г. Саратов |
|
15 января 2024 г. |
Дело N А12-18571/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2024 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Самохваловой А.Ю.,
судей Лыткиной О.В., Савенковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Обуховой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Волгоградской области"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 ноября 2023 года по делу N А12-18571/2023
по иску государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 4" (ИНН 3441024160, ОГРН 1033400116738)
к федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Волгоградской области" (ИНН 3444059756, ОГРН 1033400322053)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов города Волгограда
о взыскании задолженности по договору от 15.01.2021 N 33 в размере 49 390 руб. 73 коп.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось государственное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 4" (далее - ГУЗ "Клиническая больница N 4", истец) к федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Волгоградской области" (далее - ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области", ответчик) с иском о взыскании задолженности по договору о компенсации расходов, связанных с проведением мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан, исполняющих воинскую обязанность, от 15.01.2021 N 33 в размере 49 390 руб. 73 коп.
14 ноября 2023 года Арбитражным судом Волгоградской области иск удовлетворен. С федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Волгоградской области" (ИНН 3444059756, ОГРН 1033400322053) в пользу государственного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 4" (ИНН 3441024160, ОГРН 1033400116738) взыскана задолженность в размере 49 390 руб. 73 коп., а также 2 000 руб. в счёт возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Федеральное казённое учреждение "Военный комиссариат Волгоградской области"
не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что действия военного комиссариата Волгоградской области законны и обоснованы, права и законные интересы ГУЗ "Клиническая больница N 4" действиями ответчика нарушены не были.
От ГУЗ "Клиническая больница N 4" поступили в суд возражения на апелляционную жалобу, согласно которым решение суда не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в том числе публично путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальных сайтах Двенадцатого арбитражного апелляционного суда и Верховного Суда Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, в связи, с чем жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Проверив законность принятого по делу судебного акта, правильность применения норм материального права в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 15 января 2021 года между ГУЗ "Клиническая больница N 4" (Учреждение) и ФКУ "Военный комиссариат Волгоградской области" (Комиссариат) был заключен Договор N 33 о компенсации расходов, связанных с проведением мероприятий по медицинскому освидетельствованию граждан, исполняющих воинскую обязанность (далее - Договор).
В соответствии с п. 1.1 Договора предметом договора является компенсация расходов по выплате среднего заработка медицинским работникам Учреждения за время их работы в составе военно-врачебной комиссии (ВВК) для медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военную службу в соответствии с порядком, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Истец указывает, что данный Договор заключен на основании и в соответствии с письмом Военного комиссариата Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов города Волгограда от 08.02.2021 N° 4,1/757 о выделении для укомплектования медицинской комиссией в Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда с 01.04.2021 по 15.07.2021 средний медицинский персонал (основной и резервный состав); - письмом Комитета здравоохранения Волгоградской области от 16.03.2021 N 14-10/412 о предоставлении списков сотрудников медицинской организации для включения в комиссии отделов Военного комиссариата Волгоградской области; - приказом ГУЗ "Клиническая больница N 4" от 26.02.2021 N 221-л/с об организации медицинского обеспечения призывной кампании; - приказом ГУЗ "Клиническая больница N 4" от 16.03.2021 N 278-л/с об организации медицинского обеспечения призывной кампании; - приказом ГУЗ "Клиническая больница N 4" от 11.05.2021 N 515-л/с о внесении изменений в приказ от 16.03.2021 N 278-л/с "Об организации медицинского обеспечения призывной кампании".
Ответчик принял на себя обязательство согласно п. 2.5 Договора своевременно компенсировать Учреждению расходы по выплате среднего заработка медицинским работникам в пределах лимитов бюджетных обязательств в течение 30 дней с момента предоставления полного пакета документов.
Руководствуясь табелем учета рабочего времени, представленным и утвержденным Военным комиссаром Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов города Волгограда, Указом Президента РФ от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года" (которым установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы с 4 по 7 мая 2021 года), Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" Учреждение выставило счет и направило соответствующие документы ответчику для компенсации расходов по выплате среднего заработка медицинским работникам Учреждения за время их работы в составе военно-врачебной комиссии (ВВК) для медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военную службу за май 2021 года в размере 242 087,91.
В исковом заявлении истец привёл подробный расчёт размера компенсации расходов по выплате среднего заработка медицинским работникам Учреждения за время их работы в составе военно-врачебной комиссии по каждому сотруднику.
Ответчик возместил истцу сумму в размере 192 697 (сто девяносто две тысячи шестьсот девяносто семь) руб. 18 коп.
