город Москва |
|
14 февраля 2019 г. |
дело N А40-184169/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.02.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.02.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Лепихин Д.Е., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2018
по делу N А40-184169/18, принятое судьей Яцевой Е.А.,
по заявлению ОАО "Останкинский молочный комбинат" (ОГРН 1027739359977)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
о признании незаконным отказа;
при участии:
от заявителя - не явился, извещен;
от заинтересованного лица - Скиперский А.С. по доверенности от 26.12.2018;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.09.2018 признан незаконным отказ Управления Росреестра по г. Москве в государственной регистрации ранее возникшего права, оформленный уведомлением от 04.05.2018 N 77/011/223/2018-535 в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: Москва, улица Руставели, дом 14, стр. 8, кадастровый номер 77:02:0021005:1121 и на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, осуществить государственную регистрацию права собственности ОАО "Останкинский молочный комбинат" в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: Москва, улица Руставели, дом 14, стр. 8, кадастровый номер 77:02:0021005:1121.
Управление Росреестра, не согласившись с принятым решением, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представители лиц, участвующих в деле в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 26.01.2018 ОАО "Останкинский молочный комбинат" обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве с заявлением N 77/011/223/2018-535 о государственной регистрации ранее возникшего права собственности в отношении объекта недвижимости, расположенного по адресу: Москва, улица Руставели, дом 14, стр. 8 с кадастровым номером 77:02:0021005:1121.
Уведомлением от 06.02.2018 N 77/011/223/2018-535 государственным органом принято решение о приостановлении государственной регистрации, в связи с тем, что в представленном акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 года отсутствуют данные о местоположении имущества, при наличии соответствующей графы, то есть отсутствует объект с адресными ориентирами: Москва улица Руставели, дом 14, стр. 8 и указано на то, что представленное свидетельство о внесении в реестр собственности на территории г. Москва от 14.08.1996 выдано в отношении объекта недвижимости с площадью 835,4 кв.м., а в ЕГРН такой объект учтен с площадью 824,5 кв.м. Документов для исправления ошибки не представлено.
При этом, заявитель сослался на то, что в материалы регистрационного дела представлено письмо ГБУ МосгорБТИ от 16.12.2016, согласно которому верная площадь объекта равна 824,5 кв.м., то есть равной сведениям, указанным в ЕГРН.
В ответ на указанное уведомление о приостановлении государственной регистрации ОАО "Останкинский молочный комбинат" направлены возражения.
04.05.2018 Управлением вынесено решение об отказе в государственной регистрации ранее возникшего права собственности, оформленное уведомлением N 77/011/223/2018-535.
Указанное уведомление получено ОАО "Останкинский молочный комбинат" 10.05.2018.
Посчитав, что отказ в государственной регистрации ранее возникшего права собственности является незаконным, и нарушающим права и интересы заявителя, заявитель обратился с настоящим заявлением в суд.
Заявление мотивировано тем, что отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, оформленный в виде уведомления о приостановлении государственной регистрации права собственности от 06.02.2018 N 77/011/223/2018-535, является незаконным и нарушающим права и законные интересы заявителя, поскольку представленные на государственную регистрацию в качестве правоустанавливающих документов соответствуют требованиям ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и содержат описание объекта недвижимости, позволяющее идентифицировать объект, заявленный на государственную регистрацию, и объект, указанный в плане приватизации, акте оценки и справки к нему.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что незаконный отказ в государственной регистрации права нарушает права и законные интересы заявителя.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
Статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определено, что условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ установлены требования к документам, представляемым на государственную регистрацию прав, а именно документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав.
Статья 20 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Из материалов дела следует, после получения от Управления уведомления от 06.02.2018 N 77/011/223/2018-535 о приостановлении государственной регистрации, ОАО "Останкинский молочный комбинат" направлены возражения.
Отклоняя довод Управления об отсутствии данных о местоположении имущества в акте оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Согласно п. 4 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ от 01.07.1992 N 721, действовавшего на момент приватизации имущества, комиссия готовит и не позднее 01.10.1992 представляет для утверждения в комитет следующие документы: план приватизации, акт оценки имущества, устав акционерного общества.
В соответствии с п. 10 указанного Положения имущество акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки.
Согласно с п. 5.1 Временных методических указаний по оценке стоимости объектов приватизации (приложение к Указу Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66), действовавших на момент приватизации имущества, комиссией составляются акты оценки стоимости имущества, в которых отражаются результаты инвентаризации и оценки (приложения 1 -9), подписываемые всеми членами комиссии по приватизации.
В соответствии с абз. 5 п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.
ОАО "Останкинский молочный комбинат" с целью представления в Управление полного комплекта документов с заявлением о государственной регистрации права заказан и получен заверенный ГУП "РЭМ" в установленном порядке комплект архивных копий приватизационного дела в отношении вышеуказанного объекта. В том числе, заявителем получена заверенная копия акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992, а также справки, прилагаемой к акту. Данные документы также представлены в Управление с соответствующим заявлением.
