г. Москва |
|
18 февраля 2019 г. |
Дело N А41-77801/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 февраля 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Боровиковой С.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Назаренко Е.В.,
при участии в заседании:
от ИП Поповой Л.И.: Богомолов А.И., по доверенности N 50 АБ 2394720 от 25.10.2018;
от Администрации Раменского муниципального района Московской области: Палеева М.А., по доверенности N 4 от 09.01.2019;
от Управления земельных отношений Раменского муниципального района: не явились, извещены надлежащим образом;
от третьего лица: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельных отношений Раменского муниципального района на решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2018 года по делу N А41-77801/18, принятое судьей Семёновой А.Б., по исковому заявлению ИП Поповой Л.И. к Администрации Раменского муниципального района Московской области, Управлению земельных отношений Раменского муниципального района, третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области о признании,
УСТАНОВИЛ:
ИП Попова Л.И. обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Раменского муниципального района Московской области с требованиями:
- признать незаконным отказ Управления земельных отношений Раменского муниципального района N 5242 от 07.09.2018 в предоставлении ИП Поповой Л.И. в аренду земельного участка площадью 535 кв. м с кадастровым номером 50:23:0030224:113, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Заболотьевское, поселок совхоза "Раменское", улица Центральная,
- обязать Администрацию Раменского муниципального района Московской области заключить с ИП Поповой Л.И. договор аренды земельного участка площадью 535 кв. м с кадастровым номером 50:23:0030224:113, расположенного по адресу: Московская область, РаменскиЙ район, сельское поселение Заболотьевское, поселок совхоза "Раменское", улица Центральная.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство имущественных отношений Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2018 года по делу N А41-77801/18 требования ИП Поповой Л.И. удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Управление земельных отношений Раменского муниципального района обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель Администрации Раменского муниципального района Московской области поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ИП Поповой Л.И. в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Управления земельных отношений Раменского муниципального района, Министерства имущественных отношений Московской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем, дело рассмотрено апелляционным судом в порядке ст. 156 АПК РФ в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2013 году индивидуальный предприниматель Попова Л.И. обратилась в Администрацию Раменского муниципального района Московской области (далее Администрация) с заявлением о выделении ей земельного участка из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: Московская область, Рэменский район, сельское поселение Заболотьевское, поселок совхоза "Раменское", улица Центральная, площадью 535 кв. м, под строительство магазина.
02.04.2014 вынесено постановление N 589 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Заболотьевское, поселок совхоза "Раменское", улица Центральная, и установлении вида разрешенного использования земельного участка.
Согласно письму Комитета по управлению имуществом Раменского муниципального района от 06.05.2014 N 1330 документы предпринимателя направлены в Министерство имущественных отношений Московской области для получения заключения Градостроительного совета Московской области, по результатам рассмотрения принято решение о нецелесообразности предоставления указанного земельного участка под коммерческое использование в соответствии со статями 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (путем предварительного выбора). В письме от 06.05.2014 N 1330 комитет сообщил, что удовлетворить обращение предпринимателя и принять решение о предварительном согласовании места размещения магазина и утверждении акта о выборе земельного участка, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Заболотьевское, поселок совхоза "Раменское", улица Центральная, не представляется возможным.
Вышеуказанное решение было обжаловано в суде.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08.12.2014 г. по делу N А41-58052/14 на администрацию была возложена обязанность принять решение о предварительном согласовании индивидуальному предпринимателю Поповой Людмиле Ильинечне места размещения магазина и утвердить акт о выборе земельного участка площадью 535 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Раменский район, сельское поселение Заболотьевское, поселок совхоза "Раменское", улица Центральная.
09.10.2015 Постановлением N 3766 администрация во исполнение Решения Арбитражного суда Московской области от 08.12.2014 по делу N А41-58052/14 предварительно согласовала место размещения магазина на земельном участке площадью 535 кв. м, а также утвердила акт о выборе земельного участка.
01.09.2018 предприниматель обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:23:0030224:113.
07.09.2018 в письме N 5242 Управление земельных отношений Раменского муниципального района указало на отсутствие правового основания для предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов. В обоснование отказа заявителю было указано, что в соответствии со статьей 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, представляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до вступления в силу данного Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
Указанный отказ заявитель считает незаконным, нарушающим права заявителя, что послужило основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что процедура предоставления земельного участка, предусмотренная ст. 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, не нарушена, а Администрацией принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу ч. 1 ст. 198, ч. 2 ст. 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 34 Федерального закона N 171-ФЗ до 01.03.2018 земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 01.03.2015, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и, в отношении которого до 01.03.2015 принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта принято 09.10.2015 путем принятия постановления N 3836. Таким образом, к рассматриваемым правоотношениям подлежат применению нормы Земельного кодекса Российской Федерации в редакции с 01.03.2015, в которой статья 34 утратила силу.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в настоящее время регламентирован статьей 39.14 ЗК РФ.
В частности, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Пунктами 1 и 2 статьи 39.17 Земельного кодекса установлено, что для приобретения прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, граждане или юридические лица обращаются в уполномоченный орган с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, содержится в статье 39.16 Земельного кодекса.
В силу пункта 16 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса.
Материалами дела подтверждается, что заявитель представил полный пакет документов, необходимых для заключения договора аренды, что не оспаривалось представителем Администрации.
Поскольку процедура предоставления земельного участка, предусмотренная ст. 39.14, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, не нарушена, а Администрацией принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, основания для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду отсутствовали.
Ввиду изложенного, суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы были рассмотрены и оценены судом первой инстанции. Оснований для их переоценки у апелляционного суда нет.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29 ноября 2018 года по делу N А41-77801/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
С.В. Боровикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-77801/2018
Истец: Попова Людмила Ильинична
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 140100, МОСКОВСКАЯ обл, РАМЕНСКОЕ г, КОМСОМОЛЬСКАЯ пл., д.2
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАМЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА