Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 6 июня 2019 г. N Ф10-1895/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
07 февраля 2019 г. |
Дело N А14-2526/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 07 февраля 2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Осиповой М.Б.,
судей Протасова А.И.,
Малиной Е.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ухтомской А.А.,
при участии:
от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: Кузьмич Н.О. - представитель по доверенности б/н от 09.01.2019;
от товарищества собственников жилья "СВОБОДЫ 31": Толубаев В.В. - представитель по доверенности б/н от 25.11.218;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.10.2018 по делу N А14-2526/2018 (судья Попова Л.В.) по заявлению товарищества собственников жилья "СВОБОДЫ 31" (ОГРН 1093668046372 ИНН 3664100417) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968 ИНН 3664032439) о признании незаконным предписания от 05.12.2017 N 03-29/100-1,
УСТАНОВИЛ:
товарищество собственников жилья "СВОБОДЫ 31" (далее - ТСЖ "СВОБОДЫ 31", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции по Воронежской области (далее - Инспекция, административный орган) о признании незаконным предписания от 05.12.2017 N 03-29/100-1.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 11.10.2018 признано незаконным предписание Государственной жилищной инспекции Воронежской области от 05.12.2017 N 03-29/100-1
На Государственную жилищную инспекцию Воронежской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников жилья "СВОБОДЫ 31".
С Государственной жилищной инспекции Воронежской области в пользу товарищества собственников жилья "СВОБОДЫ 31" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, административный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого предписания принципу исполнимости. По мнению Инспекции, предписание содержит четкие и однозначные требования, исключающие возможность из двоякого толкования.
Кроме того, Инспекция отмечает, что Товариществом допущены многочисленные нарушения при начислении платы за жилое помещение собственникам помещений по строке "содержание и техническое обслуживание жилья". Товарищество, как указывает административный орган, также необоснованно дополнительно взыскивает плату за лифт, техническое освидетельствование лифтов и вывод ТБО без утверждения соответствующих платежей общим собранием членов Товарищества, что является нарушение части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В представленном суду апелляционной инстанции отзыве Товарищество возражает против доводов апелляционной жалобы Инспекции, указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, а также на отсутствие оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции не находит основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы Инспекции.
Как следует из материалов дела, 08.11.2017 Инспекцией был издан приказ N 4776 о проведении в рамках регионального государственного жилищного надзора внеплановой документарной проверки в отношении ТСЖ "СВОБОДЫ 31" с целью рассмотрения обращения собственников жилых помещений МКД, расположенного по адресу: г. Воронеж, ул. Свободы, д. 31, изложенных в ходе личного приема у руководителя ГЖИ Воронежской области.
Задачами данной проверки являются выявление фактов соблюдения/несоблюдения обязательных требований ТСЖ "СВОБОДЫ 31" к установлению размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 6 приказа).
По результатам указанной проверки 05.12.2017 был составлен акт проверки N 03-27/360-1.
Кроме того, 05.12.2017 заявителю было выдано предписание N 03-29/100-1 с требованием при установлении размера платы за жилое помещение собственникам помещений многоквартирного дома N 31 по ул. Свободы г. Воронеж применять нормы закона, установленные частью 8 статьи 156 ЖК РФ, согласно протоколу общего собрания членов ТСЖ "Свободы 31" от 09.06.2014 N 11 - 12 руб. за 1 кв.м. (пункт 1);
в срок до 23.03.2018 произвести перерасчет размера платы за жилое помещение по многоквартирному дому N 31 по ул. Свободы г. Воронежа с января 2016 года по октябрь 2017 года в соответствии с решением, принятым на общем собрании членов ТСЖ "Свободы 31", оформленным протоколом от 09.06.2014 N 11 - 12 руб. за 1 кв.м. (пункт 2).
Товарищество, не согласившись с вынесенным в свой адрес предписанием, полагая свои права и законные интересы нарушенными, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные Товариществом требования, суд первой инстанции верно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу части 2 статьи 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Как следует из материалов дела, общим собранием собственников жилого дома N 31 по улице Свободы г. Воронежа от 05.11.2009 (протокол N 1) были приняты решения о создании ТСЖ "Свободы 31", об утверждении Устава ТСЖ "Свободы 31", об избрании членов правления ТСЖ "Свободы 31", ревизионной комиссии.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно части 1 статьи 153 названного Кодекса граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как установлено статьей 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения и собственника помещения в многоквартирном доме содержит в себе в том числе плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги.
На основании части 1 статьи 156 ЖК РФ плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Подпунктом 2 части 1 статьи 137 ЖК РФ предоставлено право товарищества собственников жилья определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели.
Согласно подпункту 3 части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Пунктом 8 статьи 156 названного Кодекса установлено, что размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Из совокупного толкования норм части 1 статьи 137, части 2 статьи 145 и части 8 статьи 156 ЖК РФ следует, что установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества собственников жилья относится к исключительной компетенции общего собрания товарищества собственников жилья. Размер обязательных платежей и (или) взносов определяется на основе утвержденной указанными органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Согласно пункту 28 Правил N 491 собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 ЖК РФ.
