Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 июня 2019 г. N Ф02-2261/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А74-7131/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "12" февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "18" февраля 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борисова Г.Н.,
судей: Иванцовой О.А., Юдина Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ржихановой Е.Л.,
при участии:
от налогового органа (Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Республике Хакасия) - Галкиной Т.В., представителя по доверенности от 09.01.2019,
от третьего лица (Управления ФНС России по Республике Хакасия) - Галкиной Т.В., представителя по доверенности от 09.01.2019 N 04-16,
от заявителя (ПАО "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро") - Побойкина Д.Н., представителя по доверенности от 27.01.2017 N 7684,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "25" октября 2018 года по делу N А74-7131/2018, принятое судьей Коршуновой Т.Г.,
установил:
публичное акционерное общество "Федеральная гидрогенерирующая компания - Русгидро" ИНН 2460066195, ОГРН 1042401810494 (далее - ПАО "РусГидро", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Хакасия ИНН 1902018760, ОГРН 1041902100019 (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения от 27.12.2016 N 3548.
Определением суда от 10 мая 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия ИНН 1901065260, ОГРН 1041901200021 (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" октября 2018 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе общество приводит следующие доводы:
- выводы суда о том, что код ОКОФ 14 291160 "Оборудование энергетическое прочее" и код ОКОФ 14 3120160 "Устройства распределительные комплектные высокого напряжения" относятся к подклассу не соответствуют структуре кодов ОК 013-94;
- вывод суда о том, что оборудование, обеспечивающее выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения балансовой стоимости и находящееся на территории гидроэлектростанции по своей сути не может относиться к линиям электропередачи и к сооружениям, являющимся неотъемлемой частью указанных объектов, является ошибочным и основан на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела;
- признак отнесения организации к гидрогенерирующей не может служить основанием для отказа в применении льготы к оборудованию, которое по определению является линиями электропередачи и сооружением неразрывно связанным с ними и обладает всеми другими признаками необходимыми для получения льготы, так как состоит на балансе общества, поименовано в Перечне имущества, относящегося к федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504 (далее - Перечень N504), по своему функциональному предназначению относиться к одной из категорий объектов, указанных в пункте 3 статьи 380 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ);
- судом не дана оценка доводам заявителя о том, что при рассмотрении спора не подлежат применению ГОСТ 19431-84 и ГОСТ 24291-90, а также о том, что спорное оборудование неразрывно связано с регулированием процесса передачи электроэнергии и обеспечения системной надежности электрических сетей.
Управление и инспекция в отзывах на апелляционную жалобу не согласились с изложенными в ней доводами, просят оставить решение суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со статьей 1531 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации участие в судебном заседании представителя налоговых органов обеспечено использованием системы видеоконференц-связи.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
ПАО "Русгидро" зарегистрировано в качестве юридического лица 26.12.2004 Инспекцией Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Красноярска, "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего" (далее - СШ ГЭС) является его филиалом.
Инспекцией в период с 29.07.2016 по 31.10.2016 проведена камеральная налоговая проверка первичного налогового расчёта по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за полугодие 2016 года, представленного филиалом ПАО "РусГидро", по результатам которой налоговым органом составлен акт от 14.11.2016 N 26091, в соответствии с которым установлено занижение обществом суммы авансового платежа по налогу на имущество в результате необоснованного применения ставки налога в размере 1,3%.
ПАО "РусГидро" представлены в налоговую инспекцию возражения от 13.12.2016 N 5799.30 на акт налоговой проверки.
Материалы налоговой проверки, возражения налогоплательщика рассмотрены заместителем начальника инспекции в присутствии представителя общества при надлежащем извещении налогоплательщика.
Налоговым органом 27.12.2016 принято решение N 3548 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым доначислены авансовые платежи по налогу на имущество в размере 2 086 776 рублей в связи с неправомерным применением обществом налоговой ставки 1,3% в отношении основных средств - затворов ремонтных, затворов аварийно-ремонтных, затворов холостого водосброса, решёток сороудерживающих, комплексов генераторных элегазовых гидрогенератора (всего 97 объектов) (далее - спорное имущество, спорные объекты).
Управлением 12.02.2018 принято решение N 28 об оставлении без удовлетворения жалобы ПАО "РусГидро" на решение инспекции от 27.12.2016 N3548.