В п. 10 акта оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 указан объект недвижимости, наименование: здание мойки ж.д.цист., инвентарный номер 01009, год ввода в эксплуатацию - 1963. Справка к акту оценки стоимости зданий и сооружений, являясь его неотъемлемой частью, уточняет и дополняет сведения в отношении объектов недвижимости. В отношении объекта недвижимости с инвентарным номером 01009 с наименованием: здание мойки ж.д. цистерн, в прилагающейся к акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 в справке указана дополнительная информация, в том числе номер строения по БТИ, а именно: 8.
Суд учитывает, что из имеющихся идентичных сведений и представления о том, что справка является приложением и дополнением к акту оценки, следует, что в данных документах указаны сведения об одном и том же объекте недвижимости, расположенном по адресу: Москва, улица Руставели, дом 14, стр. 8, с назначением: здание мойки ж.д. цистерн.
Таким образом, документами приватизационного дела подтверждается информация о присвоенном адресе объекта, а именно: Москва, улица Руставели, дом 14, стр. 8, а в ЕГРН имеются сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021005:1121, общей площадью 824,5 кв.м, годом ввода в эксплуатацию - 1963.
Учитывая изложенное, арбитражный суд пришел к правомерному выводу о подтверждении представленными документами и сведениями наличия права собственности ОАО "Останкинский молочный комбинат" в отношении нежилого здания, расположенного по адресу г. Москва, улица Руставели, дом 14, стр. 8, кадастровый номер 77:02:0021005:1121, годом ввода в эксплуатацию - 1963.
Отклоняя довод Управления о разночтении в площади указанного объекта недвижимости и необходимости исправления ошибочно внесенной площади объекта, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
В справке к акту оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 в отношении объекта, расположенного по адресу: Москва, улица Руставели, дом 14, стр. 8, указана площадь 835 кв.м.
В свидетельстве о внесении в реестр собственности на территории г. Москвы от 14.08.1996 в отношении данного объекта указана общая площадь 835,4 кв.м.
Вместе с тем, в связи с обнаружением ошибочно внесенных сведений, на кадастровый учет поставлен объект недвижимости с кадастровым номером 77:02:0021005:1121 с актуализированной площадью 824,5 кв.м. При этом, в настоящий момент в ЕГРН также имеется информация о достоверной площади объекта.
Для подтверждения данных сведений получена справка Савеловского ТБТИ от 16.12.2016 N б/н о наличии в материалах инвентарного дела ошибочно указанной общей площади строения - 835,4 кв.м., об устранении технической ошибки и подтверждении достоверной общей площади строения - 824,5 кв.м.
Таким образом, в настоящее время в ЕГРН содержатся актуальные, не требующие исправления сведения об объекте недвижимости, и противоречие в имеющейся документации с учетом сведений ГБУ МосгорБТИ в части площади объекта отсутствует.
Из материалов дела следует, в полученном уведомлении об отказе в государственной регистрации от 04.05.2018 N 77/011/223/2018-535 появились основания, не указанные государственным органом в качестве оснований для приостановления государственной регистрации права.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве в своем отказе необоснованно указывает на необходимость предоставления заявителем документов, подтверждающих полномочия лица, подписавшего справку к акту стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01.07.1992 заверенную ГУЛ "РЭМ", предоставленную вместе с полученным в установленном порядке комплектом архивных копий приватизационного дела в отношении вышеуказанного объекта.
Кроме того, в оспариваемом отказе Управлением сообщено о необходимости представления договора выкупа акций от 20.04.1993 N 125а, заключенного трудовым коллективом общества с Фондом имущества г. Москвы.
Вместе с тем, поскольку при приостановлении государственной регистрации Управлением указанные выше документы не запрашивались, вывод арбитражного суда о том, что регистрирующий орган вышел за пределы своих обязанностей и стал проводить правовой анализ документов уже зарегистрированного права, является правомерным.
Зарегистрированное ранее право заявителя на указанное имущество заинтересованное лицо должно было перенести в ЕГРП (ЕГРН) на основании ч. 1 ст.69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, в соответствии с которой права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Поскольку судом установлено, что регистрирующему органу представлены документы в объеме, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ.
Решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленное уведомлением от 04.05.2018 N 77/011/223/2018-535 в отношении нежилого здания, расположенного по адресу: Москва, улица Руставели, дом 14, стр. 8, кадастровый номер 77:02:0021005:1121 нарушает законные права и интересы ОАО "Останкинский молочный комбинат" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и правомерно признано арбитражным судом незаконным.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции обоснованно возложена на уполномоченный орган обязанность устранить допущенное нарушение прав заявителя.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом норм материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2018 по делу N А40-184169/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184169/2018
Истец: ОАО "ОСТАНКИНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ КОМБИНАТ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