г. Вологда |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А05-11797/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 14 февраля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Зориной Ю.В. и Шадриной А.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" представителя Полтавского Д.И. по доверенности от 30.05.2018 N СЕВ НЮ-42/Д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котласагропромснаб" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 ноября 2018 года по делу N А05-11797/2018 (судья Крылов В.А.),
установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (место нахождения: 107174, Москва, улица Новая Басманная, дом 2; ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295; далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Котласагропромснаб" (место нахождения: 165302, Архангельская область, город Котлас, улица Новая Ветка, дом 17; ИНН 2904026415, ОГРН 1142904001570; далее - ООО "Котласагропромснаб") об урегулировании разногласий при заключении договора от 21.02.2018 N 4-64 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Котлас-Северный Северной железной дороги" в отношении подпункта 9.4.2 пункта 9.4 параграфа 9 договора.
Решением суда от 14.11. урегулированы разногласия, возникшие между ОАО "РЖД" и ООО "Котласагропромснаб" при заключении договора от 21.02.2018 N 4-64 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Котласагропромснаб" по станции Котлас-Северный Северной железной дороги", суд изложил подпункт 9.4.2 пункта 9.4 параграфа 9 в следующей редакции: "Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 5,265 км в размере 6917 руб. 73 коп. Плата определена с учетом ставки 3230 руб. за км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС. Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", подлежит перерасчету в следующих случаях: а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД"; б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в периоде, установленном пунктом 9.4.1. настоящего договора; в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах; г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам); д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам). В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения".
ООО "Котласагропромснаб" с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым урегулировать разногласия, возникшие между ОАО "РЖД" и ООО "Котласагропромснаб" при заключении договора от 21.02.2018 N 4-64 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО "Котласагропромснаб" по станции Котлас-Северный Северной железной дороги, исключив пункт 9.4.2 из договора.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В Перечне работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок" (далее - Перечень), отсутствуют такие работы (услуги), как предоставление в фактическое пользование железнодорожного пути не общего пользования. По смыслу пункта 1 статьи 421, статей 432, 445 и 446 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 58, 64 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 30), абзаца третьего пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути не общего пользования как составляющих сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях не общего пользования, не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом. Установление в договоре платы за использование путей необщего пользования в качестве самостоятельной платы, рассчитанной по ставке, утвержденной внутренним документом ООО "Котласагропромснаб", не обладающим силой нормативного акта, с учетом монопольного положения ОАО "РЖД", не могло быть принято в качестве обязательного условия для включения в договор. Поскольку содержание спорного условия договора не предписано законом или иным правовым актом, Федеральной службой по тарифам не установлена ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования на условиях, предложенных истцом, ООО "Котласагропромснаб" вправе требовать исключения из текста договора пункта 9.4.2 в предложенной ОАО "РЖД" редакции.
ОАО "РЖД" в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции возразили против изложенных в ней доводов и требований, просили решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
ООО "Котласагропромснаб" надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Выслушав представителя ОАО "РЖД", исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД" является владельцем пути необщего пользования протяженностью 5,265 км, расположенного в районе станции Котлас-Северный Северной железной дороги.
ОАО "РЖД" (перевозчик) направило ООО "Котласагропромснаб" (владелец) проект договора от 21.02.2018 N 4-64 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования по станции Котлас-Северный Северной железной дороги".
ООО "Котласагропромснаб" подписало договор с протоколом разногласий от 14.03.2018.
При подписании протокола согласования разногласий от 17.04.2018 стороны не пришли к единому мнению относительно подпункта 9.4.2 пункта 9.4 параграфа 9 договора.
Пунктом 9.4 параграфа 9 договора ("владелец уплачивает перевозчику") установлены платежи, входящие в сбор за подачу и уборку вагонов.
ОАО "РЖД" предложило следующую редакцию подпункта 9.4.2 пункта 9.4 договора: "Владелец" уплачивает "перевозчику":
"Ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 5,265 км в размере 6917,73 руб. Плата определена с учетом ставки 3230 руб. за км в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС.
Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", подлежит перерасчету в следующих случаях:
а) при утверждении правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в периоде, установленном пунктом 9.4.1 настоящего договора;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных в договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения.
Отказ ООО "Котласагропромснаб" от подписания договора в предложенной ОАО "РЖД" редакции, послужил основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск, урегулировал разногласия в редакции истца.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно статье 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В силу статей 445 и 446 ГК РФ, статьи 64 Устава и пункта 2 Постановления Пленума N 30 в случае, если стороны не пришли к соглашению по всем отдельным условиям договора, последние в случаях передачи любой из сторон разногласий на рассмотрение суда определяются в соответствии с решением суда.
Статьями 55, 56, 60, 64 Устава предусмотрено, что отношения по использованию железнодорожных путей необщего пользования между перевозчиком и контрагентами могут быть урегулированы договором на подачу и уборку вагонов, договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, а в ряде случаев иным договором, в том числе определяющим права и обязанности владельца железнодорожного пути необщего пользования и лица, использующего такой путь.
Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования. При отсутствии у владельца железнодорожного пути необщего пользования локомотива подача и уборка вагонов, маневровая работа на таком железнодорожном пути осуществляются локомотивом, принадлежащим перевозчику.
Согласно части 3 статьи 58 Устава перевозчик за подачу и уборку вагонов, осуществляемые им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, взимает с грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев других железнодорожных путей необщего пользования сбор, включающий в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику.
На основании части 6 статьи 58 Устава размеры указанных сбора и платы устанавливаются соглашением сторон, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования приведенных правовых норм, условия договора на эксплуатацию пути необщего пользования в части внесения платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования сами по себе не противоречат действующему законодательству
Аналогичный вывод содержится в пункте 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017.
Гражданское законодательство исходит из возмездности гражданско-правового договора, а спорная плата, по сути, является платой (компенсаций) за одну из предоставляемых перевозчиком услуг.
Как правильно указал суд первой инстанции, исключение из условий договора условия о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования фактически освобождало бы ООО "Котласагропромснаб" от обязанности по ее уплате, что противоречит положениям части 3 статьи 58 Устава. Услуга по предоставлению в пользование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД", не включена в Перечень.
Расчет размера платы за использование железнодорожного пути необщего пользования суд первой инстанции проверил, признал его правильным. Контррасчет в суд не представлен.
Из материалов дела видно, что при установлении размера платы ОАО "РЖД" исходило из ставки, установленной протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 29.12.2017 N 69. Данная ставка является одинаковой для всех организацией, с которыми ОАО "РЖД" заключает аналогичные договоры. Льготы в виде пониженной ставки установлены только для организаций, подведомственным ОАО "РЖД".
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку установление сторонами в договоре условия о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику железнодорожным путем необщего пользования не противоречит требованиям действующего законодательства, подпункт 9.4.2 договора принимается судом в редакции ОАО "РЖД".
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска или урегулирования разногласий в редакции ответчика у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 14 ноября 2018 года по делу N А05-11797/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Котласагропромснаб" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Я. Зайцева |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-11797/2018
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северная железная дорога"
Ответчик: ООО "КОТЛАСАГРОПРОМСНАБ"