город Иркутск |
|
21 мая 2019 г. |
Дело N А74-3772/2018 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М. А.,
судей: Бурковой О.Н., Кушнаревой Н.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Томашевской Т.Н.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в помещении Арбитражного суда Республики Хакасия представителей Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия Гуляевой (доверенность от 05.03.2019), общества с ограниченной ответственностью "Разрез Аршановский" Березина Ю.П. (доверенность от 10.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика- общества с ограниченной ответственностью "Разрез Аршановский" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 ноября 2018 года по делу N А74-3772/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Федулкина А.А., суд апелляционной инстанции: Петровская О.В., Бабенко А.Н., Белан Н.Н.),
установил:
Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия (далее - управление, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью "Разрез Аршановский" (ОГРН 1111901004797, ИНН 1901104455, Республики Хакасия, Алтайский район, с.Аршаново, далее - ООО "Разрез Аршановский", ответчик) о взыскании 726 422 рублей 71 копейки неустойки за период с 16.03.2017 по 10.04.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена администрация Усть-Абаканского района Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2019 года, исковые требования удовлетворены частично.
ООО "Разрез Аршановский", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение от 29 ноября 2018 года и постановление суда апелляционной инстанции от 14 февраля 2019 года отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Из кассационной жалобы следует, что единственным органом местного самоуправления Усть-Абаканского района Республики Хакасия, обладающим правами в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, является администрация Усть-Абаканского района. Суды не дали оценку тому факту, что на основании статей 41, 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности, выступать в суде без доверенности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. Вывод судов о том, что истец, зарегистрированный в качестве юридического лица в форме муниципального казенного учреждения, является структурным подразделением администрации Усть-Абаканского района, осуществляющим от имени администрации функции собственника земельного участка, противоречит нормам действующего законодательства. Уведомление, подписанные неуполномоченным лицом, не являлось обязательным для исполнения арендатором. Право арендодателя по договору аренды перешло 20.07.2018 от администрации Доможаковского сельсовета к Муниципальному образованию Усть-Абаканский район. До указанного периода требований об уплате нового размера арендной платы от надлежащего лица к ответчику не поступало, следовательно, вывод о наличии просрочки в исполнении основного обязательства является несостоятельным. Порядок уведомления арендатора об изменении арендной платы устанавливается договором аренды. Вывод суда об отсутствии карты территориального планирования не свидетельствует о том, что объект, для размещения которого выделен земельный участок, не имеет регионального значения. Земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:1871 предоставлен для размещения объекта железнодорожного транспорта регионального значения, размер арендной платы не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
Отзыв управления на кассационную жалобу судом округа во внимание не принимается, как направленный в нарушение части 2 статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 25.04.2016 между администрацией Доможаковского сельсовета Усть-Абаканского района (арендодателем) и ООО "Разрез Аршановский" (арендатором) заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 19:10:000000:1871 площадью 23734468 кв. м из земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и иного специального назначения, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Доможаковский сельсовет, от границы Алтайского района в северо-восточном направлении в 100 метрах от аал Доможаков по направлению на станцию Хоных, для размещения транспортной инфраструктуры.
Срок аренды земельного участка установлен с 25.04.2016 по 25.04.2019.
Размер и условия арендной платы согласованы сторонами в разделе 3 договора.
В соответствии с договором арендная плата вносится ежеквартально в срок до 15 марта, 15 июня, 15 сентября, 15 ноября текущего года равными платежами.
Согласно расчету, являющемуся приложением к договору, годовая арендная плата на 2016 год составляла 2 826 302 рублей, арендная плата за период с 25.04.2016 по 31.12.2016-1 931 306 рублей 33 копейки.
Пунктом 3.5 договора предусмотрена возможность изменения размера арендной платы арендодателем в одностороннем порядке в случае принятия законодательных актов Правительства Российской Федерации, правительства Республики Хакасия, органа местного самоуправления об увеличении (уменьшении) ставки земельного налога, коэффициентов зонирования и категорий арендаторов.
В силу пункта 5.2 договора за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка России с просроченной суммы за каждый день просрочки.
25.05.2017 Управлением имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района в адрес ООО "Разрез Аршановский" направлено уведомление о том, что арендная плата на 2017 год составляет 14 418 248 рублей 46 копеек.
Как следует из приложенного к указанному уведомлению расчета арендной платы, плата на 2017 год исчислена с учетом кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия от 27.10.2016 N 020-147-п "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель промышленности и иного специального назначения Республики Хакасия" - 101 536 961 рублей, вступившим в законную силу с 16.12.2016.