Заявитель оспорил решение инспекции от 27.12.2016 N 3548 в судебном порядке, полагая, что им соблюдены все условия для применения льготной налоговой ставки, предусмотренные пунктом 3 статьи 380 НК РФ.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
Из положений статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемого решения инспекции недействительным необходимо установить несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ ОАО "РусГидро" является плательщиком налога на имущество организаций.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 56 НК РФ предусмотрено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В соответствии с пунктом 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признаётся движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесённое в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учёта, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 380 НК РФ (в редакции, действовавшей в спорный налоговый период) налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году - 0,7 процента, в 2015 году - 1,0 процента, в 2016 году - 1,3 процента, в 2017 году - 1,6 процента, в 2018 году - 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.
В Перечне N 504, утвержденном в целях применения пункта 3 статьи 380 НК РФ, даны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, и соответствующие этим объектам коды ОКОФ.
Поскольку правильность либо неправильность определения кодов ОКОФ сторонами не является основанием для применения налоговой льготы, в рассматриваемом случае значение имеет назначение спорного имущества и его функциональная принадлежность.
ПАО "РусГидро" в лице филиала СШ ГЭС применило льготную ставку по налогу на имущество организаций за первое полугодие 2016 года в отношении объектов основных средств - затворов ремонтных (36 шт.), затворов аварийно-ремонтных (18 шт.), затворов холостого водосброса (16 шт.), решёток сороудерживающих (17 шт.), комплексов генераторных элегазовых гидрогенератора (10 шт.).
Заявитель в обоснование применения льготной налоговой ставки указывает, что спорные основные средства являются неотъемлемой технологической частью линий энергопередачи, поскольку участвуют в едином процессе производства, передачи, распределения и потребления электроэнергии, образуя единую замкнутую цепь с потребителями посредством линий электропередачи. Основанием для применения указанной льготы общество указывает наличие у него линий энергопередачи и (или) сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении заявленного требования, правильно исходил из того, что пониженная ставка налога на имущество на основании статьи 380 НК РФ и Перечня N 504 подлежит применению только в отношении имущества, непосредственно связанного с процессом передачи электрической энергии, при соблюдении одновременно следующих условий:
- имущество отнесено к основным объектам и состоит на балансе организации;
- имущество поименовано в Перечне N 504 и по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий объектов, указанных в пункте 3 статьи 380 НК РФ (в данном случае к линиям электропередачи).
Нахождения спорного имущества, на которое заявлена льгота, на балансе общества в качестве объектов основных средств инспекцией не оспаривается.
Поскольку понятия "линии энергопередачи", "линии электропередачи" в налоговом законодательстве отсутствует, суд первой инстанции в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ обоснованно руководствовался понятиями и терминами других отраслей законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из статьи 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов. К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование
Статьей 26 названного Федерального закона предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.
В соответствии с пунктом 6 ГОСТ 19431-84 "Энергетика и электрификация. Термины и определения", утверждённого постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029 (далее - ГОСТ 19431-84), под энергоснабжением (электроснабжением) понимается обеспечение потребителей энергией (электрической энергией).
Согласно пункту 21 ГОСТ 19431-84 потребителем признаётся предприятие, организация, территориально обособленный цех, строительная площадка, квартира, у которых приёмники электрической энергии (тепла) присоединены к электрической (тепловой) сети и используют электрическую энергию (тепло).
Линия электропередачи (ЛЭП) - это электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на расстояние (пункт 34 ГОСТ 19431-84).
ГОСТ 24291-90 "Электрическая часть электростанции и электрической сети. Термины и определения", утверждённого постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403 (далее - ГОСТ 24291-90), даются следующие термины и определения применительно к электрической части электростанции и электрической сети:
- электропередача - совокупность линий электропередачи и подстанций, предназначенная для передачи электрической энергии из одного района энергосистемы в другой;
- (электрическая) подстанция - электроустановка, предназначенная для приёма, преобразования и распределения электрической энергии, состоящая из трансформаторов или других преобразователей электрической энергии, устройств управления, распределительных и вспомогательных устройств;
- линия электропередачи - электроустановка, состоящая из проводов, кабелей, изолирующих элементов и несущих конструкций, предназначенная для передачи электрической энергии между двумя пунктами энергосистемы с возможным промежуточным отбором.
Согласно Техническому паспорту СШ ГЭС является приплотинной гидроэлектростанцией.
