город Чита |
|
15 февраля 2019 г. |
дело N А78-14500/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Ломако Н.В., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 ноября 2018 года по делу N А78-14500/2018 по иску Федерального агентства лесного хозяйства (ОГРН 1047796366298, ИНН 7705598840) к обществу с ограниченной ответственностью "Тране Инвест" (ОГРН 1135053002281, ИНН 5053035623) об истребовании имущества из чужого незаконного владения и внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, Министерства природных ресурсов Забайкальского края (ОГРН 1087536008779, ИНН 7536095945), Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия, и Забайкальском крае (ОГРН 1103850013772, ИНН 3808214087), Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю (ОГРН 1047550034509, ИНН 7536057403),
(суд первой инстанции: судья Попова И.П.)
в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Тране Инвест" (далее - общество, ответчик) об истребовании из незаконного владения земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, площадью 26321 кв. м., кадастровый номер 75:24:490102:921, входящего в состав земельного участка лесного фонда Шилкинского участкового лесничества Шилкинского лесничества Забайкальского края (лесной фонд бывшего колхоза "им. Красная Звезда") в части выделов 5, 9 квартала 95, с указанием в иске координат поворотных точек; о внесении изменения в Единый государственный реестр недвижимости, ссылаясь на отнесение земельного участка, расположенного по адресу: Забайкальский край, Шилкинский район, площадью 26321 кв.м., кадастровый номер 75:24:490102:921 к землям лесного фонда.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 28 ноября 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке. Ставит вопрос об отмене решения, как незаконного, принятого с нарушением норм материального права, по доводам, изложенным в жалобе.
В отзыве на апелляционную жалобу общество просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 21.12.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Участвующие в деле лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Обращаясь с требованиями к Обществу, истец ссылается на то, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) ответчик является собственником земельного участка с кадастровым номером 75:24:490102:921 обшей площадью 310017 кв.м., расположенным: Забайкальский край, Шилкинский район, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, регистрация права собственности осуществлена 01.09.2017 N 75:24:490102:921-75/027/2017-2.
Согласно заключению N 3 ФГБУ "Рослесинфорг" (т. 1, л.д. 51-52) границы указанного земельного участка площадью 310017 кв.м. частично пересекаются с землями лесного фонда Забайкальского края Шилкинского лесничества Шилкинского участкового лесничества (лесной фонд бывшего колхоза "им. Красная Звезда") в части выделов 5, 9 квартала 95. Площадь пересечения составила 26321 кв.м., из которых: по контуру 1 - площадь 21540 кв.м. выдела 9, по контуру 2 - площадь 4781 кв.м. выдела 5. Установлены координаты поворотных точек границы пересекаемой части земельного участка.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в арбитражный суд с иском об истребовании части спорного земельного участка и внесении изменений в ЕГРН.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 6, 8, 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации 209, 214, 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 93 Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.), статьей 69 Земельного кодекса РСФСР (1991 г.), частью 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", пунктом 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", установив, что ответчик является добросовестным приобретателем, а права предыдущих правообладателей на спорный земельный участок возникли до 1 января 2016 года и в данном случае приоритет имеют сведения о категории земельного участка, содержащиеся не в государственном лесном реестре, а в ЕГРН, резюмировав, что спорный земельный участок подпадает под действие "лесной амнистии", пришел к выводу о недоказанности истцом условий, предусмотренных статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации и как следствие об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, в том числе исходя из пропуска срока исковой давности на основании статей 195, 196, 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По мнению суда апелляционной инстанции, разрешая спор, суд первой инстанции, исследовав, предоставленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим правильным выводам.
В силу статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации только собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Неуправомоченное собственником лицо, совершая действия в отношении не принадлежащего ему имущества, нарушает права собственника, которые подлежат восстановлению на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации.
С учетом правовой конструкции названной статьи истцом должны быть доказаны: - право собственности истца на спорное имущество; - нахождение объекта виндикации во владении ответчика; - незаконность такого владения.
Согласно разъяснениям, изложенных в пунктах 32, 36 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010, применяя статью 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, судам следует иметь в виду, что собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении. В соответствии со статьей 301 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 23.12.2008, в собственности Российской Федерации зарегистрирован лесной участок площадью 1013га (категория земель - земли лесного фонда - защитные, эксплуатационные) в Шилкинском лесничестве в кварталах N 90-96 (т. 1, л.д. 96).