20.07.2018 в связи с изменением законодательства между администрацией Доможаковского сельсовета Усть-Абаканского района и муниципальным образованием Усть-Абаканский район заключено соглашение о передаче администрацией Доможаковского сельсовета муниципальному образованию Усть-Абаканский район прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка от 25.04.2016, заключенному с ООО "Разрез Аршановский".
В связи с неуплатой ООО "Разрез Аршановский" арендных платежей в установленный срок истцом 20.10.2017 и 16.02.2018 направлены в его адрес требования (претензии) о погашении задолженности за 2017 год.
Неудовлетворение ответчиком претензий послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим исковым требованием.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции сумма основной задолженности была оплачена ответчиком в полном объеме, в связи с чем истец отказался от требований в указанной части. Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18 сентября 2018 года производство по делу в части взыскания задолженности прекращено.
Арбитражный суд первой инстанции, частично удовлетворяя исковые требования, исходил из наличия оснований для взыскания неустойки в размере 716 747 рублей 71 копейки.
Третий арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным.
В силу пункта 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за пользование земельным участком определяется договором аренды.
Согласно пункту 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Из пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73) следует, что плата за пользование переданным ООО "Разрез Аршановский" в аренду земельным участком является регулируемой.
Судами обоснованно указано на то, что поскольку ставки арендной платы за землю являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы.
Независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73, арендодатель по договору, к которому подлежит применению регулируемая арендная плата, вправе требовать ее внесения в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется.
Действующая до 31.12.2017 года методика исчисления арендной платы за земельные участки Республики Хакасия, утвержденная постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 "Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия", предусматривала следующую формулу определения арендной платы - произведение кадастровой стоимости на коэффициент инфляции и коэффициент вида разрешенного использования земельного участка, утвержденный органом местного самоуправления.
С учетом изложенного, доводы о том, что размер арендной платы не мог быть изменен арендодателем в одностороннем порядке в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка об изменении размера арендной платы лишь с момента уведомления арендатора о таком изменении, правомерно отклонены судами как основанные на неверном применении норм действующего земельного законодательства.
Довод о том, что расположенный на земельном участке ответчика объект является объектом транспортной инфраструктуры регионального значения, вследствие чего арендная плата за этот участок не должна превышать ставок арендной платы за федеральные земли, правомерно отклонен судами на основании следующего.
Пунктом 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в действие с 01.03.2015, установлены случаи, когда размер арендной платы за некоторые виды публичных земель не может превышать размер арендной платы, установленный в отношении федеральных земель, данная норма Кодекса подлежит применению с указанной даты при определении арендной платы за все публичные земли независимо от того, какие правила установлены нормативными правовыми актами субъектов или муниципальных образований.
Положениями пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные для размещения объектов, предусмотренных подпунктом 2 статьи 49 настоящего Кодекса, не может превышать размер арендной платы, рассчитанный для соответствующих целей в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности.
В силу пункта 4 статьи 39.7, подпункта 2 статьи 49 названного Кодекса размер регулируемой арендной платы за пользование земельными участками, на которых расположены объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, не может превышать размер арендной платы для федеральных земель. Вместе с тем принципом определения размера арендной платы исходя из положений статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации является статус объектов (государственного или муниципального значения).
Пункты 18 и 19 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относят к объектам федерального или регионального значения объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления полномочий по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации или ведению субъекта Российской Федерации, и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Виды объектов федерального и регионального значения подлежат отображению на схемах территориального планирования Российской Федерации, схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации.
Территориальным планированием в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Из этого следует, что в целях применения пунктов 18 и 19 необходимо определять, какие приоритеты установил субъект Российской Федерации в социально-экономическом развитии региона, и что утвердили в схеме территориального планирования.
Согласно проекту планировки территории, совмещенного с проектом межевания территории для линейного объекта, подготовленного ООО "Центр оценки, землеустройства и тех. Инвентаризации" в 2016 году, для обеспечения необходимой пропускной способности по доставке товарной продукции потребителям и обеспечения выхода ООО "Разрез Аршановский" на проектные производственные мощности по добыче угля необходимо развитие транспортных коммуникаций. Рассматривается строительство железнодорожного пути с примыканием к ст. Хоных. Основные проектные решения проектной документации: строительство железнодорожной станции Аршановская ООО "Разрез Аршановский", пути необщего пользования, примыкающего к станции Хоных Красноярской железной дороги с мостовым переходом через р. Абакан.
