г. Чита |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А58-924/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мациборы А.Е., судей Гречаниченко А.В., Ошировой Л.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Емельяновой Е.Н. (до перерыва) и секретарем судебного заседания Мальцевой Е.В. (после перерыва),
при участии в судебном заседании до перерыва представителей Администрации муниципального образования "Ярославский наслег" Ленского района РС (Я) по доверенности от 02.10.2018 Чувашлевой В.Л. и по доверенности от 01.02.2019 Черкашиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования "Ярославский наслег" Ленского района Республики Саха и Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 июля 2018 года по делу N А58-924/2018 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоэнергокомплекс" (ИНН 1414016110, ОГРН 1131450000373) к Администрации муниципального образования "Ярославский наслег" Ленского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1414011979, ОГРН 1061414000251) о взыскании 2 143 878 руб. 08 коп.,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика Администрации муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия) (ИНН 1414009962, ОГРН 1031400599152),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоэнергокомплекс" (далее - истец, ООО "Теплоэнергокомплекс") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с исковым заявлением к Администрации муниципального образования "Ярославский наслег" Ленского района Республики Саха (далее - ответчик, Администрация) о взыскании 2 143 878 руб. 08 коп. неосновательного обогащения.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 09.06.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика привлечена Администрация муниципального образования "Ленский район" Республики Саха (Якутия).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.07.2018 с Администрации за счет средств казны муниципального образования "Ярославский наслег" Ленского района Республики Саха (Якутия) в пользу ООО "ТеплоЭнергоКомплекс" взыскано 2 143 878 руб. 08 коп. неосновательного обогащения.
Не согласившись с указанным решением, ответчик и третье лицо обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят принятый по делу судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что акты о незаконном подключении к системе водоснабжения от 01.09.2016 и о незаконном пользовании системой водоснабжения не являются относимыми и допустимыми доказательствами самовольного подключения к сетям, поскольку такое подключение имело место еще до того, как ООО "ТеплоЭнергоКомплекс" стало владельцем водопроводных сетей, и имеются ранее заключенные с предыдущей ресурсоснабжающей организацией договоры водоснабжения. Указывает, что договор водоснабжения ООО "ТеплоЭнергоКомплекс" не заключал ни с одной организацией. Считает, что истцом не доказано наличия совокупности условий для взыскания неосновательного обогащения.
В судебном заседании представители Администрации поддержали доводы апелляционной жалобы.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие представителей иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "ТеплоЭнергоКомплекс" в соответствии с договором безвозмездного пользования имуществом N 2 от 18.08.2015 осуществляет эксплуатацию котельной с. Ярославский и снабжение потребителей холодной и горячей водой, а также тепловой энергией.
Администрации на праве собственности принадлежит 3- х этажное здание детского сада, общей площадью 2 317,6 кв. м., расположенное по адресу: Республика Саха (Якутия), Ленский район, с. Ярославский, ул. Полярная, дом 1, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 17.04.2015.
В настоящее время в указанном здании расположены общеобразовательная школа с количеством обучающихся 8 человек, клуб, библиотека, а также имеются пустующие помещения.
01.09.2016 ООО "ТеплоЭнергоКомплекс" составлены акты о незаконном подключении к системе водоснабжения и о незаконном пользовании системой водоснабжения, согласно которым здание присоединено к тепловым сетям и сетям холодного водоснабжения без договоров с ООО "ТеплоЭнергоКомплекс".
Данные акты были составлены в присутствии представителя Администрации заместителя главы Кравцовой Т.Л. и подписаны без замечаний и возражений.
Актами подтверждается факт подключения здания бывшего детского сада к системе холодного водоснабжения диаметром сечения трубы в размере 76 мм и горячего водоснабжения диаметром врезки в размере 57 мм.
ООО "ТеплоЭнергоКомплекс" 17.09.2017 в адрес Администрации была направлена претензия с расчетом задолженности за бездоговорное потребление холодной воды и горячей воды в сумме 2 143 878 руб. 08 коп.
Ссылаясь на неисполнение Администрацией требований истца, истец обратился в суд с иском о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 143 878 руб. 08 коп.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) и принятые в его исполнение Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В пункте 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Коммерческий учет осуществляется путем измерения количества воды и приборами учета (средствами измерения) воды в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Законом N 416-ФЗ (пункт 3 Правил N 776).
В соответствии с пунктом 10 статьи 20 Закона N 416-ФЗ и пунктом 14 Правил N 776 осуществление коммерческого учета расчетным способом допускается в следующих случаях: 1) при отсутствии прибора учета, в том числе, в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами горячего 8 водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) в случае неисправности прибора учета; 3) при нарушении в течение более шести месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющихся собственностью абонента, организации, которые эксплуатируют водопроводные, канализационные сети, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении потребления воды.
При расчетном способе коммерческого учета воды применяются: метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения (пункт 16 Правил N 776); метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды (пункт 17 Правил N 776); метод гарантированного объема подачи воды (пункты 18 - 19 Правил N 776); метод суммирования объемов воды (пункт 20 Правил N 776).
Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:
а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года;
б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета.
Однако таких обстоятельств в настоящем деле не имеется.
Вывод суда первой инстанции о том, что имело место самовольное присоединении и пользовании Администрацией централизованными системами водоснабжения основано исключительно на акте от 01.09.2016, однако судом первой инстанции не были надлежащим образом исследованы и учтены фактические обстоятельства дела.
Согласно правовой позиции, неоднократно высказанной Конституционным Судом Российской Федерации (Постановления от 06.06.1995 N 7-П, от 13.06.1996 N 14-П), суды при рассмотрении дела обязаны исследовать по существу его фактические обстоятельства и не должны ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы; иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным.
