольку ставки арендной платы за землю являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды", арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Действующая до 31.12.2017 года методика исчисления арендной платы за земельные участки Республики Хакасия, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия", предусматривала следующую формулу определения арендной платы - произведение кадастровой стоимости на коэффициент инфляции и коэффициент вида разрешенного использования земельного участка, утвержденный органом местного самоуправления.
С учетом изложенного, доводы о том, что размер арендной платы не мог быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка об изменении размера арендной платы лишь с момента уведомления арендатора о таком изменении, подлежат отклонению как основанные на неверном применении норм действующего земельного законодательства.
Довод о том, что расположенный на земельном участке ответчика объект является объектом транспортной инфраструктуры регионального значения, вследствие чего арендная плата за этот участок не должна превышать ставок арендной платы за федеральные земли, правомерно отклонен арбитражным судом по следующим основаниям:
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в действие с 01.03.2015, установлены случаи, когда размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Положениями пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подп. 2 ст. 49 настоящего Кодекса, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности. В силу пункта 4 статьи 39.7, подпункта 2 статьи 49 названного кодекса размер регулируемой арендной платы за пользование земельными участками, на которых расположены объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не может превышать размер арендной платы для федеральных земель. Вместе с тем принципом определения размера арендной платы исходя из положений статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации является статус объектов (государственного или муниципального значения).
Пункты 18 и 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относят к объектам федерального или регионального значения объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации или ведению субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Виды объектов федерального и регионального значения подлежат отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Территориальным планированием в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Из этого следует, что в целях применения пунктов 18 и 19 необходимо определять, какие приоритеты установил субъект Российской Федерации в социально-экономическом развитии региона, и что утвердили в схеме территориального планирования.
Согласно проекту планировки территории, совмещенного с проектом межевания территории для линейного объекта, подготовленного ООО "Центр оценки, землеустройства и тех.инвентаризации" в 2016 году, для обеспечения необходимой пропускной способности по доставке товарной продукции потребителям и обеспечения выхода ООО "Разрез Аршановский" на проектные производственные мощности по добыче угля необходимо развитие транспортных коммуникаций. Рассматривается строительство железнодорожного пути с примыканием к ст. Хоных. Основные проектные решения проектной документации: строительство железнодорожной станции Аршановская ООО "Разрез Аршановский", пути необщего пользования, примыкающего к станции Хоных Красноярской железной дороги с мостовым переходом через р. Абакан.
Постановлением Главы администрации Усть-Абаканского района от 04.04.2016 N 264-рп (т.2, л.д.26) утвержден проект планировки, совмещенный с проектом межевания территории для линейного объекта "Транспортная инфраструктура ООО "Разрез Аршановский" к станции Хоных Красноярской железной дороги с мостовым переходом через р. Абакан" (т.1, л.д.94-113), застройщиком которого является ответчик.
Согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 N 763 "Об утверждении схемы территориального планирования Республики Хакасия" схемой территориального планирования определено перспективное назначение территорий Республики Хакасия в целях обеспечения устойчивого развития региона, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, Республики Хакасия и сопредельных субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований Республики Хакасия.
В схеме территориального планирования учитываются предложения, зафиксированные в основных документах перспективного планирования Республики Хакасия и муниципальных образований, в том числе в Программе социально-экономического развития Республики Хакасия до 2010 года, включая Стратегию социально-экономического развития Республики Хакасия до 2015 года.
В состав схемы территориального планирования Республики Хакасия включены:
- схема современного использования территории (опорный план);
- схема границ муниципальных образований;
- предложения по территориальному планированию (проектный план);
- схема размещения объектов капитального строительства регионального значения;
- схема зон с особыми условиями использования территории;
- схема размещения объектов транспорта и путей сообщения;
- схема размещения объектов энергетических систем;
- схема размещения объектов социальной инфраструктуры регионального значения;
- схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования, отображаются, в частности, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.
В частях 3, 5 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся, в том числе, к транспорту (железнодорожный, водный, воздушный транспорт). На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.