В ГОСТ 19431-84 также даны следующие термины и определения:
- электростанция - энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла;
- гидроэлектростанция - электростанция, преобразующая механическую энергию воды в электрическую энергию.
Заявитель считает, что ГОСТ 19431-84 и ГОСТ 24291-90 не подлежат применению при рассмотрении настоящего спора в силу пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", поскольку носят рекомендательный характер.
Апелляционный суд отклоняет данный довод, так как указанные государственные стандарты являются действующими, содержат термины, используемые в электроэнергетике, поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ могут учитываться в целях налогообложение в отсутствие таких понятий в налоговом законодательстве.
Приведённые термины позволяют сделать вывод, что функциональным назначением гидроэлектростанции является производство электрической энергии путём преобразования механической энергии воды в электрическую энергию. Линии электропередачи выходят за пределы электростанции и не участвуют в производстве электроэнергии.
Пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, точка поставки определена как место исполнения обязательств по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии, используемое для определения объема взаимных обязательств сторон по договору, расположенное на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств, определённой в акте разграничения балансовой принадлежности электросетей.
Границей балансовой принадлежности является линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании, определяющая границу эксплуатационной ответственности между сетевой организацией и потребителем услуг по передаче электрической энергии (потребителем электрической энергии, в интересах которого заключается договор об оказании услуг по передаче электрической энергии) за состояние и обслуживание электроустановок.
Таким образом, исходя из норм отраслевого законодательства к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, относится имущество, которое с учётом функционального назначения используется для передачи электроэнергии.
Согласно представленным техническим документам в отношении спорных объектов, их инвентарных карточек, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии у заявителя права на применение налоговой льготы в отношении объектов основных средств в силу следующего.
Обществом представлены инвентарные карточки на объекты основных средств - затворы ремонтные, затворы аварийно-ремонтные, затворы холодного водосброса, решетку сороудерживающую, согласно которым данным объектам заявителем присвоен код ОКОФ 142911161.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229 утверждены Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации (далее - Правила эксплуатации электростанций).
Согласно пунктам 3.1.37-3.1.42 названных Правил затворы отнесены к механическому оборудованию гидротехнических сооружений.
Из технических паспортов на данные объекты следует:
- "затвор ремонтный 232 МЛ от СШ ГЭС" согласно разделу 2 "Основные технические данные" предназначен для перекрытия отверстий отсасывающих труб в период ремонта и осмотра гидротурбины и водовода;
- "затвор ремонтный 39МТ от МГУ" согласно разделу 2 "Основные технические данные" предназначен для перекрытия отверстий отсасывающих труб в период ремонта и осмотра гидротурбины и водовода;
- "затвор ремонтный 23МТ Средняя секция МГУ" согласно разделу 2 "Основные технические данные" предназначен для перекрытия отверстий водоприемника на случай осмотра проточной части или ремонта аварийно-ремонтного затвора и закладной части;
- "затвор ремонтный 582 МЛ Водоприёмника СШ ГЭС" согласно разделу 2 "Основные технические данные" предназначен для перекрытия водоприёмника при осмотрах и ремонтах аварийно-ремонтного затвора и его закладных частей;
- "затвор ремонтный 5МТ ЭВ МГУ" согласно пункту 2.1.1 раздела 2 "Основные технические данные" используется в качестве ремонтного затвора и предназначен для перекрытия отверстий на водосбросной плотине со стороны верхнего бьефа на период осмотров или ремонтов основного сегментного затвора и закладных частей;
- "затвор ремонтный 631МЛ2 ЭВ СШ ГЭС" согласно разделу 2 "Основные технические данные" предназначен для перекрытия водоприёмника при осмотрах и ремонтах аварийно-ремонтного затвора и его закладных частей.
Налоговым органом в соответствии со статьёй 90 НК РФ проведён допрос свидетеля Шестакова Т.Н. - начальника производственной технической службы филиала ПАО "РусГидро" СШ ГЭС (протокол допроса от 21.10.2016 N 1), согласно показаниям которого основная функция затворов ремонтных - ремонт затворов нижнего бьефа и ремонт аварийно-ремонтных затворов. Перечисленные затворы ремонтные функционально не имеют различий, отличаются массой, габаритами и местонахождением, предназначены для ремонта гидрогенераторов и водоподводящих трактов, аварийно-ремонтных затворов. Названные затворы ремонтные напрямую не участвуют в процессе производства (выработки) электроэнергии, но обеспечивают работу генерирующего оборудования. Данные основные средства связаны с водоподводящими трактами и аварийно-ремонтными затворами. В состав затворов ремонтных входят затворы, штанги, серьги, подхваты. При нормальных эксплуатационных режимах процесс выработки возможен без этих объектов.