Истец ссылается на то, что частью указанного лесного участка, а именно площадью 2,6321га в квартале N 95 выделы 5, 9 (частично) владеет ответчик. В подтверждение данного довода истец представил заключение N 3 о пересечении границ земельных участков (л.д. 51-52 т. 1). В заключении N 3 имеется указание на их отнесение к лесному фонду бывшего колхоза им. Кирова.
Из материалов дела следует и истцом также указывается на то, что спорные части земельных участков относились к лесному фонду бывшего колхоза им. Красной Звезды.
Из экспликации к схематической карте территории Шилкинского лесничества (т. 1, л.д. 40) следует, что территория колхоза "Красная Звезда" имеет литер 1в, а колхоза им. Кирова - 1б. Квартал N 95 графически расположен на территории 1в.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно положениям статьи 93 Гражданского кодекса РСФСР (1964 г.) различалась собственность государственная (общенародная), колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных и иных общественных организаций.
Статья 69 Земельного кодекса РСФСР (1991 г.) предусматривала, что колхозы получают землю в собственность.
В соответствии с пунктами 1, 4 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.1991 N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" совхозы и колхозы были обязаны до 1 января 1993 года провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке. Районным и внутрихозяйственным комиссиям предписано провести разграничение находящихся в пользовании колхозов и совхозов земель, выделив земли, остающиеся в государственной собственности и передаваемые гражданам в частную, индивидуальную и коллективно-долевую собственность.
Согласно пункту 6 постановления Правительства Российской Федерации от 06.03.1992 N 138 в случае принятия собраниями трудовых коллективов сельскохозяйственных предприятий решений о сохранении прежней формы хозяйствования осуществляется перерегистрация колхозов и совхозов с закреплением за ними земли в соответствии с действующим законодательством. При этом должно быть обеспечено безоговорочное право выхода со своим земельным и имущественным паем любого члена колхоза (работника совхоза), кооператива, товарищества, акционерного общества, ассоциации и других предпринимательских структур из их состава для создания крестьянского (фермерского) хозяйства без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия (организации).
Указом Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27.12.1991 N 323 установлено, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации, которой предписано обеспечить выдачу гражданам, ставшим собственниками земли, соответствующих свидетельств на право собственности на землю, которые имеют законную силу до выдачи документов, удостоверяющих это право (пункты 2, 6).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании постановления Главы Администрации Шилкинского района от 30.12.1992 N 271 Филиппову Н.Н. выдано свидетельство на право собственности на землю серии РФ-IХ N 019490: вид права - общая долевая по адресу: колхоз "Красная Звезда" с. Казаново, 31,0 га, земельная доля с оценкой 262 баллогектаров, регистрационная запись N 3006 от 01.10.1994, ограничения в использовании и обременения участка земли отсутствуют.
Выданное свидетельство на право собственности на землю от 01.10.1994 N 3006 соответствует форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" от 27.12.1993 N 1767, действовавшим в спорный период.
Пунктом 4 данного нормативно-правового акта государство гарантировало неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей. Изъятие земельного участка у собственника для государственных и общественных нужд производится в установленном законом порядке путем выкупа с учетом интересов собственника, включая возмещение стоимости земли по договорной цене и причиненных убытков, в том числе упущенную выгоду.
При таком положении, обоснованы выводы суда первой инстанции о том, собственником доли земельного участка с 01.10.1994, согласно свидетельству серии РФ-IХ N 019490, являлся Филиппов Н.Н.
24.07.2002 был принят Федеральный закон N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", статьей 13 которого установлено право участника долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения выделить земельный участок в счет своей земельной доли. Собственник земельной доли для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.
Из материалов дела следует, что кадастровым инженером по заказу Филиппова Н.Н. подготовлен проект межевания земельных участков, извещение о месте и порядке ознакомления участников долевой собственности с проектом межевания земельных участков опубликовано в газете "Шилкинская правда" N 11 (8652) 07.02.2014.
Согласно заключению кадастрового инженера возражений о местоположении и размере земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, не было заявлено.
Земельный участок поставлен на кадастровый учет 13.03.2014 с присвоением кадастрового номера 75:24:490102:921, категории - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования (т. 1 л.д. 123).