Исходя из сумм выставленных счетов, указывает истец, ответчик не произвел компенсацию выплат среднего заработка Зинченко В.В. в полном объеме (не оплачено 11 193,35), Хаиани А.Х. частично в размере (не оплачено 9 755,42), Дергачевой С.В. частично в размере (не оплачено 28 441,97).
Таким образом, общая сумма невыплаченной компенсации составила 49 390 (сорок девять тысяч триста девяносто) руб. 73 коп.
Также истец отметил, что ответчик не возвращает подписанные акты выполненных работ, при этом производя оплату по договору.
В ответ на претензионное письмо ответчик пояснил (исх. от 14.07.2021 N 4/4/8406), что медицинская комиссия фактически работала с 11.05.2021, соответственно и оплата произведена за фактически отработанное время.
Истец указывает, что согласно договору с Комиссариатом (п. 1.2) медицинский персонал был командирован на определенный срок с 01.04.2021 по 15.07.2021, а не в определенные дни, в течение которого он находился в полном распоряжении комиссариата и медицинским учреждением к работе не привлекался. И это не зависит от фактического привлечения работников Учреждения к работе Комиссариатом. Своё обязательство по выделению персонала на оговоренный период Учреждение исполнило. По другим периодам сотрудничества претензий нет.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств, полагая свои права и законные интересы нарушенными, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями о взыскании задолженности.
Принимая решение по настоящему делу, суд первой инстанции пришел к выводу о то, что заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия считает данный вывод суда соответствующим действующему законодательству и фактическим обстоятельствам дела, исходя из следующего.
Согласно положениям статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Согласно пункту 6 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и их должностные лица. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 7 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
В подпункте 3 пункта 2 названных Правил определено, что компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, возмещением расходов по их проезду в другую местность и обратно, найму (поднайму) жилья, а также командировочных (суточных) расходов в случае участия указанных лиц в проведении следующих мероприятий: медицинское освидетельствование граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военную профессиональную образовательную организацию, военную образовательную организацию высшего образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В силу пункта 3 Правил N 704 компенсация расходов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (далее - Положение N 922).
В пункте 2 Положения N 922 установлено, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат.
К таким выплатам относятся, в том числе, заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; заработная плата, выданная в не денежной форме; надбавки и доплаты к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет (стаж работы), знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, руководство бригадой и другие; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
Таким образом, указывает истец, в соответствии с приведенными нормами права медицинскому учреждению подлежит компенсация расходов, связанных с выплатой привлеченным к работе в призывной комиссии сотрудникам медицинских учреждений среднего заработка, расчет которого осуществляется из фактически начисленной работнику заработной платы в определенной период, в которую включаются все виды выплат, предусмотренные системой оплаты труда.
Указом Президента Российской Федерации от 23.04.2021 N 242 "Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в мае 2021 года" 4, 5, 6 и 7 мая 2021 были объявлены нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы.
Исходя из п.1.2 договора N 33 от 15.01.2021 медицинский персонал командирован на определенный срок в период с 01.04.2021 по 15.07.2021, условия об исключении конкретных дней из табеля договором не предусмотрено.
Статья 779 ГК РФ предусматривает, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 ГК РФ предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Доказательством сдачи подрядчиком результата работ и приемки его заказчиком является акт или иной документ, удостоверяющий приемку выполненных работ (пункт 2 статьи 720 ГК РФ).
По общему правилу сдача-приемка выполненных работ фиксируются в соответствующем акте, подписанном обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается соответствующая отметка, и акт подписывается другой стороной.
Согласно части 4 статьи 753 ГК РФ односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.
Оценив доводы ответчика, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о необоснованном отказе ответчика от подписания актов оказания услуг от 08.06.2021 N 77, 78, 79, 80, 81.
На основании изложенного, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
По существу, все доводы заявителя апелляционной жалобы повторяют правовую позицию истца, заявленную в суде первой инстанции, однако не опровергают их и не содержат фактов, которые не были бы проверены, или не учтены судом при рассмотрении дела, и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на его обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Каких-либо новых обстоятельств, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность судебного акта, в апелляционной инстанции не установлено.
Суд первой инстанции оценил все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы из установленных фактических обстоятельств о взаимоотношениях сторон.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
Согласно части 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 ноября 2023 года по делу N А12-18571/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Самохвалова |
Судьи |
О.В. Лыткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-18571/2023
Истец: ГУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА N 4"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Третье лицо: Военный комиссариат Краснооктябрьского и Тракторозаводского районов г. Волгограда