Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 июня 2019 г. N Ф05-6630/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А40-241549/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Стройтрансгаз Трубопроводстрой"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2018 по делу N А40-241549/2018, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-2641)
по заявлению: ООО "Стройтрансгаз Трубопроводстрой"
к Управлению Федерального казначейства по городу Москве
третье лицо: ГУ МРО ФСС в лице Филиала N 36
о признании незаконными действия,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Колобкова М.А. по доверенности от 31.10.2018; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Стройтрансгаз Трубопроводстрой" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным действия Управления федерального казначейства по г. Москве, выразившееся в возврате исполнительного листа серии ФС N 021365473 без исполнения.
Решением от 21.11.2018 Арбитражный суд г. Москвы отказал в удовлетворении заявленных требований, мотивировав принятый судебный акт тем, что организация исполнения судебных актов по искам к ФСС РФ (его территориальным органам) осуществляется непосредственно указанным фондом или органами службы судебных приставов.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционной суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции, противоречащим положениям Бюджетного кодекса РФ.
В судебном заседании (до объявления перерыва) представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и не обоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель УФК по г. Москве поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
ГУ МРО ФСС, будучи уведомленным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 156 АПК РФ, в отсутствие представителя организации.
Принимая во внимание положения ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. п. 4 - 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2011 года N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" суд апелляционной инстанции также полагает необходимым обратить внимание на то, что информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена на официальном сайте в сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/).
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене, исходя из следующего.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда г. Москвы по делу А40-8327/2017 с ГУ-МРО ФСС РФ в пользу общества взыскана государственная пошлина в сумме 3 000 (три тысячи) руб.
В целях принудительного исполнения решения суда был выдан исполнительный лист серии ФС N 021365473, который направлен обществом в адрес Управления Федерального казначейства по г. Москве (далее УФК по г. Москве).
Письмом УФК по г. Москве 31.07.2018 г. N 73-17-15/10-19514 исполнительный лист был возвращен заявителю без исполнения по причине осуществления органами Федерального казначейства исполнения судебных актов по денежным обязательствам только федеральных казенных и бюджетных/автономных учреждений в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Функции органов Федерального казначейства регламентированы Положением о Федеральном казначействе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 "О Федеральном казначействе" (далее - Положение о Федеральном казначействе).
В соответствии с Положением о Федеральном казначействе органы Федерального казначейства осуществляют функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".
Органы Федерального казначейства осуществляют организацию исполнения судебных актов по денежным обязательствам федеральных казенных и бюджетных автономных учреждений в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и частью 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Закон).
Частью 1 ст. 242.1 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно ст. 10 БК РФ к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:
федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Как следует из пп. 2 п. 2 ст. 144 БК РФ, к бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации относится бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.
При этом кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства, в соответствии со ст. 148 БК РФ.
Статьей 239 БК РФ прямо установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.
Частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что исполнительный лист подлежит направлению в Фонд социального страхования Российской Федерации или в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов для начала организации исполнения не основан на требованиях действующего законодательства.
Ссылка УФК по г. Москве о том, что указанные нормативные правовые акты регулируют порядок обращения взыскания на средства учреждений определенных организационно-правовых форм, к которым не относится ГУ МРО ФСС, отклоняется судом апелляционной инстанции, как основанная на неверном толковании норм материального права.
Пунктом 2 Положения "О Фонде социального страхования Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации", Фонд социального страхования Российской Федерации является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
В настоящее время положения о всех возможных существующих организационно-правовых формах юридических лиц закреплены в главе 4 части 1 Гражданского кодекса РФ.
Изменения в главу 4 части 1 ГК РФ были внесены Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Гражданский кодекс РФ не содержит такой организационно-правовой формы юридического лица, как "специализированное финансово-кредитное учреждение".
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, размещенной на сайте Федеральной налоговой службы РФ, ГУ МРО ФСС является государственным учреждением (запись 2167746432500 от 19.01.2016).
Как следует из ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть только казенным, бюджетным или автономным.
Таким образом, в действующем законодательстве не установлено иной процедуры исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме предусмотренной главной 24.1 БК РФ.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене, в связи с неправильным применением норм материального права, с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований.
Нарушений, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, судебной коллегией не установлено.
Суд распределяет судебные расходы по уплате государственной пошлины по правилам, предусмотренным ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.11.2018 по делу N А40-241549/2018 отменить.
Признать незаконным действие Управления федерального казначейства по г. Москве, выразившееся в возврате исполнительного листа серии ФС N 021365473 без исполнения.
Взыскать с Управления федерального казначейства по г. Москве в пользу ООО "Стройтрансгаз Трубопроводстрой" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 (три тысячи) руб. по заявлению, 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб. по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-241549/2018
Истец: ООО "СТРОЙТРАНСГАЗ ТРУБОПРОВОДСТРОЙ"
Ответчик: УФК по г.Москве.