В соответствии с пунктом 33 Правил N 491 размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами товарищества сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В силу подпункта 4 пункта 2 статьи 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 155 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Таким образом, как верно указано судом, размер платы за услуги по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома находится в компетенции общего собрания товарищества.
Как верно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, собственники помещений МКД N 31 по ул. Свободы г. Воронежа реализовали своё право на проведение собраний и определение размера и порядка платы за содержание и ремонт жилых помещений.
Общим собранием собственников помещений МКД N 31 по ул. Свободы г. Воронежа от 06.04.2013 в форме заочного голосования было принято решение утвердить плату за жилое помещение в размере 14,48 руб./кв.м. (третий вопрос повестки дня).
При этом расшифровка составляющих платы за жилое помещение решением собрания не определена.
При рассмотрении дела структура платы за жилое помещение в размере 14,48 руб./кв.м., размер платы по каждой составляющей также заявителем не представлены.
Кроме того, решением от 06.04.2013 собственники помещений МКД N 31 по ул. Свободы г. Воронежа разрешили правлению ТСЖ "Свободы 31" перераспределять расходы ТСЖ в рамках тарифа (размера) платы за жилое помещение.
В материалы дела представлен также протокол N 11 общего собрания членов ТСЖ "Свободы 31" МКД N 31 по улице Свободы г. Воронежа от 09.06.2014, согласно которому по седьмому вопросу повестки дня собранием принято решение: установить размер обязательных платежей и взносов для собственников помещений МКД N 31 по улице Свободы г. Воронежа по статье "содержание и техническое обслуживание жилья" 12 руб. за 1 кв.м. с 01.07.2014.
При этом расшифровка составляющих платы по статье "содержание и техническое обслуживание жилья" решением собрания членов ТСЖ "Свободы 31" не определена.
В ходе спорной проверки, судебного разбирательства структура платы по статье "содержание и техническое обслуживание жилья" в размере 12 руб. за 1 кв.м., размер платы по каждой составляющей "содержание и техническое обслуживание жилья" также заявителем не представлены. Таким образом, собранием членов ТСЖ "Свободы 31" МКД N 31 по улице Свободы г. Воронежа утверждена плата за жилое помещение в размере 14,48 руб./кв.м. (06.04.2013) и плата по статье "содержание и техническое обслуживание жилья" в размере 12 руб. за 1 кв.м. (09.06.2014).
Доказательств принятия собранием членов ТСЖ "Свободы 31" МКД N 31 по улице Свободы г. Воронежа иных решений об утверждении размера обязательных платежей и взносов для собственников помещений МКД N 31 по улице Свободы г. Воронежа в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что согласно платежным документам плата за содержание и ремонт жилья составляет 12 руб. за 1 кв.м., что соответствует решению общего собрания членов ТСЖ "Свободы 31" МКД N 31 по улице Свободы г. Воронежа от 09.06.2014 (протокол N 1) об утверждении платы по статье "содержание и техническое обслуживание жилья" в размере 12 руб. за 1 кв.м., предписание административного органа является незаконным, а требования Товарищества подлежащими удовлетворению.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа муниципального контроля, проводившие проверку, обязаны выдать предписание, в том числе об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание об устранении нарушений представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Предписание выносится в случае выявления нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для него в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Предписание должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить заявителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает ответственность. Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности.
Предписание следует считать законным только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.
Следовательно, предписание должностного лица, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений обязательных требований, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом такие требования должны быть реально исполнимы.
Оспариваемое предписание не соответствует заявленным принципам, поскольку не исключает возможности двоякого толкования: предписывает устанавливать размер платы за жилое помещение в соответствии с решением - определение платы по статье "содержание и техническое обслуживание жилья" в размере 12 руб. за 1 кв.м.
Приведенные обстоятельства, свидетельствуют о неясности спорного предписания и его неисполнимости по указанной причине, что является самостоятельным основанием для признания предписания недействительным.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, апелляционная коллегия соглашается с арбитражным судом первой инстанции в том, оспариваемое предписание не соответствует нормам действующего законодательства и представленным доказательствам.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, при установленных обстоятельствах не могут быть приняты во внимание, поскольку выражают несогласие с судебным актом, они направлены на переоценку выводов суда, указанных в обжалуемом судебном акте, что не может являться основанием для отмены законно принятого решения.
Аргументированных доводов, основанных на представленных доказательствах, позволяющих согласиться с позицией административного органа, не заявлено.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 11.10.2018 по делу N А14-2526/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Осипова |
Судьи |
А.И. Протасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-2526/2018
Истец: ТСЖ "Свободы 31"
Ответчик: ГЖИ Воронежской области
Третье лицо: ГЖИ Воронежской области
Хронология рассмотрения дела:
06.06.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1895/19
04.06.2019 Определение Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-9147/18
07.02.2019 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-9147/18
11.10.2018 Решение Арбитражного суда Воронежской области N А14-2526/18