При допросе свидетель Рыбалко Д.Ю. - заместитель главного инженера по технической части филиала ПАО "РусГидро" СШ ГЭС (протокол от 15.02.2017) дал аналогичные показания;
- "затвор аварийно-ремонтный 22МТ Водоприёмника МГУ" согласно разделу 2 "Основные технические данные" предназначен для регулирования подачи воды в спиральную камеру постоянного водоприёмника Майнского гидроузла и прекращения её подачи в случае аварии с агрегатом;
- "затвор аварийно-ремонтный 558 МЛ ЭВ СШ ГЭС" и "затвор аварийно-ремонтный 581 МЛ Водоприёмника СШ ГЭС" предназначены для регулирования подачи воды в турбинные водоводы постоянного водоприёмника СШ ГЭС и прекращения её подачи в случае аварии в турбинном водоводе.
Из показаний указанных свидетелей следует, что основной функцией затворов аварийно-ремонтных является обеспечение ремонтных схем водоподводящего тракта и турбины; названные затворы аварийно-ремонтные функционально не имеют различий, отличаются массой, габаритами и местонахождением. Данные затворы аварийно-ремонтные используются в процессе производства и выработки электроэнергии, при ремонте электрооборудования, "затворы аварийно-ремонтный 581 МЛ Водоприёмника СШ ГЭС" для обеспечения безопасности, "затвор аварийно-ремонтный 581 МЛ Водоприёмника СШ ГЭС" физически связан с водоподводящим трактом гидрогенератора, "затвор аварийно-ремонтный 558 МЛ ЭВ СШ ГЭС" связан с водоподводящим трактом эксплуатационного водосброса, "затвор аварийно-ремонтный 22МТ Водоприёмника МГУ" связан с водоприёмником и гидрогенератором Майнской ГЭС. В состав затворов аварийно-ремонтный входят затворы, штанги, серьги, подхваты;
- "затвор холостого водосброса 559МЛ1 ЭВ СШ ГЭС" согласно разделу 2 "Основные технические данные" предназначен для перекрытия глубинных отверстий водоприёмника гидротехнических сооружений;
- "затвор холостого водосброса Сегментный 4МТ МГУ" согласно разделу 2 "Основные технические данные" предназначен для перекрытия поверхностных отверстий на водосбросной части плотины и служит для регулирования пропуска расходов воды СШ ГЭС через Майнский гидроузел;
- "затвор холостого водосброса Сегментный 4МТ+4МТБ МГУ" согласно разделу 2 "Основные технические данные" предназначен для перекрытия поверхностных отверстий на водосбросной части плотины и служит для регулирования пропуска расходов СШ ГЭС через Майнский гидроузел.
Согласно показаниям указанных свидетелей "затворы холостого водосброса 559 МЛ1 ЭВ СШ ГЭС" предназначены для обеспечения холостого сброса в период пропуска половодья, паводков на СШ ГЭС; "затворы холостого водосброса Сегментный 4МТ МГУ", "затворы холостого водосброса Сегментный 4МТ+4МТБ МГУ" предназначены для обеспечения холостого сброса в период пропуска половодья, паводков на Майнской ГЭС. Названные затворы холостого водосброса различаются местонахождением и конструкцией. Затворы являются самостоятельным оборудованием, участвуют в процессе производства (выработки) электроэнергии. Перечисленные затворы холостого водосброса связаны с гидротехническими сооружениями СШ ГЭС и Майнской ГЭС.
В соответствии с представленными паспортами "решёток сороудерживающих" данные устройства устанавливаются в отверстиях перед аварийно-ремонтными затворами водоприёмника и предназначены для защиты входных отверстий турбинных водоводов от попадания крупных плавающих тел.
Согласно пунктам 3.1.43-3.1.45 Правил эксплуатации электростанций сороудерживающие конструкции (решётки, сетки, запани) отнесены к механическому оборудованию гидротехнических сооружений.
