город Ростов-на-Дону |
|
14 февраля 2019 г. |
дело N А32-6816/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 февраля 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от предпринимателя Кравченко В.С.: представитель Миленкова Л.А., по доверенности от 20.02.2018,
от Департамента имущественных отношений Краснодарского края: представитель Таракановская Н.С., по доверенности от 26.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кравченко Валерия Сергеевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.10.2018 по делу N А32-6816/2018, принятое судьей Данько М.М.
по заявлению индивидуального предпринимателя Кравченко Валерия Сергеевича
к департаменту имущественных отношений Краснодарского края
о признании незаконным решения, об обязании устранить нарушения,
при участии третьих лиц: администрация муниципального образования Нововеличковское сельское поселение, Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Кравченко Валерий Сергеевич (далее - предприниматель Кравченко В.С.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным выраженного в письме N 52-42373/17-32-20 от 21.11.2017 решения об отказе в предоставлении в аренду главе крестьянского хозяйства Кравченко Валерию Сергеевичу земельного участка категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного использования, площадью 494705 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Динской р -н, в границах ЗАО "Воронцовское", участок N 11, кадастровый номер: 23:07:0106008:4; об обязании Департамента имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении в аренду за плату земельный участок, подготовить и направить заявителю проект договора аренды земельного участка.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены администрация муниципального образования Нововеличковское сельское поселение, Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края.
Решением от 12.10.2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель Кравченко В.С. обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что запланированное проведение нефтепровода не препятствует заключению Договора аренды спорного земельного участка для использования его в соответствии с видом разрешенного использования; в Департамент Главой администрации Нововеличковского сельского поселения было направлено письмо от 15.11.2017 N 2457 о том, что строительство дороги не планируется в ближайшие три года.
В судебное заседание не явились представители третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие третьих лиц.
Представитель предпринимателя Кравченко Валерия Сергеевича в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и удовлетворить заявленные требования.
Представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам устного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, глава КФХ Кравченко В.С. владеет и пользуется в своей хозяйственной деятельности земельным участком с кадастровым номером 23:07:0106008:4, площадью 545289 кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, Динской р-н, в границах ЗАО "Воронцовское" на основании договора о передаче прав и обязанностей арендатора от 10.05.2011, договора аренды N 73 от 19.10.1992, дополнительного соглашения к нему от 25.05.2010 сроком аренды до 19.10.2017.
До истечения срока действия договора предприниматель Кравченко B.C. обратился в Департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о заключении договора аренды земельного участка на новый срок по основаниям подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Письмом N 52-42373/17-32-20 от 21.11.17 Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал в предоставлении в аренду земельного участка, указав, что на испрашиваемом земельном участке планируется к размещению магистральный нефтепродуктопровод "Проект "Юг" (НПП1). Линейная часть". Кроме того, в соответствии с Генеральным планом Нововеличковского сельского поселения, на испрашиваемом земельном участке планируется к размещению категорированная автомобильная дорога.
Считая незаконным отказ в предоставлении в аренду земельного участка, предприниматель Кравченко В.С. оспорил его в судебном порядке.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
На основании пункта 6 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона N 101 -ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и в отношении которых у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, указанных в статье 39.2 Земельного кодекса, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу подпункта 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов заключается договор аренды земельного участка, предназначенного для ведения сельскохозяйственного производства, в случае предоставления участка арендатору, в отношении которого у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка, при условии, что заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим арендатором до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды такого земельного участка.
В статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержится исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Согласно пункту 17 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации названной статьи указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Согласно части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.
По смыслу статьи 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
Для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в пункте 27 обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.02.2017.
В статье 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Как правильно указано судом первой инстанции, из представленной в дело схемы территориального планирования РФ в области федерального транспорта (в части трубопроводного транспорта) и Генерального плана Нововеличковского сельского поселения, утвержденного решением Совета Нововеличковского сельского поселения от 11.11.2011 N 195-21/2 следует, что в границах испрашиваемого в аренду земельного участка предполагаются к размещению магистральный нефтепровод и категорированная автомобильная дорога.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии препятствий для передачи земельного участка предпринимателю в аренду на новый срок.
В апелляционной жалобе указано, что запланированное проведение нефтепровода не препятствует заключению Договора аренды спорного земельного участка для использования его в соответствии с видом разрешенного использования; в Департамент Главой администрации Нововеличковского сельского поселения было направлено письмо от 15.11.2017 N 2457 о том, что строительство дороги не планируется в ближайшие три года.
Предприниматель также отметил, что согласно письму Управления архитектуры и градостроительства от 20.04.2018 N 07-05/875, направленному на запрос Кравченко B.C., указано, что при утверждении схемы территориального планирования МО Динской район и внесении изменений в генеральный план Нововеличковского сельского поселения может быть рассмотрен вопрос о переносе данной дороги.
Приведенные доводы не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку в дело не представлены доказательства внесения в документы территориального планирования изменений, исключающих планирование строительства магистрального нефтепровода и категорированной автомобильной дороги.
Суд учитывает, что на момент принятия оспариваемого решения N 52-42373/17-32-20 от 21.11.2017 Департамент имущественных отношений Краснодарского края руководствовался информацией, представленной в письме Управления архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования Динской район от 17.11.2017 N 07-05/2750, в соответствии с которым генеральным планом Нововеличковского сельского поселения, утвержденным Решением Совета Нововеличковского сельского поселения от 11.11.2011 N 195-21/2 с изменениями от 27.11.2015 N 90-18/3, на испрашиваемом земельном участке расположена проектируемая категорированная автомобильная дорога (л.д. 63-65).
С письмом от 17.11.2017 N 07-05/2750 были представлены сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Динской район.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Решение суда от 12.10.2018 об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным. Основания для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
Судебные расходы распределяются по правилам ст. 110 АПК РФ и относятся на предпринимателя Кравченко В.С.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12 октября 2018 года по делу N А32-6816/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6816/2018
Истец: ИП КРАВЧЕНКО ВАЛЕРИЙ СЕРГЕЕВИЧ, Кравченко В С
Ответчик: Департамент имущественных отношений КК, ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОВЕЛИЧКОВСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ В СОСТАВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН, Администрация муниципального образования Нововеличское Сельское поселение, Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края
Хронология рассмотрения дела:
16.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-9856/19
03.07.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6304/19
31.05.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4345/19
14.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22155/18
10.12.2018 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20863/18
12.10.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-6816/18