На основании договора купли-продажи от 07.05.2014 Филиппов Н.Н. (продавец) продал Байда А.О. (покупатель) земельный участок с кадастровым номером 75:24:490102:921 площадью 310017 кв.м. в Шилкинском районе Забайкальского края, находящийся на землях сельскохозяйственного назначения, предоставленный продавцу на основании свидетельства на право собственности на землю серии РФ-IХ N 019490 от 01.10.1994, право собственности продавца зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю 28.04.2014 за регистрационным номером 75-75-27/015/2014-186, свидетельство о регистрации права 75АА N 529736.
Государственная регистрация перехода права собственности осуществлена 23.05.2014, что подтверждается штампом регистрирующего органа на договоре.
Ответчик - ООО "Тране Инвест" приобрел земельный участок с кадастровым номером 75:24:490102:921 площадью 310017 кв.м. в Шилкинском районе Забайкальского края, расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, у гражданина Байда А.О. по договору купли-продажи от 20.06.2017 (т. 1 л.д. 108-110). Передача земельного участка оформлена соответствующим актом от 20.06.2017 (т. 1 л.д. 111), переход права зарегистрирован в установленном законом порядке 01.09.2017 (т. 1 л.д. 121).
Статья 8 Земельного кодекса Российской Федерации допускает перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, в земли другой категории по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" такой перевод возможен в случае, связанном с добычей полезных ископаемых.
Как установлено по делу, Распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 21.11.2017 N 5232/р земельный участок с кадастровым номером 75:24:490102:921 площадью 310017 кв.м., находящийся в собственности ООО "Тране Инвест" переведен из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения для разработки и добычи полезных ископаемых (том 1, л.д. 125).
Как следует из постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2017 N 16-П, "добросовестный приобретатель" по конституционно-правовому смыслу данного понятия применительно к недвижимому имуществу - это приобретатель недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации, если только из установленных судом обстоятельств дела с очевидностью не следует, что приобретатель знал об отсутствии у отчуждателя права распоряжаться данным имуществом или, исходя из конкретных обстоятельств дела, не проявил должной разумной осторожности и осмотрительности, при которых мог узнать об отсутствии у отчуждателя такого права.
В определении Конституционный Суд Российской Федерации от 21.09.2017 N 1793-О сформулировал правовую позицию о том, что рассматривая иски публично-правовых образований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения к гражданам, чье право собственности на такие участки зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, суды должны - исходя из принципа соблюдения баланса публичных и частных интересов при определении правового статуса субъектов этих отношений, критериев соразмерности и пропорциональности - оценивать возможность защиты прав добросовестных приобретателей, в том числе в соответствии с конституционно-правовым смыслом содержащихся в статье 302 Гражданского кодекса Российской Федерации Российской Федерации законоположений, выявленным Конституционным Судом Российской Федерации. Возможность признания лица добросовестным приобретателем обусловлена соблюдением совокупности условий, предусмотренных пунктом 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно: отсутствием осведомленности приобретателя о приобретении имущества у лица, которое не вправе было его отчуждать; возмездным приобретением имущества; наличием воли собственника либо лица, которому имущество было передано собственником во владение, на отчуждение имущества
Оценив представленные в дело доказательства, апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии такой совокупности условий, при которой ответчик является добросовестным приобретателем спорного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Как верно установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, первоначально земельный участок был предоставлен в собственность физическому лицу Администрацией Шилкинского района, полномочия которой на принятие такого решения и выдачу свидетельства были предоставлены пунктами 2, 6 Указа Президента Российской Федерации "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" от 27.12.1991 N 323.
В силу статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации являются собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью).
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Частями 1 и 2 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Оценив доводы истца, изложенные также в апелляционной жалобе, о том, что согласно государственному лесному реестру части спорного земельного участка в выделах 5, 9 квартала 95 относятся к землям лесного фонда, распоряжаться которыми может только Российская Федерация, апелляционный суд поддерживает выводы Арбитражный суд Забайкальского края, о следующем.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
На основании пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По делу установлено, что собственником доли земельного участка колхоза "Красная Звезда" с 01.10.1994 являлся гражданин, право которого подтверждается свидетельством на право собственности на землю серии РФ-IХ N 019490. Впоследствии доля выделена и спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 13.03.2014, установлена его категория (земли сельскохозяйственного назначения), присвоен кадастровый номер 75:24:490102:921, и 28.04.2014 проведена государственная регистрация права.
При этом, как следует из материалов дела, кадастровый учет лесных участков в спорных выделах не осуществлялся, сведения о них содержатся только в государственном лесном реестре.