Из показаний указанных свидетелей следует, что решётки сороудерживающие предназначены для удерживания посторонних предметов, во избежание попадания посторонних предметов, устанавливаются на подходе к водоподводящему тракту гидрогенератора. "Решётка сороудерживающая 580 МЛ СШ ГЭС", "решётка сороудерживающая 21МТ МГУ" могут функционировать только в водоподводящем тракте, участвуют в процессе производства (выработки) электроэнергии. Данные устройства технологически связаны с водоподводящим трактом гидроагрегатов, состоят из решёток, штанг, подхватов.
Присвоенный обществом названным затворам и решеткам сороудерживающим код ОКОФ 14 2911161 не предусмотрен Перечнем N 504, в связи с чем в целях применения льготы по налогу на имущество общество указывает код ОКОФ 14 2911090, по которому согласно Перечню N 504 льготируется имущество "Оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей)", включающее в себя в соответствии с примечанием гидрозатворы.
Между тем, в Перечень N 504 в отношении имущества, относящегося к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, включен код ОКОФ 14 2911090, в котором поименовано оборудование энергетическое прочее (технологическое оборудование газоперекачивающих станций; специальные средства монтажа и ремонта оборудования энергетического и тепловых сетей), то есть не относящееся к оборудованию гидроэлектростанций. Указанные в примечании к данному коду ОКОФ гидрозатворы должны быть неотъемлемой технологической частью технологического оборудования газоперекачивающих станций.
Обществом согласно инвентарным карточкам комплексам генераторным элегазовым гидрогенератора типа НЕС (НЕС-8А, НЕС-8С, НЕСS-80S) присвоен код ОКОФ 14 3120162, который в соответствии с ОК 013-94 присвоен виду объекта - устройствам распределительным комплектным высокого напряжения.
Льготирование объекта с кодом ОКОФ 14 3120162 Перечнем N 504 не предусмотрено.
В целях применения льготы по налогу на имущество общество указывает код ОКОФ 14 3120010, поскольку в соответствии с Перечнем N 504 льготируется имущество "Аппаратура электрическая высоковольтная (более 1000 В) (выключатели, контакторы, разъединители, трансформаторы напряжения, конденсаторы, реле, предохранители, токопроводы, преобразователи тиристорные, приборы полупроводниковые силовые, теплоотводы и охладители), включающие в себя согласно примечанию распределительные устройства высокого напряжения в отдельно стоящем здании (закрытые распределительные устройства), встроенные в здания и открытые распределительные устройства: выключатели, контакторы и реверсоры, разъединители, короткозамыкатели, отделители, заземлители переменного тока высокого напряжения и иное оборудование, входящее в состав распределительных устройств.
Согласно Инструкции по эксплуатации генераторного распределительного устройства - элегазовое генераторное распределительное устройство НЕС-8 используется для подключения гидрогенераторов Г1 - Г10 СШ ГЭС к трансформаторам укрупнённых блоков Т1 - Т5. НЕС-8 располагается в камерах главных выводов соответствующего генератора на отметке 320 машинного зала СШ ГЭС. Для гидрогенераторов Г1, 2, 7-10 предусмотрены распределительные устройства типа НЕС-8С, для гидрогенераторов ГЗ, 4, 5, 6 - тип НЕС-8А.
Согласно разделу 1.3 "Конструкция и состав оборудования" в состав каждой фазы НЕС-8 входит следующее оборудование: выключатель (В-Г); разъединитель (Р-Г); заземлители (Рз-Г - со стороны генератора, Рз1(2)-Т - со стороны блочного трансформатора); трансформаторы напряжения (ТН5, ТН6 - со стороны генератора, ТНЗ для НЕС-8А и ТНЗ, ТН4 для НЕС-8С со стороны блочного трансформатора); ограничитель перенапряжения (со стороны блочного трансформатора); конденсаторы (с обеих сторон силового выключателя), шкаф управления.
Из показаний вышеуказанных свидетелей следует, что комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора предназначены для коммутации гидрогенератора в нормальных и аварийных ситуациях, используются для производства и преобразования электроэнергии, как составная часть гидрогенерирующего тракта, физически связаны с гидрогенератором через шинопроводы главных выводов, с другой стороны посредством токопровода присоединены к силовому трансформатору.
По смыслу пунктов 5.4.1-5.4.30 Правил эксплуатации электростанций распределительные устройства всех видов и напряжений относятся к электрическому оборудованию электростанций и сетей.
В соответствии с пунктом 25 ГОСТ 19431-84 под электроустановкой понимается энергоустановка, предназначенная для производства или преобразования, передачи, распределения или потребления электрической энергии.