Постановлением Главы администрации Усть-Абаканского района от 04.04.2016 N 264-рп утвержден проект планировки, совмещенный с проектом межевания территории для линейного объекта "Транспортная инфраструктура ООО "Разрез Аршановский" к станции Хоных Красноярской железной дороги с мостовым переходом через р. Абакан", застройщиком которого является ответчик.
Согласно постановлению Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 N 763 "Об утверждении схемы территориального планирования Республики Хакасия" схемой территориального планирования определено перспективное назначение территорий Республики Хакасия в целях обеспечения устойчивого развития региона, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, Республики Хакасия и сопредельных субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований Республики Хакасия.
В схеме территориального планирования учитываются предложения, зафиксированные в основных документах перспективного планирования Республики Хакасия и муниципальных образований, в том числе в Программе социально-экономического развития Республики Хакасия до 2010 года, включая Стратегию социально-экономического развития Республики Хакасия до 2015 года.
В состав схемы территориального планирования Республики Хакасия включены:
- схема современного использования территории (опорный план);
- схема границ муниципальных образований;
- предложения по территориальному планированию (проектный план);
- схема размещения объектов капитального строительства регионального значения;
- схема зон с особыми условиями использования территории;
- схема размещения объектов транспорта и путей сообщения;
- схема размещения объектов энергетических систем;
- схема размещения объектов социальной инфраструктуры регионального значения;
- схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
На картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования, отображаются, в частности, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.
В частях 3, 5 статьи 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся, в том числе, к транспорту (железнодорожный, водный, воздушный транспорт). На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.
Таким образом, как правильно указали суды, объекты регионального значения подлежат отображению в графической части схемы территориального планирования Республики Хакасия, а именно на картах, содержащихся в схеме территориального планирования.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 15.02.2016 N 50 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Хакасия от 14.11.2011 N 763 "Об утверждении схемы территориального планирования Республики Хакасия" к мероприятиям по развитию железнодорожной инфраструктуры отнесено строительство железной дороги от разреза "Аршановский" до станции "Хоных" Красноярской железной дороги с мостовым переходом через р. Абакан в Алтайском и Усть-Абаканском районах Республики Хакасия.
Между тем на схеме размещения объектов капитального строительства регионального значения, являющейся частью схемы территориального планирования Республики Хакасия, рассматриваемый объект (железнодорожный путь с примыканием к ст. Хоных) до настоящего времени не отражен, в связи с чем требования законодательства, устанавливающего порядок его отнесения к объектам федерального или регионального значения, не соблюдены.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.10.2011 N 700 утверждена Стратегия социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года, предусматривающая развитие транспорта и дорожного хозяйства (пункт 3.3). Стратегией к числу задач развития железнодорожного транспорта отнесены: строительство вторых путей южного хода Транссибирской магистрали; реализация проекта по созданию транспортно-пересадочного узла в городе Абакане, предусматривающего реконструкцию существующего железнодорожного вокзала с обустройством прилегающей территории.
Суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что объект, расположенный на арендуемом земельном участке, не относится к объектам регионального значения, поскольку указанный выше железнодорожный путь является путем необщего пользования, предназначен для обеспечения деятельности ответчика, его строительство не включено в Стратегию социально-экономического развития Республики Хакасия, при этом процедура отнесения указанного выше железнодорожного пути к объектам регионального значения не завершена.
В этой связи ссылка заявителя кассационной жалобы на письмо исполняющего обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия от 15.04.2016 N 090-2000-см об отнесении железной дороги от разреза "Аршановский" до ст. Хоных Красноярской железной дороги с мостовым переходом через р. Абакан к объектам регионального значения, а также на меморандум о намерениях по развитию железнодорожного транспорта общего и необщего пользования на территории Республики Хакасия на период 2018 - 2023 годы от 13.04.2018, принятый Правительством Республики Хакасия совместно с представителями хозяйствующих субъектов, в том числе ОАО "РЖД", ООО "Разрез Аршановский", сама по себе не подтверждает обоснованность доводов о применении положений пункта 4 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации.
Более того, ответчиком не представлены доказательства того, что земельный участок, арендуемый по договору от 25.04.2016, в спорный период (2017 год) использовался им для размещения железнодорожного пути.
Как установлено судами и следует из материалов дела, разрешение на строительство железнодорожного пути необщего пользования с пунктом перегрузки угля, примыкающего к железнодорожным путям необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", на станции Хоных Красноярской железной дороги (1 этап), получено 21.09.2018 ООО "Саянпромтранс", которому ответчиком передан земельный участок кадастровый N 19:10:000000:1871 в субаренду по договору от 14.09.2018.