Применительно к данному спору это означает, что исчисление количества ресурса для потребителя не должно вести к явному неосновательному обогащению предприятия, осведомленного о максимальном объеме ресурса, который мог быть потреблен ответчиком, но несмотря на это претендующего на получение денежного эквивалента, большего его количества. Применение норм права не должно приводить к неосновательному обогащению одной стороны обязательства за счет другой его стороны, даже если формальное содержание нормы при грамматическом ее толковании ведет к такому результату.
Порядок подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям установлен в статье 18 Закона N 416-ФЗ.
Действующее законодательство исходит из принципа однократности технологического присоединения к сетям.
В данном случае здание строилось как детский сад и раннее таковым и являлось, что предусматривает его присоединение к сетям водоснабжения, а кроме того в соответствии с представленными в материалы дела договорами N 09-У от 01.01.2011, N 4/12-вс от 01.01.2012, N 1/2013Ф от 01.06.2013 задание было и ранее подключено к сетям холодного и горячего водоснабжения. В этой связи вывод суда первой инстанции о самовольном подключении здания к водопроводным сетям, является необоснованным.
Поскольку факт самовольного подключения к централизованным системам водоотведения не нашел своего подтверждения при рассмотрении настоящего дела, то оснований для применения гарантирующей организацией при расчете метода пропускной способности устройств в порядке пункта 16 Правил N 776 не имелось.
Согласно пункту 76 Правил N 644, если для централизованной системы водоотведения органами местного самоуправления определена гарантирующая организация, договор водоотведения или единый договор холодного водоснабжения и водоотведения заключаются абонентами с такой гарантирующей организацией.
Согласно пункту 79 Правил N 644 гарантирующая организация в течение шести месяцев со дня наделения ее статусом гарантирующей организации в соответствии с положениями Закона о водоснабжении и водоотведении обязана направить абонентам иных организаций водопроводно-канализационного хозяйства, объекты которых подключены к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения и которые не имеют соответствующего договора с этой организацией, и лицам, подавшим заявку на заключение договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора водоснабжения и водоотведения, предложения о заключении договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения с приложением проектов соответствующих договоров.
Доказательств соблюдения ООО "Теплоэнергокомплекс" требований пункта 79 Правил N 644 материалы дела не содержат (статья 9, часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, установив, что ответчику уведомлений о необходимости заключения договора не направлялось, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии между сторонами фактических договорных отношений, поскольку ответчик пользовался ресурсом, поставляемым истцом.
Отсутствие письменного договора не освобождает Администрацию от обязанности возместить стоимость предоставленной ему услуги (пункт 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения").
Объем потребленной услуги по водоотведению (объем стока) приборами учета в данном случае не фиксировался.
Согласно положениям пункта 18 Правил N 776 при отсутствии у абонента прибора учета воды (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 16 и 17 Правил) коммерческий учет воды осуществляется расчетным методом гарантированного объема подачи воды.
Администрацией в материалы дела представлены расчеты платы за расход воды, произведенный в соответствии с Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 31.08.2006 N 387 "О нормативах расхода воды организациями, учреждениями и предприятиями Республики Саха (Якутия) независимо от форм собственности" в порядке, предусмотренном Методикой расчета размера плата за коммунальные услуги утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", по тарифам, установленным постановлениями Государственного комитета по ценовой политике - Региональной энергетической комиссии Республики Саха (Якутия) от 03 декабря 2013 года N 213 " Об установлении одноставочных тарифов в сфере холодного водоснабжения, оказываемые организациями коммунального комплекса потребителям Ленского улуса (района) Республики Саха (Якутия) и от 20 декабря 2013 года N309 "Об установлении одноставочных тарифов в сфере горячего водоснабжения, оказываемые организациями коммунального комплекса Республики Саха (Якутия) на 2014 год", от 19 декабря 2014 года N 356 "Об установлении тарифов на горячу воду, поставляемую теплоснабжающими организациями Республики Саха (Якутия) в 2015 году", от 15 декабря 2014 года N 311 "Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), поставляемую организациями, коммунального комплекса потребителям муниципального образования Ленский улус (район) Республики Саха (Якутия) в 2015 - 2017 годы", от 16 декабря 2015 года N307 "Об установлении тарифов на горячее водоснабжение, поставляемую теплоснабжающими организациями Республики Саха (Якутия) в 2016 - 2018 годах.
Проверив представленный в материалы дела расчет апелляционный суд находит, что он соответствует указанным нормативным актам и является верным, за исключением расчета по разделу "Администрация МО "Ярославский наслег", в котором Администрация за 2015 год указывает сумму 2 124 рубля 69 копеек, в то время как по расчетам суда и справке-расчету самой Администрации эта сумма составляет 2 432 рубля.
Таким образом, общая сумма задолженности Администрации как собственника здания за потребленные ресурсы в спорный период составила по расчету суда 43 461 рубль 24 копейки.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 6 июля 2018 года по делу N А58-924/2018 изменить, изложить резолютивную часть постановления в следующей редакции:
Взыскать с Администрации муниципального образования "Ярославский наслег" Ленского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1414011979, ОГРН 1061414000251) в пользу общества с ограниченной ответственностью "ТеплоЭнергоКомплекс" (ИНН 1414016110, ОГРН 1131450000373) 43 461 рубль 24 копейки неосновательного обогащения и 685 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины (всего 44 146 рублей 24 копейки.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение одного месяца.
Председательствующий |
А.Е. Мацибора |
Судьи |
А.В. Гречаниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-924/2018
Истец: ООО "Теплоэнергокомплекс"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Ярославский наслег" Ленского района Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Администрация муниципального района "Ленский район" Республики Саха (Якутия)
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7406/19
23.07.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4869/18
29.05.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1973/19
18.02.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4869/18
06.07.2018 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-924/18