Таким образом, объекты регионального значения подлежат отображению в графической части схемы территориального планирования Республики Хакасия, а именно на картах, содержащихся в схеме территориального планирования.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.02.2016 N 50 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 N 763 "Об утверждении схемы территориального планирования Республики Хакасия" к мероприятиям по развитию железнодорожной инфраструктуры отнесено строительство железной дороги от разреза "Аршановский" до станции "Хоных" Красноярской железной дороги с мостовым переходом через р. Абакан в Алтайском и Усть-Абаканском районах Республики Хакасия.
Между тем на схеме размещения объектов капитального строительства регионального значения, являющейся частью схемы территориального планирования Республики Хакасия, рассматриваемый объект (железнодорожный путь с примыканием к ст. Хоных) до настоящего времени не отражен, в связи с чем требования законодательства, устанавливающего порядок его отнесения к объектам федерального или регионального значения, не соблюдены.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, предусматривающая развитие транспорта и дорожного хозяйства (пункт 3.3). Стратегией к числу задач развития железнодорожного транспорта отнесены: строительство вторых путей южного хода Транссибирской магистрали; реализация проекта по созданию транспортно-пересадочного узла в городе Абакане, предусматривающего реконструкцию существующего железнодорожного вокзала с обустройством прилегающей территории.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда о том, что объект, расположенный на арендуемом земельном участке, не относится к объектам регионального значения, поскольку указанный выше железнодорожный путь является путем необщего пользования, предназначен для обеспечения деятельности ответчика, его строительство не включено в Стратегию социально-экономического развития Республики Хакасия, при этом процедура отнесения указанного выше железнодорожного пути к объектам регионального значения не завершена.
В этой связи ссылка заявителя жалобы на письмо исполняющего обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 15.04.2016 N 090-2000-см (т.1,л.д.64-65) об отнесении железной дороги от разреза "Аршановский" до ст. Хоных Красноярской железной дороги с мостовым переходом через р. Абакан к объектам регионального значения, а также на меморандум о намерениях по развитию железнодорожного транспорта общего и необщего пользования на территории Республики Хакасия на период 2018-2023 годы от 13.04.2018 (т.2, л.д.27-29), принятый Правительством Республики Хакасия совместно с представителями хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО "РЖД", ООО "Разрез Аршановский", сама по себе не подтверждает обоснованность доводов о применении положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопреки положениям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем жалобы не представлены доказательства того, что земельный участок, арендуемый по договору от 25.04.2016, в спорный период (2017 год) использовался им для размещения железнодорожного пути.
При этом из материалов дела следует, что разрешение на строительство железнодорожного пути необщего пользования с пунктом перегрузки угля, примыкающего к железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", на станции Хоных Красноярской железной дороги (1 этап), получено обществом с ограниченной ответственностью "Саянпромтранс", которому ответчиком передан земельный участок кадастровый N 19:10:000000:1871 в субаренду по договору от 14.09.2018 (т.2, л.д.53-55), 21.09.2018 (т.2, л.д.50-52).
С учетом изложенного оснований для осуществления строительства указанного объекта в 2017 году у ответчика не имелось, что опровергает его довод об использовании земельного участка для размещения объекта регионального значения.
Довод ответчика о том, что договор аренды земельного участка заключен с администрацией Доможаковского сельсовета Усть-Абаканского района, подлежит отклонению по следующим основаниям.
С 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в абзац 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межпоселенческих территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В связи с чем, с 01.01.2017 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенными на территории поселения, входящего в состав муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления данного муниципального района.
Земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:1871, площадью 2373468 кв.м. расположен по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Доможаковский с/с, от границы Алтайского района в северо-восточном направлении в 100 метрах от аал Доможаков по направлению на ст. Хоных, то есть, расположен на территории Усть-Абаканского района и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, в силу прямого указания закона полномочия администрации Доможаковского сельского совета Усть-Абаканского района Республики Хакасия по распоряжению названным земельным участком прекращены с 01.01.2017 и возникли у органа местного самоуправления муниципального образования Усть-Абаканского района в силу закона. При передаче распорядительных полномочий в отношении земельного участка от одного органа местного самоуправления другому органу следует руководствоваться положениями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о процессуальном правопреемстве.
