г. Москва |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А41-49746/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Цечоевым И.Х.,
при участии в заседании:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области: Рожкова Е.В. по доверенности от 14.01.2019;
от Коломенской районной Спортивной Общественной Организации охотников и рыболовов: Васильев Д.В. по доверенности от 30.12.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области
на решение Арбитражного суда Московской области
от 12 ноября 2018 года по делу N А41-49746/18,
принятое судьей Гвоздевым Ю.Г.,
по заявлению Коломенской районной Спортивной Общественной Организации охотников и рыболовов (КрСОООиР)
к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области
о признании незаконным решения и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Коломенская районная спортивная общественная организация охотников и рыболовов (далее - общественная организация, заявитель, КрСОООиР) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству сельского хозяйства и продовольствия Московской области (далее - заинтересованное лицо, Министерство), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным отказ, изложенный в письме Министерства от 07.03.2018 N 1829/18-07-01 в заключении охотхозяйственного соглашения в отношении охотничьих угодий на территории Коломенского городского округа Московской области площадью 90 099 га, указанных в договоре от 15.05.2002 N 02 без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственного соглашения на 49 лет;
- обязать Министерство на основании заявлений от 24.04.2017, 05.07.2017, 11.09.2017, 07.12.2017 заключить в 10-дневный срок охотхозяйственное соглашение без проведения аукциона на срок 49 лет в отношении охотничьих угодий на территории Коломенского городского округа Московской области площадью 90099 га, указанных в договоре от 15.05.2002 на условиях примерной формы охотхозяйственного соглашения, утвержденной приказом Минприроды России от 31.03.2010 N 93.
Решением Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2018 года по делу N А41-49746/18 заявление удовлетворено (т. 1 л. д. 103-106).
Не согласившись с данным судебным актом, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Московской области обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворения заявления отказать.
Представитель КрСОООиР возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд считает, что решения суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом, КрСОООиР выдана лицензия от 13.04.2001 серии ХХ N 2399 на пользование объектами животного мира на территории Московской области, сроком действия до 15.03.2049 (т. 1 л. д. 68).
В целях реализации прав по лицензии между КрСОООиР и Министерством заключен договор от 15.05.2002 N 02, по условиям которого Министерство предоставляет лицензиату в пользование территории, необходимые для осуществления пользования объектами животного мира в Московской области общей площадью 109 054 га в Коломенском районе в границах, установленных распоряжением Министра экологии и природопользования Московской области от 15.03.2001 N 9-РМ, а пользователь обязуется осуществлять пользование территориями на условиях лицензии (т. 1 л. д. 74-75).
27.04.2017 КрСОООиР обратилась к Министерству с письмом исх. N 9, датированным 24.04.2017, с котором просило заключить охотохозяйственное соглашение на площадь, пригодную для охотопользования на территории Коломенского района - 90 099 га до окончания срока действия лицензии (т. 1 л. д. 25)
Письмом от 02.06.2017 N исх-3908/18-07-01 Министерство отказало в заключении соглашения со ссылкой на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П (т. 1 л. д. 26-27).
05.07.2017 КрСОООиР повторно обратилось с заявлением N 15, в удовлетворении которого было отказано по тем же основаниям (т. 1 л. д. 18-20).
Впоследствии КрСОООиР обращалась с аналогичными заявлениями от 11.09.2017 и 07.12.2017, в удовлетворении которых Министерство отказало письмами от 09.11.2017 N исх-8677/18-07-01, 07.03.2018 N исх-1829/18-07-01.
Полагая, что отказ от 07.03.2018 N исх-1829/18-07-01 является незаконным и нарушает права и законные интересы КрСОООиР в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления в связи со следующим.
01 апреля 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), частью 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ которого было предусмотрено, что право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ (в редакции N 3) юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений.
Частью 9 статьи 71 Закона N 209-ФЗ (в редакции N 3) установлено, что по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи.
