Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 28 мая 2019 г. N Ф10-1742/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Воронеж |
|
19 февраля 2019 г. |
Дело N А08-8844/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.02.2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19.02.2019 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Безбородова Е.А.
судей Седуновой И.Г. Владимировой Г.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кончаковой Е.Е.,
при участии:
от ИП Бабыниной Зои Николаевны: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от иных лиц, участвующих в деле: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Бабыниной Зои Николаевны на решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.12.2018 по делу N А08-8844/2018 (судья Назина Ю.И.) по исковому заявлению заявление ГКУ СЛУЖБА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ РБ (ИНН 0276143260, ОГРН 1120280040286) к ИП Бабыниной З.Н. (ИНН 310200626304, ОГРН 306313024400057) третьи лица: ИП Подгорева Юлия Анатольевна, ООО "Альянс-логистик", ООО "Белгородский завод металлоизделий" о взыскании 845 001 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан обратилось в арбитражный суд Белгородской области с иском к ИП Бабыниной З.Н. о взыскании 845 001 руб. в счет суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам пользования Республики Башкортостан, согласно акта N 5420 о превышении транспортным средством установленных ограничений при общей массе и (или) нагрузке на ось от 06 апреля 2016 года.
Определением суда от 14.09.2018 года в дело в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ИП Подгорнева Ю.А., ООО "Альянс-Логистик", ООО "Белгородский завод металлоизделий".
Решением Арбитражного суда Белгородской области от 04.12.2018 исковые требования ГКУ СЛУЖБА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ РБ удовлетворены. Взыскано с ИП Бабыниной З.Н. в пользу ГКУ СЛУЖБА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ РБ 845 001 руб. в счет возмещения ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам пользования Республики Башкортостан. Взыскано с ИП Бабыниной З.Н. в доход федерального бюджета 19 900 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с данным решением, ИП Бабынина З.Н. обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
На основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В электронном виде через сервис "Мой арбитр" от ГКУ СЛУЖБА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ РБ поступило возражение на апелляционную жалобу, которое приобщено к материалам дела.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта. При этом суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 06.04.2016 года при осуществлении весового контроля на 67 км автодороги Уфа-Инзер-Белорецк сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач марки Даф, модель XF 95.430, регистрационный номер Н 586 ХТ 31 с полуприцепом Когель, модель SN24, регистрационный номер АК 7219 31, принадлежащих ответчику, под управлением водителя Бугакова Ю.Н.
Свидетельствами о регистрации транспортного средства на седельный тягач марки Даф, модель XF 95.430, регистрационный номер Н 586 ХТ 31, на полуприцеп Когель, модель SN24, регистрационный номер АК 7219 31 подтверждается факт принадлежности транспортных средств ответчику.
Взвешивание производилось на весовом оборудовании (ВА-Д - весы автомобильные для взвешивании в движении) фирмы ООО НПФ "МЕТА", заводской номер N 101.
Данные весы признаны пригодными к применению и проверены 11.11.2015 года, что удостоверено свидетельством о поверке N 7/3484, что подтверждает достоверность результатов взвешивания.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза предусмотренного частью 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
Специалистами пункта весового контроля по данному факту составлен акт N 5420 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 06.04.2016 года.
В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства сумма ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, составила 845 001 руб.
ГКУ Служба весового контроля РБ направила ответчику претензионное письмо от 09.06.2016 года N 4892 о необходимости уплаты суммы ущерба, однако ответ получен не был, денежные средства в возмещение ущерба также уплачены не были.
Неуплата причиненного ответчиком ущерба послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
По смыслу положений ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
Пунктами 1 и 2 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Статьей 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") предусмотрено, что пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять перевозки по автомобильным дорогам опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
В соответствии со статьей 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, допускается при наличии специального разрешения.
Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Выдача специального разрешения осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог (пункт 3 части 10 статьи 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Предельно допустимые осевые нагрузки транспортных средств определены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом".
В силу частей 12 и 13 статьи 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены "Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов", которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
Так, согласно пунктам 2, 3 и 5 указанных выше Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Таким образом, превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Кроме того, как указано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П, перевозка тяжеловесных грузов приводит к преждевременному износу дорожного полотна, что наносит дополнительный ущерб объектам государственной собственности, а также влечет дополнительные затраты, связанные с организацией пропуска движения и осуществлением надзора за техническим состоянием путей следования груза. Такие сверхнормативные расходы должны возмещаться за счет платежей, взимаемых с заинтересованных в особых условиях транспортировки грузов владельцев (пользователей) соответствующих автотранспортных средств.
В силу части 2 статьи 30 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае принятия решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств по автомобильным дорогам владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках таких ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом (часть 4 статьи 30 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Приказом Минтранса России N 211 от 12.08.2011 (начало действия документа - 06.01.2012) утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам (далее - Порядок осуществления временных ограничений).
Данный порядок определяет процедуру введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, далее - временные ограничения или прекращение движения, (пункт 2).
В силу пункта 3 Порядка осуществления временных ограничений временные ограничения или прекращение движения устанавливаются:
- при реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог;
- в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
- в период повышенной интенсивности движения транспортных средств накануне нерабочих праздничных и выходных дней, в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в часы максимальной загрузки автомобильных дорог;
- в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Временные ограничения или прекращение движения вводятся на основании соответствующего распорядительного акта о введении ограничения или прекращения движения (далее - акт о введении ограничения), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 25 данного Порядка (пункт 4 Порядка осуществления временных ограничений).
В соответствии с пунктом 18 Порядка осуществления временных ограничений временное ограничение движения осуществляется в весенний период - путем установки дорожных знаков 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" со знаками дополнительной информации "Тип тележки транспортных средств", предусмотренных Правилами дорожного движения.
Факт превышения значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства, принадлежащего ответчику, под управлением водителя Бугакова Ю.Н., зафиксирован в акте от 06.04.2016 года N 5420.
Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений от 06.04.2016 года N 5420 подписан инспектором ГИБДД и сотрудниками ГКУ Служба весового контроля РБ, то есть должностными лицами, которым предписано осуществлять контроль за перевозкой и соблюдением весовых параметров и габаритов транспортных средств.
Наличие подписи инспектора ГИБДД в акте опровергает доводы ответчика, содержащиеся также в апелляционной жалобе, в части нарушения правил составления акта.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 года N 1321-р на автомобильных дорогах Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 01.04.2016 по 10.05.2016 было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
Данное распоряжение было опубликовано в средствах массовой информации Республики Башкортостан и размещено в сети Интернет на официальном Интернет - портале правовой информации Республики Башкортостан (www.npa.bashkortostan.ru), на официальном сайте Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и сельскому хозяйству (gostrans.bashkortostan.ru).
Указанное обстоятельство опровергает довод ответчика о том, что он не был осведомлен о временном ограничении движения транспортных средств с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси.
Ответчик как лицо, профессионально осуществляющее предпринимательскую деятельность в области перевозок, учитывая ежегодное введение ограничений движения в весенний период, должен был предпринять необходимые меры по получению соответствующей информации об ограничениях движения при осуществлении перевозки на тяжеловесном транспорте.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.
Превышение значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства является основанием для возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
Пунктами 1 и 2 части 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах предусмотрено, что размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Транспортные средства седельный тягач марки Даф, модель XF 95.430, регистрационный номер Н 586 ХТ 31 с полуприцепом Когель, модель SN24, регистрационный номер АК 7219 31, нагрузка на оси которого превысила предельно допустимые нагрузки, принадлежит на праве собственности индивидуальному предпринимателю Бабыниной З.Н, что следует из материалов дела.
Довод ответчика, содержащийся также в апелляционной жалобе, о том, что на момент выявленного нарушения ответчик не являлся владельцем транспортного средства в связи с заключением с ИП Подгорневой Ю.А. договора-заявки на перевозку груза от 04.04.2016 года, с заключением ИП Подгорневой Ю.А. с ИП Федяевым Г.К. заявки на перевозку груза от 04.06.2016 года, и заключением ИП Федяевым Г.К. с ООО "Альянс-Логистик" заявки на перевозку груза от 04.06.2016 года правомерно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Указанные заявки на перевозку груза не являются договорами аренды транспортных средств, доказательств выбытия транспортного средства ответчика в аренду, собственность третьих лиц не содержат. Иные доказательства, свидетельствующие о том, что ответчик в установленном порядке на основе гражданско-правовых сделок передал другим лицам права владения и (или) пользования названными автомашинами, в материалы дела не представлено.
Для взвешивания вышеуказанного транспортного средства применялись весы автомобильные ВА-Д заводской номер N 101, прошедшие сертификацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, имеющие соответствующее свидетельство - N 7/3484.
Согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения" автомобильная дорога "Уфа - Инзер - Белорецк" отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения, находящимся в собственности Республики Башкортостан.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности факта причинения ответчиком ущерба автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения ввиду неисполнения требования о получении специального разрешения на провоз тяжеловесного груза.
Размера вреда, причиненного автодороге "Уфа-Инзер-Белорецк" регионального и межмуниципального значения в Республики Башкортостан подтверждается актом N 5420 от 06.04.2016 года и составил 845 001 руб.
Указанный акт в установленном законом порядке ответчиком не оспаривался. Доказательств в его опровержение в материалы дела не представлено.
Произведенный истцом расчет вреда ответчиком по существу не оспорен, контррасчет в опровержение расчета истца не представлен (статьи 65 и 9 АПК РФ).
Довод ответчика, содержащийся также в апелляционной жалобе, об отсутствии доказательств привлечения ИП Бабыниной З.Н., водителя Бугакова Ю.Н. к административной ответственности как основания для отказа в удовлетворении иска, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку отсутствие акта о привлечении к административной ответственности по статье 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не свидетельствует об отсутствии в действиях предпринимателя Бабыниной З.Н. состава гражданского правонарушения. В данном случае все необходимые условия для привлечения к гражданской ответственности по статье 1064 Гражданского кодекса материалами дела подтверждены.
При изложенных обстоятельствах, исковое заявление учреждения правомерно удовлетворено.
Расходы по уплате госпошлины в соответствии со ст. 110 АПК РФ правомерно отнесены на ответчика.
Убедительных доводов, основанных на доказательствах и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем, удовлетворению не подлежит.
Нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в любом случае, судом первой инстанции не нарушены.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Белгородской области от 04.12.2018 по делу N А08-8844/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ИП Бабыниной Зои Николаевны без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Безбородов |
Судьи |
И.Г. Седунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А08-8844/2018
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛУЖБА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: Бабынина Зоя Николаевна
Третье лицо: ООО "АЛЬЯНС-ЛОГИСТИК"., ООО "БЕЛГОРОДСКИЙ ЗАВОД МЕТАЛЛОИЗДЕЛИЙ", Подгорнева Ю. А., ГИБДД МРЭО УМВД России по Белгородской области