При таком положении и учитывая, что права предыдущих правообладателей на спорный земельный участок возникли до 1 января 2016 года, вопреки доводам апелляционной жалобы, в данном конкретном случае в силу положений части 3 статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" приоритет имеют сведения о категории земельного участка, содержащиеся не в государственном лесном реестре, а в Едином государственном реестре недвижимости.
Следовательно, спорный земельный участок подпадает под действие "лесной амнистии".
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.09.2017 N 1793-О указано, что кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости, который является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных сведений (статья 92 Лесного кодекса Российской Федерации). Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности уполномоченных государственных органов по согласованию данных государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости, с тем чтобы были исключены возможные противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков, зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к землям определенной категории и об их правообладателях. Между тем, в правоприменительной, в частности судебной, практике не исключалось такое толкование статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, при котором суды исходили из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и допускалась возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных. Такое толкование вело к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности. Для преодоления противоречивого толкования указанного законоположения в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от 29 июля 2017 года N 280-ФЗ. Тем самым федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
При недоказанности истцом условий, предусмотренных статьями 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации и принимая во внимание, что отнесение одного и того же земельного участка (с кадастровым номером 75:24:490102:921) к нескольким категориям одновременно без формирования границ спорных частей (выдела) посредством землеустройства действующим законодательством не предусмотрено, правомерны выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Доводы апелляционной жалобы в отношении выводов о применении срока исковой давности, несостоятельны.
В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Как установлено по делу, спорный земельный участок с кадастровым номером 75:24:490102:921, расположенный в Шилкинском районе Забайкальского края, площадью 310017 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, был поставлен на кадастровый учет 13.03.2014, право зарегистрировано 28.04.2014.
Согласно пункту 8 статьи 4 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (до 01.01.2017), пункту 1 статьи 7 Федерального закона N 122- ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (до 01.01.2017), пункту 5 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (с 1 января 2017 года), кадастровые сведения и сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, являются общедоступными.
Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736 (том 1, л.д. 66-81), Федеральное агентство лесного хозяйства, осуществляет свою деятельность, в том числе и полномочия по управлению государственным имуществом, непосредственно, через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений в установленной сфере деятельности, осуществляет от имени Российской Федерации защиту в судебном порядке имущественных прав Российской Федерации в области лесных отношений.
Следовательно, истец о нарушении государственных интересов, ввиду отнесения части земельного участка лесного фонда к иной категории земель, должен был узнать не позднее 13.03.2014 в момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка.
При таком положении, обоснованы выводы суда о том, что обращение истца в суд с виндикационным требованием 12.09.2018, осуществлено за пределами трехгодичного срока исковой давности, истекшего 13.03.2017.
Обстоятельств приостановления течения срока или оснований для восстановления пропущенного срока по делу не установлено.
Более того, фактически спорный участок выбыл из владения Российской Федерации еще в 1994 году, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю гражданина Филиппова Н.Н. серии РФ-1Х N 019490 от 01.10.1994.
Риски, связанные с ненадлежащим осуществлением контроля за использованием имущества, в том числе государственного, возлагаются на соответствующее публично-правовое образование (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 305-ЭС17-16141, от 20.04.2017 N 308-ЭС16-1003).
Согласно пункту 13 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.11.2008 N 126 исковая давность по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения при смене владельца этого имущества не начинает течь заново. Следовательно, ссылки апеллянта на перераспределение полномочий по осуществлению от имени Российской Федерации защиты имущественных прав и законных интересов в области лесных отношений, несостоятельны.
При установленных обстоятельствах, обоснованы выводы Арбитражного суда Забайкальского края об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 28 ноября 2018 года по делу N А78-14500/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.Л.Каминский |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-14500/2018
Истец: Департамент лесного хозяйства по Сибирскому федеральному органу, Федеральное агентство лесного хозяйства
Ответчик: ООО "Тране Инвест"
Третье лицо: Межрегиональное территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ И ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ, Министерство природных ресурсов Забайкальског окрая, ФГБУ Филиал "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Забайкальскому краю, Управление Росреестра по Забайкальскому краю, Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии по Забайкальскому краю, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО ЗАБАЙКАЛЬСКОМУ КРАЮ
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1581/20
24.01.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7683/18
15.02.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7683/18
28.11.2018 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-14500/18
13.09.2018 Определение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-14500/18