02 июля 2012 года вступил в силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137 (далее - Приказ N 137), которым установлено, что максимальная площадь охотничьих угодий, в отношении которых могут быть заключены охотхозяйственные соглашения одним лицом или группой лиц, в Московской области составляет 35 тыс. га.
Таким образом, пятилетний срок для реализации владельцами ранее полученных долгосрочных лицензий права на заключение охотхозяйственных соглашений истек 02 июля 2017 года.
Однако применение части 3 статьи 71 Закона N 209-ФЗ было приостановлено Конституционным Судом Российской Федерации до устранения федеральным законодателем неопределенности ее нормативного содержания (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.06.2015 N 17-П).
Согласно правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.07.2018 N 1671-О-Р, право занятия охотхозяйственной деятельностью, возникшее у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с полученными до 1 апреля 2010 года долгосрочными лицензиями на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов, прекращению по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в период до внесения в законодательство об охоте и сохранении охотничьих ресурсов необходимых изменений, вытекающих из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 июня 2015 года N 17-П, не подлежит, а потому после вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 224-ФЗ им должна быть предоставлена - при условии, что право пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов не было прекращено в связи с истечением сроков охотхозяйственных соглашений, заключенных на основании долгосрочных лицензий (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2016 года N 2363-О-Р), - возможность заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона с учетом того, что в отсутствие предусмотренного названным Постановлением временного моратория на применение части 3 статьи 71 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" они могли бы воспользоваться правом на заключение таких соглашений в период с 25 июня 2015 года по 02 июля 2017 года.
Как следует из материалов дела, КрСОООиР четырежды обращалось к Министерству с заявлениями о заключении охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона на срок 49 лет в отношении ранее представленных ему охотничьих угодий.
При этом решения Министерства, принятые по результатам первых трех обращений, заявителем не обжалованы ни в рамках настоящего дела, ни путем подачи самостоятельных заявлений в арбитражный суд.
В рамках настоящего дела КрСОООиР обжалуется отказ Министерства от 07.03.2018 N 1829/18-07-01, принятый по результатам рассмотрения конкретного обращения от 07.12.2017 N30, поданного уже после вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года N 224-ФЗ, повлекшего отмену моратория на заключение охотхозяйственных соглашений, за пределами срока, в пределах которого заявитель вправе был реализовать возможность на заключение соглашения без проведения аукциона.
Поскольку в обращении КрСОООиР от 07.12.2017 N 30, на которое Министерством был дан обжалуемый отказ, отсутствуют сведения о ранее поданных организацией заявлениях схожего характера, то у Министерства отсутствовали основания для рассмотрения последнего заявления не как нового самостоятельного обращения, а в качестве просьбы о завершении ранее инициированной предыдущими заявлениями процедуры заключения охотхозяйственного соглашения.
Оценив отказ Министерства от 07.03.2018 N 1829/18-07-01 на предмет его соответствия частям 3 и 9 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, а также Приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2012 N 137, исходя из правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2018 N 1671-О-Р, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый отказ заинтересованного лица является законным, в силу чего оснований для удовлетворения требования КрСОООиР о его оспаривании не имеется.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя.
Поскольку нарушений при принятии обжалуемого заявителем отказа от 07.03.2018 N 1829/18-07-01 Министерством в рассматриваемом случае не допущено, то оснований для обязания последнего заключить с КрСОООиР охотхозяйственное соглашение на основании заявлений от 24.04.2017, 05.07.2017, 11.09.2017, 07.12.2017 у суда не имеется.
Кроме того, арбитражный суд не вправе подменять в своей деятельности органы исполнительной власти в части осуществления соответствующих функций, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств, и вмешиваться в их компетенцию, делая за них выводы.
Учитывая изложенное выше, заявленные требования не подлежат удовлетоврению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 12 ноября 2018 года по делу N А41-49746/18 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-49746/2018
Истец: Коломенская районная спортивная охотников и рыболовов
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ РОССИЯ, 141400, Г. ХИМКИ, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, УЛ. МОСКОВСКАЯ, Д. 15
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