В пункте 3 ГОСТ 24291-90 закреплено определение (электрического) распределительного устройства, согласно которому это электроустановка, предназначенная для приёма и распределения электрической энергии на одном напряжении и содержащая коммутационные аппараты и соединяющие их сборные шины (секции шин), устройства управления и защиты.
Суд первой инстанции, признавая, что объекты основных средств, в отношении которых обществом применена льготная налоговая ставка по налогу на имущество, не относятся к линиям электропередачи, а также к сооружениям, являющимся их неотъемлемой технологической частью, правильно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 3 Закона N 35-ФЗ деятельность субъектов электроэнергетики разделена на производство электрической, тепловой энергии и мощности; приобретение и продажу электрической энергии и мощности; энергоснабжение потребителей; оказание услуг по передаче электрической энергии; оказание услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; сбыт электрической энергии (мощности); организацию купли-продажи электрической энергии и мощности.
Передача электроэнергии является самостоятельным видом экономической деятельности - код 35.12.1 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности. ОК 029-2014, утверждённому приказом Росстандарта от 31.01.2014N 14-ст.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ПАО "РусГидро" является производство электроэнергии гидроэлектростанциями, в том числе деятельность по обеспечению работоспособности электростанций (код 35.11.4). Деятельность по передаче электроэнергии среди видов деятельности, осуществляемых обществом, не указана, в том числе в сведениях о дополнительных видах.
Учитывая нахождение льготируемых объектов непосредственно внутри гидроэлектростанции, их назначение для производства и преобразования электроэнергии, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что данные основные средства не могут быть отнесены к линиям электропередачи.
Комплекс генераторный элегазовый гидрогенератора, затвор аварийно-ремонтный, затвор ремонтный, затворы холодного водосброса, решетка сороудерживающая как функционально, так и по месту нахождения относятся к оборудованию, участвующему в производстве и преобразовании электроэнергии, а не в её передаче.
Довод заявителя о том, что комплексы генераторные элегазовые гидрогенератора неразрывно связаны с регулированием процесса передачи электроэнергии и обеспечения системной надежности электрических сетей, был проверен судом первой инстанции и обоснованно отклонен, так как при единовременности процесса производства, передачи и потребления отдельные функции данного оборудования, связанные с обеспечением передачи электроэнергии, являются сопутствующими (вторичными) по отношению к основной функции (функциональной принадлежности) указанных объектов - генерации электроэнергии (мощности).
В соответствии с абзацем десятым статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике"" юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
Таким образом, несмотря на специфику технологического процесса в электроэнергетики (одномоментность), законодательно разделены виды деятельности по производству (генерации), распределению и передаче электроэнергии. Следовательно, в отношении имущества, используемого в процессе выработки энергии, несмотря на связь процесса её выработки с процессом передачи, в силу положений пункта 3 статьи 380 НК РФ, не подлежит применению пониженная ставка.
Спорные объекты основных средств, в отношении которых заявлена льгота, находятся непосредственно на территории гидроэлектростанции и участвуют в процессе выработки и преобразования электроэнергии, то есть являются оборудованием, обеспечивающим выработку, преобразование и передачу электроэнергии до точки разграничения, находятся в зоне балансовой и эксплуатационной ответственности СШ ГЭС, и не относятся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой технологической частью линий электропередачи, и, следовательно, не относятся к имуществу по смыслу Перечня N 504, в отношении которого применяются льготы по налогу на имущество организаций.
На основании изложенного суд первой инстанции правильно признал, что обществом в нарушение пункта 1 статьи 374, пункта 3 статьи 380 НК РФ неправомерно применены пониженные ставки по налогу на имущество организаций в размере 1,3% в отношении спорных объектов основных средств, что повлекло занижение суммы авансового платежа по налогу на имущество, подлежащего уплате по налоговой декларации за полугодие 2016 года на 2 086 776 рублей.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "25" октября 2018 года по делу N А74-7131/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Г.Н. Борисов |
Судьи |
О.А. Иванцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-7131/2018
Истец: ПАО "ФЕДЕРАЛЬНАЯ ГИДРОГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ - РУСГИДРО"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N2 ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
Третье лицо: Управление ФНС по РХ, ПАО Филиал "РусГидро" - "Саяно-Шушенская ГЭС имени П.С. Непорожнего"
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2261/19
29.05.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7131/18
18.02.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7135/18
12.02.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7131/18
25.10.2018 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7131/18