В соответствии с вышеприведенными нормативными правовыми актами администрацией Доможаковского сельсовета Усть-Абаканского района и муниципальным образованием Усть-Абаканский район заключено соглашение от 20.07.2018 (т.1, л.д.78) о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка, заключенному 25.04.2016 с ответчиком. В силу пункта 1.5 соглашения право арендодателя по договору аренды земельного участка от 25.04.2016 переходит к муниципальному образованию Усть-Абаканский район с момента заключения соглашения в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права по договору аренды.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 1) От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1.1. Положения об Управлении имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия установлено, что Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия является структурным подразделением администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, осуществляющим от имени администрации Усть-Абаканского района права собственника имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также уполномоченного органа, осуществляющего распоряжение земельными участками, находящимися в границах, право собственности на которые не разграничено. Таким образом. Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия является надлежащим истцом по делу.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 7), сформулирована следующая правовая позиция: Правила N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Исходя из изложенного выше, арендная плата за 2017 год правомерно исчислена истцом исходя из кадастровой стоимости земельного участка 101 536 961 руб. по формуле, предусмотренной постановлением правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 и составила: 101 563 961 руб. х 0,142 (Кв) = 14 418 248 руб. 46 коп. в год, или 3 604 562 руб. 12 коп. в квартал.
Коэффициент Кв 0,142 для категории "земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности" утвержден Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район". Действующий ране коэффициент для указанной категории земельных участков, утвержденный Решением Совета депутатов
Усть-Абаканского района от 29.01.2014 N 5 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2014 г." составлял 2,62. В этой связи применение истцом при расчете арендной платы утвержденного 23.03.2017 коэффициента (Кв) с 01.01.2017 не нарушает права арендатора.
Довод жалобы о том, что истец является муниципальным казенным учреждением, учредителем которого значится казенное учреждение -Администрация Усть-Абаканского района, истец не является уполномоченным надлежащим лицом во взаимоотношениях по аренде земельных участков, в том числе и по уведомлению об увеличении арендной платы, подлежит отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального Закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 января 2017 года полномочия по предоставлению земельных участков в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района передаются органу местного самоуправления муниципального района.
В связи с изменением законодательства администрация Доможаковского сельского совета Усть-Абаканского района Республики Хакасия передала полностью Муниципальному образованию Усть-Абаканского района права и обязанности Арендодателя по вышеуказанному договору аренды земельного участка, согласно ч.1 ст.417 ГК РФ прекращение обязательства на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
На основании Положения об Управлении имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, утвержденного Решением Совета Депутатов N 54 от 25.10.2018, Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия является структурным подразделением администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, осуществляющим от имени администрации Усть-Абаканского района исполнительно-распорядительные функции в области имущественных и земельных отношений, управления, распоряжения муниципальной собственностью, приватизации муниципального имущества, а также уполномоченного органа, осуществляющего распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия является органом местного самоуправления.
Поскольку обязанность по внесению арендной платы за 2017 год исполнена ответчиком с нарушением предусмотренного договором срока, требование истца о взыскании неустойки является обоснованным.
Размер пени подлежит исчислению исходя из условий пункта 5.2 договора аренды земельного участка от 25.04.2016, то есть в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка России с просроченной суммы за каждый календарный день просрочки.
Суд апелляционной инстанции, повторно проверив представленный истцом расчет пени за период с 16.06.2017 по 10.04.2018, признает его неверным.
Проверив расчет пени, произведенный арбитражным судом, суд апелляционной инстанции признает его верным, подлежащим применению в рамках настоящего спора.
С учетом изложенного, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск частично в размере 716 747 рублей 71 копейки.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 ноября 2018 года по делу N А74-3772/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.