С учетом изложенного оснований для осуществления строительства указанного объекта в 2017 году у ответчика не имелось, что опровергает его довод об использовании земельного участка для размещения объекта регионального значения.
Довод ответчика о том, что договор аренды земельного участка заключен с администрацией Доможаковского сельсовета Усть-Абаканского района, являлся предметом рассмотрения арбитражных судов и правомерно отклонен в силу следующего.
С 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в абзац 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межпоселенческих территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Таким образом, с 01.01.2017 распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, и расположенными на территории поселения, входящего в состав муниципального района, осуществляется органом местного самоуправления данного муниципального района.
Земельный участок с кадастровым номером 19:10:000000:1871, площадью 2373468 кв. м расположен по адресу: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, Доможаковский с/с, от границы Алтайского района в северо-восточном направлении в 100 метрах от аал Доможаков по направлению на ст. Хоных, то есть, расположен на территории Усть-Абаканского района и относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, следовательно, в силу прямого указания закона полномочия администрации Доможаковского сельского совета Усть-Абаканского района Республики Хакасия по распоряжению названным земельным участком прекращены с 01.01.2017 и возникли у органа местного самоуправления муниципального образования Усть-Абаканского района в силу закона. При передаче распорядительных полномочий в отношении земельного участка от одного органа местного самоуправления другому органу следует руководствоваться положениями статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о процессуальном правопреемстве.
В соответствии с вышеприведенными нормативными правовыми актами администрацией Доможаковского сельсовета Усть-Абаканского района и муниципальным образованием Усть-Абаканский район заключено соглашение от 20.07.2018 о передаче прав и обязанностей арендодателя по договору аренды земельного участка, заключенному 25.04.2016 с ответчиком. В силу пункта 1.5 соглашения право арендодателя по договору аренды земельного участка от 25.04.2016 переходит к муниципальному образованию Усть-Абаканский район с момента заключения соглашения в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права по договору аренды.
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Пунктом 1.1. Положения об Управлении имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия установлено, что Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия является структурным подразделением администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия, осуществляющим от имени администрации Усть-Абаканского района права собственника имущества и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также уполномоченного органа, осуществляющего распоряжение земельными участками, находящимися в границах, право собственности на которые не разграничено.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, что Управление имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района Республики Хакасия является надлежащим истцом по делу.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном 26.06.2015 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации (вопрос N 7), сформулирована следующая правовая позиция: Правила N 582, которыми определены ставки за федеральные земли, не применяются при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, земли, право государственной собственности на которые не разграничено; вместе с тем, если ставки утверждены непосредственно федеральным законом, они являются обязательными при определении размера арендной платы для всех публичных собственников.
Исходя из изложенного выше, арендная плата за 2017 год правомерно исчислена истцом исходя из кадастровой стоимости земельного участка 101 536 961 рублей по формуле, предусмотренной постановлением правительства Республики Хакасия от 23.01.2008 N 05 и составила: 101 563 961 рублей х 0,142 (Кв) = 14 418 248 рублей 46 копеек в год, или 3 604 562 рублей 12 копеек в квартал.
Коэффициент Кв 0,142 для категории "земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности" утвержден Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район". Действующий ранее коэффициент для указанной категории земельных участков, утвержденный Решением Совета депутатов Усть-Абаканского района от 29.01.2014 N 5 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования и категории земельных участков для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район на 2014 г." составлял 2,62. В этой связи применение истцом при расчете арендной платы утвержденного 23.03.2017 коэффициента (Кв) с 01.01.2017 не нарушает права арендатора.
Принимая во внимание, что обязанность по внесению арендной платы за 2017 год исполнена ответчиком с нарушением предусмотренного договором срока, учитывая пункт 5.2 договора аренды, произведя перерасчет неустойки, суды первой и апелляционной инстанций правомерно взыскали с ответчика неустойку за период с 16.06.2017 по 10.04.2018 в размере 716 747 рублей 71 копейки.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, указанные доводы судами рассмотрены и им дана надлежащая оценка, что нашло свое отражение в судебных актах. Указанные доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, так как они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно - Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 ноября 2018 года по делу N А74-3772/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2019 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 29 ноября 2018 года по делу N А74-3772/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьёй 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Первушина |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 334-ФЗ в абзац 3 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межпоселенческих территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
...
В силу пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно пункту 2 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 мая 2019 г. N Ф02-2150/19 по делу N А74-3772/2018
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2150/19
21.05.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-3772/18
14.02.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-65/19
29.11.2018 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-3772/18